Основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования

2018-01-07 733
Основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению административных правонарушений против экологической безопасности осуществляется в следующих организационных формах:

1) на основе сочетания этой функции с задачами по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями;

2) взаимодействия с иными субъектами природоохранительной деятельности и оказания им содействия;

3) охраны обособленных объектов природы на основе договоров самостоятельно;

4) обеспечение соблюдения природоохранительного законодательства на объектах, подведомственных МВД [18, с. 226].

Рассмотрим названные виды деятельности подробнее.

1. Сотрудникам ОВД при осуществлении их непосредственных обязанностей вменяются обязанности по выявлению нарушений правил рыболовства и охоты, установлению перекупщиков рыбы, пушнины и т.д., усилению оперативного прикрытия объектов ловли, переработки и реализации рыбной продукции, пунктов сдачи пушнины. Работники патрульно-постовой службы, участковые в процессе охраны общественного порядка должны пресекать нарушения природоохранительного законодательства в местах массового отдыха трудящихся, курортных и пригородных зонах, парках, коллективных садах. Участковые уполномоченные, осуществляя общий надзор на закрепленных за ними участках, обращают внимание на поведение лиц, от которых можно ожидать незаконного лова рыбы, на использование в этих целях моторных лодок, катеров их владельцами. В местностях, богатых лесными дарами (зверьем, дичью, грибами, ягодами) или с водоемами с ценными породами рыб, объектами наблюдения должны быть и почтовые отделения, нередко используемые правонарушителями для пересылки добытого незаконным путем в другие населенные пункты.

Сотрудники ОВД на водном транспорте, решая задачу охраны общественного порядка, также оказывают содействие государственным инспекциям в выполнении контрольно-надзорных функций по обеспечению санитарных, ветеринарно-эпидемиологических и других специальных режимов.

На МВД возложен контроль за порядком реализации, приобретения, перевозки, хранения, использования оружия, а также боеприпасов к нему. Данный контроль направлен как на обеспечение охраны общественного порядка и безопасности, так и на охрану природы (лесной фауны), выявление и пресечение нарушений правил охоты. Контроль за соблюдением правил производства, хранения, транспортировки и использования веществ слезоточивого и раздражающего действия для снаряжения специальных средств обороны обеспечивает не только общественную безопасность, но и охрану окружающей среды (атмосферы) [21, с. 55].

На МВД во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами возложены функции обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.

2. Оказание содействия иным субъектам природоохранительной деятельности осуществляется органами внутренних дел путем взаимодействия с государственными инспекциями охотничьего и рыбного надзора, другими органами, совместного проведения профилактических мероприятий. К числу организационных форм взаимодействия относятся: совместное проведение рейдов, патрулирование, выставление контрольных постов, засад, заслонов, проведение обходов, объездов и т.д. Такие мероприятия проводятся обычно в местах возможного браконьерства, сбыта продукции незаконной охоты и рыболовства, в местах скопления рыбы или охотничьей дичи, во время весеннего и осеннего перелета птиц, сезона охоты, в местах нерестилищ и т.п.

Сотрудники ОВД оказывают содействие органам здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарного надзора при проведении ими мероприятий, связанных с обеспечением соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических правил, проведении ими карантинных мероприятий при эпидемиях и эпизоотиях. Милицией оказывается помощь различным природоохранительным органам при оказании им противодействия. Так, работники санитарно-эпидемиологических станций иногда вынуждены обращаться за помощью в связи с необходимостью обеспечить им допуск на территорию экологически опасных объектов для взятия там образцов и проведения экспертных исследований. Органы лесного хозяйства обращаются к работникам милиции за содействием в пресечении незаконной вырубки деревьев. Силы органов внутренних дел привлекаются к тушению лесных пожаров, а также к мероприятиям по охране и защите лесов в периоды высокой пожарной опасности для ограничения посещения посторонними лесов, въезда в них транспортных средств, проведения определенных видов работ.

