Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина

2018-01-07 349
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

При построении периодизации Д. Б. Эльконин основы-вался на следующем:

 

- возрастное развитие - это общее изменение лично-сти, формирование нового плана отражения, изменение

 

в деятельности и жизненной позиции, установление осо-бых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;

- на диалектическом представлении о процессе разви-тия (детерминированном внутренними противоречиями, целенаправленном, неравномерном с критическими и ли-тическими периодами);

 

- на конкретно-историческом понимании природы дет-ства (каждая историческая эпоха имеет свою периодиза-цию детства);

- в основе периодизации должны лежать закономерно-сти развития деятельности и растущего человека.

Отсюда вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причем на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятель-ность», с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста. Внутри системы ведущей деятельности Д. Б. Эльконин об-, наруживает скрытое диалектическое противоречие между двумя аспектами ведущей деятельности - операциональ-но-техническим, относящимся к развитию подсистемы «ребенок - вещь», и эмоционально-мотивационным, свя-занным с развитием подсистемы «ребенок - взрослый».

 

В общей последовательности ведущих деятельностей по-переменно чередуются деятельности с преимуществен-ным развитием то одной, то другой стороны.

 


 


берга основана на изучении уровня морального развития

 

В периодизации Э. Эриксона выделяются восемь ста-дий человеческой жизни, которые представляют собой серию критических периодов. Ж. Пиаже предложил воз-растную периодизацию на основе изменений в умствен-ном развитии детей.

 

3. Третья группа периодизаций выделяет периоды на основесущественныхкритериев,признаков.

 

К таким периодизациям можно отнести периодизацию

 

В. И. Слободчикова, Л. С. Выготского, Д. Б. Эль-конина.

Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения пси-хического развития детей. Проблема выделения основа-ний возрастной периодизации остается актуальной и се-годня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психиче-ского развития, о том, каково фактическое психологиче-ское содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения гра-ниц возрастов, какие реальные перемены в психике ре-бенка происходят под влиянием изменения его социаль-ной ситуации.

 

Каждая эпоха детства состоит из закономерно связан-ных между собой двух периодов. В первом периоде идет усвоение задач, мотивов, норм человеческой деятельно-сти и развитие мотивационно-потребностной сферы, во втором - усвоение способов действий с предметами и формирование операционально-технических возможно-стей. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операциональ-но-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформи-ровались.

 

1 эпоха. Младенчество (до 1 года) - ведущая дея-тельность - непосредственно-эмоциональное общение.

Раннее детство - предметно-манипулятивная деятель-ность.

2 эпоха. Дошкольный возраст - ролевая игра.

Младший школьник - учебная деятельность.

 

3 эпоха. Подросток - интимно-личностное общение.Старший школьный возраст - учебно-профессиональ-

наядеятельность.


 

перспектива его собственного развития. Самосозна-ние, возникшее на определенном этапе, представляетсобой ценностные ориентации, образующие систему лич-ностных смыслов, которые составляют индивидуальное бытие личности. Структурные звенья самосознания на-полняются знаками, возникшими в процессе исторически обусловленной реальности существования человека. Си-стемы знаков культуры, к которой принадлежит человек, являются условием его развития и «движения» внутри этой системы. Каждый человек по-своему присваивает значения и смыслы культурных знаков.

 

Именно эта индивидуализация значений и смыслов культурных знаков делает каждого человека неповтори-мым, уникальным индивидом.

 

Л. С. Выготский выделял в качестве критических пе-риодовдетства возрастоколо 1 года, 3 года, 6-7лет, пе-риодноворожденности и подростковый период.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.