К обязательному минимуму содержания программы. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

К обязательному минимуму содержания программы.

2018-01-04 257
К обязательному минимуму содержания программы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

С О Ц И О Л О Г И Я

 

Цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

 

Специальность: 030501.65 – «Юриспруденция»

 

Принята на заседании кафедры социальных и гуманитарных дисциплин

(протокол № _____ от «_____» _____________ 200__ г.)

Заведующий кафедрой

___________________________ (­­_____________________)

 

Утверждена Учебно-методической комиссией юридического факультета

филиала КГУ (протокол № _____ от «____»____________ 200__ г.)

 

Председатель комиссии

_____________________________ (___________________)

Пояснительная записка

 

Рабочая программа дисциплины «Социология» предназначена для студентов 4 курса специальности 030501 «Юриспруденция»

 

Автор: Муртазина Лилия Робертовна, кандидат социологических наук

 

Краткая аннотация:

Изучение курса «Социология» нацелено на становление активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов, повышение уровня их мировоззренческой и гуманитарной подготовки, умение самостоятельно анализировать социальные явления и процессы: прогнозировать направления и перспективы их развития; определить место социологии среди других социально-гуманитарных наук.

Изучение данной дисциплины призвано решить следующие учебные задачи:

  • усвоение теоретических знаний о социальных аспектах функционирования общества, механизме формирования его социальной структуры и интегрироваться в социальный процесс;
  • формирование целостного представления об эволюции социальной мысли и о содержании и сущности основных процессов социального развития современного общества.
  • развитие навыков аналитической работы с конкретными методами и приемами анализа социальных явлений (социальных процессов, изменений, связей и взаимосвязей, движений), которые являются основой для формирования активной гражданской позиции.

Рабочая программа составлена для студентов специальности «Юриспруденция», изучающих дисциплину «Социология» по очной и заочной форме обучения. Программа включает в себя краткую аннотацию; требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Социология»; объем дисциплины и виды учебной работы; требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания программы; содержание разделов дисциплины; тематику семинарских занятий; методические рекомендации преподавателю и методические указания студентам; список основной и дополнительной литературы; тематики реферативных работ с методическими указаниями к их выполнению; вопросы для подготовки к экзамену (зачету); тестовый материал. Рабочая программа и рекомендации разработаны в соответствии с целевыми установками и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и может использоваться:

1) преподавателями дисциплины «Социология» - при построении лекционных и семинарских занятий, а также при организации самостоятельной работы студентов;

2) студентами, изучающими социологию - при подготовке к семинарским занятиям; экзамену (зачету).

Данная программа и методические рекомендации призваны стать ориентиром по организации и активному усвоению изучаемой дисциплины как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.

Курс «Социология» предполагает внеаудиторный и аудиторный виды работ. Аудиторные занятия предполагают лекционные, семинарские формы занятий. Лекционные занятия информируют студентов о достижениях науки, об основных положениях курса, раскрывают особенности каждой конкретной темы или знакомят с отдельными проблемами, решенной в науке или решаемой сейчас. Семинарские занятия предполагают обсуждение различных проблем и положений, уяснение методов исследования в социологии.

Внеаудиторная работа предполагает подготовку студента к семинарским занятиям по предложенному ниже плану и вопросам; работу с первоисточниками с последующим их конспектированием и выступлением; составление терминологического словаря, а также проработку материла, полностью вынесенного на самостоятельную работу студента.

1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Социология»:

Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в обществе; исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

- обладать теоретическими знаниями об основных категориях и методах социологической науки;

- понимать сущность исторического развития основных направлений социологической мысли;

- ориентироваться в социальных проблемах современного российского общества, в важнейших социологических теориях и подходах;

- приобрести навыки аналитической работы на примере изучения современных социальных явлений и процессов: установление причинно-следственных связей, сравнение и сопоставление, обобщение, прогнозирование.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах):

 

Форма обучения – очная.

