Социальная стратификация и мобильность. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Социальная стратификация и мобильность.

2018-01-04 282
Социальная стратификация и мобильность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Исторические сложившиеся системы социальной стратификации.

2. Марксистская традиция в классовом анализе.

3. Критерии социальной стратификации (критерии социальной дифференциации по В. Ленину; социальная дифференциация с точки зрения теории «двух с половиной классов»; критерии страты по П. Сорокину).

4. Открытые и закрытые системы стратификации.

5. Социальное неравенствои бедность.

6. Социальная мобильность, типы и виды социальной мобильности. Каналы социальной мобильности.

7. Маргинальность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные причины социального неравенства.

2. Что такое социальная стратификация? В чём состоит отличие социальной стратификации от социальной дифференциации?

3. Раскройте содержание понятий, "социальный класс", "социальный слой, "социальная группа".

4. Назовите исторические типы стратификации.

5. Что такое социальная мобильность?

6. Охарактеризуйте важнейшие признаки социальной мобильности в современной России.

7. Какие основные виды социальной мобильность вы знаете, приведите примеры.

 

Литература.

1. Основная литература.

1. Лапин Н. И. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. - М.: Высшая школа, 2006. - 415 с- ISBN 5-06-005305-9.

2. Волков Ю. Г. Социология [Текст]: учебник для вузов / Ю. Г. Волков; под ред. д.ф.н., проф. В. И. Добренькова. - 3-е изд. - М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Наука Спектр, 2008. - 383 с- Библиогр. в конце разд. - ISBN 978-5-91131-819-2.

3.

2. Дополнительная литература.

1. Бачинин В.А. Социология: энциклопедический словарь. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - 288с.;???? В пер.- ISBN 5-8016-0268-2.

2. Голенкова З. Т. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов; под ред. З. Т. Голенковой. - М.: Гардарики, 2005. - 474 с- ISBN 5-8297-0217-7.

3. Кравченко А. И. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 480 с.- ISBN 5-238-00233-5.

4. Лапин Н. И. Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. - М.: Высшая школа, 2006. - 415 с- ISBN 5-06-005305-9.

5. Общая социология [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / сост. А. Г. Здравомыслов, Н. И. Лапин; под общ. ред. члена-корр. РАН Н. И. Лапина. - М.: Высшая школа, 2006. - 783 с- ISBN 5-06-005307-5.

6. Социология [Текст]=Sociology: учеб. для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 448 с. - (Сер."Золотой фонд российских учебников"). - ISBN 5-238-00791-4.

7. Фролов С. С. Социология [Текст]: учеб. для вузов / С. С. Фролов. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2007. - 344 с.- Библиогр.: с. 335-343. - ISBN 5-8297-0007-7.

Методические рекомендации по преподаванию учебной дисциплины

«Социология»

Общие методические рекомендации по проведению лекционных занятий

дисциплины «Социология».

В системе научного знания социологии отведено особое место. Социология – это научная дисциплина, которая изучает социальную жизнь, социальные изменения в обществе и социальные события, с которыми люди постоянно сталкиваются, в которых участвуют и которые так или иначе отражаются на их поведении, образе жизни, положении в обществе и, возможно, на их судьбе. Кроме того, социологи тщательно анализируют структуру общества и входящие в него социальные институты и социальные организации, от деятельности которых, успешной или неуспешной, в конечном счете зависит судьба человека.

Социологию интересуют организованная преступность и религиозные культы, профессиональные группы и политические партии, поскольку те и другие выступают проявлением коллективного поведения. Социология объясняет социальное неравенство, конфликты и антагонизмы между различными социальными группами, что особенно актуально в период бурных экономических преобразований российского общества. Не остаются без внимания социологов и проблемы личности, закономерности ее формирования в процессе уникального группового опыта. Таким образом, исследовательское поле социологии чрезвычайно обширно. В мире социальных отношений фактически не существует явлений, которые не подверглись бы пристальному социологическому анализу. Социология как наука уникальна тем, что ею разработано несколько стратегических теорий развития общества, с позиций которых можно по-разному взглянуть и различным образом объяснить окружающий мир.

