Назовите компоненты предмета психологии развития. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Назовите компоненты предмета психологии развития.

2018-01-07 272
Назовите компоненты предмета психологии развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3. Каково место психологии развития в системе связей с другими науками?

Дидактический элемент модуля № 2.

1. Каковы анатомо-физиологические особенности ребенка в младенческом возрасте?.

2. Какое влияние на психику оказывает эмоциональное общение со взрослым в младенчестве?

3. Назовите формы проявление темперамента в младенческом возрасте.

4. Понятие кризиса в психологии.

5. Охарактеризуйте кризис 1-ого года жизни.

6. Понятие о сензитивных периодах развития.

7. В чем смысл импритинга у животных, каковы проявления импритинга у человека?

8. В чем сущность предметно-манипулятивной деятельности?

9. Назовите стадии развития связи предмета с действием (В.С. Мухина).

10. Охарактеризуйте игру и ее роль в формировании психики ребенка.

11. Перечислите стадии познавательного развития ребенка в теории А. Валлона.

12. Каковы основные этапы формирования умственных действий в теории П.Я. Гальперина?

13. Характер обобщений дошкольника.

14. Сексуальное развитие ребенка как проблема.

15. Перечислите основные положения концепции детской сексуальности З. Фрейда.

16. Сенсорные эталоны и их усвоение дошкольниками.

17. Виды действий восприятия и последовательность их формирования.

18. Каковы стадии развития интеллекта в теории Ж. Пиаже.

19. Какие виды игр вы знаете (приведите различные классификации)?.

20. Охарактеризуйте современные игрушки и компьютерные игры.

Дидактический элемент модуля № 3.

1. Перечислите компоненты учебной деятельности.

2. Напишите динамику доминирования видов внимания у младших школьников.

3. Приведите основные особенности мышления в младшем школьном возрасте по Ж. Пиаже.

4. Каковы специфические особенности развития личности в этот период.

Дидактический элемент модуля № 4.

1. Каково анатомо-физиологическое развитие организма в подростковом возрасте?

2. Что такое акселерация и ретардация?

3. Охарактеризуйте социальные детерминанты подросткового кризиса.

4. В чем заключается психологическое и сексуальное развитие подростка?

Дидактический элемент модуля № 5.

1. Опишите физическое развитие в юношестве.

2. Охарактеризуйте учение с основами профессиональной ориентации как ведущий вид деятельности в этот возрастной период.

3. Каковы особенности личностного развития в юношестве?

4. Перечислите особенности самосознания и самоопределения юноши.

Дидактический элемент модуля № 6.

1. Каковы психологические особенности ранней взрослости?

2. Перечислите закономерности инволюции психологических функций и процессов во взрослом возрасте.

3. Приведите пример неравномерности угасания психологических функций.

4. Каковы основные гендерные особенности психологии взрослого?

Дидактический элемент модуля № 7.

1. В чем специфика психологических изменений в пожилом и старческом возрасте?

2. Охарактеризуйте основы здорового образа жизни в пожилом возрасте.

3. Каковы признаки благополучного старения?

4. Назовите две базовых группы теорий старения.

Дидактический элемент модуля № 8

1. В чем специфика понятий «нравственный реализм», «нравственный реалятивизм» в теории Ж. Пиаже?.

2. Охарактеризуйте стадии нравственного развития в теории Л. Кольберга.

3. Каковы основания теории психического развития Ш. Бюлер?

4. Назовите стадии психосоциального развития в теории Э. Эриксона.

 

 

Требования к написанию теста

Диагностика знаний слушателей в области возрастной психологии.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Если испытуемый набирает от 0 до 6 баллов, то его уровень знаний в управлении межкультурными коммуникациями низкий, если от 7 до 13 баллов – средний, если от 14 до 20 – высокий.

 

Выберите правильный ответ.

1. О каком из перечисленных ниже периодов жизни известно в плане пси­хического развития меньше всего:

а) пренатальный период;

б) детство;

в) отрочество.

г). Ни один из ответов не верен.

 

2. По причинам чисто биологического характера продолжительность чело­веческой жизни не может превышать:

а) 90 лет;

б) 100 лет,

в) 110 лет;

г) 120 лет.

 

3. Направление развития человека в детстве, когда центральные части тела растут раньше конечностей, называется:

а) цефалокаудальным;

б) дистопроксимальным;

в) каудоцефалическим;

г) проксимодистальным.

 

4. Формирование популяции нейронов, образующей нервную систему, завер­шается:

а) к 8-й неделе внутриутробной жизни;

б) к моменту рождения;

в) к 6-летнему возрасту;

г) к концу отрочества.

