Глава 2.Христианизация Киевской Руси — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава 2.Христианизация Киевской Руси

2018-01-07 250
Глава 2.Христианизация Киевской Руси 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Христианство на Руси до св. князя Владимира

Согласно повести временных лет славянские племена, окрепли и возмужав перестали платить дань хазарам поляне и древляне. А в 862 году перестали платить дань варягам. “Изгнаша варяги за море”, но в народе начались междуусобицы и славяне обратились к варягам “к Руси”, (так назывались варяги согласно ПВЛ). Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля [40]. ”

После этого бояре Рюрика – Аскольд и Дир отбивают Киев у хазар.

 

Фотиево в Крещение

Согласно греческой летописи Георгия-Монаха, ПВЛ, Житию греческого патриарха Фотия 18 июня 860 года флот русов возглавляемый Аскольдом и Диром. Византия не могла дать отпор русской армии, так как почти все войска воглаве с императором Михаилом III находились в походе против арабов. Патриарх совершив чудо, опустив покров Божьей Матери в море. И русский флот был потоплен. Свидетельство того, что чудо убедило русских в истинности православной веры можно заключить из того, что обращаясь к предстоятелям церквей, святой патриарх Фотий в 867 году писал: “ Росы, славные своей жестокостью победили соседних народов, в гордости дерзнувшие воевать с империей, теперь оставили языческое суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши. Они уже приняли от нас священника и епископа имея живое усердие к христианскому богослужению [41] ”. В перечне епархий Константинопольского патриархата, составленном не позже первых годов 10 века, числится митрополия Руси, которой определено 61 место по списку.

Судя по всему флот был потоплен, а сами русы выжили. Ведь эти русы уверовали,а Аскольт и Дир были крещены[42]. Со временем Олег захватит власть, Убив их, в 882 гду власть в киеве захватывает Олег – язычник.

 

После смерти Ррика, реальная власть перешла к Олегу, позднее прозванным вещим после очередного ударного похода на Константинополь. Который правил от имени малолетнего сына Рюрика – Игоря. Обманом убив Аскольда и Дира, Олег объединил русские земли – Киевскую и Новгородскую. После овладения Киевом Олег покорил славянские племена родимичей и северян, воевал с уличами и тиверцами.

О христианстве в этот период не дошло никаких сведений. Если по словам Фотия после неудачного набега на Константинополь в 860 году русы были “друзьями и союзниками ”, то при Олеге в 911 году был поход на Константинополь. Император Лев 4 вынужден платить огромную дань. Из повести временных лет мы видим, что в тексте договора “император скрепил договор крестом, а русские по обычаю своему[43]”, за этот удачный поход Олег был назван вещим[44], и через год умер от своего коня (согласно пророчеству волхва)

После его смерти власть перешла к Игорю, сыну Рюрика. Первый поход Игоря на греков закончился провалом. Напав в 941 году “ русские же, посовещавшись, вышли против греков с оружием, и в жестоком сражении едва одолели греки. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламя, бросились в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились домой. [45]”.

Греческий огонь из медных труб это особый горючий состав, который поджигал корабли. Уцелевшие в морском бою русские войны рассказывали на родине, что греки победили потому, что имеют у себя молнию небесную и пускают ее на кого хотят.

В 944 Игорь вновь пошел на Константинополь и вынудил заплатить императора дань. Примечательно, что в этот раз в мирном договоре есть упоминание о русских христианах: “ Мы же, те из нас, кто крещен, в соборной церкви клялись церковью святого Ильи в предлежании честного креста и хартии этой соблюдать все, что в ней написано, и не нарушать из нее ничего; а если нарушит это кто-либо из нашей страны - князь ли или иной кто, крещеный или некрещеный, - да не получит он помощи от Бога, да будет он рабом в загробной жизни своей и да будет заклан собственным оружием…А некрещеные русские кладут свои щиты и обнаженные мечи, обручи и иное оружие, чтобы поклясться, что все, что написано в хартии этой, будет соблюдаться Игорем, и всеми боярами, и всеми людьми Русской страны во все будущие годы и всегда [46].

Также эти свидетельства отмечены в греческой копии договора и летописи Нестора. В следующем году Игорь умирает от древлян, решив собрать дань больше обычного.