Современная социология не замыкается в рамках узкодисциплинарной области, она предполагает исторический подход и “прозрачные” границы с множеством социально-гуманитарных дисциплин. При этом она является не только социальной наукой, подобно экономике или психологии, но также и гуманитарным знанием как философия или искусствоведение. Такое необычное размещение социологии в структуре научного знания безгранично расширяет круг ее возможностей.

На сегодняшний день социология является обязательной общеобразовательной гуманитарной дисциплиной в системе высшего образования России.

При изложении материала преподавателю рекомендуется большинство ключевых тем лекционный занятий излагать в простой, наглядной и предельно сжатой форме. Освещение важнейших теоретических подходов подкреплять с обширным фактологическим материалом. Это позволит студентам не только лучше подготовиться к зачету (экзамену), но и сформировать образ социологии как важной и интересной научной дисциплины. Тем не менее, преподавателю желательно нацеливать студентов и на самостоятельную работу (посещение библиотеки и использование других учебников, хрестоматий и научной периодики в процессе освоения курса).

Лекционные занятия, построенные по проблемно-хронологическому принципу, выполняют следующие функции:

1) информационная,

2) си­стематизирующая (последовательное и струк­турированное изложение преподавателем учебного материала по дисциплине в данном случае представляет особую ценность для студентов. Систематизирующая функция реализуется также в том, что преподаватель дает на лек­циях общий обзор изучаемого предмета, сообщает студентам, на какие те­мы, разделы, фрагменты, понятия им следует обратить особое внимание при чтении учебника, какие дополнительные источники целесообразно использо­вать);

3) разъясняющая (отдельные разделы учебника мо­гут быть изложены языком, трудным для понимания студентов, со сложным стилем изложения и синтаксисом, в них могут отсутствовать поясняющие при­меры. Целью преподавателя в этом случае является разъяснение наиболее труд­ных вопросов, понятий, разделов учебного курса. Для этого необходимо уме­ние преподавателя изложить отдельные фрагменты учебника в другой, более ясной и доступной форме);

4) развивающая (стимулирует не только запоминание материала, но и мыслительную деятельность студентов. Этому способствуют проблемные вопросы, поставленные преподавателем на лекции, поисковый и дискуссионный характер изложения им учебных знаний).

Обучение по дисциплине «Социология» включает также самостоятельную работу студентов.

Для контроля за усвоением понятий и определений проводятся контрольные работы и словарные диктанты. Также, перед началом лекций, рекомендуется провести устный фронтальный опрос по основным ключевым идеям предыдущей лекции с цель активизации знаний, усвоенных ранее.

Методические аспекты подготовки и проведения

лекций по социологии .

Темы лекций определяются в соответствии с рабочей программой и тематиче­ским планом занятий, хотя они могут несколько изменяться по ходу курса. При этом необходимо, чтобы четко прослеживалась связь между темами отдельных лекций. Поэтому в начале каждой лекции преподаватель связывает ее тему с темой преды­дущей лекции, а также с содержанием всего курса. Завершение лекции должно со­держать «мостик» к последующей лекции. При этом важно, чтобы у студентов сформировалось системное представление об изучаемой предметной области.

Подбор и структурирование материала лекции — важнейшая часть ее подго­товки. План лекции должен соответствовать содержанию соответствующего раз­дела рабочей программы и раскрывать его. В то же время детальность и глубина в раскрытии каждого пункта может быть разной. Содержание лекции должно быть согласовано с временными рамками учебного времени.

Как показывает лекционная практика, преподаватели обычно имеют больше материала, чем времени. Реалистичная оценка того, какой объем материала может быть рассмотрен на занятии, — ключевое умение для спокойного течения занятий и авторитета препо­давателя.

Написание конспекта (или подробного плана) занятия очень полезно для лек­тора при подготовке лекции. Наиболее полезный конспект — это расширенный план, который построен иерархически, с указанием основных пунктов, тем, фактического материала, зако­номерностей понятий. План расширяется за счет определений, схем, диаграмм, графиков и фраз, которые резюмируют основные идеи лекции. Количество дета­лей, которые включаются в конспект, зависит от самого материала и от того, на­сколько он знаком преподавателю. Конечно, когда лекция читается в первый раз, требуется большая детализация. По мере того как преподаватель накапливает оп­ределенный опыт чтения лекций по данной теме, переработанный конспект может содержать уже меньше деталей. Отдельные слова и короткие фразы начинают за­мещать длинные предложения; уже нет необходимости во включении в конспект полных предложений.