3. ОВД обеспечивают охрану водохранилищ, снабжающих питьевой водой города и населенные пункты. Охраняя их, милиция предупреждает и пресекает нарушения установленных правил на обслуживаемой территории: сооружение строений, палаток, въезд и стоянку машин, их мойку, разжигание костров, порчу зеленых насаждений и травяного покрова, засорение воды и берегов, пользование моторными лодками и т.д.

ОВД обеспечивают исполнение требований заповедного режима, предусматривающего запрет охоты, рыбной ловли, рубки леса, сбора дикорастущих растений, ягод и т.п. в государственных заповедниках или заказниках. В некоторых областях милиция охраняет памятники природы, а также памятники культуры. В отдельных случаях милицией охраняется не весь зеленый фонд города, а только часть его (ботанические сады, дендрарии и т.п.). В этих случаях договоры на охрану заключаются с соответствующими органами, научными учреждениями.

4. Обеспечение соблюдения природоохранительного законодательства на объектах, подведомственных МВД. В основном это касается организаций, имеющих собственное производство. В своей деятельности они выступают как природопользователи. Реализуя свое право природопользования, они обязаны строго соблюдать закрепленные действующим законодательством экологические требования [21, с.56].

Органы внутренних дел играют значительную роль в решении задач, связанных с обеспечением рационального природопользования.

1.Основным направлением их деятельности является укрепление законности в этой сфере, о чем уже говорилось, обеспечение принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений и других нарушений экологического законодательства. Вторым направлением деятельности органов внутренних дел является обеспечение осуществления природопользователями своих прав и обязанностей, устранение всевозможных препятствий, которые могут мешать этому, прекращения незаконных действий должностных лиц и граждан, нарушающих права природопользователей. Это требует от работников органов внутренних дел должного знания прав и обязанностей природопользователей.

Защита прав и обязанностей природопользователей будет осуществляться органами внутренних дел своевременно и более надежно, если их работники будут хорошо знакомы с наиболее распространенными нарушениями в этой области.

2.Органы внутренних дел осуществляют контроль за правильным использованием природных ресурсов всеми природопользователями. При необходимости они задерживают нарушителей, конфискуют орудия и объекты незаконной охоты, рыбалки, привлекается к административной ответственности, возбуждаются уголовные дела.

Действия органов внутренних дел по обеспечению рационального природопользования определяются нормативными актами об охране земель, вод, лесов, атмосферного воздуха, недр, животного мира, природно-заповедного фонда.

3.Профилактическая работа. Распространенными формами этой работы является организация рейдов, патрулирования, выставление постов, пикетов, проведение обходов. Хорошо продуманная организация и умелое проведение этих мероприятий способствует предотвращению правонарушений в сфере природопользования.

Добавляет действенности в этой области выявления причин и условий, приводящих к правонарушениям, внесения представления в различные инстанции, пропаганда законодательства, посвященного рациональному природопользованию, публичные обсуждения и осуждения фактов нарушения прав природопользователей [21, с. 57].

Эффективность профилактической деятельности органов внутренних дел возрастет, если они объединят ее с деятельностью других природоохранных органов и общественных организаций. Именно об этом говорится в приказах Министерства внутренних дел и других ведомственных нормативных актах.

Понятно, что определенное профилактическое значение имеют и те правовые действия, связанные с административным принуждением в области охраны природы: пресечение экологических правонарушений, изъятия продукции незаконной охоты или рыболовства, установления личностей правонарушителей или их выявления, задержания и т.п..

Неотвратимое привлечение к административной ответственности или применения иных правомерных мер к лицам, совершившим административные правонарушения в области природопользования, является предостережением для потенциальных правонарушителей экологических правил и норм.

4.Действия по совершенствованию экологического законодательства. Имея юридическое образование и будучи знакомыми с экологическим правом, сотрудники органов внутренних дел в своей повседневной работе проявляют пробелы в природоохранном законодательстве или недостатки тех или иных норм экологического права, их неэффективность и не остаются равнодушными свои обобщения и предложения по этому поводу направляют в органы власти любого уровня и законотворческих органов.

