Системы и средства ГМССБ в составе МПС и МПСС — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Системы и средства ГМССБ в составе МПС и МПСС

2018-01-04 249
Системы и средства ГМССБ в составе МПС и МПСС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГМССБ, которая введена с 1999 года в качестве обязательной системы радиосвязи для конвенционных судов, состоит из нескольких подсистем [1,44,46,55].

Международными правовыми документами: Конвенцией СОЛАС-74 с поправками [1] и Конвенцией ПДМНВ-78 с поправками [2] установлены, в частности, следующие требования:

- к категориям судов, участие которых в ГМССБ является обязательным;

- к минимальному составу оборудования судов, в зависимости от районов их возможного плавания;

- к минимальному составу радиоспециалистов на судах, участвующих в ГМССБ;

- к минимальной компетенции этих специалистов, в зависимости от состава оборудования ГМССБ на судне;

- к процедурам подготовки и переподготовки таких специалистов;

- к организации радиовахт и ответственности по радиосвязи на судах, участвующих в ГМССБ;

- к информационно-справочной документации для судовых специалистов ГМССБ;

- к поддержанию судового оборудования ГМССБ в постоянной работоспособности.

Морские администрации, которым подчиняются конкретные суда, вправе ужесточать любые требования относительно требований, установленных упомянутыми Конвенциями.

Россия ввела в действие ряд документов, которые распространяют указанные требования как на суда под российским флагом, так и на радиоспециалистов ГМССБ, которые получают морское образование и дипломируются российской Морской Администрацией [26-36,38].

Требования этих документов не только соответствуют международным требованиям, но и сохраняют традиции российского морского образования, российской морской службы и российского морского дипломирования.

Своими подсистемами ГМССБ осуществляет две важнейшие для судов функции [1,44,46,55]:

- информирование судов с берега по расписанию и внеурочное их информирование об опасностях для мореплавания или о чрезвычайных ситуациях с судами, а также взаимное информирование судов о таких опасностях и ситуациях;

- радиосвязь между судами или их спасательными средствами на дистанциях возможного оказания необходимой помощи, а также радиосвязь судов со специализированными береговыми службами, которые оказывают консультативную и координирующую помощь судам в море при чрезвычайных ситуациях.

Причем, характерной особенностью ГМССБ является отсутствие необходимости в специализированной судовой радиослужбе [2]. Все функции ГМССБ реализуются через судоводительский персонал судна, имеющий надлежащую компетенцию [2].

Это стало возможным с появлением компьютеризированного судового оборудования [17,59,60] и совершенствования тех подсистем радиосвязи, которые существовали еще до внедрения ГМССБ в составе МПС/МПСС и остаются до сих пор, но только для судов не конвенционного (non-GMDSS) флота [3,4].

К подсистемам ГМССБ, предназначенным для информирования судов в море береговыми службами, относятся [1,44,46,55]:

- средневолновая подсистема прибрежного информирования судов путем прямого буквопечатания (Навтекс);

- спутниковая подсистема прибрежного и дальнего информирования судов через ИСЗ Инмарсат путем использования Расширенного Группового Вызова (РГВ Инмарсат);

- коротковолновая подсистема прибрежного и дальнего информирования судов по безопасности мореплавания (КВ ИБМ).

Каждая из этих подсистем имеет свои ограничения, которые приводят к необходимости их совместного функционирования в составе ГМССБ.

Подсистемы ГМССБ, обеспечивающие радиообмен судов между собой и/или со специализированными береговыми службами, подразделяют на усовершенствованную систему традиционной земной УКВ/ПВ/КВ радиосвязи судов и подсистему спутниковой радиосвязи через ИСЗ Инмарсат [1,44,46,55,56].

Усовершенствование традиционной земной УКВ/ПВ/КВ системы МПС коснулось организации радиовызовов, которые в ГМССБ осуществляются с использованием цифровой технологии [14,44,46,55].

Цифровой избирательный вызов (ЦИВ) позволяет, в принципе, отказаться от обязательной слуховой вахты на радиостанциях ГМССБ [14,44,46,55].

Радиовахта осуществляется компьютером, входящим в состав оборудования ЦИВ как судовых, так и береговых радиостанций [14,44,46,55].

Сохраняющаяся обязательность слуховой вахты на УКВ радиоканале бедствия, безопасности и вызова (на 16-м УКВ канале) [1,2] вызвана только наличием не конвенционных (non-GMDSS) судов, для которых устройства ЦИВ не являются обязательными.

Система Инмарсат является коммерческой системой, оказывающей услуги радиосвязи для судов с одобренным ею оборудованием [15,56,58].