Конспект должен фокусироваться на содержании лекции; средства выражения этого содержания должны рождаться на самой лекции.

Особенно важно заранее подготовить и отразить в конспекте примеры, кото­рые будут приводиться на лекции. Конкретные примеры абстрактных понятий должны быть тщательно продуманы. При приведении примера необходимо обра­тить внимание студентов как на те признаки, которые существенны для характе­ристики понятия, так и на те, которые несущественны. Использование двух или трех примеров поможет студентам успешнее выделить и обобщить существенные признаки понятия. Преподаватель также должен подготовить (при необходимости) иллюстративный, де­монстрационный и раздаточный материал, который он собирается использовать.

Начало и конец лекции очень важны во многих отношениях. Как отмечалось выше, в начале лекции полезно сделать краткий обзор содержания предыдущей лекции. Это способствует сохранению информации в долговременной памяти и системному восприятию учебного курса. Интересным методом обзора может быть проведение короткого устного или письменного опроса студентов по материалу предыдущей лекции. Письменные ответы студентов на три вопроса могут занять около десяти минут. Меньше времени займет устная постановка вопроса кому-либо в аудитории. Проще всего не задавать вопросы студентам, а самому преподавателю сделать обзор предыдущего материала. Однако это наименее эффективный метод, поскольку студенты будут пассивны. Многие преподаватели вообще не использу­ют на лекциях обзоры, считая, что нецелесообразно тратить на старый материал время, которое можно использовать на изложение нового. Тем не менее, начать занятие с обзора — прекрасный методический прием, оказываю­щий помощь в изучении учебного материала.

Перед началом изложения нового материала полезно дать краткий план лек­ции, показать, как новый материал связан с другими темами, акцентировать вни­мание на наиболее важных его аспектах. Постановка интригующего вопроса или описание яркого примера привлекут внимание студентов. Такое введение не долж­но занимать больше пяти минут. Разумеется, материал лекции должен давать обоснованный ответ на поставленный вопрос.

В конце лекции, когда основная часть материала уже изложена, полезно кратко повторить основные моменты. Это может быть изложение ключевых идей заня­тия, постановка студентам нескольких вопросов по его содержанию или же отве­ты на их вопросы. В завершение занятия преподаватель может сказать несколько слов о теме следующей лекции.

Организация материала — основная задача лектора. Преподаватель может по­мочьстудентам увидеть общую картину содержания курса, постоянно связывая; изучаемую тему с общим взглядом на учебную дисциплину. Схемы и диаграммы являются прекрасным средством демонстрации взаимосвязей между понятиями. Нумерованный список пунктов, раскрывающих определенный тезис, помогает студентам запомнить материал. Визуальная демонстрация с очевидным разделе­нием рассматриваемых категорий должна сопровождать вербальную презента­цию материала, особенно в том случае, когда обсуждаются, например, преимуще­ства и ограничения, сходства и различия, аргументы за и против определенного утверждения, теории, процедуры. Большую роль играет композиционное распо­ложение материала на доске (слева — справа, сверху — снизу и т. п.).

Выбор уровня трудности содержания и изложения материала. Оптимальными можно считать следующие критерии:

- - сущность учебного материала должна быть доступна и понятна всем студентам;

- - интерпретация этой сути, ее анализ и обоснование должны быть понятны большинству из них;

- - отдельные частные вопросы излагаемого материала, отдельные тонкости и ню­ансы этих вопросов должны быть доступны и понятны не всем.

Постановка вопросов по содержанию лекции. Когда студенты слышат во­прос, это побуждает их думать о возможных ответах и оценивать ответы других. Этот прием привлекает активное внимание студентов. Реализовать данную методическую технику несложно. Прежде чем начать изложение очеред­ной порции учебной информации, преподаватель может поставить соответствую­щий вопрос, а затем последующим изложением учебного материала дать на него ответ. Иногда могут использоваться и риторические вопросы.

Приведение примеров. Приведение примеров, как уже отмечалось выше, — важнейший компонент структуры лекции. Примеры должны быть подготовлены до начала занятия и могут использоваться по-разному. Один вариант изложения материала — лектор начинает с примера и затем переходит к понятию или теоре­тическому тезису. При использовании другого варианта пример (или примеры) может предъявляться как иллюстрация понятия.