Количество семестров – 1

Форма контроля: 8 семестр – зачет

 

№ п/п Виды учебных занятий Кол-во часов 8 семестр
1. Всего часов по дисциплине  
  Самостоятельная работа  
2. Аудиторных занятий  
3. в том числе: лекций  
4. семинарских занятий  

 

 

Форма обучения – очная (спо)

Количество семестров – 1

Форма контроля: 6 семестр – зачет

 

№ п/п Виды учебных занятий Кол-во часов 6 семестр
1. Всего часов по дисциплине  
  Самостоятельная работа  
2. Аудиторных занятий  
3. в том числе: лекций  
4. семинарских занятий  

 

Форма обучения – заочная (со)

Количество семестров – 1

Форма контроля: 8 семестр – экзамен

 

№ п/п Виды учебных занятий Кол-во часов 8 семестр
1. Всего часов по дисциплине  
  Самостоятельная работа  
2. Аудиторных занятий  
3. в том числе: лекций  
4. семинарских занятий  

 

 

Форма обучения – заочная (спо)

Количество семестров – 1

Форма контроля: 6 семестр – зачет

 

№ п/п Виды учебных занятий Кол-во часов 6 семестр
1. Всего часов по дисциплине  
  Самостоятельная работа  
2. Аудиторных занятий  
3. в том числе: лекций  
4. семинарских занятий -

 

 

Содержание дисциплины

1. Требования Государственного образовательного стандарта

Семинар № 1 (2 ч.)

Семинар № 2 (2ч.).

Семинар № 3 (2ч.).

Семинар № 4 (2ч.).

Семинар № 5 (2ч.).

Социальные группы иобщности.

1. Понятие социальной структуры общества.

2. Общая характеристика социальных общностей и групп. Виды общностей.

3. Массовые общности.

4. Социальные движения.

5. Классификация социальных групп. Малые группы и коллективы.

6. Целевые общности (социальные организации). Характерные черты организации. Формальные и неформальные организации.

7. Социальные движения.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под социальными общностями?

2. Назовите основные свойства общностей.

3. Каковы общие характеристики общностей?

4. Какие типы толпы выделяет Герберт Блумер?

5. Назовите способы воздействия, реализуемые в стихийных массовых общностях.

6. Каково содержание понятий «публика» и «толпа»?

7. Относиться ли мода к типам социальных движений?

8. Что такое «социальные группы» и по каким признакам их можно классифицировать?

9. Что называют социологи малой группой?

10. Чем различаются референтные группы от нереферентных?

11. Какие существуют требования для того, чтобы назвать малую группу коллективом?

Литература.

1. Основная литература.

1. Лапин Н. И. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. - М.: Высшая школа, 2006. - 415 с- ISBN 5-06-005305-9.

2. Волков Ю. Г. Социология [Текст]: учебник для вузов / Ю. Г. Волков; под ред. д.ф.н., проф. В. И. Добренькова. - 3-е изд. - М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Наука Спектр, 2008. - 383 с- Библиогр. в конце разд. - ISBN 978-5-91131-819-2.

 

2. Дополнительная литература.

1. АБачинин В.А. Социология: энциклопедический словарь. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288с.;???? В пер.- ISBN 5-8016-0268-2.

2. Голенкова З. Т. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов; под ред. З. Т. Голенковой. - М.: Гардарики, 2005. - 474 с- ISBN 5-8297-0217-7.

3. Гревцов Ю. И. Социология [Текст]: курс лекций / Ю. И. Гревцов; Ассоциация юридический центр. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. - 468 с- ISBN 5-94201-154-

4. Кравченко А. И. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 480 с.- ISBN 5-238-00233-5.

5. Лапин Н. И. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. - М.: Высшая школа, 2006. - 415 с- ISBN 5-06-005305-9.

6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура: [монография]. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006. - 873, [7] с.;???? В пер.- ISBN 5-17-029089-6- ISBN 5-9713-0703-7- ISBN 5-9762-0143-1.

7. Общая социология [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / сост. А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин; под общ. ред. члена-корр. РАН Н. И. Лапина. - М.: Высшая школа, 2006. - 783 с- ISBN 5-06-005307-5.

8. Социология [Текст]=Sociology: учеб. для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 448 с. - (Сер."Золотой фонд российских учебников"). - ISBN 5-238-00791-4.

9. Социология. Основы общей теории [Текст]: учебник для вузов / РАН; Ин-т социально-полит. исследований; отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - М.: НОРМА, 2005. - 912 с.- ISBN 5-89123-618-4.

10. Фролов С. С. Социология [Текст]: учеб. для вузов / С. С. Фролов. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2007. - 344 с.- Библиогр.: с. 335-343. - ISBN 5-8297-0007-7.

 

Семинар № 6 (2ч.).

Социальные взаимосвязи.

1. Понятие социальных связей, их виды.

2. Формы социальных связей.