Но для ГМССБ эта система обеспечивает бесплатные услуги по информированию таких судов через свою сеть безопасности (SafetyNet) РГВ, а также услуги по их радиосвязи со специализированными береговыми службами, которые способны оказать нужную помощь в море [10,11,15,23].

Еще одной спутниковой подсистемой ГМССБ является некоммерческая система Коспас-Сарсат [57]. Участие конвенционных судов в этой системе является обязательным, благодаря обязательному наличию на их борту зарегистрированного в этой системе и поддерживаемого в постоянном работоспособном состоянии аварийного радиобуя (АРБ) [1,10,11,13,].

АРБ снабжается гидростатическим устройством отделения для автоматического включения при погружении судна в воду [1,17,53,60].

Такой АРБ обеспечивает возможность определения береговыми средствами системы Коспас-Сарсат своего местонахождения (бедствия) и позволяет осуществить привод поисково-спасательных сил к этому месту с помощью своих маячных УКВ радиосигналов или своих сигналов в системе автоматической идентификации судов (АИС) при наличии в своем составе АРБ приемника системы GPS/GLONASS [44,46,53,55].

Оперативные центры системы Коспас-Сарсат информируют о бедствии береговые спасательно-координационный центр (СКЦ), в зоне их ответственности которого определено местонахождение АРБ или PLB/ПРБ [9,10,11,37,57].

В виде исключения, для судов, международные рейсы которых происходят в непосредственной близости от побережья, оборудованного береговыми УКВ радиостанциями с ЦИВ, допускается. вместо АРБ Коспас-Сарсат, иметь УКВ АРБ в виде плавающего передатчика УКВ ЦИВ [53,44,46].

В качестве обязательного радиооборудования судовых спасательных средств конвенционных судов, помимо АРБ, используются портативные маломощные УКВ радиостанции, переносные радиолокационные маяки-ответчики для обнаружения их места нахождения радиолокатором, переносные УКВ АИС передатчики, также предназначенные исключительно для целей поиска и спасания [1,44,46,55].

Конвенция СОЛАС-74 с поправками установила критерии для определения минимального состава оборудования ГМССБ конвенционных судов вне зависимости от районов их плавания [1].

К этому составу относятся [1,11,46]:

- две стационарные УКВ радиотелефонные (РТЛФ) станции, включающие в себя оборудование для УКВ ЦИВ или имеющее сопрягаемое с каждой отдельное оборудование ЦИВ;

- резервное устройство энергоснабжения таких радиостанций;

- приемник, обеспечивающий судну прием информации по безопасности мореплавания (подсистемы Навтекс и/или другой соответствующей подсистемы, если рейсы судна осуществляются и/или вне зоны действия этой подсистемы);

- радиооборудование судовых спасательных средств судна, количество которых определяется валовой грузовой вместимостью судна.

Остальной минимальный состав дополняющего оборудования ГМССБ определяется исходя из тех морских районов ГМССБ, в которых возможно осуществление рейсов конкретным судном, согласно своему свидетельству о безопасности, которое выдается признанным Морским Регистром [1,11,46].

Критерии разделения Мирового Океана на морские районы ГМССБ установлены Конвенцией СОЛАС-74 с поправками [1]. Они исходят из гарантированной дальности действия судовых стационарных радиостанций (судовой радиоустановки), отвечающей международным требованиям и рекомендациям ГМССБ.

Для судов, выходящих за пределы прибрежных морских районов А1 ГМССБ обязательна ПВ стационарная РТЛФ станция, включающая в себя оборудование для ЦИВ или такое ПВ оборудование отдельное для этой радиостанции, при наличии источника их резервного энергоснабжения [1,11,46].

Дальность действия такой радиостанции и такого оборудования ЦИВ считаются пределом дальности оказания взаимной помощи судами в море [9,10,11].

Относительно местонахождения береговых ПВ радиостанций, оснащенных оборудованием ЦИВ с круглосуточной вахтой, определяются морские районы А2 ГМССБ [1,10,11].

За пределами районов А1 и А2 ГМССБ, но исключая приполярные области, находящиеся выше 70 градуса широты, радиосвязь конвенционных судов с береговыми службами координации поиска и спасания может обеспечиваться как радиосредствами КВ, так и спутниковыми судовыми радиосредства ГМССБ [1,10,11].

Подобными средствами осуществляется и информирование судов по безопасности в море в таких районах, которые называются морскими районами А3 ГМССБ [1,10,11].

В приполярных районах Земли, определенных как морские районы А4 ГМССБ, единственными средствами участия судов в ГМССБ являются судовые ПВ/КВ радиоустановки, оборудованные средствами ЦИВ и узкополосного прямого буквопечатания (УБПЧ), а также специальные приемники КВ ИБМ или иные средства для приема такой информации на КВ [1,10,11].

