Перечень квалификационных заданий для самопроверки — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Перечень квалификационных заданий для самопроверки

2018-01-07 357
Перечень квалификационных заданий для самопроверки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи

Определите, о каких исторических деятелях это сказано?

Текст 1

Когда он вступил на престол, в состав домена входили только Иль – де – Франс, Орлеан и часть Бери. Все правление его было посвящено приобретению новых владений и закреплению их под властью короны. Именно при нем «кочующая» монархия обрела постоянную столицу в Париже…

 

Текст 2

Он разрушил замки непокорных феодалов. Некоторых их них он безжалостно казнил, а их земли забрал в королевскую казну. Женился на дочери короля из династии Йорков. Соединил в своем гербе алую и белую розы. При нем продолжал собираться парламент…

Объясните крылатые выражения, бытовавшие в средние века:

«Вечный подмастерье»

«Синий понедельник»

«Городской воздух делает свободным»

«Улица одного человека»

«Что с воза упало, то пропало»

 

Согласны ли вы с известными высказываниями Ж. Ле Гоффа:

«Средневековье – пасынок истории»

«Средневековый человек был странником по своей сути и по призванию»

 

Согласны ли вы со следующим утверждением С.И. Лучицкой:

«Монашество было носителем культуры, просвещения, самым образованным классом Европы»

 

Ответьте на вопросы:

Был ли неизбежен раскол христианской церкви на Православную и Католическую?

Почему никто из европейских королей не участвовали в Первом крестовом походе?

Почему резиденция пап в XIV в. была перенесена в Авиньон, а не в другой французский город?

В чем причина средневековой «технической отсталости»?

 

Тексты с ошибками

Студентам предлагаются, по вариантам, для анализа три рассказа содержащих по десять исторических ошибок в каждом. Необходимо найти эти ошибки и объяснить их письменно. Данное занятие призвано активизировать познавательные способности студентов, развивать умение анализировать и сопоставлять исторические факты в хронологическом и смысловом порядке.

 

«Хлодвиг»

В Троицын день 476 года от Рождества Христова король Хлодвиг получил из Рима нежданную весть: император Ромул Августул был свергнут и сослан в провинцию, власть захватил командир дворцовой охраны — Одоакр. Владыка Франции отменил очередную охоту на зубров и стал совещаться с приближенными, что делать. Идти ли походом на Рим, чтобы самому занять золотой трон? Или поздравить Одоакра с удачей, предложив ему раздел земель по обе стороны Альп? Или убедить вестготов Испании вторгнуться в Италию, чтобы свергнуть самозванца Одоакра, а самому не вмешиваться в эти распри?

Одо — герцог Бургундии — посоветовал королю не связываться с алчными вестготами, а лучше возобновить союз с правителем восточных гуннов Аттилой. Тот наверняка не откажется наведаться еще раз в богатую Италию и опять не захочет остаться там, вдали от родных степей. Кроме того, захват Рима поссорит Аттилу с повелителем Восточной Римской империи — Зеноном Исавром, между ними разгорится война, а тем временем франки смогут делать в Италии, Галлии, Германии все, что захотят.

Воинственному герцогу возразил епископ Адальберт: не подобает королю Франции содействовать захвату римской земли язычниками-гуннами! Что касается Зенона, то Бог уже наказал его за неуважение к папе римскому и святой католической церкви: император Востока увяз в войне с мусульманами, ему сейчас не до Европы. Нет, король Хлодвиг должен сам немедленно идти в Рим, казнить изменника Одоакра, выручить папу и занять опустевший трон императора Запада.

Неожиданно с духовным владыкой не согласился его прямой подчиненный Дагоберт — магистр ордена Святого Духа. Он заявил, что донесение из Рима не следует путать с Божией волей. Если бы Бог хотел немедленного похода войск Хлодвига на Рим, он, несомненно, послал бы королю вещий сон; пока этого не случилось, торопиться не нужно. Напротив, следует выяснить желание папы римского: хочет ли он избавиться от Одоакра или уже договорился с ним? Конечно, франкские воины готовы к походу в Италию. Но если папа не даст им своего благословения, то итальянские крестьяне могут начать партизанскую войну против французов; тогда Хлодвиг завязнет в Италии, как Зенон — на Востоке. Гунны же не перестанут быть язычниками, пока римская церковь не направит к ним способных проповедников. Король Хлодвиг и епископ Адальберт могут и должны помочь папе в этом важнейшем деле, тогда Хлодвигу будет легче договориться с папой и занять имперский трон.

