Практическое занятие № 7 (2 ч.) — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Практическое занятие № 7 (2 ч.)

2018-01-07 301
Практическое занятие № 7 (2 ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема:

«Средневековый город и цеховая организация».

Основные понятия:

Романистическая, вотчинная, марковая, бурговая и рыночная теории возникновения городов, свободное ремесло, бюргерство, патрициат, цех, «шедевр», «старшие» и «младшие» цехи; «вечные подмастерья»; компаньонажи, замыкание цехов; коммуны, консулат, гильдии.

Вопросы:

1. Возникновение городов и его причины.

2. Средневековые ремесленные цехи: причины возникновения, функции, социальные отношения внутри цеха.

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Отделение в X—XI вв. ремесла от сельского хозяйства и образование города как центра ремесла и торговли означало наступление нового этапа в развитии феодального общества. Город стал главным носителем товарного производства. Выяснить, что представляла собой мастерская ремесленника, кто в ней трудился, какова была организация труда, что являлось для мелкого мастера главной целью производства, — таковы задачи, стоящие перед студентом. Студенту так же всего следует разобраться в сложном комплексе причин, приведших к созданию цехов, и выделить из них главную. С этой целью надо продумать следующие вопросы: почему в условиях того времени невозможно было изолированное самостоятельное существование мелких ремесленников? Почему мастера были вынуждены добиваться устранения как конкуренции деревенских и городских внецеховых ремесленников, так и конкуренции внутри цеха между его членами?

Публикуемые источники содержат необходимый материал для освещения вопросов плана. Статуты дают возможность рассмотреть положение учеников (особенно много говорится о них в статутах сукноделов и ременщиков) и подмастерьев, а также регламентацию всех сторон процесса производства и сбыта продукции. Собрав сведения, характеризующие регламентацию объема и технологии производства, качества сырья и готовых изделий, их сбыта и пр., студент должен попытаться ответить на вопрос: чем объясняются подобные ограничения и тенденция уравнять положение всех мастеров?

Далее следует изучить источники по истории немецких цехов, свидетельствующих о разложении цехового строя в экономически развитых центрах ремесленного производства, начавшемся уже в XIV в. и углубившемся в XV в. Источники дают возможность проследить, как затруднялись условия приема в цех подмастерьев (сравнить устав любекских живописцев и стекольщиков 1425 г. и другие уставы этого времени с парижскими статутами XIII в.), какое значение имело требование пробной работы (например, устав любекских мастеров войлочных шляп 1507 г.) и другие ограничения.

Вместе с тем источники показывают, насколько усиливается дифференциация между разными цехами. Можно проследить зарождение в отдельных цехах наиболее развитых немецких городов того периода первых зачатков капиталистических отношений — рассеянной мануфактуры. Нетрудно найти в документах многочисленные свидетельства упорной борьбы подмастерьев с мастерами.

В заключение студенту предстоит дать общую оценку роли, которую сыграли цехи как в первый, так и в последний периоды своего существования, отметить, почему они стали тормозить дальнейший рост производительных сил, каковы были отношения между цеховым строем и зарождавшимся капиталистическим укладом.

 

Литература для подготовки к практическому занятию:

Источники

Материалы к семинарским и практическим занятиям по теме «Средневековый город». Армавир, 1994.

 

Литература

Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.3. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. – М.: Наука, 2000.

Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.4. Extra muros: город общество, государство. – М.: Наука, 2000.

Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. – М.: Книжная находка, 2002.

Ван Уйтвен Р. Несколько заметок об урбанизации традиционных обществ // Средние века. Вып. 55. – М.: Наука, 1992. С. 121-127.

История средних веков. Методические указания / Кузнецов Е. В., Фионова Н. А., Барабанов Н. Д. – Армавир, 1994. С. 5-8.

История Европы. Т.2. – М.: Наука, 1992. С.231-256.

Коммуна. Средневековый купец. Торговые компании средневековой Европы. Бюргер. Цех. // Энциклопедия для детей. Всемирная история. М.: Аванта+, 1995. С. 283-297.

Котельникова Л. А. Крестьянство и город раннего средневековья // ИКЕ. Т.1. С. 492-518.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М.: Прогресс-Академия, 1992.

Мосолкина Т.В. Особенности самосознания английских горожан в XIV-XV вв. На материалах Бристоля //Средневековая Европа: История и историография. – Воронеж: ВГУ, 1997. С.59-73.

Сванидзе А. А. Деревенские ремесла в средневековой Европе. – М., 1985.

Стам С. М. О ленинской концепции простого товарного производства и его роли в подготовлении капитализма // Средневековый город. Вып. VII.- Саратов. 1983. С. 3-21.

Солодкова Л. И. К истории городского права средневекового Кельна // Там же. С. 127-131.

Средневековый город. Ученые записки. Т. IX. Вып. 3. Под ред. В. Ф. Семенова.- М., 1949.

Хачатурян Н. А. Город в системе феодальной формации // Вопросы истории. 1983. № 1. С. 69-83.

Ястребицкая А. Л. Городская Европа // Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Часть II. Европейский мир XI – XV вв. – М.: Интерпракс, 1994. С. 96-156.

Ястребицкая А.Л. Западноевропейский город в средние века // Вопросы истории. 1978. №4.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.