Наследником Игоря стал Святослав. Так как он был еще ребенком, реальное управление взяла в свои руки вдова Игоря – Ольга. В повести временных лет – Вольга.

Согласно повести преподобного Нестора, Ольга в 957 году совершила путешествие в Константинополь, где вела переговоры. Находясь в греческой столице она принимает крещение с именем Елена. Подтверждение этому есть сочинение самого императора Константина 7 Багрянородного “О церемониях Византийского двора”, но не указывается г. Константинополь.

Равноапостольная княгиня Ольга приложила немалые труды для насаждения на Руси христианства. По свидетельству монаха Иакова последние 15 лет своей жизни она строила храмы и разоряла “идольские требища ”. На ее средства были построены Церковь Святой Софии в Киеве, Церковь во имя святой Троицы в селе Выбуты под Псковом. Летопись передает слова святой Ольги, обращенные Святославу:

-“Я познала Бога, сын мой,если ты познаешь, тоже станешь радоваться”[47]

-Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?

Обычаи Варягов были жестокими. Знаменитый путь из Варяг в Греки служил дорогой для скандинавов, чтобы грабить Византию. Приплыв в земли империи, они грабили в первую очередь монастыри. И поэтому христианство считалось у них в пренебрежении. Также и грабили мирные поселения. Греческая летопись говорит об одном “добром варяге”, который не развлекается, подбрасывая младенцев и насаживая их на копье. Также характеристикой мародерства может послужить нападение Олегом на Константинополь, не имея сильного флота, они не вступили в открытое сражение на море.

Несомненно, что вокруг Ольги “звезды утренней предваряющей зарю”[48], христиане благодаря ее покровительству занимали в Киеве высокие посты. Вокруг Святослава объединились закоренелые язычники, в значительной степени выходцы из скандинавии. Вскоре после крещения Ольги, власть перешла к Язычнику- Святославу. Судя по всему Святослав не мог ужиться с христианским окружением святой Ольги. Незадолго до смерти Ольги, Святослав присоединил к Киевской державе земли вятичей, нижнюю Волгу, Дон и Северный Кавказ. И окончательно разбил Хазарский Каганат. Следующий поход был против Болгарии, отвоевав северную ее часть, он хотел создать свою столицу “там середина земли моей, из руси сюда стекаются меха, воск и рабы, из Чехии и Венгрии – серебро и кони, из греции – золото и вина”[49]. Напав на Южную Болгарию, Святослав вторгся в Константинополь в 971г. Во время сражения восстали болгары и ударили русским в тыл. Во время осады, как утверждают греки на поле боя появился святой мученик Феодор Стратилат и помог им одержать победу.[50]

Потерпев поражение Святослав, увидев причиной того в христианах, которые находились в его войске, приказал схватить и принести всех в жертву богам. Среди замученных был и двоюродный брат Святослава – Глеб. Когда весной 972 года его ослабленная дружина возвращалась вверх по Днепру, на них напали печенеги и перебили всех до одного, а из черепа Святослава сделали кубок. На которой написал по - славянски “чужих ища, своя погуби”

Наследниками остались Ярополк, про которого известно, что он был воспитан Ольгой, он княжил в Киеве. Олег правил древлянами, а младший Владимир, также воспитанный бабушкой – Ольгой, правил в Новгороде.

На убийство Ярополка Олегом св. Владимир пишет так: “Ярополк стал готовиться к войне с Киевом, желая по языческому обычаю отомстить за пролитую кровь”. Владимир собрав дружину из новогородцев, кривичей, чуди, варяг, осадил варяжский город Полоцк (современная Белорусия) и завоевал его. Владимир женился на Рогнеде, что давало ему право владеть полоцкой землей. Далее Владимир осадил Киев и в 24 года стал его правителем. Первым приказом Владимира будет отправить наемную дружину варягов в Грецию, так как придя в Киев варяги просили собрать для них дань со всей Руси – варяги представлялись “небезопасным для страны воинский контингент”[51]. Владимир присоединил вятичей, прикарпатие. Покорил ятвягов и другие балтийские племена, по свидетельству некоторых скандинавских источников, наложил дань на все население тогдашней Балтии.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.