Страсти советников разгорелись, и королю пришлось сказать свое слово. «Все согласны, что нам надо вмешаться в итальянские дела. Спор идет лишь о том, как вмешаться. Конечно, следует направить в Рим специальное посольство к папе и Одоакру для выяснения обстановки — и кто лучше Дагоберта выполнит это поручение? Нужно также возобновить наш традиционный союз с Аттилой и его наследниками. Пусть об этом позаботится герцог Одо, а епископ Адальберт пусть включит в это посольство способного миссионера, чтобы понять, готовы ли гунны к крещению. Наконец, выступление нашей армии в поход, должно быть хорошо подготовлено. Мой полководец Карл Мартелл позаботится о вооружении войск, а сам я приготовлю речь для выступления на тинге — общем собрании воинов-франков. Без их одобрения нельзя начинать большую войну. А сейчас я должен помолиться Богу, чтобы он открыл мне свою волю и подсказал лучший путь ее исполнения. Христос Вседержитель хранит и римский престол, и Францию; он вразумит меня!»

 

«Халифат»

«Во имя Бога милосердного и милостливого!» — этими словами мулла Езид встретил вошедшего в мечеть Аль-Азхар главу правоверных. Халиф Гарун ар-Рашид поцеловал серебряный полумесяц над минбаром и встал в ряд молящихся. Сегодня он особенно нуждался в милости Аллаха. Ночью пришли дурные вести с севера: ничтожные хазары разбили авангард его войск и намерены окружить всю армию Малик аль-Аштара. Надо срочно послать туда подкрепления! Значит, придется отложить намеченный поход на Византию — это не понравится хану болгар, который до сих пор был верным союзником халифа. Что если он изменит свою политику и примет крещение от греков? Тогда Рум станет неприступной твердыней, а сами правоверные будут отрезаны от моря, как при Мухаммеде.

Такие неудачи могут погубить династию Аббасидов — потомков Пророка. И без того персы неустанно плетут заговоры против арабов: недавно был пойман и казнен их очередной предводитель Абу-Муслим. Но его наследники не переводятся в мятежном Багдаде. Жаль что Пророк не разрушил этот нечестивый город! Ну и что из того, что там родились великий поэт Омар Хайям? Если все халифы будут так рассуждать, им придется щадить каждого мятежника. А щадить никого нельзя!

Вот великий Мансур, дед Гаруна; он простил храброго Абд ар-Рахмана, который без разрешения халифа вторгся в Галлию. А нынче сын прощеного наглеца объявил себя независимым правителем Галлии! И покарать его нельзя: все войска Халифата заняты подавлением ближних мятежей, некого послать на край света!

Недавно такая история чуть не повторилась на востоке: эмир Ферганы самовольно объявил амнистию бывшим мятежникам, даже отрекшимся от ислама! Но халиф вовремя понял: это первый шаг к отделению страны Савад. Немедленно были посланы верные асасины, и через месяц изменник умер в своей спальне.

Очевидно, халиф должен сам направиться с армией на север: ему достанется честь победы, так что умолкнут завистники и клеветники. Вернувшись в родную Медину с новым титулом Сайф ад-Даула, Наср эд-Дин (Меч Державы, Победа Веры) Гарун наконец прочно сядет на отчий трон. И тогда берегитесь, соседи-язычники от Толедо до Константинополя! А пока надо дать подробные указания визирю, которому халиф доверяет столицу на время своего отсутствия. Пусть тот не смыкая глаз сторожит Каабу — храм «Черный Камень, пусть вовремя посылает асасинов ко всем выявленным заговорщикам, особенно к коварным византийцам!

Через три дня повелитель правоверных отправился с войсками на Кавказ. Но увидеть заснеженные вершины ему не довелось: через неделю Гарун ар-Рашид умер во сне. Его визирь основал новую династию, а в память о своем безвременно умершем владыке повелел составить сборник воспоминаний «Тысяча и одна ночь».

 

«Лэнгтон»

Стефан Лэнгтон, архиепископ Кентербери, был встревожен. И не он один: вся Англия потеряла покой с того дня, когда погиб на турнире доблестный король Ричард — победитель сарацин и французов. Всего год прошел с этого рокового дня, а бездарный брат Ричарда Джон успел растерять все наследство отца и брата! Он потерял крепость Шато-Гайяр — последний оплот англичан в Нормандии, построенную королем Ричардом. Он собрал войско и вторгся в папские Владения вокруг Бордо, рассчитывая на поддержку местных еретиков-катаров.

