Объективные признаки административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Объективные признаки административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования

2018-01-07 278
Объективные признаки административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства. Одним из прав граждан Республики Беларусь является право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 46 Конституции Республики Беларусь) [31].

Современное состояние окружающей среды характеризуется наличием крупномасштабного загрязнения атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод. Загрязненная и деградирующая окружающая среда с каждым годом все больше влияет на здоровье граждан. Отмечается сильная корреляция комплексного загрязнения окружающей среды с общей смертностью и с такими ее причинами, как болезни крови и кроветворных органов, психические расстройства, онкологические заболевания, болезни органов пищеварения и дыхания [15, с. 110].

Снижение численности здорового населения и увеличение общей смертности населения, по причине ухудшения состояния окружающей среды, представляют прямую угрозу государству, поэтому сложившаяся ситуация вызвала необходимость признать экологическую безопасность важнейшим видом безопасности, наряду с государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной безопасностью [39, с. 42].

Признание экологической безопасности важнейшим видом безопасности позволило отнести обеспечение экологической безопасности к приоритетному направлению деятельности государства и общества.

Экологическая безопасность может быть обеспечена только при условии эффективного правового регулирования.

Данные обстоятельства повлекли необходимость закрепления в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) отдельной главы (глава 15), определяющей перечень административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования [35].

Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования – это совершенные умышленно или по неосторожности общественно вредные деяния, предусмотренные ст.ст. 15.1 – 15.64 КоАП, причиняющие вред земле, водам, природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности.

Рассмотрение административных правонарушений против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования следует начать с исследования их объективных признаков.

Проблема определения объекта административного правонарушения затрагивает сейчас не только науку административного права и близкородственную науку уголовного права, но и теорию государства и права, где не однозначно определяется объект правонарушения. Большинство ученых (Агапов А.Б., Битяк Ю.П.), занимающихся проблемами административной ответственности, характеризуют объект административного правонарушения как охраняемые административным законодательством общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение [10; 12]. Таким общественным отношениям, в результате совершения административного правонарушения, всегда причиняется социальный вред, так как происходит дестабилизация сложившихся в обществе связей. Очень часто совершение административного правонарушения сопряжено с причинением реального (фактического) вреда либо созданием угрозы его причинения.

В науке административного права различают: общий, родовой, видовой и непосредственный объект административного проступка [1; 4; 25].

Однако этот общепризнанный тезис начинает подвергаться критике. Эта концепция, утверждают Бачило И.Л., Хаманева Н.Ю. не полностью отвечает современным взглядам на оценку социальных ценностей [5, с. 206]. Основным ее недостатком, считают они, является преувеличение значения категории «публичного» относительно категории «частного» в сфере социальной жизни, т.е. человек с его потребностями отошел на второй план. Такую же точку зрения отстаивает в своих работах Г.Г. Доронина [24, с. 8].

Не вдаваясь в полемику, отметим только, что полностью поддерживаем точку зрения Э.Н. Жевлакова, который пишет, — «понятно, что правонарушение посягает на общественные ценности, но каково практическое значение такого определения объекта правонарушения, как его использовать для определения общественной сущности правонарушения, его признаков, для квалификации [28, с. 52]. Никакого практического значения оно не имеет и иметь не может». Поэтому считаем, что объектом административного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые нормами законодательства.

Под общим объектом понимаются все общественные отношения, регулируемые законодательством Республики Беларусь и охраняемые нормами законодательства об административных правонарушениях.

Родовой объект — это однородная группа общественных отношений, на которые посягают административные проступки. В зависимости от родового объекта посягательства административные проступки размещены по главам в Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Так, в главе 15 КоАП содержатся административные правонарушения, посягающие на экологическую безопасность, окружающую среду и порядок природопользования [35].

На современном этапе развития общества экологическая безопасность является неотъемлемым условием существования и развития личности, общества и государства. Проблемам правового обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды посвящены труды таких отечественных юристов, как С.А. Балашенко [11], О. И. Крассов [33, с. 72], М.М. Бринчук [17, с. 102] и др.

