Активное сопротивление язычества — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Активное сопротивление язычества

2018-01-07 207
Активное сопротивление язычества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Согласно повести временных лет, мы знаем 5 примеров народного возмущения в период крещения Руси. Волхвы в неурожайные годы подстрекали народ на восстания. Такое восстание в Суздале подавил 1024г. Ярослав Мудрый “ по дьявольскому наущению и бесовскому действию, волхвы избивали старых людей, говоря, что они держат запасы. Был мятеж великий и голод по всей той стране; и пошли по Волге все люди к болгарам, и привезли хлеба, и так ожили. Ярослав же, услышав о волхвах, пришел в Суздаль; захватив волхвов, одних изгнал, а других казнил, говоря так: "Бог за грехи посылает на всякую страну голод, или мор, или засуху, или иную казнь, человек же не знает, за что "[69]

 

Между 1074 и 1078 годом явился волхв в Новогород. По словам летописца он творился аки бог, говорил, что провидит все будущее, хулил веру христианскую и обещался пройти веред всеми по реке Волхв. В Новогороде в 1074г. христианство было скорее номинальным чем действительным. Проповедь волхва произвела мятеж против правительства, все жители обратились на его сторону и хотели убить епископа. Но к счастью случилось следующее. Когда епископ новогородский вышел в полном своем облачении он сказал: “кто хочет идти за волхвом – пусть идет, а кто Верует во Христа, пусть идет по кресту”. К епископу присоединились только князь с дружиной. Князь Глеб, спрятав подполу топор, обратился к волхву:

-знаешь что будет сегодня?

-Знаю, сотворю великие чудеса.

При этих словах князь выхватил топор и рассек волхва надвое, а народ разошелся.

Было и третее повествование в 1091г. в Ростове “ В тот же год знамение было на солнце, как будто бы должно было оно погибнуть и совсем мало его осталось, как месяц стало, в час второй дня, месяца мая в 21-й день. В тот же год, когда Всеволод охотился на зверей за Вышгородом и были уже закинуты тенета и кличане кликнули, упал превеликий змей с неба, и ужаснулись все люди. В это же время земля стукнула, так что многие слышали. В тот же год волхв объявился в Ростове и вскоре погиб” [70]. Судя по всему было солнечное затмение и вохв решил воспользоваться этим моментом, но вскоре был схвачен.

Несомненно, кроме открытых выступлений волхвы и язычники вели свою проповедь тайно, и правительство было против них бессильно. И они своей проповедью немало содействовали тому, что на руси очень долгое время оставалось двоеверие.

Гальковский добавляет, что согласно Начальной летописи, язычество не оказывало активного сопротивления. Возможной причиной того являлось то, что язычество не имело строго выработанного религиозного ритуала, вследствии этого не имело и жрецов. Мы должны признать, что ни летопись, ни народная литература не сохранили об этом определенных указаний.

Сохранились данные о Ростовской земле:в 1071г, когда был голод, появились двое волхвов. Они распустили слух, что причиной голода являются женщины. Вследствии чего много женщин было убито, а имущество их волхвы брали себе. При убийстве женщин происходили чудеса, волхвы вынимали вещи и продукты из живота женщин. Поднимаясь вверх по Шексне волхвы пришли на Белоозеро имея с собой 300 человек сторонников. Воевода князя Святослава Ярославича, боярин Ян Вышатич придя на Белоозеро потребовал выдать волхвов.Но жители были на стороне волхвов и дело дошло до кровавого столкновения, после чего волхвы были выданы. На допросе волхвы рассказали воеводе миф о сотворении мира и человека: “Бог мылся в бане и вспотел…”. Волхвы были казнены.

Житие Константина Святославича Муромского говорит о борьбе Константина с “неверными” муромскими людьми, не по “мнозех летех” после смерти Владимира, Бориса и Глеба (1015г.) Причем говориться о строительстве в Муроме храма в честь Бориса и Глеба. Отсюда мы узнаем, что они были довольно рано канонизированы. Также в житии Бориса и Глеба также узнаем, что их канонизация происходила в княжение Ярослава Мудрого. Мстислав Храбрый,которому перешел Муром, там не жил, а сделал своей резиденцией город Чернигов. Отсутствие княжеской администрации и контроля со стороны властей привело к тому, что в городе восторжествовали языческие верования, а христианские храмы оказались в запущенном состоянии. “ Согласно положение было исправлено лишь спустя много лет после смерти Константина Ярославича, создавшем в Муроме свою резиденцию, поселившем там своих бояр и купцов, обновившем и очистившем муромские церкви от скверны.”[71] также исследование Курганских могильников 11-12 вв указывает на обряд трупосожжения, а после заменяется захоронением.

