Христианство на северном побережье северного моря. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Христианство на северном побережье северного моря.

2018-01-07 192
Христианство на северном побережье северного моря. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Житии св. апостола Андрея первозданного можно прочитать, что он, получив скифию по жребию, посетил по крайней мере Крым и намеревался идти “Днепром в Рим” находясь на киевских горах он предрек:

“Видите ли горы сия? яко на сих горах воссияет благодать Божья; имать град велик, быти и церкви многи бог воздвигнути имать “ И вшед на горы сия, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу и слез с горы сия идеже послеже бысть Киев [31]. ”. Согласно легенде, апостол дошел до Новгорода и даже до Соловецкого острова.

Существуют основания думать, что поход ап. Андрея на Соловецкий остров – это более поздняя вставка 17в, (так же как путешествие апостола в Польшу). Принятая во времена Петра I и Екатерины II, чтобы возвысить роль Российской империи и значения православной миссии ее в мире.

Северные берега черного моря были самой дальней северо-восточной окраиной римской империи и служили местом ссылки преступников. Начиная со времен царствования императора Траяна (98-117), сюда был сослан один из мужей апостольских – святой Климент Римский. (очерки по истории церкви древней Руси) Сюда же в 4 веке будет сослан Иоанн Златоуст.

Далее существую две точки зрения, которые не противоречат друг другу:

Святой Климент духовно руководил христианскими общинами Крыма до самой своей кончины (Никон Лысенко Очерки по истории др. Руси). Также,благодаря стараниям самих общин, находящихся на северном побережье черного моря (Голубинский ее История Русской церкви) христианские общины стали укрепляться, и уже в конце 4 века Блаженный Иероним Стридонский писал в одном из своих писем: “Холода скифии пылают жаром веры” в 3 веке епископские кафедры существовали в Херсонесе и Пантикапее, в следующем столетии возникли Скифскиая и Готфская епархии.

Сохранилось свидетельство Климента папы Римского (101год), попав в город Херсонес в Крыму обнаруживает 3000 христиан. Папа Климент знаменит и тем, что высек церковь в горе и принял мученическую кончину. Его мощи в Крыму обретут позднее Кирилл и Мефодий.

 

Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (283-303) и Максимиане, мученическую кончину приняли приемственно занимавшие херсонесскую кафедру епископы: Василий, Ефрем, Капитон, Евгений, Евферий, Елпидий и Агафодор. В пятом веке северное причерноморие подверглось опустошительному нашествию варваров, сначала готов, потом гуннов. Танаис и Ольвия и многие другие города были разорены и никогда уже не отстраивались. (Очерки по истории рус церкви)

О том, что на территории Северного причерноморья существовало христианство, сегодня в мире не вызывает никаких сомнений [32]:

Христианская проповедь Византийской церкви достигла восточных славян. К 4 веку относятся первые исторические сведения о греческих епископах в Крыму. Христианская проповедь распространялась там весьма успешно, со временем число епархий выросло до пяти. Епископы крыма окромляли не только греко-христианское население Крыма, но и коренное население.[33]

Сейчас уже неоспоримо доказано, что христианство пришло на Русь задолго до обращения князя Владимира.[34]

 

Поместная Русская Церковь получила от Константинопольской – учение, каноны и устав. Ее богослужебным языком стал церковнославянский. Язык, которым Византийская церковь уже в течении столетия пользовалась для своей проповеди среди славян.

В эпоху рассвета Византийской империи (6-12вв), греческие колонии в Крыму и на побережье Кавказа именовались херсонесской фермой. Херсонесская ферма находилась под управлением херсонесского стратига. Ее церковная жизнь была неразрывно связана с жизнью всей Восточной церкви.

Во времена монофилитских гонений на правно верующих в Крым были сосланы и скончались в узах папа Римский Мартин Исповедник (+655), и преподобный Максим Исповедник (+622). Также Крым был прибежищем гонимых монахов, которые основали там свои обители во времена иконоборческих гонений.

В 6-8 вв славянские племена заняли огромное пространство от Балтийского до Адриатического моря и от Эльбы до Урала.

Хазарские племена расселились в 6-7 веках в южном поволжье и на северо-западном побережье Каспийского моря, и захватили племена кавказских Аланов и крымских готов. В 8 веке хазарский каганат достиг своего могущества. Дань хазарам вынуждены были платить народы Среднего и Верхнего Поволжья – вятичи, родимичи, северяне, поляне, центр которых был Киев. Именно от этих хазаров Аскольт и Дир со своей дружиной освобождали южные города славян.

Хазария в 8-9 веках была политической союзницей Византии и вела на кавказе войны с ее главным врагом- Арабским халифатом. В 9 веке Хазария принимает иудаизм.

В 60 годах 9 века из Византии с особой проповеднической миссией прибывают Кирилл и Мефодий. Возвратившись из хазарии Кирилл и Мефодий приступили к переводу на славянский язык священного писания и богослужебных книг. В 867 году они начали просвятительскую миссию среди славян. В 864 была крещена Болгария, как подвластная территория Византийской империи.

Крещение южной части Польши, как части Великоморавского княжества могло произойти во время второго пребывания Мефодия в Моравии (Венгрия, Чехия, Словакия), то есть в 873—885 годах. Упомянутые следы христианства славянского обряда найдены, в частности, в Кракове, Вислице и Пшемысле[4].(Википедия – крещение Польши.)

В 966 была крещена Польша по латинскому обряду, после завоевания немецких

 

Кирилл и Мефодий, просвещение Моравии:

Кири́лл (в миру Константи́н по прозвищу Фило́соф, 827—869, Рим) и Мефо́дий (в миру Михаи́л; 815—885, Моравия) — братья из города Солуни (Салоники), создатели старославянской азбуки и языка, христианские проповедники.