Кощунство и глупость! Папа Иннокентий немедленно отлучил Джона от церкви, а богомерзкие катары и пальцем не шевельнули. Зато король Филипп II Август возликовал: он сразу объявил крестовый поход в защиту папы, поставил во главе войск графа Симона Монфора. Теперь армия Симона движется на юг. Папа прислал ему свою хоругвь, а обезумевший Джон непрерывно требует из Лондона подкреплений и денег. Кажется, он один не видит, что игра проиграна! Что же делать Англии, чтобы не погибнуть вместе со своим королем?

«Эх, если бы короля с его наемниками побрал черт! Прости, Господи, грех мой!» — архиепископ перекрестился. В самом деле: во всем войске Джона не найдется сотни людей, о которых заплачет кто-нибудь в доброй старой Англии! И преемник королю готов: принц Эдвард Долговязый. Ему уже 15 лет, он храбр и смышлен, народ его любит и помочь ему в делах правления есть кому. Но пока Джон жив, будь он трижды отлучен от церкви, все равно он остается законным королем Англии, и Бог не допустит помазания принца Эдварда! Только папа Иннокентий — «Викарий Христа» — мог бы разрешить это. Лэнгтон готов сам просить папу, своего бывшего коллегу по учебе в Парижском университете, но все равно папа не одобрит кучку заговорщиков, готовых предать своего короля!

Вот если бы весь народ Англии попросил папу об этом. А почему бы и нет? Конечно, сейчас не время ездить по стране, собирая подписи жителей, как делалось во времена Эдварда Исповедника. Но можно собрать в Лондоне парламент из выборных рыцарей, священников и горожан и предложить им просить папу об избавлении английского народа от короля, которого Бог лишил разума и, очевидно, намерен погубить!

Как бы назвать этот документ? Хартией? Но королевских хартий было уже много; пусть это будет Великая хартия! Если папа ее утвердит — он может быть уверен, что в Англии всегда будет закон и порядок!

Через неделю новорожденный парламент Англии принял Великую хартию вольностей, и архиепископ Лэнгтон повез ее в Рим в сопровождении принца Эдварда, под охраной доблестного рыцаря Вильяма Маршала. В Риме Латеранский собор под председательством Иннокентия IV утвердил нового английского монарха и первую английскую конституцию. Тем временем король Джон был разбит французами в бою при Бувине и вскоре умер с горя. А возможно, его отравили?

Никто не пытался выяснить это; новый английский король вскоре женился на дочери короля Филиппа — Изабелле, столь же красивой, как ее отец. Этот брак положил конец Столетней войне между Англией и Францией. Архиепископ Стефан Лэнгтон, ставший инициатором всех этих событий, был впоследствии канонизован англиканской церковью.

 

 

Проверочное задание «Терминологический диктант»

Вариант 1

Абсолютизм, адат, альбигойцы, аллод, альменда, алхимия, анафема, анабаптисты, англиканство, арабские завоевания, аскетизм, аутодафе, баналитет, барщина, бенефиций, булла, бусидо, бюргерство, буржуазия, ваганты, вассал, валуа, везир (вазир), Великая хартия вольностей, Великий раскол, Великое переселение народов, Великие географические открытия (европейцев), внеэкономическое принуждение, вилланы, Возрождение, Второе издание крепостничества, Ганза, Генеральные штаты, героический эпос, госпитальеры, гуситы, гулямы, гуманизм, гугеноты, десятина, джентри, джихад, джизья, джаджмани, догматы, домен, доминиканцы, евхаристия, епитимья, ереси, жакерия, жонглеры, заминдар, зимми, иезуиты, издольщина, испольщина, икта, имам, иммунитет, индепенденты, инвеститура, интердикт, индульгенция, инквизиция, ислам,

Вариант 2

Итальянские войны, кальвинизм, камикадзе, Каролинги, Капетинги, католицизм, капыкулу, катары, конкистадоры, контрреформация, куртуазность, курфюрсты, коммендация, коммуна, коммутация (ренты), Коран, лен, лолларды, лютеранство, мазхаб, майорат, майордом, манор, мануфактура, марка, медиевистика, меркантилизм, Меровинги, миннезингеры, мухаджиры, наиб, оммаж, огораживания, патрициат, патронат, пекулий, первоначальное накопление каптиала, протестантизм, протекционизм, прония, полиптик, понтификат, разделение церквей, раджпуты, революция цен, реконкиста, религиозные нормы (во Франции), рента, Ренессанс, Реформация, рыцарство, рыцарский роман, саадака, салафиты, самураи, сарацины, сеньор, сервы, сеэн, сегун, скальды, соборное движение, сословная монархия, Стюарты, сунна, сунн, тамплиеры, тан, тайка, теократия, Тридентский собор, Тридцатилетняя война, трубадуры, труверы, токугава, тэнно, ушр, улемы, фаблио, фарс, феод, фетва (фатва), фермерство, филиокве, францисканцы, халиф, хадж, хадисы, халал, харам, харадж, ханифиты, ханбалиты, харакири, хиджра, цехи, Цин, целибат, шариат, шахид, шедевр, шииты, эпарх, Юань, янычары.

