Профессиональная характеристика — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Профессиональная характеристика

2018-01-04 320
Профессиональная характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основными характеристиками социального заказа на обучение и под­готовку специалистов современного производства являются:

•профессия;

•специальность;

•квалификация.

Профессия - род постоянной трудовой деятельности, охватывающей широкую область применения знаний, умений и навыков в той или иной отрасли производства, Например, слесарь, электромонтажник, электроме­ханик и т.д..

Специальность (специализация) - вид трудовой деятельности, выде-
лившийся внутри профессий в результате разделения труда. Например, слесарь-
электрик по ремонту электрических машин, слесарь-сборщик радио­
аппаратуры, электромонтер по ремонту и обслуживанию. Однако в результате
совершенствования производства и интеграции трудовой деятельности сфера
деятельности специалистов расширяется и необходимость подготовки
специалистов узкого профиля все больше снижается.

Квалификация - степень, уровень овладения профессией, специаль­ностью. Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоение работнику тарифного разряда (класса, категории) в зависимости от сложности работы, точности и ответственности исполнителя). Существен­ными признаками квалификации являются

•уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений);

•диапазон и широта знаний и умений;

•способность выполнять специальные задания;

•способность рационально организовывать и планировать свою работу;

•способность использовать знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда).

Сущность социального заказа на обучение специалистов широкого профиля выражена в документе, который называется профессиональной характеристикой. Она дает исчерпывающую характеристику деятельности рабочего в конкретном и систематизированном виде и отражает формы и сроки подготовки, уровень квалификации, общие и специальные требования к специалисту. В профессиональной характеристике также должны быть отражены: психофизиологические особенности профессии, умственная деятельность, связанная с сохранением и переработкой информации; моторные действия; особенности внимания; качества личности, способст­вующие успеху в работе; медицинские противопоказания.

Профессиональная характеристика служит основой для составления учебно-программной документации, на основании которой вносятся все ко­личественные и качественные изменения в содержании образования;

Учебный план

Учебный план - официальный документ, отражающий объем и со-держание обучения.

Учебный план (типовой) - это документ рекомендательного характера, устанавливающий перечень и объем учебных циклов и предметов при­менительно к профессии и специальности с учетом ступени квалификации, минимального (базового) блока обучения и определяющий степень самостоятельности региональных органов образования, образовательных учреж­дений в разработке компонентов содержания обучения.

Учебный план (рабочий) - документ, разработанный для конкретного образовательного учреждения с учетом выбранной специальности и требо­ваний государственного, регионального и местного компонентов образования.

Перечень и блоки учебных предметов, их объем, последовательность изучения устанавливаются на основе ряда принципов, отражающих основные положения и закономерности формирования профессиональных знаний, умений, навыков. К ним относятся: научность, систематичность, по­следовательность, реализация межпредметных связей и т.д.

Согласно принципу систематичности все учебные планы имеют предметно-цикловую или блочно-модульную структуру, которая обеспечивает возможность формирования системы научных знаний, умений и навыков, их логическую взаимосвязь, последовательность введения в учебный процесс.

Принцип последовательности в современных учебных планах подго­товки специалистов выражается в ступенях профессионального обучения. Наиболее распространенными являются три Ступени образования: начальное, среднее и высшее профессиональное образование (рис. 1).

Рис.1. Ступени профессионального образования

Анализ учебного плана - начальный этап работы с учебно-программной документацией, дающий исходную информацию для работы с другими учебно-программными документами, Анализируя план, препода­ватель или мастер определяет место предмета в системе изучаемых учащи­мися дисциплин и на этой основе планирует и реализует в учебном процессе межпредметные связи. Данные о количестве часов, выделенных на предмет, и их распределение на полугодия позволяют ему ориентировочно оценивать объем и сложность материала, С) степени и значимости предмета можно судить по виду итогового контроля знаний учащихся (экзамен или зачет), перечню тех знаний и умений профессиональной характеристики, которые должны быть сформированы при изучении предмета.

В состав учебного плана входят:

• график учебного процесса;

• план учебного процесса.

График учебного процесса - документ, который показывает длитель­ность учебных полугодий, экзаменационных сессий, каникул, виды практик и их длительностъ, данные о распределении часов на различные виды обучения

Важным разделом учебного плана является план учебного процесса в который входят циклы (блоки) учебных дисциплин, их состав, общий объем изучения и распределение объема часов по полугодиям и учебным неделям. Учебные предметы, включенные в учебный план, характеризуют два вида подготовки квалифицированных рабочих:

• профессиональную;

•общеобразовательную.

Каждый вид подготовки имеет самостоятельную цель в формировании знаний, умений и видов профессиональной деятельности будущих специалистов.

Структура учебных планов является основой для составления учебных программ по отдельным предметам, в которых находят свое отражение конкретные цели, задачи, принципы общеобразовательного и профессио­нального обучения, содержание предмета

Учебная программа

Содержание обучения специалистов строится посредством программы учебных предметов.

Учебная программа - документ, который содержательно раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету типового учебного плана.

Учебная программа (рабочая) - учебная программа, разработанная на основе типовой, применительно к конкретному учебному заведению с учетом регионального компонента стандарта профессионального образования,

В этом документе определяются объем знаний, умений и навыков, последовательность изучения разделов и тем, время, отводимое на их изу­чение, Перечень формируемых знаний и умений конкретизирован в про­грамме в виде понятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые, взятые вместе, составляют понятийное содержание предмета. Таким образом, в программе содержание обучения представлено в обобщенном, системати­зированном виде. Это обуславливает важность и особую значимость изучения и анализа учебной программы.

Предметы профессиональной подготовки разделяются на три цикла: общетехнический, общеотраслевой и профессиональный. Цели их изучения различны; кроме того, есть различие и в логике построения содержания предметов.

В программе производственного обучения (в систематизированном виде) приходится перечень тех видов технологической деятельности, кото­рыми должен овладеть учащийся для того, чтобы его умения удовлетворяли требованиям профессиональной характеристики.

Производственное и теоретическое обучение тесно связаны между собой, Однако содержание основ производства более комплексно по отно­шению к отдельной технической науке. Производство обслуживают, как правило, несколько технических наук. Объединение содержания нескольких технических наук в одну учебную дисциплину составляет содержание специального курса.

Специальный курс в своей основе является интегрированным и имеет практическую направленность. Цель его изучения состоит в формировании у будущих специалистов знаний, необходимых для прочного усвоения умений и навыков в производственном обучении (практическом обучении). Выявление межпредметных связей в содержании этих двух учебных пред­метов позволяет структурировать учебный материал и выстроить опреде­ленную последовательность его изложения. Учебный материал курса служит теоретической базой формирования навыков в производственном обучении, и, следовательно, необходима разработка координационного графика прохождения этих дисциплин.

Предметы общетехнического цикла служат основой общетехнической подготовки, дающей специалисту широкую политехническую базу. Эти предметы способствуют формированию широкого профиля подготовки специалиста, а также являются базой для реализации возможности освоения ими смежных профессий. В основе предметов общетехнического цикла лежат научные знания комплекса технических дисциплин.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.