3. Сущность социальных институтов.

4. Типология социальных институтов.

5. Сущность института семьи и брака.

6. Сущность института образования и науки

7. Сущность института религии.

8. Общественное мнение как институт гражданского общества.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите элементы социального действия как системы.

2. Какие условия возникновения любых социальных взаимодействий выделил в своей работе «Системы социологии» П. Сорокин?

3. Дайте определение социального института.

4. Каково содержание понятий «институт» и «институционализация»?

9. Перечислите важнейшие институты современного общества.

10. Что такое явные и латентные функции социального института? Какой американский социолог первым предложил их различать?

11. Раскройте сущность семьи как социального института и как малой социальной группы.

 

Литература.

1. Основная литература.

1. Лапин Н. И. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. - М.: Высшая школа, 2006. - 415 с- ISBN 5-06-005305-9.

2. Волков Ю. Г. Социология [Текст]: учебник для вузов / Ю. Г. Волков; под ред. д.ф.н., проф. В. И. Добренькова. - 3-е изд. - М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Наука Спектр, 2008. - 383 с- Библиогр. в конце разд. - ISBN 978-5-91131-819-2.

 

2. Дополнительная литература.

1. Бачинин В.А. Социология: энциклопедический словарь. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288с.;???? В пер.- ISBN 5-8016-0268-2.

2. Голенкова З. Т. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов; под ред. З. Т. Голенковой. - М.: Гардарики, 2005. - 474 с- ISBN 5-8297-0217-7.

3. Кравченко А. И. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 480 с.- ISBN 5-238-00233-5.

4. Лапин Н. И. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. - М.: Высшая школа, 2006. - 415 с- ISBN 5-06-005305-9.

5. Общая социология [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / сост. А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин; под общ. ред. члена-корр. РАН Н. И. Лапина. - М.: Высшая школа, 2006. - 783 с- ISBN 5-06-005307-5.

6. Социология [Текст]=Sociology: учеб. для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 448 с. - (Сер."Золотой фонд российских учебников"). - ISBN 5-238-00791-4.

7. Социология. Основы общей теории [Текст]: учебник для вузов / РАН; Ин-т социально-полит. исследований; отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - М.: НОРМА, 2005. - 912 с.- ISBN 5-89123-618-4.

8. Фролов С. С. Социология [Текст]: учеб. для вузов / С. С. Фролов. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2007. - 344 с.- Библиогр.: с. 335-343. - ISBN 5-8297-0007-7.

 

Семинар № 7 (2ч.).

Контрольная работа № 1.

Общие вопросы истории и теории социологии.

 

Вариант 1.

  1. Дайте развернутый ответ на вопрос.

А) Теория общества и государства Николо Макиавелли.

Б) Теория обмена.

 

  1. Дайте определения понятий:

А) Статус

Б) Социальные институты

 

3. Ответьте на следующие вопросы:

А) Кого считают первыми социальными философами?

Б) Назовите основоположника «понимающей социологии».

В) Кому принадлежит работа «Самоубийство» (1897)ставшая образцом обоснования социологии как эмпирической науки.

 

Вариант 2.

  1. Дайте развернутый ответ на вопрос.

А) Теория общественного договора Томаса Гоббса.

Б) Теория социального конфликта.

 

  1. Дайте определения понятий:

А) Роль

Б) Социальная система

 

3. Ответьте на следующие вопросы:

А) Кто сформулировал «закон трех стадий» развития общества.

Б) Какое понятие Джордж Мид считал важнейшей единицей анализа в своей теории человеческой эволюции?

В) Кому принадлежит теория социальной эволюции?

 

 

Вариант 3.

  1. Дайте развернутый ответ на вопрос.

А) Учение о народном суверенитете Жан Жака Руссо.

Б) Теория социального действия.

 

  1. Дайте определения понятий:

А) Социальный состав населения

Б) Социальная структура.

 

3. Ответьте на следующие вопросы:

А) С чьим именем связана теория географического детерминизма?

Б) Назовите основоположника теории конфликта, который выступал за революционный путь изменения общества.

В) Назовите основоположника позитивизма в социологии.

Контрольная работа № 2.

Контрольная работа № 3.

Темы рефератов.

Тема 1. Социология как наука.
Темы рефератов и докладов:

  1. Социология как совокупность концепций и подходов.
  2. Макросоциология и микросоциология: различные способы изучения общества.
  3. Социология и практика. Социология как поведенческая наука.
  4. Социология на производстве - мода или насущная необходимость.
  5. Роль социологических знаний в образовании и деятельности инженера.

