Tolokonnikova Elena Gennadyevna — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Tolokonnikova Elena Gennadyevna

2018-01-07 168
Tolokonnikova Elena Gennadyevna 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

the 1st course postgraduate student of Volga-Vyatka Institute (branch)

of Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSAL)

Scientific adviser Ustyuzhaninova E.A.,

assistant professor, State Legal Disciplines Department,

Volga-Vyatka Institute (Branch)

of Kutafin Moscow State Law University (MSAL),

candidate of juridical sciences

 

Annotation:

In this article the author considers a problem of interaction of the national and supranational right, and also researches a role of resolutions of the Constitutional court of the Russian Federation in course of execution of decisions of the European Court of Human Rights in the Russian Federation. The main objective of article – to reflect influence of decisions of ECHR on a system of law of the Russian Federation.

Key words: The European Court of Human Rights, the Constitutional Court of the Russian Federation, constitutional law, efficiency, interaction, national and supranational law.

 

В настоящее время взаимодействие Европейского суда по правам человека (далее по тексту - ЕСПЧ) и Конституционного суда Российской Федерации по вопросу исполнения решений ЕСПЧ в России находится в стадии определения приоритета национального или наднационального права в правовой системе РФ.

Практические трудности в области соотношения международного и внутригосударственного права заключаются в том, что идеального согласования того и другого добиться не удается, применение международного права так или иначе осуществляется во взаимодействии с внутригосударственным, но внутригосударственное право далеко не всегда оказывается готовым обеспечить осуществление международного [1].

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [2]. Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин подчеркнул: «Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (далее по тексту - Конвенция) - международный договор, решения ЕСПЧ в той степени, в какой они выражают общепризнанные принципы и нормы международного права, являются составной частью российской правовой системы» [3].

Постановления Европейского суда по правам человека обязательны для исполнения государствами, которые являлись стороной по делу. Если говорить о решениях ЕСПЧ, то можно прийти к выводу, что они оказывают значительное влияние как на правоприменительную практику, так и на законотворческую деятельность государства. Удовлетворение жалоб заявителей ЕСПЧ влечет не только обязанность властей компенсировать причиненный вред и устранить выявленные нарушения, но и принять меры к их недопущению впредь путём внесения изменений в законодательные нормативно – правовые акты.

В то же время нельзя отрицать наличия проблем, возникающих при исполнении решений ЕСПЧ, поскольку некоторые решения ЕСПЧ противоречат некоторым понятиям о государственном суверенитете РФ.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 21-П указано, что Конвенция и основанные на ней позиции ЕСПЧ подлежат реализации только при условии признания высшей юридической силы Конституции РФ. Само по себе участие России в международном договоре не означает отказ от государственного суверенитета и не отменяет приоритет Конституции РФ [4].

Если правовые позиции ЕСПЧ по толкованию нормативных положений Конвенции противоречат основному закону государства, то некоторые из постановлений ЕСПЧ могут не исполняться, при этом вывод о таком несоответствии должен быть сделан Конституционным Судом РФ.

В связи с этим, часть 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее по тексту – ФКЗ «О Конституционном Суде РФ») в декабре 2015 года была дополнена п. 3.2, согласно которому Конституционный Суд РФ по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека [5].

Наглядным примером реализации вышеуказанного пункта 3.2 ч. 1 ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» является Постановление Конституционного Суда РФ от 19 января 2017 г. N 1 – П «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией РФ постановления ЕСПЧ от 31 июля 2014 года по делу «ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» против России» в связи с запросом Министерства юстиции РФ». Конституционный Суд РФ указал, что постановление ЕСПЧ не может считаться обязательным для исполнения Российской Федерацией, если конкретное положение Конвенции, на которое опирается это постановление, в результате толкования, осуществленного в нарушение общего правила толкования договоров, по своему смыслу вступает в противоречие с имеющими свои основания в международном публичном порядке и формирующими национальный публичный порядок положениями Конституции РФ, прежде всего относящимися к правам и свободам человека и гражданина и к основам конституционного строя России [6].

С данными выводами Конституционного Суда Российской Федерации мы полностью согласны, поскольку любое государство (которое ратифицировало Конвенцию) не заинтересовано в понижении своего суверенитета в международном сообществе. Одной из основных задач большинства независимых и суверенных государств является укрепление основ конституционного строя, защита прав и свобод человека и гражданина. По нашему мнению, если решение ЕСПЧ, как в случае с делом «ЮКОСа», несет в себе ущемление основных прав и свобод, посягает на конституционные основы государства, то такое решение не может быть исполнено государством.

Даже учитывая то, что в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ установлен приоритет международного договора над национальным правом, этот принцип не может применяться в случае, если такой приоритет будет устанавливать положения, изложенные в решении ЕСПЧ как правовой акт, обладающий высшей юридической силой в правовой системе РФ. В Российской Федерации высшей юридической силой обладает только Конституция РФ и ей не могут противоречить иные нормативно – правовые акты, в том числе и постановления ЕСПЧ. Они не могут быть исполнены, если такие постановления, нарушают соответствующие положения Конституции РФ, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина, а также к основам конституционного строя РФ.

Считаем, что признание Россией приоритета национального права над наднациональным, является логичным, законным и обоснованным, поскольку оно направлено на защиту прав и свобод человека и гражданина России, а также основополагающих принципов и норм Конституции РФ.

 

 

Примечания

 

1. Международное право: Учебник / Под ред. С.А. Егорова. М.: Омега-Л, 2011. С. 100.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочная правовая система «Консультант-Плюс».

3. Выступление В.Д. Зорькина от 01.12.2005 на VIII Международном форуме по конституционному правосудию "Имплементация решений Европейского суда по правам человека в практике конституционных судов стран Европы" // www.ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=16.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2016 г. N 12-П "По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации Постановления Европейского суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу "Анчугов и Гладков против России" в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации" // Справочная правовая система «Консультант-Плюс».

5. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Справочная правовая система «Консультант-Плюс».

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 января 2017 г. N 1 - II «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией РФ постановления ЕСПЧ от 31 июля 2014 года по делу «ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» против России» в связи с запросом Министерства юстиции РФ» // Справочная правовая система «Консультант-Плюс».


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.