Тестовые задания

1. Военный вождь, высший представитель родовой знати у германцев и скандинавов:

а. тинг

б. вождь

в. Конунг

г. главарь

 

2. Представителей какой династии современники прозвали «ленивыми королями»:

а.Каролингов

б. Меровингов

в. Капетингов

г. Бурбонов

 

3. Первый сборник законов франков был составлен в годы правления короля:

а. Хлодвига

б. Карла Великого

в. Пипина Короткого

г. Карла Мартела

 

4. Бенефициальные пожалования были введены:

а. Хлодвигом

б. Карлом Мартеллом

в. Пипином Коротким

г. Карлом Великим

 

5. Какие государства были созданы норманнами в Европе в X-XI вв.?

а. Дания, Швеция, Норвегия

б. Гренландия, Исландия, Финляндия

в. Суссекс, Эссекс, Уэссекс

г. Германия, Венгрия, Польша

 

6. В Западной Европе исторические события в хронологическом порядке излагались:

а. в летописи

б. в Библии

в. в хрониках

г. в Коране

 

7. У франков – акт передачи себя под покровительство крупных землевладельцев:

а. кабала

б. коммендация

в. рекомендация

г. патронат

 

8. «В золоте и серебре боги им отказали», – писал Тацит о жизни:

а. римлян

б. балтов

в. германцев

г. славян

 

9. Какие народы участвовали в Великом переселении народов?

а. готы, турки, арабы

б. вандалы, вестготы, остготы, франки, англы, саксы

в. римляне, греки, славяне

г. викинги, бритты, галлы

 

10. Майордом оказывал большое влияние на государственные дела:

а. в Арабском халифате

б. в Византии

в. во Франкском королевстве

г. в Папском государстве

 

11. Сословия – это:

а. объединения нескольких племен

б. группы людей с наследственными правами и обязанностями;

в. союз императоров и королей

г. монашеские ордена

 

12. С XI века римского папу выбирали высшие лица католической церкви:

а. кардиналы

б. архиепископы

в. епископы

г. аббаты

 

13. Государственный поземельный налог в странах Ближнего и Среднего Востока в средние века:

а. халиф

б. хаджж

в. харадж

г. шахада

 

14. Отметьте вооружение не относящееся к рыцарскому:

а. металлическая кольчуга

б. лук

в. шлем

г. меч

 

15. От сеньоров вассалы получали феоды:

а. за военную службу в наследственное пользование

б. в полную собственность

в. во временное пользование

г. в пожизненное пользование

 

16. Крестьянское или феодальное хозяйство, производство в котором ориентировано на внутреннее потребление:

а. товарное

б. натуральное

в. присваивающее

г. замкнутое

 

17. В Западной Европе в средние века первым сословием считались:

а. молящиеся

б. воюющие

в. работающие

г. нищенствующие

 

18. Натуральная подать крестьянина своему господину:

а) оброк

б. оммаж

в. формарьяж

г. барщина

 

19. В средневековом королевстве герцоги и графы были:

а. независимыми от короля

б. сеньорами баронов и виконтов

в. сеньорами короля

г. вассалами рыцарей

 

20. В средние века турнир это:

а. духовный судья мусульман

б. ежегодный платеж крестьян землевладельцу

в. соревнование рыцарей

г. ценный подарок короля

 

21. Попытку восстановления Римской империи в прежних границах император Юстиниан начал с похода против вандалов:

а. в Испанию

б. в Италию

в. в Северную Африку

г. в Галлии

 

22. «Единое государство, единый закон, единая религия» - было основным правилом императора Византии:

а. Феодосия II

б. Василия III

в. Василия I

г. Юстиниана

 

23. «Власть императору дана Богом», – утверждала церковь:

а. буддистская

б. христианская

в. мусульманская

г. иудейская

 

24. Город, в средние века располагавшийся на пересечении торговых путей – сухопутного из Европы в Азию и морского из Средиземного моря в Черное:

а. Александрия

б. Антиохия

в. Константинополь

г. Иерусалим

 

25. В Византии с VIII по IX вв. военные переселенцы, отбывающие службу в кавалерии или пехоте:

а. мистоты

б. мортиты

в. колоны

г. стратиоты

 

26. Мозаика – это изображения:

а. из цветного непрозрачного стекла

б. из разноцветных камней, смальты

в. из цветного папируса

г. из разукрашенных комочков глины

 

27. Арабы впервые напали на Византию:

а. в VII веке

б. в VI веке

в. в XI веке

г. в VIII веке

 

28. В Византии «чудом из чудес» называли храм:

а. Кааба;

б. Св. Софии;

в. Эрехтейон;

г. Парфенон.