Тема 2. История социологической мысли. Классические социологические теории.
Темы рефератов и докладов:

  1. Социологический проект О. Конта.
  2. Социальная динамика и социальная статика.
  3. Учение о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества.
  4. Органическая теория Г. Спенсера.
  5. Типология социальных структур.
  6. Социология Э. Дюркгейма.
  7. Учение о коллективном, бессознательном, концепции социальной солидарности и аномии, анализ форм религиозной жизни.
  8. Формальная социология Г. Зиммеля.
  9. Теория конфликтов. М. Вебер и его понимающая социология.
  10. Теория идеальных типов, понятие социального действия, концепции рациональности, ценностей, типология власти. Религия и ее влияние на общество.
  11. Социологическая теория марксизма. Влияние социологических взглядов К. Маркса на общественное развитие в мире.
  12. Исторические судьбы марксистской социологии, современные взгляды и оценки социологии марксизма.
  13. Русская социологическая мысль.
  14. Особенности становления социологии в России.
  15. Основные направления русской социологической мысли: географическое (Л.И. Мечников, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский); органическое (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд); субъективное (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский); психологическое (Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий); многофакторное (М.М. Ковалевский); марксистское (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).
  16. Социология в СССР.
  17. Социологическая мысль в период реформирования России.

Тема 3. Современные социологические теории.
Темы рефератов и докладов:

  1. Основные парадигмы и направления современной социологии.
  2. Макросоциология и микросоциология.
  3. Макросоциологические парадигмы: функционализм (Т. Парсонс и Р. Мертон), марксизм (К. Маркс), теория социального конфликта (Л. Козер и Р. Дарендорф).
  4. Микросоциологические парадигмы: символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Г. Блумер, Ф. Девис), феноменология (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман), теория обмена (Дж. Хоманс и П. Блау), этнометодология (Г. Гарфинкель).
  5. Интегральная социология: концепция коммуникативного действия (Ю. Хабермас), теории структуралистского конструктивизма П. Бурдье, структурации (Э. Гидденс), многомерной социологии (Д. Александер), самореферентных систем (Н. Луман) и др.
  6. Фундаментальный и эмпирический методы социологического знания.
  7. Академическая социология.
  8. Теории среднего уровня.

Тема 4. Общество и социальные институты.
Темы рефератов и докладов:

  1. Понятие общества.
  2. Теории происхождения общества.
  3. Признаки общества.
  4. Социальные действия, связи и взаимодействия.
  5. Типология общества.
  6. Общество как социальная система.
  7. Концепция социальных систем Т. Парсонса. Вклад Р. Мертона в развитие теории социальных систем.
  8. Постфункционализм Н. Лумана.
  9. Социальная система и социальная структура.
  10. Подсистемы социальной системы.
  11. Условия стабильности и самосохранения социальных систем.
  12. Социальная адаптация.
  13. Социальная ситуация.
  14. Социальные группы и общности.
  15. Понятие социальной группы и общности.
  16. Теории социальных групп.
  17. Многообразие социальных групп.
  18. Разновидности социальных общностей.
  19. Характеристика малых групп и коллективов.
  20. Коллективное поведение.
  21. Социальные институты и организации.
  22. Виды социальных институтов и организаций, их функции, взаимодействие и развитие.
  23. Институционализация и ее социальная роль.
  24. Особенности становления социальных институтов и организаций российского общества в переходный период.
  25. Социальные движения.

Тема 5. Культура как фактор социальных изменений.
Темы рефератов и докладов:

  1. Социологическое понимание культуры.
  2. Функционалистская трактовка культуры Т. Парсонсом.
  3. Культура с точки зрения понимающей социологии.
  4. Материальная и духовная культура.
  5. Ценности, нормы, обычаи и нравы как важнейшие элементы культуры.
  6. Социальная роль культуры.
  7. Специфика институциональных норм.
  8. Миф и культура.
  9. Многообразие культур.
  10. Культурная интеграция.
  11. Субкультура и контркультура.
  12. Национальные культуры и этноцентризм.
  13. Диалог культур и межкультурное взаимодействие.
  14. Производство культуры и культурные инновации.
  15. Культурный конфликт.
  16. Феномен массовой культуры: ее признаки и черты.
  17. Народная, элитарная и массовая культуры.
  18. Динамика социокультурных изменений.
  19. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
  20. Специфические черты и особенности российского национально-культурного типа.