В любом варианте оборудования конвенционного судна, его стационарная радиоустановка должна быть обеспечена резервным энергоснабжением, а состав этой установки должен обеспечивать из любого места возможного нахождения судна передачу оповещения о бедствии, как минимум, двумя независимыми средствами разных подсистем радиосвязи [1].

Одним из таких средств может признаваться АРБ с непосредственным приведением его в действие с места несения ходовой вахты на судне [1].

Обязательное оборудование средствами ГМССБ пассажирских судов, совершающих международные рейсы, включает еще и дополнительное оборудование, относительно грузовых судов в таких же рейсах [1].

Соответствие каждого судна требованиям его участия в ГМССБ подтверждается следующими обязательными судовыми документами [3,4,34,38]:

- лицензией судовой радиоустановки;

- техническим проектом размещения оборудования судовой радио­установки и ее антенн;

- свидетельством безопасности судна по радиооборудованию с приложением и актом очередного или внеочередного освидетельствования радиооборудования судна;

- документом о гарантированном береговом обслуживании судна в портах захода, если этот вид поддержания работоспособности оборудования ГМССБ указан в свидетельстве о безопасности судна;

- журналом судовой радиостанции ГМССБ (судовым радиожурналом);

- дипломами судовых радиоспециалистов ГМССБ;

- документами судового спутникового АРБ (свидетельством о регистрации спутникового АРБ в системе Коспас-Сарсат, актом о ежегодной комплексной проверке АРБ и актом о пятилетнем береговом техническом обслуживании АРБ).

Документы выдаются национальными или иностранными организациями, которые уполномочены правительством страны флага судна и являются организациями страны из так называемого «белого списка (White List)» Международной Морской Организации (ИМО) [51].

В дополнение к этому списку документов национальные Морские Администрации могут требовать для подфлажных судов дополнительные документы или документацию [31,32].

Международные требования к обязательной судовой информационно-справочной документации ограничиваются требованием наличия на судах, совершающих свои рейсы в морских районах А3 и/или А4, только официальных электронных изданий МСЭ [3,4].

В дополнение к ним, на судах часто используются Адмиралтейские листы радиосигналов (АЛРС) (в частности, их том 5 [11]), которые издаются гидрографическим офисом Великобритании. А на российских судах, в зависимости от их подчиненности, является обязательной российская руководящая и информационно-справочная документация, которая разработана или Минтрансом РФ или Росрыболовством РФ [31,32].

Контроль наличия необходимых документов и документации на судне осуществляет Морской Регистр в ходе своего освидетельствования судна или Инспекция государственного контроля порта перед выходом судна из порта.

Дипломирование морских специалистов, в том числе и морских радиоспециалистов, конвенционных судов может осуществляться только международно-признаваемыми дипломами (сертификатами), которые вправе выдавать капитаны морских портов тех стран, которые поименованы в «белом листе» ИМО [2].

Обязательного международного взаимного признания дипломов, выданных такими странами, не предусмотрено [2].

Поэтому такое признание делается на основе двусторонних межправительственных соглашений об условиях такого признания, то есть об условиях обмена диплома, выданного другой страной на свой соответствующий диплом [2].

Это перекладывает ответственность за признание конкретного диплома на судоходную или иную компанию ответственную за безопасность судна, на котором будет использоваться специалист с этим дипломом.

Особенностью российской системы морского дипломирования является увязывание требуемого диплома радиоспециалиста с должностью, на которую претендует его обладатель и которая предусматривает обязательный уровень его морского образования и радио подготовки [26]. Кроме того, срок действия судоводительского диплома претендента ограничивается сроком действия его радио диплома [26].

Распределение обязанностей по радиосвязи на судне между обладателями дипломов радиоспециалистов ГМССБ рекомендуется Конвенцией ПДМНВ-78 с поправками [2].

Морские Администрации страны флага судна или даже компании, отвечающие за безопасность судна, придерживаясь этих рекомендаций, вправе устанавливать свои требования по распределению обязанностей, исходя из специфики судна или национальных традиций [27,28,35,36].

В частности, Российские требования по распределению обязанностей по судовой радиослужбе учитывают обязательное наличие помощника капитана по радиоэлектронике на ледоколах, пассажирских и рыболовных (валовой регистровой вместимостью свыше 1700 тонн) судах под российским флагом при осуществлении рейсов в морских районах А3 и А4 ГМССБ [26,27,28].

Наличие такого радиоспециалиста подразумевает не только возможность ремонта судового радиооборудования ГМССБ в море, но и разгрузку судоводительского состава, прежде всего, для осуществления служебной радиосвязи с береговыми службами оперативно-диспетчерского руководства, а также для коммерческой связи в интересах экипажа или пассажиров [2,27,28].


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.