Кривичи учавствовали в Корсунском походе князя Владимира, после которого многие дружинники были крещены. Но крещение Кривечей и Вятичей согласно Воскресенской и Никоновской летописи относят к 1471г.. Из Киево-Печерского патерика можно прочитать, об Кукши и его ученике Никоне, убитых во время их миссионерской деятельности на рубеже 11-12 вв.. Там же читаем про крещение земли Смоленской 1013г.

Волыняне и белые хорваты. Как народы, покоренные киевскими князьями они учавствовали в походе Олега на Византию. Это означает, что уже в 10 веке они находились в зависимости от Киева. После похода кн.Владимира в 985г. (согласно повести временных лет) во время похода на Болгар, они стали частью Русской державы. Там же мы читаем про второй поход в 992г. Нет никаких сомнений, что личное присутствие князя Владимира, непосредственное подчинение Киевской Руси. Тем более, что ранее эти земли были подчинены Польше и были знакомы с христианством. Военный поход Владимира “царствующего к северу от Дуная” описывается и в “Записке греческого топарха”.

Дреговчичи. В одном из местных Туровских преданий говориться, что каменные кресты, которые до сих пор сохранились в Турове; якобы приплыли по воде и встали напротив города, после чего вода Припяти окрасилась кровью (1905 полное географическое описание нашего отчечества). Ученые по разному трактуют это предание. Так же не сохранилось и письменных данных о крещении земли древлянской.

Вятичи. В Киево-печерском патерике и Летописи мы можем найти пример сопротивления языческих жрецов проповедникам, посланным к языческому народу для христианской проповеди. Известно, что в 1115 году в землю вятичей пришел монах Киево-Печерского монастыря – Кукша со своим учеником. Доказав на деле правоту своей веры, при тщетных попытках вызвать дождь,языческими жрецами, он своей молитвой ниспослал дождь на засушливые поля язычников. Согласно патерику этого монастыря “черноризец о котором все ведают, бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свел с неба, озеро иссушил и многие чудеса сотворил,и после многих мук усечен был мечем с учеником своим Никоном”[72]

 

3.2.Пассивное сопротивление язычества:

Известно, что сторонники язычества при св.Владимире бежали из Киева в глухие места. Полагаем, что в чистом своем виде двоеверие не могло поддерживаться. Примеру властей следовали подчиненные Киеву территории, и пригороды. Родившиеся в язычестве, те, кого крещение застало в зрелом возрасте, могли быть убежденными почитателями древних богов. Но естественно думать, что новые поколения не порывая совершенно со старыми верованиями, ничего уже не имели против новой веры и охотно ее принимали. Тут-то и получалось “ двоеверие ”[73], приводившее в негодование наших христолюбцев и ревнителей правой веры. Именуясь христианами, люди при старых взглядах и верованиях. Язычество продолжало жить как уклад жизни. Этот полу-язычный образ жизни был особенно силен по окраинам, в селах и деревнях, удаленных от городов. Таким пристрастием к старине особенно отличались женщины, которых наши древние проповедники усердно обличали в идоломолении и волшебстве[74]. Знакомство с древнерусской литературой и обличительной литературой в частности приводит нас к убеждению, что “Бабы богомерзкие” и вообще древнерусские люди верили и жили по-язычески не в следствии упорного нежелания жить по-христиански, а в следствии плохого знания христианского вероучения. Мы нигде не видим следов того, чтобы древняя русь пыталась сравнить старую веру с новой или же сознательно отдавала предпочтение язычеству перед христианством. Язычество не выступало против христианства, а продолжало существовать прежде всего потому, что его нечем было заменить. Духовенству нужно было время и способы научить население новой вере. Стоит отметить и то, что русские люди обыкновенно не замечали своего двоеверия. Народная масса считала себя истинно христианской, что не мешало справлять старые праздники и чтить своих старых домашних богов. Сила язычества заключалась в невежестве народной массы.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.