Экологическая безопасность представляет собой сложную социальную систему, в основе которой находятся жизненно важные интересы и потребности личности, общества и государства. Правовое обеспечение любой социальной системы подразумевает приведение ее в определенное состояние, соответствующее предписаниям правовых норм, иными словами, «придание данной системе социальных отношений необходимого уровня нормативности». В свою очередь, в качестве средства приведения в действие юридических норм выступают правоотношения, конкретизирующие общие предписания норм права для индивидуально определенных субъектов этих отношений, переводя данные предписания в плоскость их субъективных прав и обязанностей. Правоотношения служат средством упорядочения связей и взаимодействий между социальными субъектами, конкретизируя для данных субъектов общие предписания норм права. Следовательно, именно через административно-правовые отношения достигается цель административно-правового обеспечения экологической безопасности – придание системе экологической безопасности необходимого уровня нормативности, соответствующего предписаниям административно-правовых норм.

Следует отметить, что согласно статье 55 Конституции Республики Беларусь охрана природной среды является долгом каждого [31]. Из содержания данной нормы вытекает, что достижение и поддержание благоприятного состояния окружающей природной среды являются обязанностью всех субъектов правоотношений в данной области. Это означает, что граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели, общественные объединения являются не только субъектами административно-правовых отношений в области экологической безопасности, но и субъектами ее обеспечения.

Между тем необходимо различать понятия «субъект обеспечения» и «субъект административно-правового обеспечения». Следует подчеркнуть, что административно-правовые отношения складываются «не просто в сфере государственного управления, а в связи или по поводу реализации полномочными субъектами исполнительной власти своей управленческой компетенции». Поэтому, как справедливо отмечают Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов, «административно-правовые отношения прямо связаны с обеспечением управленческих целей и задач государства [1, с. 194]. Но такого рода задачи не могут выполняться гражданами, негосударственными объединениями. Они под силу только такому субъекту, который, во-первых, действует от имени государства и, во-вторых, является носителем соответствующих полномочий государственно-властного характера».

Из изложенного следует, что граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели, общественные объединения являются субъектами обеспечения экологической безопасности, а также могут выступать сторонами административно-правовых отношений, складывающихся в указанной сфере. Однако под субъектами административно-правового обеспечения экологической безопасности следует понимать исключительно органы государственного управления.

Таким образом, административно-правовое обеспечение экологической безопасности является составной частью единого механизма государственного управления. Данная деятельность осуществляется органами государственного управления, носит публичный, государственно-властный, исполнительно-распорядительный характер, направлена на реализацию экологической функции государства и представляет собой непрерывный и динамический процесс достижения и поддержания приемлемой степени экологической защищенности личности, общества и государства, максимально позволяющей реализовывать их права и удовлетворять интересы в данной сфере.

Вместе с тем обращает на себя внимание то, что в законодательстве Республики Беларусь обеспечение экологической безопасности не выделяется как самостоятельное направление деятельности органов государственного управления.

Так, в Законе «Об охране окружающей среды», являющемся на данный момент основным нормативным правовым актом, устанавливающим основы государственного управления в сфере экологии, полномочия органов государственной власти сосредоточены на деятельности по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, тогда как функция по обеспечению экологической безопасности непосредственно не отнесена к их компетенции [43].

Обеспечение экологической безопасности как обособленная функция органов государственного управления не выделяется и в соответствующих разделах таких значимых нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере экологической безопасности, как Водный кодекс Республики Беларусь, Воздушный кодекс Республики Беларусь, Лесной кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о земле, законах Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха», «О растительном мире», «О защите растений» и др.

По-видимому, законодатель при принятии указанных нормативных правовых актов обеспечение экологической безопасности рассматривал как деятельность, тождественную либо осуществляемую в рамках охраны окружающей среды.

К примеру, в Законе Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О магистральном трубопроводном транспорте» закреплено, что обеспечение экологической безопасности представляет собой «комплекс мер по охране окружающей среды от негативного воздействия деятельности по эксплуатации магистрального трубопровода, которое может привести к угрозе жизни и здоровью граждан, причинению вреда окружающей среде и другим неблагоприятным последствиям» [44]. Из данной нормы следует, что определенная совокупность мер по охране окружающей среды и есть обеспечение экологической безопасности, что ставит знак равенства между этими двумя видами деятельности.

