История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2018-01-04 | 301 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Термин “реферат” имеет латинские корни и в дословном переводе означает “докладываю, сообщаю”. Словари определяют его значение как “краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования: доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников”. Однако студенты не всегда достаточно хорошо подготовлены к этой форме работы и осведомлены о тех требованиях, которые предъявляются к ее выполнению.
Выполнение реферата помогает систематизировать, закрепить, углубить и расширить теоретические знания в области социологии; развить интерес к научной деятельности; творчески овладеть теорией социологии; развить умения самостоятельно работать с научной, справочной литературой, первоисточниками, изучать, анализировать и научно излагать полученные результаты.
Особенностью студенческого реферата по социологии является не только изложение прочитанной статьи или монографии, но и знание первоисточников, а также выражение собственного мнения по изученному вопросу.
Прочтение и обсуждение рефератов широко применяется на семинарских, лабораторно-практических занятиях по социологии.
Тема для написания реферата рекомендуется преподавателем или подбирается с его согласия студентом. В течение семестра подготавливается, как правило, не более одного реферата по учебной дисциплине.
Приступая к составлению реферата, нужно тщательно изучить литературу по избранной теме и сделать выписки или конспект с попутными заметками собственных мыслей. Для удобства последующей обработки записи рекомендуется вести на одной стороне отдельных листов бумаги.
|
Существует три вида реферативных работ: критическая рецензия, критическая рецензия на научную работу, аналитический обзор исследований по теме, критический анализ дискуссий. Структура реферата определяется его видом.
Критическая рецензия включает обоснование важности, значения изученной работы; краткое изложение позиции автора; ее анализ и сравнение со взглядами других ученых; особенности изложения (ясность или путаность, полнота и т.п.); выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа (что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительной проверки и уточнения, что неправильно).
Аналитический обзор можно построить в виде истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи) или в виде анализа современного состояния проблемы. Обзор должен представлять собой анализ и сопоставление работ, выявление общих и противоположных взглядов авторов. Обзор должен заканчиваться краткими выводами: перечислением уже изученных аспектов проблемы, результатов исследований, выявлением новых аспектов, подлежащих изучению.
Критический анализ дискуссии представляет собой изучение противоположных точек зрения по какому-то вопросу. Цель – выявить существо спора. Для этого следует тщательно проанализировать каждую позицию, выяснить, какие факты и теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему.
Определив вид реферата, студент составляет план и обсуждает его с преподавателем. В ходе работы план уточняется. План включает 3-4 основных вопроса, которые следует разделить на подвопросы или параграфы. Это поможет более стройно изложить материал темы.
При оценке реферата рекомендуются следующие критерии:
1. Объем изученной научной и учебной литературы по проблеме.
2. Полнота раскрытия основных аспектов темы в обзоре литературы.
3. Отбор материала, существенного для данной темы, отделение его от второстепенного.
|
4. Логичность и последовательность в раскрытии темы.
5. Аналитичность в изложении материала.
6. Умение сопоставить различные точки зрения.
7. Способность к обобщению и формулировке выводов в обзоре научной литературы.
8. Стилистически правильное оформление научной мысли реферативного типа.
9. Грамотное оформление научного реферативного текста.
10. Правильное оформление научной работы.
Одной из проблем оценки рефератов является выявление плагиата, копирования чужих студенческих работ и заимствования рефератов из Интернета. К сожалению, такие формы выполнения работ в последнее время становятся довольно распространенными. Средства выявления и доказательства плагиата довольно сложны и трудоемки. Главным средством избежать плагиата является предложение новых вопросов и оригинальных тем, индивидуализация методической работы со студентами.
Кроме того, любой реферат обязательно должен иметь план изложения, выводы и список использованной литературы.
Реферируемый источник, списки использованной литературы, а также ссылки оформляются по алфавиту с указанием фамилии и инициалов автора, название источника, места и года издания для журнальных статей указывается название журнала, год издания и номер. При сдаче экзамена или зачета необходимо иметь при себе проверенный реферат.
Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из предлагаемого тематического перечня к курсу. Выбор ее надо согласовать с преподавателем. Структура реферата зависит от ее характера.
Примерная структура реферата:
1. Титульный лист
2. Оглавление (последовательное изложение названия пунктов реферата с указанием начальной страницы по каждому пункту)
3. Содержание реферата (последовательное изложение материала по выбранной теме в соответствии с оглавлением)
4. Библиографический список (перечень использованной литературы)
5. Приложение (может содержать графики, схемы, таблицы, фотографии, рисунки)
Примерный объем реферата составляет 12 - 15 печатных страниц при полуторном интервале и 7 – 10 страниц при одинарном интервале.