Учитывая специфику деятельности органов внутренних дел, задачи, возложенные на них Законом Об «Органах внутренних дел» и другими нормативными правовыми актами полагаю целесообразным исключить из компетенции органов внутренних дел и внести соответствующие изменения в ст. 3.30 ПИКоАП и Постановление МВД № 47 статьи 15.4 (Нарушение правил безопасности при обращении с генно-инженерными организмами, экологически опасными веществами и отходами), 15.43. (Несоблюдение зоогигиенических и ветеринарно-санитарных требований при размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию или эксплуатации объектов) КоАП Республики Беларусь, так как они выходят за рамки компетенции вооруженного правоохранительного органа. Это только две статьи из главы 15 КоАП Республики Беларусь, а есть и другие, которые требуют специфических знаний в различных областях.

Таким образом, деятельность органов внутренних дел по предупреждению административных правонарушений против экологической безопасности осуществляется в следующих организационных формах:

1) на основе сочетания этой функции с задачами по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями;

2) взаимодействия с иными субъектами природоохранительной деятельности и оказания им содействия;

3) охраны обособленных объектов природы на основе договоров самостоятельно;

4) обеспечения соблюдения природоохранительного законодательства на объектах, подведомственных МВД.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования следует сделать следующие выводы:

1. Административное экологическое правонарушение - это общественно вредное, противоправное, виновное, действие физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, посягающее на отношения в сфере охраны экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, причиняющее экологический вред или создающее угрозу причинения такого вреда, за совершение которого Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административно-правовая ответственность.

2. Административно-правовое обеспечение экологической безопасности является самостоятельным направлением деятельности органов государственной власти в сфере реализации экологической политики, что обусловливает необходимость рассмотрения данного вида деятельности как обособленной функции государственного управления, осуществляемой наряду с охраной окружающей среды.

3. В качестве обязательного условия наступления административной ответственности за совершение экологического правонарушения указывается наступление экологического вреда, или угроза наступления такого вреда.

4. Экологический вред непосредственно связан с экономическим вредом. Экономический вред при совершении экологических правонарушений имеет троякое значение.

Во-первых, причинение экологического вреда может затрагивать интересы природопользователя (государства, юридических или физических лиц), что предполагает экономическую оценку поврежденных или утраченных природных ресурсов, находящихся в естественном состоянии (сгоревшей торфяной залежи, незаконно добытых охотничьих животных, поврежденной товарной древесины и т.д.). В экологическом праве такой вред называют экологическим ущербом (убытками), который предполагает наличие материальных потерь. Эти материальные потери имеют индивидуализированный характер, они проявляются по отношению к конкретному компоненту природной среды и включают в себя реальные и предполагаемые утраты в природной среде. Следует заметить, что в нормативных правовых актах Республики Беларусь термины «вред», «ущерб» и «убытки» часто употребляются как равнозначные по своему содержанию понятия.

Во-вторых, вред, причиненный окружающей среде, может детерминировать причинение экономического ущерба тем материальным ценностям, в которые вложен труд человека (гибель сельскохозяйственных животных в результате распространения патогенных микроорганизмов, утрата урожая сельскохозяйственных культур вследствие загрязнения земли, сгорание зданий и сооружений в результате лесного пожара и т.д.). При этом может иметь место сочетание экологического и экономического ущерба.

В-третьих, экологический вред может повлечь неполучение предполагаемых доходов от производственной или иной хозяйственной деятельности.

5. Субъектом административного экологического правонарушения является природопользователь. Законодательством устанавливается различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов - общего и специального. Субъектами специального права природопользования являются юридические и физические лица. Право специального природопользования возникает на основании разрешений, выдаваемых соответствующими уполномоченными органами власти, оно носит целевой характер и предполагает значительное воздействие на окружающую среду.

6. Деятельность органов внутренних дел по предупреждению административных правонарушений против экологической безопасности осуществляется в следующих организационных формах:

1) на основе сочетания этой функции с задачами по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями;

2) взаимодействия с иными субъектами природоохранительной деятельности и оказания им содействия;

3) охраны обособленных объектов природы на основе договоров самостоятельно;

4) обеспечения соблюдения природоохранительного законодательства на объектах, подведомственных МВД.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Административное право / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 1999. — 440 с.