Тема 6. Личность как социальный тип и деятельный субъект. Социальный контроль и девиация.
Темы рефератов и докладов:

  1. Социологический подход к личности.
  2. Личность как социальный тип.
  3. Общественное и индивидуальное в личности.
  4. Зависимость личности от общества и автономия личности.
  5. Концепции личности.
  6. Социально-исторические типы личности.
  7. Типология личности.
  8. Социальный статус и его структура.
  9. Социальная роль.
  10. Концепция социальной роли Дж. Мида.
  11. Классификация ролей Дж. Морено.
  12. Основные характеристики описания роли.
  13. Понятие ролевого набора.
  14. Проигрывание, построение и принятие ролей.
  15. Ролевая идентификация и ролевое дистанцирование.
  16. Виды ролевых конфликтов.
  17. Проблема самоутверждения личности.
  18. Личность как деятельный субъект.
  19. Понятия субъект и субъективность.
  20. Виды социальной деятельности: трудовая, досуговая и др.
  21. Показатели социальной деятельности.
  22. Классификация типов социальной деятельности.
  23. М. Вебер о типах социального действия.
  24. Теория нелогического действия В. Парето.
  25. Социальная активность.
  26. Социализация личности как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний и умений, социальных норм и культурных ценностей.
  27. Этапы и агенты социализации. Институты социализации.
  28. Процессы десоциализации и ресоциализации.
  29. Психологические и социологические подходы к процессу социализации: взаимодействие и взаимообогащение.
  30. Теории личности 3. Фрейда, Л. Колберга, Л.С. Выготского.

Тема 7. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность.
Темы рефератов и докладов:

  1. Понятие неравенства и стратификации.
  2. К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс о социальном неравенстве.
  3. Социальная дифференциация и социальное неравенство.
  4. Критерий и способы анализа социальной стратификации.
  5. Исторические типы стратификации.
  6. Типы стратификационных систем.
  7. Классовый тип стратификации современного индустриального общества.
  8. Эмпирические исследования стратификации У. Уорнера.
  9. Социальная характеристика высшего, среднего и низшего класса.
  10. Социальный класс и социальный слой.
  11. Дискуссии о среднем классе.
  12. Абсолютная и относительная бедность.
  13. Характеристика социальной стратификации современного Российского общества.
  14. Социальная мобильность.
  15. Классификация мобильности: вертикальная, горизонтальная, индивидуальная и групповая.
  16. Социальная мобильность и миграция.
  17. Маргинальность.

Тема 8. Социальные изменения. Формирование мировой системы.
Темы рефератов и докладов:

  1. Социальные изменения: понятия и виды.
  2. Всеобщий характер социальных изменений.
  3. Эволюционные и революционные социальные изменения.
  4. Факторы, определяющие социальные изменения.
  5. Источники социальных изменений.
  6. Прогнозирование социальных изменений.
  7. Социальное развитие как прогрессивно-поступательный тип изменений.
  8. Взгляды О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма на процессы социальных изменений и представления о социальном прогрессе Г. и Ж. Ленски.
  9. Концепция стадий эволюции Т. Парсонса.
  10. Циклический тип социальных изменений.
  11. Ускоряющиеся и замедляющие циклы.
  12. Циклическая теория П. Сорокина.
  13. Модернизация.
  14. Социальный кризис как фундаментальное свойство процесса социального развития.
  15. Отличительные черты кризисного состояния.
  16. Волны российской истории.
  17. Социальные и культурные изменения в современном российском обществе.
  18. Социальная база реформ в России.
  19. Проблема социальных ожиданий масс в период реформирования.
  20. Динамика изменений общественного сознания, потребностей, интересов и ценностных ориентации россиян.
  21. Социальные последствия преобразований в России.
  22. Теории мировой системы Э. Гидденса и И. Валлерштайна.
  23. Мировые империи и мировые экономические системы.
  24. Мировая система и процессы глобализации.
  25. Концепции мироцелостности и взаимодействия цивилизаций.
  26. Глобальные проблемы современности.
  27. Место России в мировом сообществе.