Анализ объекта данных сфер правоотношений позволяет утверждать, что обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды имеют отличительные признаки.

Так, охрана окружающей среды согласно Закону «Об охране окружающей среды» представляет собой деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов и их воспроизводство, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий (ст. 1) [43].

В ст. 5 Закона «Об охране окружающей среды» определены объекты отношений в области охраны окружающей среды. К ним относятся: земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство, леса, растительный и животный мир в его видовом разнообразии, особо охраняемые природные территории и природные территории, подлежащие специальной охране, национальная экологическая сеть, биосферные резерваты, типичные и редкие природные ландшафты, климат, естественные экологические системы, иные природные объекты, а также право природопользования[43].

Таким образом, целью деятельности по охране окружающей среды является сохранение объектов природной среды, поддержание ее биологического разнообразия и ресурсоемкости, а к объектам правоотношений в данной сфере относятся природные объекты, а также связанное с ними право природопользования.

Вместе с тем экологическая безопасность представляет собой прежде всего естественную потребность личности, общества либо государства в получении определенного блага, в качестве которого выступает состояние их максимальной защищенности от экологических угроз. Соответственно, интересы субъектов правоотношений, складывающихся в области экологической безопасности, заключаются в достижении и поддержании этого состояния. А под материальными и духовными благами, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы управомоченной стороны правоотношения, в научной литературе и понимается объект правоотношения [50, с. 37].

Из этого следует, что в качестве объекта правоотношений, складывающихся в сфере экологической безопасности, выступают жизнь и здоровье граждан, стабильное функционирование и развитие общества и государства. А значит, правоотношения в сфере обеспечения экологической безопасности имеют существенное отличие от правоотношений в сфере охраны окружающей среды, которое проявляется в их объекте. В связи с этим ученые подчеркивают, что «обеспечение экологической безопасности предполагает выход за рамки правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу охраны окружающей среды», так как эти виды деятельности представляют собой «самостоятельные виды деятельности, два важных направления в реализации экологической функции государства, обладающих несомненной содержательной спецификой».

Следует признать, что, как правило, меры по охране окружающей среды в то же время являются и мерами по обеспечению экологической безопасности либо наоборот. Однако в процессе государственно-управленческой деятельности могут складываться административно-правовые отношения, относящиеся исключительно к одной из рассматриваемых сфер государственного управления.

К примеру, правоотношения, возникающие в связи с совершением таких административных правонарушений, предусмотренных КоАП, как «нарушение требований по охране и использованию диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, мест их обитания и произрастания» (ст. 15.8), «нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий» (ст. 15.9), «жестокое обращение с животными» (ст. 15.45), являются исключительно природоохранными, так как объектом административно-правовых отношений в данном случае выступает животный и растительный мир [35]. В свою очередь, реальных либо потенциальных угроз объектам экологической безопасности (личности, обществу, государству) в результате совершения данных правонарушений не возникает.

Лаевская Е.В. утверждает, что нет ни одной меры по обеспечению экологической безопасности, которая не была бы мерой охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов [11, с. 27].

Можно выделить административно-правовые отношения, складывающиеся исключительно в сфере обеспечения экологической безопасности и не относящиеся к отношениям по охране окружающей среды.

К примеру, санитарно-гигиенический контроль качества продуктов питания, осуществляемый органами Министерства здравоохранения Республики Беларусь, представляет собой вид государственно-управленческой деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности населения, так как в данном случае контрольные мероприятия реализуются в целях недопущения негативного экологического воздействия на жизнь и здоровье человека. Но указанная деятельность не связана с сохранением природной среды либо предотвращением вредного воздействия на нее, что позволяет относить данный вид правоотношений исключительно к отношениям в сфере обеспечения экологической безопасности.

Отношения, возникающие в процессе государственного управления охраной труда на производствах при работе с опасными для жизни и здоровья работников технологиями либо веществами, также связаны только с обеспечением экологической безопасности, так как объектом указанных правоотношений выступают жизнь и здоровье работников на данных предприятиях, а не сохранность и целостность природных объектов.