2. Административное право Республики Беларусь: учеб. пособие / под ред. А.И. Сухарковой. – Минск: Амалфея, 1995. — 320 с.

3. Административное право: курс лекций / под ред. Л.М. Рябцева. — Минск: БГЭУ, 2006. — 290 с.

4. Административное право. Особенная часть / под ред. Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова. — М.: Ось-89, 2006. — 700 с.

5. Административно-правовое регулирование экономических отношений / под ред. И.Л. Бачило, Н.Ю. Хаманевой. — М.: ИГП РАН, 2001. — 780 с.

6. Административно-правовые основы государственного управления: учеб. пособие / общ. ред. А.Н. Крамник. — Минск: Тесей, 2004. — 704 с.

7. Алехин, А.П., Кармолицкий, А.А, Козлов, Ю.М., Административное право Российской Федерации / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. — М.: Зерцало-М, 2002. — 320 с.

8. Атаманчук, Г.В. Административное право / Г.В. Атаманчук. — М.: РАГС, 2004. — 400 с.

9. Анучин, В. А. Основы природопользования. Теоретический аспект / В. А. Анучин. – М.: Мысль, 1978. – 291 с.

10. Агапов, А.Б. Административное право / А.Б. Агапов. — М.: Издательский дом Дашков и К, 2004. — 430 с.

11. Балашенко, С. А., Лаевская, Е. В., Макарова, Т. И. Право на благоприятную окружающую среду (как его защитить?) Практ. пособие. - Мн.: Дикта, - 2000. – 160 с.

12. Битяк, Ю.П. Административное право Украины / Ю.П. Битяк. — Харьков: Право, 2003. — 576 с.

13. Боголюбов, С. А. Экологическое право. Учебник для вузов / Под ред. С. А. Боголюбова. – М.: Высшее образов. - 2006. - 485 с.

14. Бринчук, М.М. Теоретические основы экологических прав человека / М. М. Бринчук // Государство и право. – 2004. – № 5. – С. 5-15.

15. Бринчук, М. М. Экологические права граждан в России. Окружающая среда и права человека.// Матер. Между нар. Науч.- практ. конф. - 1999. – С. 110- 111.

16. Бринчук, М.М. Эколого-правовая ответственность самостоятельный вид юридической ответственности / М.М. Бринчук // Государство и право. - 2009. - № 4. - С. 39-48.

17. Бринчук, М.М. Экологическое право (право окружающей среды): учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция» / М.М. Бринчук. – М.: Юрист, 1998. – 685 с.

18. Васильева, М. И. Публичные интересы в экологическом праве / М. И Васильева. ¾ М.: Изд-во МГУ.- 2003. ¾ 424 с.

19. Винокуров, А.Ю. Природоохранная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации: Монография / А.Ю. Винокуров. - М.: МосГУ, 2006. – 180 с.

20. Винокуров, Ю.Е., Винокуров, А.Ю. Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений, и основные пути их устранения: Лекционный спецкурс / Ю.Е. Винокуров, А.Ю. Винокуров. - М.: МНЭПУ, 2001. – 280 с.

21. Винокуров, А.Ю., Винокуров, Ю.Е. Проблемы предупреждения экологических правонарушений. Монография / А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2008. – 86 с.

22. Водный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 апр. 2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015

23. Веденин, Н.Н. Экологическая безопасность как институт экологического права / Н.Н.Веденин // Журн. рос. права. – 2001. – № 12. – С. 53–54.

24. Доронин, Г.Г. Юридическая ответственность за экологические правонарушения: исходные положения и теоретические подходы: (Учеб.-метод. материалы) / Г.Г. Доронин. - М.: Полтекс, 2000. - 23 с.

25. Дмитриев, Ю.А. Административное право: Учебник / Ю.А. Дмитриев, А.А. Евтеева, С.М. Петров. М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 285 с.

26. Дубовик, О. Л. Экологическое право: учебник / O.JI. Дубовик. - М.: ТК Велби: Проспект, 2007. - 688 с.