Тема 9. Методы социологического исследования.
Темы рефератов и докладов:

  1. Понятие социологическое исследование.
  2. Социологическое исследование как средство познания социальной реальности.
  3. Основные характеристики социологического исследования, его структура и функции.
  4. Виды социологических исследований.
  5. Единство аналитического и эмпирического в социологическом исследовании.
  6. Виды социологических наблюдений.
  7. Разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.
  8. Метод анализа документов.
  9. Документы как источники социологической информации.
  10. Социологический эксперимент: правила подготовки и проведения.
  11. Контент-анализ.
  12. Программа социологического исследования.
  13. Структура программы и ее основные элементы.
  14. Определение задач в социологическом исследовании.
  15. Определение объекта и предмета исследования.
  16. Концептуальный аппарат исследования.
  17. Определение методов и процедуры социологического исследования.
  18. Формирование рабочих гипотез исследования.
  19. Научная обоснованность гипотез и их взаимосвязь с задачами исследования.
  20. Типы гипотез, общие требования, предъявляемые к гипотезам.
  21. Сущность выборки.
  22. Понятие выборочной совокупности.
  23. Генеральная и выборочная совокупность.
  24. Основные типы выборки.
  25. Репрезентативность выборки.
  26. Сбор, обработка и анализ первичной информации.

 

Методические указания по подготовке к экзамену и зачету.

Подготовка студентов к зачетам и экзаменам представляет собой важный вид самостоятельной учебной деятельности, прежде всего потому, что она позволяет систематизировать полученные знания и умения.

Вот некоторые наиболее типичные советы, которые даются студентам при подготовке к экзаменам и зачету:

1) Приступая к подготовке к экзаменам и зачету, полезно составить план. Составляя план на каждый день, необходимо четко определить, что именно вы будете изучать
сегодня.

2) Полезно определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

3) Конечно, хорошо начинать с самого трудного, т. е. с того раздела, который вы заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голо­ву ничего не идет — как говорится, «нет настроения». В таком случае полезно начать с того, что вы знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вы войдете в нужный ритм рабо­ты и сможете перейти к более трудным разделам.

4) Полезно чередовать работу и отдых. Перерывы лучше делать по завершении изучения какой-либо части учебного материала, примерно каждый час. Пере­рывы лучше не затягивать, но стараться сделать их активными. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

5) Готовясь к экзамену и зачету, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав
вопрос, вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или раздела учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого вниматель­но, медленно прочитайте учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа. Надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять
материал. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

6) При подготовке к экзаменам и зачету полезно структурировать материал, составляя план, схемы, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фикса­ция на бумаге очень важна. Планы полезны и потому, что их легко использо­вать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно при ответе на экзаменах.

7) В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы ответов на все вопросы, которые были прорабо­таны в этот день.

8) Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто изложите маме, другу — любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны. Перед устным экзаменом хорошо попробо­вать изложить ответы на наиболее трудные вопросы, стоя перед зеркалом (же­лательно таким, чтобы можно было видеть себя в полный рост), обращая вни­мание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии
установлено, что чем значительнее различия в состояниях человека в тот мо­мент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Гото­виться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, вол­нение. Когда вы излагаете ответ или записываете его на магнитофон, вы сбли­жаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете па­мять, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, какие аспекты материала вы усвоили твердо.

9) Если в какой-то момент подготовки к экзаменам и зачету вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько информации по этому предмету вы уже усвоили, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее, отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, которые вы рассматриваете как свою основную пробле­му. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекиды­вая мостик между тем, что вы знаете и чего не знаете.

 

Вопросы к зачету.

 

1. Предмет, объект, функции социологии.

2. Структура социологического знания, место социологии в системе наук.

3. Уровни социологического анализа и основные теоретические парадигмы в социологии.

4. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

5. Возникновение социологии как науки. Социологический проект О.Конта.

6. Классические социологические теории: социологическая теория марксизма.

7. Классические социологические теории: «Органическая социология» Г. Спенсера.

8. Теория социального реализма Э. Дюркгейма.

9. Понимающая социология М. Вебера.

10. "Субъективная социология" М.М. Ковалевского.

11. Социологический позитивизм П.Сорокина.

12. Теория социального действия, ее содержание (Т. Парсонс и др.).

13. Теория социального конфликта, ее содержание (Р. Дарендорф, Л. Козер)

14. Теория обмена, ее содержание (Дж. Хоманс и др.).

15. Символический интеракционизм, содержание (Дж. Мид и др.).

16. Феноменологическая социология А. Шюца и этнометодология (Г. Гарфинкель).