Изложенное позволяет выделить обязательный признак правоотношений, складывающихся в сфере обеспечения экологической безопасности, – наличие реальных или потенциальных экологических угроз жизни и здоровью личности, стабильному функционированию и развитию общества и государства. Если же отношения складываются по поводу окружающей среды, однако подобные угрозы отсутствуют, значит, речь идет исключительно о природоохранных правоотношениях [14, с. 8].

В этой связи, как справедливо отмечает С.А. Боголюбов, «охрана окружающей среды близко соприкасается с обеспечением экологической безопасности как деятельности по защите жизненно важных экологических интересов человека. Более того, природоохранительные отношения составляют основу обеспечения экологической безопасности человека, ибо закладывают принципиальные положения о сочетании экологии и экономики в современных условиях развития». Однако каждое из указанных направлений деятельности «имеет свой специфический объект, свой предмет правового регулирования, что и выделят их в относительно самостоятельные области отношений» [13, с. 49].

Таким образом, отличие рассматриваемых сфер правоотношений проявляется в их объекте и заключается в следующем: объектом правовых отношений в сфере обеспечения экологической безопасности являются жизнь и здоровье личности, стабильное функционирование и развитие общества и государства, тогда как в области охраны окружающей среды в качестве объекта правоотношений выступают природная среда и ее компоненты (воды, леса, воздух, недра, земля, животный и растительный мир и т.д.).

Этим обстоятельством обусловлена и специфика административно-правового обеспечения экологической безопасности: данная деятельность всегда направлена на устранение или минимизацию экологических угроз для личности, общества либо государства. При этом предпринимаемые меры могут быть не связаны с сохранением объектов природной среды или поддержанием ее биологического разнообразия и ресурсоемкости.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что административно-правовое обеспечение экологической безопасности является самостоятельным направлением деятельности органов государственной власти в сфере реализации экологической политики, что обусловливает необходимость рассмотрения данного вида деятельности как обособленной функции государственного управления, осуществляемой наряду с охраной окружающей среды.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ «Об охране окружающей среды» окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов [43].

Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;

- обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан;

- научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды;

- охраны, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и их воспроизводства как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде;

- государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования;

- платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

- экономического стимулирования рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;

- независимости контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

- учета природных и социально-экономических особенностей территорий, в том числе режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов, при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов, биотопов и природных комплексов;

- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;

- обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан;

- сохранения биологического разнообразия;

- обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность или планирующим ее;

- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших доступных технических методов и технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;

- запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;

- гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной экологической информацией;

- недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и функций природопользования;

- ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;

- обеспечения пропаганды знаний в области охраны окружающей среды и природопользования и формирования экологической культуры;

- международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

Впервые термин «природопользование» появился в 1958 г. в работах Ю.Н. Куражковского [34], Т.Г. Рунова [46], которые считали, что это научное направление, занимающееся «разработкой общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной с непосредственным пользованием природы, ее ресурсов, либо с изменяющимся воздействием на нее». В последующих работах Ю.Н. Куражковский определил природопользование как «общую систему взаимоотношений человека с природой, возникающую в процессе его трудовой деятельности и складывающуюся в соответствии с характером исторических, социальных и географических условий» [34, с. 16].

Существует несколько определений этого понятия. Например, словарь-справочник Н.Ф. Реймерса содержит шесть таких определений: как «совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению и воспроизводству», как «комплексную научную дисциплину, исследующую общие принципы рационального использования природных ресурсов человеческим обществом» и «совокупность воздействий человека на географическую оболочку», а также, как взаимоотношение производительных сил и производственных отношений с природой. В более поздних определениях природопользование рассматривается как «единство двух сторон, то есть антропогенного воздействия и ответной реакции на него природы» [45, с. 73].

По мнению Э.С. Комиссаровой, «природопользование в сущности своей есть процесс взаимодействия разнокачественных систем (природы и общества), причинные отношения между которыми обладают в первую очередь генетическим характером [30, с. 11].

Как считает Л.М. Корытный, термин «природопользование» можно понимать как в узком смысле (ресурсопотребление), так и в широком – отождествляясь с общественным производством, или как взаимодействие общества и природы. По особенностям территориальной структуры всю совокупность видов воздействия человека на природу Л.М. Корытный предложил разделить на фоновое или зональное (землепользование, лесопользование, природозащитное природопользование) и очаговое (транспортное, промышленное и др.) [32, с. 29].