Константин и Мефодий были в Болгарии, и своей проповедью много способствовали утверждению в ней христианства. Из Болгарии христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию. В 863 году с помощью брата Мефодия и учеников Константин составил старославянскую азбуку и перевёл на болгарский язык с греческого основные богослужебные книги. О времени изобретения славянской азбуки свидетельствует сказание болгарского монаха Черноризца Храбра, современника царя Симеона, «О письменах». Он пишет:

Если же спросиши славянских грамотеев, говоря: "Кто вам письмена сотворил или книги перевёл", то все знают и, отвечая, говорят: святой Константин Философ, нареченный Кириллом - он нам письмена сотворил и книги перевел, и Мефодий, брат его. Поскольку ещё живы, видевшие их. И если спросишь, в какое время, то знают и говорят, что во время Михаила, царя греческого, и Бориса, князя болгарского, и Ростислава, князя моравского, и Коцела, князя блатенского, в лето от сотворения всего мира 863г [35]. ”

В 862 году в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с такой просьбой: «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей»[36]. Император и патриарх обрадовались и, призвав солунских братьев, предложили им идти к моравам.

Под термином – Моравия следует понимать территорию нынешней Чехии, Словакии, Венгрии и северной Польши

В Моравии Константин и Мефодий продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян, включая жителей Карпатской Руси, чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Братья пробыли в Моравии более трёх лет, а затем отправились с учениками в Рим к папе римскому.

Среди части богословов Западной Церкви сложилась точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Константин и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности. По дороге в Рим посетили они ещё одну славянскую страну — Паннонию, где находилось Блатенское княжество. Здесь, в Блатнограде, по поручению князя Коцела братья обучали славян книжному делу и богослужению на славянском языке. После того, как Константин передал папе Римскому Адриану II обретённые им в своём херсонесском путешествии мощи святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских церквях. По велению папы, Формоз (епископ Порто) и Гаудерик (епископ Веллетри) посвятили в священники трех братьев, путешествовавших с Константином и Мефодием, а последний был рукоположён в епископский сан.

 

После смерти Мефодия его противникам удалось добиться запрещения славянской письменности в Моравии. Многие ученики были казнены, некоторые перебрались в Болгарию и Хорватию.

В Болгарии и впоследствии в Хорватии, Сербии и Древнерусском государстве славянская азбука, созданная братьями, получила распространение. В некоторых регионах Хорватии до середины XX века литургия латинского обряда служилась на славянском языке. Поскольку богослужебные книги писались на глаголице, этот обряд получил название глаголического.

 

Папа Адриан II писал в Прагу князю Ростиславу, что будет кто станет презрительно относиться к книгам, писанным по-славянски, то пусть он будет отлучён и отдан под суд Церкви, ибо такие люди суть «волки». А папа Иоанн VIII в 880 г. пишет князю Святополку, приказывая, чтобы проповеди произносились по-славянски.

После своей смерти, Кирилл и Мефодий оставили своих учеников:Константин Преславский, Горазд Охридский, Климент Охридский, Савва Охридский,Наум Охридский, Ангелярий Охридский, Лаврентий. Среди которых в составлении кириллицы большую роль сыграл Горазд.

 

Крещение Польши, Чехии, Болгарии: Христианство в Польшу пришло главным образом из Чехии. Несмотря на это языческие восстания в Польше были не раз подавлены немецкими рыцарями. – попытка Баварии укрепиться на этой территории. Так же восстание немецкого епископства против служения на славянских языках,говорит о притязаниях папской власти на этих землях.

Языческие восстания в Литве, Чехии, Польше, не один раз приходилось подавлять немецким орденам. А само насаждение христианства сопровождалось жесткими мерами – В Польше, тем кто не постился, в горло заливали расплавленное железо и выбивали зубы[37], т.о. по словам Болеслава Храброго “право божье” соблюдалось в большей мере благодаря подобным мерам. В письме Матильды Лотарингской сыну Болеслава I, Мешко II, также говорится что его отец добился железом того, чего проповедники не могли добиться словом.[38] И почти ничего не известно о идеологической деятельности польской церкви Xв до первой половины XIв.

Несмотря на внешнюю христианизацию к XIв. и замену обряда трупосожжения на захоронение, большая часть кладбищ не была связана с христианским обрядом – во гроб клали ведра, оружие, орудия труда. [39].

Наиболее яркий пример, в Польше в 1038г. восстание язычников направлено в первую очередь против феодалов (“знатных господ и бояр”), после этого крупного восстания епископские кафедры сохранились лишь в Кракове и Вроцлаве.

О засилье немцев в Чехии может служить тот факт, что желание их креститься от Константинополя, позволило им обеспечить самостоятельность государства. Со временем оформленный правовой кодекс “Закон судный людям” дает представление о плане христианизации. Наиболее строгое постановление касалось тех,“иже творят требы и присягы” – их рекомендовалось продавать в рабство вместе со всем их имуществом. За нарушение семейных отношений полагались штрафы, телесные наказания (смертная казнь была со временем заменена отрезанием носа) и епитимья (до 15 лет).

Болгария была крещена в православие в 865г. После падения Моравии и утверждения на ее территории немецкого латинизма многие христиане бежали именно в Болгарию. Крещение Болгар предваряла православная миссия в болгарии Кирилла и Мефодия, а также создание славянской письменности – кириллицы их учениками относят в 863г. Т.о. православная Византийская империя, находясь в вооруженном конфликте с болгарским царством вела на ее территории христианскую миссию.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.