Проверка понимания материала студентами. Оценить то, насколько глубоко студенты поняли изложенный материал, можно путем зрительного контакта пре­подавателя со студентами. По поведению студентов на лекции, по их позам, по вы­ражению глаз лектор может увидеть, понимают ли студенты преподносимый ма­териал. Самые активные и смелые студенты могут задать вопрос, когда они что-либо не понимают. Однако такая ситуация имеет место довольно редко. Поэтому преподавателю следует после завершения рассмотрения очередного пункта плана предложить студентам задать свои вопросы.

Уровень внимания студентов изменяется в течение лекции и зависит от ряда факторов. Периодически (каждые 20-30 минут) у них возникают колебания (кри­зисы) внимания, которые проявляются в снижении его уровня. Поэтому препода­ватель должен строить план занятия таким образом, чтобы давать студентам воз­можность переключения внимания (на интересный пример, новый вопрос и т. п.).

Конспектирование материала лекции студентами. Студенты должны не только слушать лекцию, но также конспек­тировать ее содержание. Обязательно ли писать конспект — вопрос спорный. Конечно, конспектирование помогает лучше сохранить информацию для будущего использования и может способствовать ее активной переработке. В любом случае лектор должен управлять процессом конспектирования своей лекции. Ведению конспекта мешают слишком быстрый темп изложения материала, отсутствие пауз, которые студенты могли бы исполь­зовать для записей. Основные понятия, идеи, тезисы полезно писать на доске или демонстрировать с использованием иных проекционных средств, поскольку это не только способствуют улучшению восприятия, но и облегчает конспектиро­вание. Этот прием поможет избежать неправильного написания терминов. Клю­чевые определения необходимо записывать под диктовку.

Методические рекомендации по проведению

семинарских занятий дисциплины «Социология».

Подготовка преподавателя к семинару заключается в выборе темы занятия, его планировании и постановке вопросов, подборе литературы, написании кон­спекта. Темы занятий планируются в рабочей программе курса и могут выбирать­ся на основе разных критериев.

Темы семинаров могут повторять темы лекций, например «Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки». В таком случае семинар направляется на закрепление, до­полнение или творческое обсуждение соответствующего раздела курса, рас­смотренного на лекции.

- На семинарах могут рассматриваться темы, не изучавшиеся на лекциях. Фор­мулировки могут быть такие же, как и в предыдущем пункте. В этом случае занятие будет направлено на расширение знаний за счет учебника и первоисточников.

- Некоторые вопросы семинарского занятия могут представлять собой конкретные аспекты со­ответствующего раздела, например «Сущность института религии», «Теория «зеркального Я» Чарльза Хортона Кули». В данном случае занятие будет направлено на углубление знаний соответствующего раздела.

Важнейшим аспектом подготовки преподавателя к семинару является про­думывание и постановка вопросов для обсуждения. От количества и типа во­просов, которые будут поставлены для рассмотрения на занятии, зависит его ход. Многие преподаватели считают необходимым выносить на семинар от 3 до 5 вопросов. Предполагается, что большее количество вопросов на одном двух­часовом занятии обсудить невозможно. Однако многое зависит от характера и объема вопросов. Более частные, конкретные вопро­сы, а также вопросы, стимулирующие сравне­ние (поиск сходства и различия), анализ, син­тез, обобщение, конкретизацию, умозаключе­ния, могут требовать других временных затрат. Подчас обсуждение таких вопросов трудно планировать во времени.

Часто постановке вопросов предшествует подбор литературы. И это вполне объяснимо: Семинарское занятие вопросы зависят от того, какую литературу будут читать студенты. Важным аспектом подбора литературы является определение ее объема, который должен быть прочитан студентами при подготовке. Более правильный с методической точки зрения подход должен основываться на учебных планах. Он заключается в том, что длительность подготовки студента к семинару не должна существенно отли­чаться от длительности самого семинара. Обосновывается это тем, что при разра­ботке учебных планов аудиторная и самостоятельная работа студентов обычно планируется в соотношении 50 на 50%. Конечно, разные студенты читают и кон­спектируют в разном темпе. На каких из них следует ориентироваться, решает преподаватель.

