К вопросу о полномочиях Конституционного Суда — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

К вопросу о полномочиях Конституционного Суда

2018-01-07 187
К вопросу о полномочиях Конституционного Суда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Российской Федерации

Литомина Валерия Олеговна

студентка 2 курса магистратуры

Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров

Научный руководитель Устюжанинова Екатерина Александровна,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,

кандидат юридических наук

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу законодательно закрепленных полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, а также некоторых доктринальных подходов к классификации его полномочий. Автор обращается к опыту правового регулирования институтов конституционного контроля зарубежных стран и предлагает изменения действующего законодательства РФ.

Ключевые слова: Конституционный Суд Российской Федерации, полномочия, конституционный контроль

On the issue of powers of the Constitutional Court

Of the Russian Federation

Litomina V.O.,

the 2nd course postgraduate student of Volga-Vyatka Institute (branch)

of Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSAL)

Scientific adviser:Ustyuzhaninova E.A.,

assistant professor of the State Legal Disciplines Departmentof the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State

University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov, PhD

Annotation:

The article is devoted to the analysis of legislatively fixed powers of the Constitutional Court of the Russian Federation and some doctrinal approaches to the classification of its powers. The author refers to the experience of foreign countries legal regulation of the constitutional control institutes and offers some changes of current legislation of the Russian Federation.

Key words: The Constitutional Court of the Russian Federation, powers, сonstitutional control.

 

Конституционный Суд Российской Федерации (далее - Конституционный Суд РФ) – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Будучи органом конституционного контроля, Конституционный Суд РФ в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации [1] (далее – Конституция РФ) на всей территории Российской Федерации (далее – РФ) наделен широким кругом полномочий.

Полномочия Конституционного Суда РФ закреплены в статье 125 Конституции РФ и в статье 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1-ФЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [2] (далее – ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). Принятие Конституции РФ 1993 г. внесло существенные коррективы в полномочия Конституционного Суда РФ. С одной стороны, объем полномочий Конституционного Суда был сокращен за счет исключения из его компетенции таких предусмотренных Конституцией РСФСР 1978 г. [3] и Законом о Конституционном Суде РСФСР [4] полномочий, как: разрешение дел о конституционности: политических партий и иных общественных объединений, правоприменительной практики, имеющей характер обыкновения и нарушающей конституционные права граждан; дача заключений: о конституционности вступивших в законную силу международных договоров РФ, наличии у соответствующего федерального должностного лица стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять связанные с его должностью полномочия, наличии оснований для досрочного прекращения полномочий соответствующего представительного органа власти, для отрешения от должности высшего федерального должностного лица, а также должностного лица республики, входящей в состав Федерации, в том числе по собственной инициативе. С другой стороны, полномочия Конституционного Суда были расширены за счет следующих полномочий: толкование Конституции РФ; разрешение дел о соответствии Конституции РФ договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против РФ на основании международного договора РФ разрешение вопроса о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека.

Таким образом, Конституционный Суд РФ обладает широким кругом полномочий, и поэтому в научной литературе предложены различные их классификации.

По мнению В.Е. Чиркина [5], все полномочия Конституционного Суда РФ можно разделить на четыре группы. К первой группе относятся полномочия по рассмотрению дел о проверке конституционности нормативных актов, ко второй - дела по спорам о компетенции, к третьей - дела, связанные с защитой конституционных прав и свобод граждан, к четвертой - дела об отрешении от должности главы государства.

К.А. Половченко [6] предлагает следующую классификацию полномочий Конституционного Суда РФ: 1) Полномочия, связанные с обеспечением верховенства Конституции в иерархии правовых актов, к которым относятся: контроль за конституционностью правовых актов и внутригосударственных договоров, контроль за конституционностью международных договоров, толкование Конституции; 2) Полномочия, связанные с защитой прав и свобод человека – рассмотрение жалоб на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, контроль за конституционностью законов по запросам судов; 3) иные полномочия, к которым относятся: рассмотрение дел об импичменте, рассмотрение дел по спорам о компетенции, контроль за референдумом, участие в законодательном процессе.