Текст должен быть набран в редакторе MS Word версии не ниже Word-98, файлы должны быть формата.doc.
В качестве основного шрифта рекомендуется использовать Times New Roman размером 14 pt (одинарный междустрочный интервал).
|
Подрисуночные надписи выполняются тем же шрифтом размером 12 pt. Рисунки должны быть представлены в формате.gif или.jpg.
Формулы набираются с помощью встроенного редактора математических выражений.
Параметры страницы: формат А4 (210*297мм), поля: слева 3 см, сверху и снизу по 2 см, справа 1. Отступ для красной строки 1,5 см. Номера страниц располагаются сверху по центру.
Возможным вариантом представления информации, содержащей большое количество формул и математических символов, является создание PDF-файлов.
Темы рефератов.
Тема 1. Социология как наука.
Темы рефератов и докладов:
Тема 2. История социологической мысли. Классические социологические теории.
Темы рефератов и докладов:
Тема 3. Современные социологические теории.
Темы рефератов и докладов:
|
Тема 4. Общество и социальные институты.
Темы рефератов и докладов:
Тема 5. Культура как фактор социальных изменений.
Темы рефератов и докладов:
Тема 6. Личность как социальный тип и деятельный субъект. Социальный контроль и девиация.
Темы рефератов и докладов:
|
Тема 7. Социальное неравенство, социальная стратификация и социальная мобильность.
Темы рефератов и докладов:
Тема 8. Социальные изменения. Формирование мировой системы.
Темы рефератов и докладов:
Тема 9. Методы социологического исследования.
Темы рефератов и докладов:
Методические указания по подготовке к экзамену и зачету.
Подготовка студентов к зачетам и экзаменам представляет собой важный вид самостоятельной учебной деятельности, прежде всего потому, что она позволяет систематизировать полученные знания и умения.
Вот некоторые наиболее типичные советы, которые даются студентам при подготовке к экзаменам и зачету:
1) Приступая к подготовке к экзаменам и зачету, полезно составить план. Составляя план на каждый день, необходимо четко определить, что именно вы будете изучать
сегодня.
2) Полезно определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.
3) Конечно, хорошо начинать с самого трудного, т. е. с того раздела, который вы заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет — как говорится, «нет настроения». В таком случае полезно начать с того, что вы знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вы войдете в нужный ритм работы и сможете перейти к более трудным разделам.
4) Полезно чередовать работу и отдых. Перерывы лучше делать по завершении изучения какой-либо части учебного материала, примерно каждый час. Перерывы лучше не затягивать, но стараться сделать их активными. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.
5) Готовясь к экзамену и зачету, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав
вопрос, вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или раздела учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочитайте учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа. Надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять
материал. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.
6) При подготовке к экзаменам и зачету полезно структурировать материал, составляя план, схемы, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге очень важна. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно при ответе на экзаменах.
7) В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы ответов на все вопросы, которые были проработаны в этот день.
8) Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто изложите маме, другу — любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны. Перед устным экзаменом хорошо попробовать изложить ответы на наиболее трудные вопросы, стоя перед зеркалом (желательно таким, чтобы можно было видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии
установлено, что чем значительнее различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы излагаете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, какие аспекты материала вы усвоили твердо.
9) Если в какой-то момент подготовки к экзаменам и зачету вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько информации по этому предмету вы уже усвоили, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее, отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, которые вы рассматриваете как свою основную проблему. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между тем, что вы знаете и чего не знаете.
Вопросы к зачету.
1. Предмет, объект, функции социологии.
2. Структура социологического знания, место социологии в системе наук.
3. Уровни социологического анализа и основные теоретические парадигмы в социологии.
4. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.
5. Возникновение социологии как науки. Социологический проект О.Конта.
6. Классические социологические теории: социологическая теория марксизма.
7. Классические социологические теории: «Органическая социология» Г. Спенсера.
8. Теория социального реализма Э. Дюркгейма.
9. Понимающая социология М. Вебера.
10. "Субъективная социология" М.М. Ковалевского.
11. Социологический позитивизм П.Сорокина.
12. Теория социального действия, ее содержание (Т. Парсонс и др.).
13. Теория социального конфликта, ее содержание (Р. Дарендорф, Л. Козер)
14. Теория обмена, ее содержание (Дж. Хоманс и др.).
15. Символический интеракционизм, содержание (Дж. Мид и др.).
16. Феноменологическая социология А. Шюца и этнометодология (Г. Гарфинкель).
17. Общая характеристика методов социологического исследования.
18. Анализ документов в социологическом исследовании.
19. Опросные методы в социологическом исследовании (анкетные опросы, интервьюирование, экспертные опросы, социометрические опросы и тестирование).