 

29. Кого называли в средние века магнатами?

а. крупных торговцев

б. крупных землевладельцев

в. зажиточных ремесленников

г. крупных ростовщиков

 

30. В Византии крестьянская соседская община:

а. митрокомия

б. марка

в. вилла

г. поместье

 

31. Арабы жили на полуострове:

а. Скандинавском

б. Балканском

в. Крымском

г. Аравийском

 

32. Бедуины – это:

а. охотники

б. кочевники-скотоводы

в. собиратели

г. оседлые земледельцы

 

33. Какое количество обязанностей следует исполнять мусульманину, согласно догматам ислама?

а. три

б. четыре

в. пять

г. шесть

 

34. Свод мусульманских правовых и теологических нормативов – букв. «надлежащий путь»:

а. коран

б. ушр

в. шариат

г. хаджж

 

35. Завоевания арабов прекратились в годы правления династии:

а. Омейядов

б. Аббасидов

в. Капетингов

г. Валуа

 

36. Империя Великих Моголов существовала в:

а. XIII-XV вв.

б. XV-XVII вв.

в. XVI-XVIII вв.

г. XVII-XIX вв.

 

37. В соответствии с мусульманским правом – имущество, отказанное кем-либо на религиозные или благотворительные цели:

а. мульк

б. вакф

в. ушр

г. харадж

 

38. До XVII века настольной книгой европейских врачей было сочинение арабского мыслителя:

а. Аль Бируни

б. Рази

в. Фирдоуси

г. Авиценны

 

39. Ислам призывал мусульман к священной войне против «неверных»:

а. христиан

б. иудеев

в. буддистов

г. людей другой веры

 

40. В странах мусульманского Востока халиф – это:

а. глава государства

б. главнокомандующий

в. помощник правителя

г. лицо, ответственное за сбор налогов

 

41. Причины возникновения и развития городов в Европе:

а. отделение ремесла от земледелия

б. слияние труда ремесленников и крестьян

в. ведение военных действий

г. постановление папы римского

 

42. Здание городского совета в средневековом городе:

а. мэрия

б. управа

в. администрация

г. ратуша

 

43. Наиболее богатые и знатные семейства средневекового города:

а. городские сеньоры

б. магнаты

в. патрициат

г. феодалы

 

44. В городах развитию ремесла и торговли мешали:

а. набеги грабителей

б. притеснения и поборы сеньоров

в. ежегодно устраиваемые ярмарки

г. возникновение постоялых дворов и базаров

 

45. Независимым городом управлял:

а. фогт

б. городской совет

в. совет старейшин

г. герцог

 

46. Беглому крестьянину, чтобы стать свободным человеком, нужно было прожить в городе:

а. ровно год

б. год и один день

в. год и один месяц

г. год и одну неделю

 

47. В освободившемся от власти сеньора городе управление осуществляли:

а. ремесленники

б. купцы

в. владельцы городских домов

г. феодалы

 

48. Внутрицерковное движение за обновление церкви:

а. Цистерцианское движение

б. Клюнийское движение

в. движение доминиканцев

г. реформационное движение

 

49. Городской ремесленник был:

а. крупным собственником орудий труда

б. мелким собственником орудий труда

в. лишен собственных орудий труда

г. крупным производителем товаров

 

50. В средневековых городах цехи это:

а. отделения фабрик

б. союзы ремесленников разных специальностей

в. союзы ремесленников одной специальности

г. союзы патрициев и сеньоров

 

51. Раскол христианской церкви на католическую и православную произошел в:

а. 1054 г.

б. 1154 г.

в. 1254 г.

г. 1354 г.