С.А. Авакьян [7] выделяет девять групп полномочий Конституционного Суда РФ: 1) дела о соответствии Конституции определенных видов актов; 2) споры о компетенции, разрешаемые Конституционным Судом РФ; 3) проверка Конституционным судом РФ конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4) толкование Конституции РФ; 5) заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ; 6) решение Конституционного Суда РФ о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума РФ 7) осуществление Конституционным Судом РФ права законодательной инициативы; 8) направление Конституционным Судом послания Федеральному Собранию РФ; 9) иные полномочия Конституционного Суда РФ.

С точки зрения автора, предложенная С.А. Авакьяном классификация полномочий Конституционного Суда РФ является наиболее удачной и полной. Однако, в связи с внесенными в 2015 году изменениями [8] в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», в данную классификацию можно добавить еще одну группу полномочий - по разрешению вопросов о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека.

Рассматривая полномочия Конституционного Суда РФ, следует обратить внимание на такое полномочие Конституционного Суда РФ, как обращение с посланием к Федеральному Собранию РФ. «Белым пятном в практике конституционного правосудия является проблема реализации статьи 100 Конституции РФ в части посланий Конституционного Суда» [9]. Как показывает практика, Конституционный Суд РФ лишь однажды, 5 марта 1993 года [10], направлял послание Верховному Совету РФ, и больше данная возможность им не использовалась. Можно согласиться с С.А. Авакьяном [11], который считает, что такая ситуация может быть объяснена неясностью предмета послания. И действительно, в системе действующего законодательства остаются неясными многие вопросы, касающиеся реализации института послания Конституционного Суда РФ: является ли обращение с таким посланием обязательным для Суда или нет, если да, то не определен порядок направления послания, требования к структуре, содержанию и форме такого послания. Если обратиться к практике постсоветских государств (Беларусь [12], Казахстан [13], Молдова [14]), заимствовавших российский опыт правового регламентирования посланий Конституционного Суда, хотя бы формально, но ежегодно Конституционный Суд (в Казахстане – Конституционный Совет) обращаются с посланием (в Молдове – с докладом) к парламенту.

По нашему мнению, в целях взаимодействия между Федеральным Собранием РФ и Конституционным Судом РФ, необходимо на законодательном уровне уточнить положение об обращении Конституционного Суда РФ с посланием к Федеральному Собранию РФ. Это возможно сделать путем внесения изменений в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», в котором определить форму, структуру, содержание посланий, периодичность направления, а также установить порядок подготовки, рассмотрения и опубликования посланий Конституционного Суда РФ Федеральному Собранию РФ.

Примечания

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237.

2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. 1994. № 138 – 139.

3. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята ВС РСФСР 12.04.1978 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. ст. 407.

4. Закон РСФСР от 12.07.1991 г. № 1599-1 «О Конституционном Суде РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 25.07.1991. № 30. ст. 1017.

5. Сравнительное конституционное право / отв. ред. В.Е. Чиркин. М.: Международные отношения, 2003. С.107.

6. Половченко К.А. Конституционная юстиция в России и Украине (Сравнительно-правовой анализ): Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.02: Москва, 2003. С. 105.

7. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. / С.А. Авакьян. - 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. С. 747.

8. Федеральный конституционный закон от 14.12.2015 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. 16.12.2015. № 284.

9. Митюков М.А. Послание Конституционного Суда: к истории вопроса и некоторые проблемы // Вестник Сибирского юридического института МВД России. № 1(9). 2011. С. 76.

10. Послание Конституционного Суда РФ Верховному Совету Российской Федерации от 5.03.1993 года «О состоянии конституционной законности в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1993. № 1. С. 2-10

11. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т./ С.А. Авакьян. - 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. С. 756.

12. Библиография по конституционному правосудию / авт.- сост. М. А. Митюков. М. Волтерс Клувер, 2008. С. 728 - 729.

13. Там же. С. 796 - 797.

14. Там же. С. 822 - 823.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.