Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2018-01-07 | 291 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Тема:
«Культура и религия средневекового Востока»
Основные понятия:
Халифат, ислам, коран, щариат, джихад, хаджж, мечеть.
Вопросы:
1. Культурное развитие стран Востока в средневековье и место в нем исламской культуры.
2. Мусульманская культура средневековья: основные черты и достижения.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Особое внимание следует уделить выводам по семинару. Необходимо указать на высокую актуальность данной темы. Далее следует указать на те черты арабо-мусульманской культуры, которые привели к ее расцвету, в особенности, синкретизм, способность к заимствованию всего лучшего у других народов. Благодаря указанным чертам мусульманская культура добилась блестящих успехов в средневековье. Но после XV в. она уже далеко не так динамична в своем развитии, причем перелом этот наступил еще в XI-XIV вв., когда обнаружились первые признаки упадка, о котором писал государственный деятель и историк XIV в. Ибн-Халдун. Конечно, нельзя сказать, что этот упадок был абсолютным. По-прежнему строились прекрасные мечети, существовали богатые библиотеки, но культурное первенство уже перешло к Европе.
Студентам нужно ответить на вопрос, что же послужило причиной этого? В Коране сказано: «Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят, того, что с ними» (Сура 13 – 12,11). У современного поэта М. Икбала есть замечательные строки: «Облака, дожди и небеса – твои,/Ветры и бури – твои/Леса, горы и реки – твои,/Ты правишь всем как король,/А звезды с удивлением взирают на деянья твои./Кругозор, не знающий пределов, - твой,/Искра в глазах, подобная сияющему солнцу, - твоя,/Творец нового мира – ты».
Но подобные мысли, возвеличивающие творческое начало в человеке, как и все великолепие исламской культуры были, прежде всего, уделом верхушки исламского общества, горстки образованных людей, в то время как широкие народные массы, особенно кочевники-бедуины, не смогли воспользоваться созданным громадным потенциалом.
|
Их уровень развития на широком общественном срезе оказался гораздо ниже достигнутых высот. Духовные потребности рядовых приверженцев ислама были ориентированы прежде всего на Коран, Сунну и шариат, которые из века в век формировали жизненные установки и ценности среднего мусульманина, часто очень далекого от изысков его просвещенных единоверцев. Религия консервировала наиболее патриархальные традиции, а также взращивала религиозный фанатизм, который несовместим с высокой культурой. Ведь арабская наука преуспела, прежде всего, в таких областях, где получение и накопление знаний органично сопрягалась с верой. Упадок мусульманской науки известный исламовед Г.-Э. фон Грюнебаум объяснял «непроницаемостью мусульманской цивилизации для определенных областей научного поиска». Симптоматично, что апологет ислама в XX в. Сайид Кутб, один из видных теоретиков фундаментализма, главный идеолог неформальной религиозно-политической организации «Братья-мусульмане», отстаивал в своих работах далеко не новый тезис о превосходстве этой конфессии над всеми прочими религиями. По его убеждению, ислам как самодостаточная система никогда не нуждался и ныне не нуждается в каких-либо дополнительных философских идеях. «Ни у Ибн Сины, ни у Ибн Рушда, ни у аль-Фараби, ни у кого-то еще из так называемых философов ислама не чувствуется подлинно исламского миропонимания, ибо их философия – не что иное, как чуждая ему по духу тень древнегреческой философии. У ислама есть свое цельное и самобытное миропонимание, раскрывающееся в Коране и хадисах, в житии пророка и его практических наставлениях». Торжество таких воззрений в мусульманских странах привело к возрастающей отсталости не только от Запада, но и многих государств Азии и Латинской Америки.
|
Нужно учесть мнение исламского иранского автора А.Х. Зарринкуба, который пишет: «Падение этого (т.е. исламского – Сост.) общества началось тогда, когда его связи с внешним миром были прерваны, а внутри себя оно столкнулось с сепаратистскими тенденциями и фанатизмом». Не будем забывать о том, что на Западе имело место гораздо большее развитие личности и индивидуализма, связанное со становлением капиталистических отношений, которые в страны Востока пришли вместе с европейскими колонизаторами. Пассионарный порыв арабо-мусульманской культуры угас, хотя она не исчезла и продолжает восхищать в лучших образцах своей утонченностью, изысканностью, мудростью и красотой. Но набирает силу явление, которое именуется исламский фундаментализм. Он-то и стремиться востребовать все те идеалы патриархальной общины, которые по-прежнему привлекательны для сотен миллионов мусульман. Поэтому в Иране женщины вновь носят паранджу, сильно ограничено их участие в общественной жизни и т.п. Исламские правители, было, даже запретили здесь играть в шахматы. Вся эта история очень поучительна. Она показывает, что культурное движение должно быть непрерывным и не может быть ограничено никакими запретительными мерами. Традиции не должны подавлять свободу личности и ни в коем случае не опираться на фанатизм и догмы. В то же время, необходимо помнить, что полный разрыв с ценностями предков также ведет к духовному банкротству.
В XXI веке мусульманский мир стоит на пороге нового Ренессанса и успех его не может быть связан с экстремизмом и фанатизмом. Вновь, как и много веков назад, ключом к успеху должен стать синтез различных конструктивных начал, который и выведет страны ислама на дорогу стабильного прогресса и процветания.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!