 

52. Наивысшего могущества власть папы достигла:

а. при Иннокентии III

б. при Григории IV

в. при Григории I

г. при Урбане II

 

53. Книга Страшного суда – это:

а. запись пророчеств о явлении Иисуса Христа народу в день Страшного суда

б. список жертв инквизиции в средневековой Европе

в. книга с результатами переписи населения и доходов Франции

г. книга с результатами переписи населения и доходов Англии

 

54. Еретики отвергали:

а. Священное писание

б. дорогие церковные обряды

в. существование Бога

г. существование загробной жизни

 

54. Инициатором четвертого крестового похода стал римский папа:

а. Генрих IV

б. Иннокентий III

в. Урбан II

г. Климент V

 

55. Третий крестовый поход ставил целью:

а. подчинение Индии и Китая

б. возврат Иерусалима

в. захват Каира

г. укрепление владычества Англии над Францией

 

56. Последствия крестовых походов для народов Западной Европы:

а. ослабление центральной власти в странах Западной Европы

б. ускорение централизации, развитие торговли, военного дела;

в. усиление Византии и ослабление Венеции и Франции

г. ослабление власти восточных правителей внутри своих стран

 

57. Орден францисканцев был учрежден:

а. для борьбы с ересями

б.для поддержки королевской власти

в. для распространения грамотности

г. для пропаганды Священного писания

 

58. «Авиньонское пленение пап» стало следствием конфликта Бонифация VIII с:

а. Эдуардом IV

б. Иоанном Безземельным

в. Филиппом IV Красивым

г. Филиппом II

 

59. Государство, основанное крестоносцами на побережье Сирии и Палестины

а. Палестинское королевство

б. Иерусалимское королевство

в. Тамплиерское королевство

г. Тевтонское королевство

 

60. Кто противился образованию централизованных государств в Европе

а. ремесленники и купцы

б. крупные феодальные сеньоры

в. духовенство

г. короли

 

61. В годы правления короля Филиппа II Августа к Франции были присоединены:

а. Аквитания

б. Тулуза

в. Нормандия

г. Фландрия

 

62. Отвоевание христианами захваченных мусульманами территорий в Испании – это:

а. Жакерия

б. партизанская война

в. Реконкиста

г. аутодафе

 

63. В 1346 году произошло:

а. сражение при Слейсе у берегов Фландрии

б. сражение при Креси

в. восстание Уота Тайлера

г. сражение при Азенкуре

 

64. В Кастилии собрание представителей сословий называлось:

а. ареопаг

б. парламент

в. генеральные штаты

г. кортесы

 

65. В Столетней войне перелом в пользу французов наступил после освобождения ими города:

а. Парижа

б. Бордо

в. Пуатье

г. Орлеана

 

66. В начале XIV века во Франции возникла сословная монархия – централизованное государство, в котором управление страной принадлежало:

а. собранию представителей сословий

б. королевской власти

в. королевской власти, опирающейся на собрание представителей сословий

г. третьему сословию

 

67. В средние века Италия оставалась такой же раздробленной страной, как:

а. Франция

б. Англия

в. Германия

г. Испания

 

68. С XIII в. германских императоров выбирали на съездах князей, называемых:

а. курфюрстами

б. тиранами

в. канторами

г. фогтами

 

69. Тевтонский орден был основан рыцарями:

а. немецкими

б. французскими

в. английскими

г. испанскими

 

70. В XV веке был создан парусник-каравелла, который мог двигаться в нужном направлении:

а. при попутном ветре

б. при боковом ветре

в. при встречном ветре

г. при безветрии

 

71. Немец Иоганн Гуттенберг изобрел книгопечатание в:

а. 1085 г.

б. 1271 г.

в. 1445 г.

г. 1518 г.

 

72. Вершиной развития средневекового католического богословия считается учение:

а. Фомы Аквинского

б. Алкуина

в. Августина Блаженного

г. Петра Абеляра

 

73. В средневековой Японии военное сословие мелких дворян:

а. сеньоры

б. самураи

в. сегуны

г. сюзерены

 

74. В начале XVI века переворот в военном деле связан:

а. с использованием конницы

б. с развитием огнестрельного оружия

в. с применением пороха

г. с использованием осадных башен

 

75. В Китае династия Тан управляла:

а. 100 лет

б. 300 лет

в. 200 лет

г. 1000 лет

 

76. В 1398 году в Индию вторглись войска:

а. Чингисхана

б. Батыя

в. Бабура

г. Тимура

 

77. Пагоды – это храмы:

а. христианские

б. буддийские

в. мусульманские

г. католические

 

78. Освобождение Китая от власти монголов началось с восстания:

а. желтых повязок

б. красных повязок

в. чомпи

г. жаков

 

79. Форма правления, при которой глава государства является одновременно религиозным лидером

а. олигархия

б. демократия

в. абсолютизм

г. теократия

 

80. Период в истории средневековой Японии, когда императорская династия была лишена реальной власти:

а. султанат

б. сегунат

в. Чжурчжени

г. Тан

Вопросы для проведения текущего контроля, устных опросов, а также оценки СРС обучающегося по отдельным разделам дисциплины

1. Проблема эволюции общины у германцев в I-VI вв. до н.э. (по данным Цезаря, Тацита, "Салической правды").