Семинар по социологии в отличие от лекции предполагает участие студентов в обсуждении учебного материала. Формы их деятельности могут быть разными. Существенно, однако, то, что на семинарском занятии говорят студенты, а препо­даватель руководит этим процессом. Семинарские занятия в учебном процессе выполняют следующие функции:

1) закрепление знаний (во-первых, в процесс самостоятельной подготовки к занятию студенты повторяют материал, изученный на лекциях и по учебнику. Во-вторых, проговаривание вслух учебного материала на занятии повышает степень его усвоения. В-третьих, обсуждение полученных знаний делает их более прочными);

2) расширение знаний (происходит тогда, когда студенты готовятся к семинарскому занятию по первоисточникам. В процессе их чтения и конспектирования они получают больше информации, чем содержится в лекциях и учебни­ке. Расширению и углублению знаний также способствует подготовка студентами рефератов или сообщений по спец.вопросам, а также подготовка всех студентов по одним и тем же вопросам по одним и тем же первоисточникам);

3) развитие умений самостоятельной работы (происходит в процессе подготовки к занятиям. Развиваются умения самостоятельного поиска, отбора и переработки информации. Этому способствуют разные формы постановки заданий для подго­товки к занятию — количество вопросов и их формулировка, указание конкрет­ных источников, разделов, страниц — или предоставление студентам возможно­сти самостоятельного поиска);

4) стимулирование интеллектуаль­ной деятельности. На семинарском занятии могут активизироваться мнемическая и мыслительная деятельность студентов. Это зависит от формы организации занятий, от типа постановки заданий и вопро­сов на семинарах. Они могут стимулировать:

- репродуктивную активность: необходимость запомнить и точно воспроизве­сти определенный материал,

- продуктивную активность: аналитическую и обобщающую мыслительную деятельность студентов, критическое мышление при усвоении знаний.

В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной дея­тельности студентов формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа: 1) репродуктивный и 2) продуктивный.

Репродуктивный тип организации занятия предполагает прежде всего активи­зацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и переска­зать определенный учебный материал на основе данных лекций, учебников или первоисточников. Преподаватель предъявляет определенные требования к степени точности воспроизведения, к возможности выражения знаний «своими словами», высказыванию собственного мнения и оценки. Репродуктивный харак­тер занятию придает постановка вопросов следующего типа:

- В чем суть «закона трех стадий» О. Конта?;

- Перечислите виды социальных статусов;

- Дайте определение понятию социальных организаций.

 

Продуктивный тип организации занятия предполагает активизацию мыслитель­ных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитан­ного материала и определенным образом составленных вопросов и заданий.

Такой характер занятию придает постановка вопросов следующего типа:

- Чем отличаются взгляды К. Маркса и О. Конта?;

- Как отличить девиантное поведение от делинквентного поведения?

- Почему учение Г. Зиммеля называют «формальной социологией»?

- Выделите достоинства и недостатки….. (предполагается, что ответы на эти во­просы в явном виде в учебнике или лекции не даны).

 

Подготовка студентов к семинарскому занятию заключается в поиске лите­ратуры, ее чтении и конспектировании. Степень самостоятельности студентов в поиске литературы по вопросам семинара определяется тем, насколько конкретно преподаватель сформулировал задание. Методически важным является вопрос о том, следует ли указывать источники материала и рекомендовать страницы источ­ника, где можно найти соответствующие данные. На этот вопрос трудно дать од­нозначный ответ. Поэтому каждый преподаватель сам определяет решение данной проблемы. Например, уже на первой лекции студентам предлагается ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).

Чтение студентами учебных пособий и первоисточников при подготовке к се­минарам представляет собой важную учебную задачу. Они приучаются к само­стоятельному поиску и отбору информации по заданным вопросам. Эффективное чтение — это всегда поиск ответа на вопросы, отбор не­обходимой для этого информации.

Конспектирование книг и статей — довольно типичное задание, которое дается студентам при подготовке к семинару. Чтобы конспектирование приносило пользу при подготовке к занятию, студенту необходимо научиться:

- отбору существенной информации и отделению ее от второстепенной;

- лексической и синтаксической переработке текста;

- схематизации и структурированию прочитанного материала;

- формулированию выводов по прочитанному материалу.