20. Наблюдение и эксперимент в социологии.
21. Этапы социологического исследования.
22. Понятие общества. Основные признаки общества, типология обществ.
23. Общество как социокультурная система. Ценностно-нормативная система культуры.
24. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Культура как фактор социальных изменений.
25. Основные подходы к пониманию личности. Структура личности.
26. Концепции личности Чарльза Кули, Джорджа Мида.
27. Концепции личности З. Фрейда и Э. Фромма.
28. Социологические концепции личности.
29. Сущность социализации, ее виды.
30. Социальный контроль и социальные санкции.
31. Понятие девиации в социологии. Виды и формы девиаций.
32. Социальная структура общества.
33. Социальные статусы и роли.
34. Социальные общности и группы. Виды общностей.
35. Массовые общности и социальные движения.
36. Понятие социальной группы, виды малых групп.
37. Социальные организации и их виды.
38. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Виды и формы социальных связей.
39. Общественное мнение как институт гражданского общества.
40. Понятие «социальный институт». Их признаки, виды и функции.
41. Семья как важнейший социальный институт.
42. Понятие социальной стратификации, ее измерение.
43. Системы социальной стратификации.
44. Социальная мобильность и маргинальность.
45. Теории социального неравенства.
46. Понятие социальных изменений, типы изменений.
47. Социальные революции и реформы.
48. Концепция социального прогресса
49. Мировая система и процессы глобализации.
50. Место России в мировом сообществе.
Литература
1. Базовый учебник.
Социология: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2005. - 448с. - (Сер."Золотой фонд российских учебников"). - ISBN 5-238-00791-4.
2. Основная литература.
3. Дополнительная литература.
Сведения о программно-информационном обеспечении дисциплины.
Сравнительно новым источником информации по социологии является Интернет. Для успешного поиска информации в нем важно знать адреса соответствующих сайтов и веб-страниц, которые приведены ниже.
Для поиска информации по психологическим проблемам рекомендуется пользоваться поисковой системой, выбирая для поиска тот термин, который наиболее точно поможет раскрыть изучаемую проблему.
Электронные базы данных по социологии:
1. http://lib.socio.msu.ru/l/library?a=p&p=home&l=ru&w=windows-1251 - электронная библиотека Социологического факультета МГУ
2. http://www.isras.ru/socis.html - сайт журнала «Социологические исследования», Основные рубрики журнала:
· Академическая трибуна;
· Теория. Методология;
· Социальная политика и социальная структура;
· Этносоциология;
· Политическая социология;
· Экономическая социология;
· Дискуссии;
· Социологическое наследие.
3. http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---+01ucheb--00-0-0-0prompt-10---4------0-0l--1-ru-50---20-about---00031-001-1-0windowsZz-1251-00&a=d&c=01ucheb&cl=CL1&d=HASH7ca435d2136f7119c28718 - политическая социология. Иванов В.Н., Семигин Г.Ю.
4. http://www.scholar.ru/catalog.php?topic_id=218 – статьи и публикации по различным разделам социологии.
5. http://www.isras.ru/Magazines.html - журналы на базе Института социологии РАН.
6. http://www.isras.ru/index.php?page_id=9&tyear=2008 - основные итоги деятельности ученых Института социологии РАН: научные публикации, в том числе монографии, сборники, статьи, переводы
7. http://socioline.ru/kodeks - профессиональный Кодекс социолога
8. http://socioline.ru/node/446 - социологическая библиотека: учебники, источники.
9. http://www.sociolook.com - социологический энциклопедический словарь.
10. http://polbu.ru/novikova_sociology/ - С.С. Новикова. Социология: история, основы, институционализация в России.
11. http://polbu.ru/sociology_hrestomatia - библиотека «Полка букиниста» - хрестоматия по социологии (значимые книги отечественных и зарубежных авторов).
12. http://www.psychological.ru/default.aspx?p=46 – лекции по социологии Т. Беловой.
13. http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---%2001ucheb--00-0-0-0prompt-10---4------0-0l--1-ru-50---20-about---00031-001-1-0windowsZz-1251-00&a=d&c=01ucheb&cl=CL1&d=HASH01b0cad517d117e08cf75261 - Тексты по истории социологии XIX-XX ВЕКОВ. Хрестоматия
Тесты.
Представленный тест поможет студентам обратить внимание на ключевые вопросы тем учебной дисциплины, закрепить понятийный аппарат и более эффективно подготовиться к экзамену или зачету. Данный тест рекомендуется использовать студентам для самопроверки.
При работе с тестом необходимо из представленных вариантов выбрать один правильный. Время выполнения теста – 60 минут.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!