2. "Великое переселение народов" и теория пассионарности Л.Н. Гумилева.

3. Социально-экономическая характеристика феодальной вотчины эпохи Каролингов.

4. Византийская община по данным "Земледельческого закона".

5. Походы викингов как явление мировой истории.

6. Ислам и его социально-политическая роль в возникновении государственности у арабов.

7. Проблемы истории средневекового города в Европе.

8. Средневековые ремесленные цехи.

9. Институт королевской власти в средние века.

10. "Великая хартия вольностей": у истоков сословного представительства в Англии.

11. Сословная монархия во Франции в XIII-XV вв.

12. Социальная борьба европейского крестьянства в XIV-XV вв.

13. Средневековые ереси и католическая церковь.

14. Папство в средневековой истории Европы.

15. Средневековая инквизиция.

16. Крестовые походы и их место в мировой истории.

17. Духовно-рыцарские ордены в истории средневековья (возможно написание работы по любому из орденов).

18. Нищенствующие монашеские ордены в средневековой Европе (возможно написание работы по любому из орденов).

19. "Народное христианство" в средневековой Европе.

20. Географические представления средневековья в Европе и на Востоке.

21. Древние цивилизации Америки.

22. Великие географические открытия – начало всемирной истории.

23. Основные черты ментальности средневекового человека.

24. Повседневная жизнь западноевропейского средневековья.

25. Рыцарство в европейской и мировой истории.

26. Духовное сословие ("молящиеся") и его роль в средневековом обществе.

27. Средневековые горожане как социоисторический тип человека.

28. Средневековые крестьяне как социоисторический тип человека.

29. Женщина в средневековом европейском обществе.

30. Положение восточной женщины в средневековье.

31. Дети в средневековом социуме.

32. Маргиналы в средневековье.

33. Социально-политические и этические воззрения Эразма Роттердамского.

34. Учение М. Лютера и его социальная сущность.

35. Феномен религиозных войн во Франции в XVI в.

36. "Охота на ведьм" как исторический феномен.

37. Орден иезуитов и Контрреформация.

38. Итальянское Возрождение в портретах его деятелей.

39. Феномен мусульманского Ренессанса в Средневековье.

40. Исторические личности средневековья и раннего нового времени: по выбору студента (например: Карл Великий, Юстиниан I, Феодора, Ричард I Львиное сердце, Жанна д'Арк, Екатерина Медичи, Елизавета I Английская, Генрих IV Бурбон, кардинал Ришелье, пророк Мухаммад, Салах-ад-Дин, Сулейман Кануни, Омар Хайям, Чингисхан, Чжу Юань чжан, Токугава Иэясу, и др.).

 

Задания по теме: «Прокомментируйте увиденное»

(материалы для просмотра)

1. Средние века. Свет и Тьма. Вера, наука и магия (Оригинальное название.: Il Medioevo (The Middle Ages) [док. фильм. Италия, Venicefilm Production, 2008. Реж.: Лоренцо Пеццано]. 6 cерий. Продолжительность: 6 х ~ 00:55:00.

2. Рождение, брак и смерть в эпоху средневековья (Оригинальное название: Medieval Lives: Birth, Marriage, Death). Год выпуска: 2013. Жанр: Документальный, история, социология, религия. Выпущено: Великобритания, BBC,. Matchlight Limited. Режиссер: Люси Свинглер. Продолжительность: 3 х ~ 00:59:00.

3. Темные века Средневековья (Оригинальное название: The Dark Ages). Год выпуска: 2007. Жанр: Документальный, история. Выпущено: США. Режиссер: Крис Кэссел. Продолжительность: 01:31:00.

4. Волчицы. Средневековая монархия. Ранние королевы Англии (Женщины у власти) (Оригинальное название: She-Wolves: England's Early Queens). Год выпуска: 2012. Жанр: Документальный, история. Выпущено: Великобритания, Matchlight, BBC. Режиссер: Люси Свинглер. Продолжительность: 3 x ~ 00:59:00.

