Концепция бережливого производства — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Концепция бережливого производства

2018-01-04 374
Концепция бережливого производства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бережливое производство – это, прежде всего, современная управленческая философия борьбы с потерями. В соответствии с концепцией бережливого производства всю деятельность предприятия можно классифицировать так: операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя, и операции и процессы, не добавляющие ценности для потребителя. Следовательно, всё, что не добавляет ценности для потребителя, с точки зрения бережливого производства, классифицируется как потери, и должно быть устранено.

Потерями могут быть:

- выполнения действий, без которых вполне можно обойтись;
- производство изделий, которые никому не нужны;
- неоправданное перемещение людей и грузов из одного места в другое;
- товары и услуги, которые не отвечают требованиям потребителя и т.д.

Медленные процессы также способны создавать потери. Низкая скорость, например, производственных процессов гарантирует, что в любой момент времени в цехах или на складах имеется большой объем незавершенного производства или готовой продукции. Незавершенное производство отвлекает финансовые ресурсы и генерирует скрытые затраты, которые прячутся в накладных расходах, переделке, браке и выражаются в недовольстве клиентов.

Основой бережливого производства является процесс устранения потерь, которые по-японски называются странным для российского слуха словом «му́да». Му́да — это одно из японских слов, которое означает потери, отходы, то есть любую деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности. Например, потребителю совершенно не нужно чтобы готовый продукт или его детали лежали на складе. Тем не менее, в традиционной системе управления складские издержки, а также все расходы, связанные с переделками, браком, и другие косвенные издержки перекладываются на потребителя.

Бережливое производство выделяет семь видов муда:

1. Перепроизводство (производство изделий, которые никому не нужны; производство продукции в большем объеме раньше или быстрее, чем это требуется на следующем этапе процесса)

2. Запасы (любое избыточное поступление продукции в производственный процесс, будь то сырье, полуфабрикат или готовый продукт)

3. Избыточная обработка (усилие, не добавляющее с точки зрения потребителя к изделию/услуге ценности)

4. Лишние движения (любое перемещение людей, инструмента или оборудования, которое не добавляет ценность конечному продукту или услуге)

5. Дефекты и брак (продукция, требующая проверки, сортировки, утилизации, понижения сортности, замены или ремонта)

6. Ожидание (перерывы в работе, связанные с ожиданием людей, материалов, оборудования или информации)

7. Транспортировка (транспортировка частей или материалов внутри предприятия)

Также принято выделять ещё два источника потерь — му́ри и му́ра, которые означают соответственно «перегрузку» и «неравномерность»: му́ра — неравномерность выполнения работы, например колеблющийся график работ, вызванный не колебаниями спроса конечного потребителя, а скорее особенностями производственной системы, или неравномерный темп работы по выполнению операции, заставляющий операторов сначала спешить, а затем ждать. Во многих случаях менеджеры способны устранить неравномерность за счёт выравнивания планирования и внимательного отношения к темпу работы. Му́ри —«излишек» — напряжение, перегрузка (сверхурочная работа) человека или оборудования, неразумность. Это может быть перегрузка оборудования или операторов, возникающая при работе с большей скоростью или темпом и с большими усилиями в течение долгого периода времени — по сравнению с расчетной нагрузкой (проект, трудовые нормы).

Ниже представлены основные факторы концепции бережливого производства:

· Минимум времени на изменения. Все сотрудники готовы к проведению масштабных изменений в минимальные сроки. Благодаря этому компания может подстраиваться под рынок, и не упускать хорошие позиции.

· Минимизация потерь. Компания исключает из списка своей деятельности все процессы, которые не увеличивают добавочную стоимость продукта. Кроме этого, сотрудники должны сосредоточиться на бездефектном производстве, чтобы не терпеть потери от некачественной продукции. Это удалось японцам, во многом потому что основным из принципов бережливого производства является концепция «Босс занят – так что будь сам боссом». Соответственно, бережливое производство во многом основано на партнерских отношениях, где все заинтересованы в результате. Каждый получает, исходя из результата, а не из должности. Также для снижения потерь компании обеспечивают минимум передвижений сотрудников на работе (мастер не должен искать детали, они должны лежать рядом), отсутствие лишних перемещений товаров за счет хорошей логистики, точное определение спроса, благодаря чему на складе компании не образуется множество лишних товаров, которые можно будет продать позднее.

· Минимальные запасы на складе. Точный расчет того, сколько запасов понадобится на ближайшие дни, недели пришел именно из Японии. Это позволяло компаниям не делать крупных, дорогостоящих покупок сразу, заменяя их мелкими партиями товаров.

· Маленький штат гибких сотрудников. Чем больше разрастается компания в плане рабочих мест, тем ниже становится эффективность ее работы. В основе бережливого производства лежит идея о гибкости сотрудников, т.е. любой работник готов всегда выполнить задачу для компании, даже если она не соответствует его должности. Это было настоящим откровением для американцев в 80-е годы. Впрочем, гибкий персонал возможен только в случае построения хороших партнерских отношений, и никак иначе.

· Постоянное улучшение качества продукции. П остоянное совершенствование, как материального качества продукции, так и его добавочной стоимости. Отсюда вытекает принцип вытягивания, который основан на том, что не компания будет навязывать продукт клиенту, а он сам придет за ним по своему желанию. Конечно, тут кроме всего прочего участвует и маркетинг. Питер Друкер однажды сказал: «Цель маркетинга – узнать и понять клиента настолько, чтобы товар или услуга точно соответствовали его требованиям и продавали себя сами». Концепция бережливого производства поддерживает эту идею.

· Устранение потерь производительности. Реализуется за счет повышения работы эффективности каждого сотрудника и вычеркивания из производственного плана всех работ, которых можно избежать. Это осуществляется, как правило, за счет усовершенствования технической базы компании, внедрения роботов, компьютеризации, и прочего нового оборудования.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.