 

5. Функциональные показатели развития человека максимальны в возрасте:

а) от 15 до-25 лет;

б) от 20 до 30 лет;

в) от 25 до 35 лет;

г) от 30 до 40-лет.

 

6. Более 80% девушек и юношей вступают в добрачные половые отношения в возрасте:

а) 15-18 лет;

б) 18-24 лет;

в) 21-25 лет;

г) 22-27 лет.

 

7. В физиологическом плане сексуальные способности у мужчин и женщинугасают:

а) к 50 годам;

б) к 60 годам;

в) к 70 годам.

г) Ни одиниз ответов не верен.

 

8. Какая из перечисленных ниже характеристик действия не приложима к поня­тию «операция» в том смысле, какой вкладывал в него Ж. Пиаже?

а) интериоризация;

б) обратимость;

в) координация в структуру ансамбля.

г) Ни один из ответов не верен.

 

9. Согласно А. Валлону, этапы психической эволюции ребенка представляют собой:

а) серию реорганизаций, наложений и прогрессов;

б) непрерывную последовательность стадий;

в) период жизни, относительно независимые от аффективной сферы и речи.

г) Все ответы верны.

 

10. Согласно Л. Кольбергу, личность, сообразующая свои поступки с одобрением другими людьми, находится на:

а) преднравственном уровне развития;

6) конвенциональном уровне развития;

в) постконвенциональном уровне развития;

г) уровне самоуважения.

 

11. По С. Гиллиган, роль «хорошей матери», которую традиционно выбирают женщины, соответствует:

а) уровню самопожертвования;

б) более высокому уровню нравственного развития;

в) переходу к морали непротивления;

г) Все ответы верны.

 

12. В теории Д. Эльконина возрастная периодизация строится из:

а) ведущего вида деятельности;

б) когнитивной интерпретации субъектом различных ситуаций;

в) личностных конфликтов между подсознательными силами и реальностью;

г) ведущего вида деятельности и социальной ситуации развития.

.

13. Эдипов комплекс, который рассматривал З. Фрейд, развивается:

а) на оральной стадии;

б) на анальной стадий;

в) на фаллической стадии;

г) на генитальной стадии.

 

14. Согласно теории З. Фрейда, такие черты личности, как чрезмерная чистоплот­ность, скупость или упрямство, формируются в результате фиксации человека

а) на оральной стадии;

б) на анальной стадии;

в) на фаллической стадии;

г) на генитальной стадии.

 

15. По А. Адлеру, большинство таких особенностей, как склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение, бывают след­ствием

а) чувства неполноценности;

б) комплекса неполноценности;

в) комплекса превосходства;

г) неадекватно разрешившегося Эдипова комплекса.

.

16. Согласно гуманистическим теориям, самореализация тесно связана

а) с самоуважением;

б) с переоценкой собственного «Я»;

в) с комплексом превосходства;

г) со способностью любить.

 

17. Согласно Ш. Бюлер, интенция, лежащая в основе человеческой природы и на­правляющая выбор целей, чаще всего воспринимается субъектом как таковая в конце:

а) отрочества;

б) третьего десятилетия;

в) жизни.

г) Ни.один из ответов не верен..

 

18. По Э. Эриксону, второй психосоциальный кризис, соответствующий первым процессам научения у ребенка, может разрешиться развитием независимости или, напротив, развитием:

а) недоверчивости;

б) чувства вины;

в) чувства неполноценности.

г) Ни один из ответов не верен.

 

19. Периоду депрессии из-за предстоящей смерти предшествует период кризиса, включающий стадию:

а) отрицания;

б) гнева;

в) «торга».

г) Все ответы верны.

 

20. Основные психофизиологические функции начинают угасать после:

а) 40 лет;

б) 20 лет;

в) 60 лет;

г) 70 лет.

 

Вопросы для письменного ответа на коллоквиумах.

1. Дидактическая единица 5.Коллоквиум на тему «Типы самоопределения в юношестве»

Вопросы:

1) перечислите типы юношеского самоопределения (по Снегиревой);

2) обоснуйте наиболее оптимальный тип взросления с вашей точки зрения.

 

Требования к анализу результатов диагностических методик.

В процессе диагностики должны использоваться только надежные и валидные тесты и опросники. Описание результатов диагностики должно быть описано по определенной схеме, содержащей следующие обязательные элементы: цель методики, используемое дополнительное оборудование (при наличии), индивидуально-психологические характеристики испытуемых (пол, возраст, образование и т.д.), ход эксперимента, обработка результатов, заключение, вывод. На основании полученных с помощью методики данных, студент должен сформулировать заключение, содержащее информацию о психологических особенностях личности обследуемого (содержание зависит от качественной направленности тестового материала), сделать развернутое предположение о причинах формирования и возможных последствиях проявления данных особенностей, при необходимости предложить варианты коррекционной работы.