Анализируя содержание статей Особенной части КоАП можно выделить также непосредственный объект посягательства. Под непосредственным объектом понимаются общественные отношения, на которые посягает административный проступок, подпадающий под признаки конкретного состава. Например, непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного в ст. 15.4. КоАП «Нарушение правил безопасности при обращении с генно-инженерными организмами, экологически опасными веществами и отходами», являются общественные отношения, которые складываются в процессе установленный порядок, обеспечивающий экологическую безопасность окружающей среды [35].

Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП «Порча земель», выступает экологическая безопасность земель как компонента окружающей среды.

Понятие «непосредственный объект административного правонарушения» и «предмет административного правонарушения» часто отождествляются в науке административного права.

Поводом для этого является само законодательство об административной ответственности.

Непосредственный объект и предмет административного правонарушения являются элементами состава, характеризующие его объект.

Под предметом административного правонарушения следует понимать овеществленный элемент материального мира, воздействуя на который виновный осуществляет посягательство на непосредственный объект административного правонарушения. Предмет, как факультативный элемент объекта административного правонарушения, не всегда закрепляется в диспозиции статьи, устанавливающей административное правонарушение и ответственность за него [25, с. 50].

Предмет административного правонарушения — это то, что подвергается противоправному воздействию для нанесения вреда непосредственному объекту административного правонарушения. Например, предметом загрязнения леса и иной древесно-кустарниковой растительности (Статья 15.30 КоАП) является:

-лес – совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях (ст. 1 Лесного кодекса [36]);

-древесно-кустарниковая растительность, не входящая в государственный лесной фонд.

Предметом правонарушения, предусмотренного ст. 15.35 КоАП «Нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства», является:

- рыба;

- водные животные – дикие животные (рыбы и водные беспозвоночные), обитающие в воде и имеющие для этого характерные приспособления (ст. 1 Водного кодекса [22]): раки, моллюски, дафнии и др.

От наиболее точного определения объективной стороны административного правонарушения, то есть от максимально полного описания самого противоправного деяния, зависит привлечение лица к административной ответственности и соответственно размер штрафных санкций.

Объективная сторона правонарушения - это само противоправное действие или бездействие, его неблагоприятные (вредные) последствия, а также причинно-следственная связь между ними. Ее образуют признаки, характеризующие правонарушение с внешней стороны. К ним относятся: общественно опасное деяние (действие или бездействие), общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и общественно опасными последствиями, способ, средства, место, время и обстановка совершения правонарушения [27, с. 12].

Как указывает Ю.М. Козлов «сердцевину объективной стороны составляют деяние, общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и общественно опасными последствиями» [7, с. 161]. Эти признаки принято называть в юридической литературе обязательными, а место, время, обстановку и средства совершения правонарушения именуют факультативными признаками. Такие названия весьма условны, так как любое правонарушение характеризуется временем его совершения, конкретными способами, обстановкой и т.п. Однако в некоторых случаях законодатель не придает им значение и не указывает в диспозиции правовой нормы. Таким образом, они становятся нейтральными (факультативными) для квалификации деяния как правонарушения. В других случаях законодатель специально указывает на место, время, способ совершения правонарушения в диспозиции правовой нормы, придавая юридическое значение этим признакам.

Для ряда состава правонарушения достаточно только совершения деяния, хотя бы оно и не повлекло последствий (выход на работу в нетрезвом состоянии, нарушение правил охраны труда, хранение огнестрельного оружия без соответствующего разрешения и т.п.). Если это деяние несет вредные последствия, то ответственность за него либо усиливается, либо осуществляется по другому составу, предусматривающему более строгую ответственность [8, с. 175].

Состав правонарушения включает определение последствия деяния и, соответственно, предполагает установление причинной связи деяния и наступивших последствий, т.е. причиненный вред (нарушение правил дорожного движения пешеходом, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, нарушение правил охраны труда, ставшее причиной производственных травм и т.п.).

