Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2018-01-04 | 571 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
РАЗРАБОТКА ИНСТРУКЦИОННОЙ КАРТЫ
Цель — формирование умений анализа трудового процесса и структурирование его для построения инструкционной карты.
Метод — моделирование трудовой деятельности.
Методическое обеспечение: инструкционно~технологические, рабочие, операционные карты выполнения работ.
Термины и понятия:
•трудовой процесс;
• инструкционная карта.
Краткие теоретические сведения
Трудовой процесс
Трудовой процесс - часть производственного процесса. Производственный процесс отличается от трудового в ряде отраслей народного хозяйства временем протекания. Например, в химической промышленности время трудового участия человека в производстве значительно меньше, чем сам производственный процесс. В ряде профессий производственный процесс совпадает с процессом труда рабочего. Например, у слесаря-сборщика контрольно-измерительных приборов сборочные и ремонтные операции в основном выполняются вручную, поэтому производственный и трудовой процессы совпадают. Однако трудовой процесс у гальванщика не совпадает с производственным по времени: длительность производственного процесса больше, чем время выполнения трудовых операций.
Трудовой процесс содержит:
• операции;
•приемы;
•действия.
Принято более крупные части трудового процесса называть операциями. Например, монтаж, наладка, пайка, раскрой, измерение - это крупные части деятельности специалиста. Каждая операция выполняется в несколько приемов.
Прием - это часть операции, имеющая самостоятельную цель. В операции пайки лужение является приемом. В операции разделки кабеля окон-цевание жил является отдельным приемом. Следующие более мелкие части трудового процесса - действие и движение.
|
Действие - законченная совокупность движений (нажать кнопку «Пуск» на системном блоке и т.д.). Принято считать, что каждое действие включает 2-3 движения.
Знание структуры трудового процесса необходимо педагогу профессиональной школы, так как основной целью производственного обучения является формирование готовности выполнять определенные трудовые операции, приемы и применять профессиональные знания и умения на практике.
Инструкционная карта
Для формирования профессиональных умений и навыков на уроках практического обучения используются различные инструктивные учебные документы. В производственном обучении наибольшее применение получили инструкционные, технологические (инструкционно-технологические) карты и учебные алгоритмы.
Инструкционная карта — форма письменного инструктажа, которая с помощью ориентиров помогает создать зрительно-наглядные представления о приемах и действиях при выполнении работ.
Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций. Они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции.
Технологические (инструкционно-технологические) карты применяются при выполнении работ комплексного характера. Они раскрывают технологическую последовательность, режимы, технические требования, средства выполнения учебно-производственных работ.
Инструкционные карты являются средством организации и активизации учебно-практической деятельности учащихся. Наличие такой документации, как письменный инструктаж, позволяет каждому учащемуся многократно в процессе выполнения учебно-производственных работ обращаться к указаниям, содержащимся в ней, что обеспечивает возможность учащимся постоянно осуществлять самоконтроль.
Для разработки инструкционной карты необходимо четко представлять конкретные учебные цели и систему приемов и действий, которыми нужно овладеть для их достижения. Овладевая той или иной операцией, включающей большое количество приемов, необходимо иметь четкую последовательность действий, которая становится ведущим компонентом, определяющим всю структуру деятельности. Текстовые инструкционные карты выполняются в виде таблиц, в которые входят названия операций, способы выполнения приемов и действий, а также виды контроля за их исполнением. Пример инструкционной карты приведен в приложении.
|
В последнее время при реализации идеи опорных сигналов в производственном обучении получили распространение кодовые инструкции, в которых операции закодированы условными символами. В этом случае все приемы выполнения учебно-производственных заданий можно выразить с помощью соответствующих символов. Для разработки кодированной инструкционной карты необходимо изучить технологический процесс с целью вычленения отдельных операции. Для кодирования каждой операции можно воспользоваться уже готовыми инструкционными и технологическими картам.
Порядок выполнения заданий
1. Из учебного пособия «Практическое руководство по настройке локальных сетей» выбрать инструкционную карту, с помощью которой заполнить табл.8.
Таблица 8
Анализ трудового процесса
Название трудового процесса
Средства труда
Объект труда
№ п/п | Название операции | Код операции | Прием | Действие |
2. Используя пооперационный анализ трудового процесса, подобрать эскизы, схемы, усиливающие наглядность выполняемого действия.
3. Разработать самостоятельно операционную инструкционную карту (см. приложение).
4. Используя коды операций или приемов и наглядные средства, составить кодовую инструкционную карту по формированию практических умений.
Контрольные вопросы
1. Какие этапы можно выделить в разработке инструкционной карты?
2. Что является ориентировочной основой деятельности в письменной форме инструктажа?
3. Дайте определение кодовой инструкционной карты.
4. Как создается ориентировочная основа деятельности в кодовой инструкционной карте?
5. Каковы функции указаний контроля в инструкционной карте?
6. Перечислите умственные умения, формируемые у учащихся при работе с инструкционной картой.
Рекомендуемая литература
Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед. ун-та, 1999. 138 с.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!