17. Общая характеристика методов социологического исследования.

18. Анализ документов в социологическом исследовании.

19. Опросные методы в социологическом исследовании (анкетные опросы, интервьюирование, экспертные опросы, социометрические опросы и тестирование).

20. Наблюдение и эксперимент в социологии.

21. Этапы социологического исследования.

22. Понятие общества. Основные признаки общества, типология обществ.

23. Общество как социокультурная система. Ценностно-нормативная система культуры.

24. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Культура как фактор социальных изменений.

25. Основные подходы к пониманию личности. Структура личности.

26. Концепции личности Чарльза Кули, Джорджа Мида.

27. Концепции личности З. Фрейда и Э. Фромма.

28. Социологические концепции личности.

29. Сущность социализации, ее виды.

30. Социальный контроль и социальные санкции.

31. Понятие девиации в социологии. Виды и формы девиаций.

32. Социальная структура общества.

33. Социальные статусы и роли.

34. Социальные общности и группы. Виды общностей.

35. Массовые общности и социальные движения.

36. Понятие социальной группы, виды малых групп.

37. Социальные организации и их виды.

38. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Виды и формы социальных связей.

39. Общественное мнение как институт гражданского общества.

40. Понятие «социальный институт». Их признаки, виды и функции.

41. Семья как важнейший социальный институт.

42. Понятие социальной стратификации, ее измерение.

43. Системы социальной стратификации.

44. Социальная мобильность и маргинальность.

45. Теории социального неравенства.

46. Понятие социальных изменений, типы изменений.

47. Социальные революции и реформы.

48. Концепция социального прогресса

49. Мировая система и процессы глобализации.

50. Место России в мировом сообществе.

 

Литература

 

1. Базовый учебник.

Социология: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2005. - 448с. - (Сер."Золотой фонд российских учебников"). - ISBN 5-238-00791-4.

2. Основная литература.

  1. Лапин Н. И. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. - М.: Высшая школа, 2006. - 415 с- ISBN 5-06-005305-9.
  2. Волков Ю. Г. Социология [Текст]: учебник для вузов / Ю. Г. Волков; под ред. д.ф.н., проф. В. И. Добренькова. - 3-е изд. - М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Наука Спектр, 2008. - 383 с- Библиогр. в конце разд. - ISBN 978-5-91131-819-2.

3. Дополнительная литература.

  1. АнБачинин В.А. Социология: энциклопедический словарь. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288с.;???? В пер.- ISBN 5-8016-0268-2.
  2. Варданянц Г. К. Социологическая теория права [Текст]: [монография] / Г. К. Варданянц. - М.: Академический Проект, 2007. - 439 с- Библиогр.: с. 403-433 (на рус., англ. яз.). - ISBN 978-5-8291-0915-8.
  3. Верховин В.И. Экономическая социология: монография. - 2-е изд. перераб. и доп.. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 457с.- ISBN 5-209-01860-1.
  4. Воронцов А. В.История социологии XIX-начало XX века [Текст]: учеб. пособие для вузов: в 2 ч. / А. В. Воронцов, И. А. Громов. - М.: ВЛАДОС, 2005. - (Учебник для вузов). - Гриф МО. - В пер ISBN 5-691-01405-6 Ч. 1: Западная социология. - 423 с- ISBN 5-691-01405-6.
  5. Воронцов А. В.История социологии XIX-начало XX века [Текст]: учеб. пособие для вузов: в 2 ч. / А. В. Воронцов, И. А. Громов. - М.: ВЛАДОС, 2005. - (Учебник для вузов). - Гриф МО. - В пер ISBN 5-691-01405-6 Ч. 2: Русская социология. - 477 с- Библиогр.: с. 470-477. - Терминологический слов.: с. 432-454. - ISBN 5-691-01407-2.
  6. Гиллер Ю. И. Социология самостоятельной личности [Текст]: [монография] / Ю. И. Гиллер; Ун-т дружбы народов Сочинский филиал. - М.: Академический проект: Гаудеамус, 2006. - 223 с.. - (Технологии социологии). - ISBN 5-8291-0774-0- ISBN 5-
  7. Голенкова З. Т. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов; под ред. З. Т. Голенковой. - М.: Гардарики, 2005. - 474 с- ISBN 5-8297-0217-7.
  8. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие для вузов (гриф УМО. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Флинта*Московский психолого-соци

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.152 с.