Под причинной связью понимают такую объективную связь между деянием и наступившими последствиями, при которой противоправное деяние предшествует во времени последствию и является главной и непосредственной причиной, неизбежно вызывающей данное последствие.

Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, уничтожение какого-либо блага, ценности или ограничение пользования или, стеснение свободы поведения других лиц (организаций), ущемление их субъективных прав. Формы выражения вреда многообразны. Он может носить физический, материальный и иной характер, посягать на специфические или общие интересы. Некоторые правонарушения влекут организационные последствия, заключающиеся в нарушении нормальной деятельности учреждений и органов.

Бесспорно, характер вреда может различаться по объекту, размеру и другим признакам, но правонарушение всегда имеет социальный вред. Он может иметь материальный или моральный характер, быть измеримым или нет, более или менее значительным, ощущаемым отдельным человеком, коллективом и обществом в целом. Однако наличие вреда является необходимым признаком всякого правонарушения, обуславливающим все правонарушения в качестве общественно опасных деяний. Поэтому, характер деяния и причиняемый при этом вред являются объективными основаниями для определения степени общественной опасности, ограничения правонарушений от иных отклонений от правопорядка.

Согласно постулатам теории правонарушения объективное выражение деяния возможно в двух формах: действия, нарушающего юридические запреты, и бездействия, нарушающего общеобязательные предписания, за невыполнение которых санкцией правовой нормы предусматривается применение мер юридической ответственности. Тем самым с внешней стороны действие проявляется в активном поведении субъекта, бездействие - в пассивном, в не совершении определенных общественно необходимых поступков, которые лицо должно было и могло осуществить. Вполне очевидно, что конкретная форма экологически негативного поведения определяется конструкцией, содержанием юридической нормы, формулирующей соответствующие предписания или запреты [9, с. 68].

Следует отметить, что деяние предстает в качестве признака объективной стороны административного правонарушения в области охраны окружающей среды главным образом постольку, поскольку оно способно причинить вред охраняемому эколого-правовыми нормами объекту - частным и (или) публичным интересам, социальным отношениям, возникающим и функционирующим в сфере взаимодействия общества и природы.

Именно в силу указанного обстоятельства подобные акты поведенческой деятельности запрещаются данными нормами под угрозой применения мер административной ответственности. В принципе, формулирование какого-то особого, специфического понятия деяния не является задачей административно-правовой науки. Круг поступков, имеющих юридическое значение, очерчивается посредством фиксации их в соответствующих нормах. По форме совершаемого деяния исследуемы правонарушения совершаются посредством действий. Конструкции действующих в настоящий момент правовых норм, формулирующих составы нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, свидетельствуют об известном разнообразии возможных форм противоправного поведения.

Например, объективной стороной нарушения порядка захоронения радиоактивных отходов (ст. 15.5 КоАП) является следующее действие - самовольное захоронение радиоактивных отходов, продуктов, материалов или других предметов, загрязненных радионуклидами [35].

Объективная сторона незаконного уничтожения, изъятия или повреждения деревьев и кустарников или иной растительности (ст. статья 15.22 КоАП) - это незаконное уничтожение, изъятие либо повреждение деревьев и кустарников до степени прекращения роста, произрастающих в лесах первой группы лесного фонда, а также древесно-кустарниковой растительности (насаждений), не входящих в лесной фонд, включая сеянцы и саженцы.

В форме действия выражена объективная сторона правонарушения, предусмотренного статья 15.30 КоАП «загрязнение леса и иной древесно-кустарниковой растительности», - загрязнение леса отходами или сточными водами либо иным способом [35].

По механизму оказания противоправного посягательства на окружающую среду следует различать варианты поведенческой деятельности, связанные с непосредственным либо опосредованным воздействием на нее. Специфика первой разновидности правонарушений заключается в том, что причинение вреда природе является результатом посягательства на какой-либо ее компонент. Вследствие ухудшения его качественных (а зачастую - и количественных) характеристик происходят неблагоприятные изменения в естественных экологических системах и природной среде в целом. Так, в большинстве своем, противоправные посягательства на компоненты окружающей среды осуществляются преимущественно посредством нарушения правил охоты и добычи водных биологических ресурсов, эксплуатации очистных сооружений, незаконной рубки, а <


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.