Только в этом случае конспектирование будет не простым переписыванием тек­ста, а интеллектуальной переработкой информации, на что и рассчитывает боль­шинство преподавателей, побуждая студентов конспектировать первоисточники.

Проведение семинарского занятия репродуктивного типа довольно традици­онно в своей последовательности. Преподаватель отмечает присутствующих на занятии студентов, спрашивает их о подготовленности к занятию и трудностях, с которыми они столкнулись в процессе подготовки. Далее формулируются ос­новные вопросы занятия, и студентам дается возможность устно раскрыть их со­держание. При этом преподаватель может попросить определенных студентов раскрыть заданные вопросы или же спрашивать желающих. После выслушивания развернутого ответа на вопрос преподаватель предоставляет другим студентам возможность дополнить, исправить, прокомментировать ответ, высказать собст­венное мнение. Важными в данном случае являются:

- умение соблюдать временной регламент;

- умение отвечать на конкретизирующие, наводящие вопросы в случае затрудне­ния;

- умение использовать свободную речь при ответах на вопросы (а не чтение конспекта);

- умение сделать выводы по рассмотренному вопросу.

Проведение семинара творческого типа менее традиционно при обучении социологии. На творческих занятиях возможны разные формы организации учеб­ных ситуаций, активности студентов и взаимодействия преподавателя и студен­тов. В чем заключается главная отличительная особенность такого занятия? В том, что студентов не просят воспроизвести материал определенного источника (лек­ции, учебного пособия, первоисточника). Студентам ставятся вопросы, активизи­рующие их мыслительную активность, предлагаются задания, ответы на которые в явном виде не представлены в источниках. Это вопросы следующего типа:

- Сравните...;

- Найдите отличие…;

- Найдите сходство…;

- Проанализируйте…;

- Найдите связь…;

На семинарах студенты имеют возможность закрепить знания, полученные на лекциях или из книг, в процессе их пересказа или обсуждения. Помимо этого, под­готовка к семинарам по первоисточникам (а не только учебникам) и выступление с сообщениями расширяют знания студентов по курсу. Необходимость подготов­ки к таким занятиям развивает умения самостоятельного поиска и переработки информации. При определенной форме организации занятий, при определенном типе постановки заданий и вопросов на семинарах они могут стимулировать ана­литическую и обобщающую интеллектуальную деятельность студентов, разви­вать их критическое мышление при усвоении знаний.

 

В целях повышения качества знаний студентов по данной дисциплине используется балльно-рейтинговая система контроля знаний студентов. В рамках данной системы проводится 3 письменных контрольных работы. В приложении к рабочей программе приводиться регламент балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов (приложение 1).

Контрольная работа № 1.

Общие вопросы истории и теории социологии.

 

Вариант 1.

  1. Дайте развернутый ответ на вопрос.

А) Теория общества и государства Николо Макиавелли.

Б) Теория обмена.

 

  1. Дайте определения понятий:

А) Статус

Б) Социальные институты

 

3. Ответьте на следующие вопросы:

А) Кого считают первыми социальными философами?

Б) Назовите основоположника «понимающей социологии».

В) Кому принадлежит работа «Самоубийство» (1897)ставшая образцом обоснования социологии как эмпирической науки.

 

Вариант 2.

  1. Дайте развернутый ответ на вопрос.

А) Теория общественного договора Томаса Гоббса.

Б) Теория социального конфликта.

 

  1. Дайте определения понятий:

А) Роль

Б) Социальная система

 

3. Ответьте на следующие вопросы:

А) Кто сформулировал «закон трех стадий» развития общества.

Б) Какое понятие Джордж Мид считал важнейшей единицей анализа в своей теории человеческой эволюции?

В) Кому принадлежит теория социальной эволюции?

 

 

Вариант 3.

  1. Дайте развернутый ответ на вопрос.

А) Учение о народном суверенитете Жан Жака Руссо.

Б) Теория социального действия.

 

  1. Дайте определения понятий:

А) Социальный состав населения

Б) Социальная структура.

 

3. Ответьте на следующие вопросы:

А) С чьим именем связана теория географического детерминизма?

Б) Назовите основоположника теории конфликта, который выступал за революционный путь изменения общества.

В) Назовите основоположника позитивизма в социологии.

Контрольная работа № 2.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.