Дисциплина «Психология развития»

Вопросы к экзамену

(2 курс, 3 семестр)

Направление подготовки44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль Начальное общее образование

  1. Предмет возрастной психологии, ее связь с другими науками.
  2. Специфика методов возрастной психологии.
  3. Условия и движущие силы психического развития ребенка.
  4. Основные закономерности онтогенеза человеческой психики.
  5. Факторы развития и формирования личности.
  6. Биогенетические и социогенетические теории психического развития: их сходство и различие.
  7. Периодизация психического развития человека в отечественной психологии.
  8. Характеристика психических новообразований на различных этапах психического развития в дошкольном возрасте.
  9. Психическое развитие как процесс овладения ребенком общественно - историческим опытом. Проблема интериоризации в психологии.
  10. Проблема сексуального развития ребенка в дошкольном возрасте.
  11. Стадии познавательного развития ребенка в теории А. Валлона.
  12. Общая характеристика психической жизни в младенческом возрасте.
  13. Понятие о сензитивных периодах в психическом развитии.
  14. Понятие кризиса в возрастной психологии. Характеристика кризиса первого года жизни.
  15. Важнейшие психологические особенности ребенка раннего возраста.
  16. Проблема кризиса трех лет.
  17. Игра как ведущий вид деятельности дошкольного возраста.
  18. Психологическая сущность игры. Виды игр, компьютернве игры и их влияние на психическое развитие.
  19. Усвоение сенсорных эталонов как основа перцептивного развития ребенка.
  20. Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
  21. Личность и ее развитие в дошкольном возрасте.
  22. Различные подходы к исследованию школьной зрелости.
  23. Изменение объективных и субъективных условий психического развития в связи с поступлением ребенка в школу.
  24. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
  25. Особенности мышления младшего школьника.
  26. Личностное развитие в младшем школьном возрасте.
  27. Психологическое строение учебной деятельности, ее влияние на психическое развитие младшего школьника.
  28. Анатомо-физиологические особенности подростка; сущность акселерации.
  29. Самосознание и формирование личности в подростковом возрасте.
  30. Познавательное развитие подростка.
  31. Социальная сущность подросткового кризиса.
  32. Специфика психокоррекционной работы с подростками.

Вопросы к экзамену

(2 курс, 4 семестр)

1. Предмет возрастной психологии, ее связь с другими науками.

2. Классификации методов возрастной психологии.

3. Основные закономерности онтогенеза человеческой психики.

4. Факторы развития и формирования личности.

5. Биогенетические и социогенетические теории психического развития: их сходство и различие.

6. Периодизация психического развития человека в отечественной психологии.

7. Психическое развитие как процесс овладения ребенком общественно - историческим опытом. Проблема интериоризации в психологии.

8. Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

9. Различные подходы к периодизации психического развития в онтогенезе (теории Ж. Пиаже, Л. Кольберга, З. Фрейда, Ш. Бюлер, Э. Эриксона, А. Валлона, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др.).

10. Личность как субъект жизнедеятельности в онтогенезе.

11. Стадии психосексуального развития ребенка в теории З. Фрейда.

12. Стадии познавательного развития ребенка в теории А. Валлона.

13. Понятие о сензитивных периодах в психическом развитии.

14. Понятие кризиса в возрастной психологии. Проблема кризиса трех лет.

15. Различные подходы к исследованию школьной зрелости.

16. Психологическое строение учебной деятельности, ее влияние на психическое развитие младшего школьника.

17. Анатомо-физиологические особенности подростка; сущность акселерации.

18. Самосознание и формирование личности в подростковом возрасте.

19. Преодоление фобий, страхов в детском возрасте через их символическое отреагирование.

20. Рефлексия и мышление в юношеском возрасте.

21. Психология ранней юности.

22. Психологический анализ товарищеских и дружеских отношений в ранней юности.

23. Самосознание юноши.

24. Формирование мировоззрения в юношеском возрасте: поиск смысла жизни.

25. Процесс самоопределения в юношеском возрасте.

26. Делинквентное поведение. Мотивы, структура, динамика преступности в юношеском возрасте.

27. Психология взрослого человека.

28. Характеристика кризиса «середины жизни».

29. Ранняя, средняя и поздняя зрелость: специфика психосоциального развития.

30. Особенности развития текучего и стабильного интеллекта во взрослом возрасте.

31. Физиологические основы психологических изменений в пожилом и старческом возрасте.

32. Теории старения.

33. Смерть как естественный итог жизнедеятельности высших животных.

34. Психология индивидуального восприятия небытия.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.