27. Дубовик, O.Л. Административная ответственность за экологические правонарушения: предварительная оценка реформы законодательства / O.Л. Дубовик // Экологическое право. - 2002. - № 2. - С. 10-15.

28. Жевлаков, Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность / Э.Н. Жевлаков. - М.: НОРМА, 1997. – 374 с.

29. Колбасов, О.С. Концепция экологической безопасности (юридический аспект) / О.С.Колбасов // Сов. гос-во и право. – 1988. – № 12. – С. 47–55.

30. Комисарова Э. С. Генетические связи природных систем как детерминанты природопользования / Э. С. Комисарова // Географические аспекты охраны природы: сб. статей / Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж, 1990. – C. 10-21.

31. Конституция Республики Беларусь (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

32. Корытный, Л. М. Бассейновая концепция в природопользовании / Л. М. Корытный. – Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2001. – 163 с.

33. Крассов, О. И. Экологическое право: Учебник для вузов. / О. И. Крассов – М.: Норма. - 2004. - 576с.

34. Куражковский, Ю. Н. Очерки природопользования / Ю. Н. Куражковский. - М.: Мысль, 1969. – 272 с.

35. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Закон Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194-з // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015

36. Лесной кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 14 июля 2000 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015

37. Липаева, Е. И. Правовая характеристика права на благоприятную окружающую среду / Е. И. Липаева.—М.: НОРМА, 2003.—35 с.

38. Макарова, Т.И. Правовое обеспечение связи экономики и охраны окружающей среды как одно из направлений устойчивого развития / Т.И.Макарова // Актуальнi проблеми правового регулювання аграрних, земельних, екологiчних вiдносин i природокористування в Українi та країнах СНД: Мiжнар. наук.-практ. конф., Луцк, 10–11 вер. 2010 р.: зб. наук. прац / за заг. ред. А.М.Статiвки [та iн.]. – Луцк: РВВ ЛНТУ, 2010. – С. 57–60.

39. Марфенин, Н.Н. Ресурсы экополитики в современной России / Н.Н.Марфенин, С.А.Фомин // Россия в окружающем мире: 2003 г. (аналитический ежегодник) / под общ. ред. Н.Н.Моисеева, С.А.Степанова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2003. – С. 42-44.

40. Михайлов, Ю. П. Географические грани процесса природопользования / Ю. П. Михайлов // География и природные ресурсы. – 1980. – №3. – С. 159-164.

41. Нефедова, Т. Г. Проблемы природопользования: методические подходы к изучению, картографированию, районированию / Т. Г. Нефедова // Известия АН СССР. – Сер. Геогр. – 1990. – №4. – С. 71-85.

42. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России / под ред. В.П. Ворфоломеева, В.В. Петрова. – М.: Республика, 1993. – 224 с.

43. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-ХII // Эталон–Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

44. О магистральном трубопроводном транспорте: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2002 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015

45. Реймерс, Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: слов.-справ / Н. Ф. Реймерс. – М.: Просвещение, 1992. – 320 с.

46. Рунова, Т. Г. Рациональное природопользование как объект экономико-географического изучения / Т. Г. Рунова // Известия АН СССР. – Сер. геогр. – 1985. – №2. – С. 46-58.

47. Физико-географические основы природопользования / Н. А. Гвоздецкий [и др.] // Матер. VI съезда Географ. об. СССР. – Л.: Наука, 1975 – С. 19-36.

48. Хабаров, А. В. Социально-экологические проблемы организации природопользования, землепользования / А. В. Хабаров, В. Д. Склабан // Рациональное природопользование в условиях техногенеза: сб. научн. тр. / под ред. А.В. Хабарова и В. Д. Скалабана. – М.: Папирус ПРО, 2000. – С. 6-23.

49. Человек и биосфера. – 2-е изд. перераб. и доп. / Ростов. гос. ун-т – Ростов н/Д, 1977. – 332 с.

50. Экологическое право: учеб. пособие / С.А.Б алашенко [и др.]; под ред. Т.И. Макаровой, В.Е.Лизгаро. – Минск: Изд. центр БГУ, 2008. – 514 с.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.