5. Средневековая жизнь с Терри Джонсом (Оригинальное название: Terry Jones Medieval Lives). Год выпуска: 2004. Жанр: Документальный, история, познавательный
Выпущено: Великобритания, British Broadcasting Corporation (BBC), Oxford Film and Television Production. Продолжительность: 8 x ~ 00:30:00.

 

Темы | коллективных проектов

Тема 1. Влияние религиозных верований на быт и военное дело скандинавских народов эпохи викингов.

Тема 2. Испанская Конкиста на Американском континенте: встреча культур или разрушение цивилизаций.

Тема 3. Гендерное нарушение в военно-политической сфере на примере европейской средневековой цивилизации.

Тема 4. Процесс индивидуализации и рационализации личности в повседневной жизни городской среды западной Европы в XIII-XV вв.

Тема 5. Эволюция отношения к ведовству в Западной Европе.

Тема 6. Американские индейцы зоны высоких цивилизаций в представлениях европейских конкистадоров (к проблеме образа «Другого»).

Тема 7. Отношение к смерти в средневековом европейском обществе.

Тема 8. Институт папства в XIV-XV вв. и причины его упадка.

Тема 9. Образ человека в скандинавской мифологии.

Тема 10. Феномен народной религиозности в средние века.

Тема 11. Проблема упадка крестоносного движения на восток в контексте европейской истории.

Тема 12. Деятельность католической церкви в отношении коренного населения Латинской Америки в период испанского завоевания.

Тема 13. Крестовые походы на восток и генезис средневекового католицизма

Тема 14. Орден тамплиеров в истории средних веков.

Тема 15. Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного как источник по истории раннесредневековой Англии.

Тема 16. Повседневная жизнь и быт скандинавов в IX-XI вв.

Тема 17. Социализация абсолютизма во Франции в XVI - первой половине XVII века.

Тема 18. Основные черты повседневной жизни европейского крестьянства в XI-XV вв.

Тема 19. «Социально-политические процессы во Франкском государстве в VI-VI вв. (по «Истории франков» Григория Турского).

Тема 20. Развитие политических институтов во Франции в XII-XV вв.

Тема 21. Генезис властных структур у населения Британии в римский и англо-саксонский периоды.

Тема 22. Орден ассасинов и его роль во внешней политике Ближнего Востока в XI-XIII вв.

Тема 23. Исламский джихад во время крестовых походов.

Тема 24. Военная повседневность в эпоху крестовых походов.

Тема 25. Еретическая мысль в культуре Западной Европы XII-XVI вв. и борьба с ней церкви и инквизиции.

Тема 26. Развитие рекламы в Западноевропейском обществе в XI-XVI вв.

Тема 27. Феномен мужского колдовства в Средние века и начале раннего Нового времени.

Тема 28. Социально-политическая позиция лютеранства в период Реформации в Германии.

Тема 29. Исторический портрет Эразма Роттердамского.

Тема 30. Английская Реформация в XVI в.: генезис и социально-политическая природа.

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний

Основными видами контроля уровня учебных достижений студентов в рамках индивидуальной балльно-рейтинговой системы по дисциплине в течение семестра являются:

– текущий контроль;

– рубежный контроль;

– промежуточный контроль.

Текущий контроль, направленный на определение уровня усвоения знаний, формирования навыков и умений студентов за фиксируемый период, осуществляется в форме проверки выполнения индивидуальных домашних заданий, рефератов; контроля работы студентов на лекциях; собеседования. Текущий контроль проводится в период аудиторной и самостоятельной работы студента в установленные сроки по расписанию.

Система оценивания результатов текущего контроля:

Посещение лекций –0,5балла (max).

Посещение практического занятия – 0,5 балла (max).

Активная работа на практическом занятии – 1,0 балл (max).

Рубежный контроль осуществляется по изучению самостоятельных разделов дисциплины по выбору с целью определения качества усвоения учебного материала. В течение семестра проводится два рубежных контроля. В качестве форм рубежного контроля используется: собеседование с письменной фиксацией ответов студентов; контрольная работа.

Промежуточный контроль, проводимый по завершению изучения дисциплины по выбору, осуществляется в форме зачета. Зачет выставляется по итогам работы студента в соответствии с мероприятиями балльно-рейтингового контроля знаний.

Максимальная сумма баллов, которую студент может набрать за семестр по каждой дисциплине в ходе текущего и рубежного контроля, составляет 100 баллов. Нижняя граница баллов для выставления зачета (порог успешности) равна 60 баллам. Эта сумма баллов служит единственным основанием для получения (неполучения) студентом зачета (дополнительных форм проведения зачета не предусмотрено).

За учебную работу баллы распределяются следующим <


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.521 с.