Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности каменных и бетонных мостов

2018-01-03 4025
Особенности каменных и бетонных мостов 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск
Рис. 5.1. Общий вид каменного моста

Рис. 5.2. Общий вид бетонного моста со сквозным надводным строением

Каменные мосты наиболее древние, но так как они долговечны, то не­зависимо от времени их постройки продолжают эксплуатироваться. Ка­менные мосты сооружают из естественного камня или из искусственного (кирпич, бетонные блоки). Для каменных мостов характерна сводчатая конструкция (рис. 5.1, 5.2), так как в таких конструкциях материал рабо­тает на сжатие. Основным элементом каменного моста является свод, опи­рающийся на опоры. Над сводом устраивается надсводовое строение, ко­торое может быть сплошным, выполненным в виде каменной (бетонной)


кладки (забутки) или засыпки из щебня (гравия), или сквозным, в виде конструкции из целого ряда небольших сводов, опирающихся на попе­речные стенки. В надсводных строениях с засыпкой устраивают про­дольные стенки, ограничивающие засыпку с двух сторон (рис. 5.3). Эти стенки называются щековыми. Щековые стенки имеют наименьшую высоту в сечении по оси свода и наибольшую высоту в сечении, где свод опирается на опору. Сечение свода в середине пролета называется замком или ключом; сечения, которыми свод опирается на опоры — пя­тами.

Расстояние между центрами пят называется расчетным пролетом свода (l), а расстояние между гранями опор — пролетом в свету; рас­стояние по вертикали между центрами сечений в замке и в пяте называ­ется стрелой свода (f). Отношение стрелы свода к пролету называется подъемом свода.

Свод может быть выполнен по круговой, параболической, эллипти­ческой и другим кривым.

Своды в каменных мостах могут быть бесшарнирными, двухшарнир-ными (шарниры в пятах) и трехшарнирными (шарниры в пятах и замке) (рис. 5.4). В большинстве каменных и бетонных мостов своды бесшар­нирные, так как они наиболее просты по конструкции.

Чем больше отношение стрелы свода к пролету, тем меньше величи­на распора при тех же нагрузках (распор — горизонтальная составляю­щая опорной реакции в пяте свода), что позволяет уменьшить размеры опор. Наименьший допустимый подъем каменных сводов составляет 1/12—1/15. Своды, имеющие отношение f/l > 1/4, называют подъемисты­ми сводами, а имеющие отношение f/l < 1/4 — пологими. При круговом

Рис. 5.3. Конструктивные части каменного моста:

1 — свод; 2 — щековые стены; 3 — заполнение пазух; 4 — пята свода;

5 — замок свода; 6 — деформационный шов


Рис. 5.4. Схемы арок: а — бесшарнирная; б — двух-шарнирная; в — трехшарнирная

очертании свода и подъеме 0,5 свод называется полуциркульным. Наибо­лее распространенным является от­ношение от 1/4 до 1/7. В этом случае нижнее очертание свода получается проведением дуги окружности из од­ного центра, взятого на уровне пят в середине пролета. В мостах со сплошным надсводным строением щековые стенки служат для огражде­ния заполнения пазух и балластного слоя, воспринимая горизонтальный распор от засыпки (рис. 5.5). Толщи­на щековых стенок принимается от 1 до 1,2 м. При пролетах более 25 м вес забутки составляет значительную часть нагрузки на свод и на опоры, поэтому для облегчения конструкции надсводного строения в нем устраи­ваются проемы (рис. 5.6, 5.7).

В таких мостах пролетное строение состоит из поперечных стен и сводиков между ними. По этим сводикам между щековыми стенками

Рис. 5.5. Основные конструктивные элементы моста со сплошным надводным

строением:

1 — свод; 2 — замок; 3 — пята; 4 — щековая стенка; 5 — забутка;

6 — деформационный шов; 7 — разделительная стенка; 8 — гидроизоляция;

9 — водоотводная трубка


Рис. 5.6. Конструкция сквозного пролетного строения: 1 — малые своды; 2 — забутка; 3 — шарниры; 4 — швы; 5 — гидроизоляция;

6 — водоотводная трубка

укладывают забутку и путь на балласте. В поперечных стенках для удобства осмотра моста устраивают проходы.

Деформационные швы (температурные) в надсводном строении уст­раивают для обеспечения свободных перемещений свода и предохране­ния кладки щековых стенок от разрушения. Деформационные швы уст­раивают в каменных мостах при пролетах более 15 м, а в бетонных —

Рис. 5.7. Каменные мосты из аркад: а — со сводами малых пролетов; б — с одним сводом большого пролета


более 10 м. Швы располагают у пят бесшарнирных сводов. Толщина швов в щековых стенках при­нимается от 2 до 5 см.

Рис. 5.8. Конструкция шарниров: а — со свинцовой прокладкой; б — металлический из стального литья с цилиндрическим вкладышем

Шарниры. При деформациях от изменения температуры пятовые сечения свода стремятся повер­нуться вокруг горизонтальной оси. Для обеспечения этого поворота в пятах устраивают шарниры (двух-шарнирный свод) (рис. 5.8). В бес­шарнирном своде такого поворота сечения не происходит, в результате возникают дополнительные напря­жения в кладке. Шарнирные своды, более сложные по конструкции, имеют существенные преимущества по сравнению с бесшарнирными: двухшарнирные и трехшарнирные своды нечувствительны к неравно­мерным осадкам опор, но шарниры усложняют конструкцию и умень­шают вертикальную жесткость моста. Трехшарнирные своды выгоднее применять в районах с резким колебанием температур и при слабых грунтах основания. В каменных мостах чаще всего применяют шарниры из свинцовых прокладок толщиной 8—10 мм или металлические из стального литья в виде двух балансиров с цилиндрическим вкладышем. По ширине моста шарниры в пятах и в замке свода располагают вплот­ную друг к другу так, чтобы образовать одну непрерывную конструк­цию. Шарниры могут быть постоянными и монтажными, которые после раскружаливания заделываются в кладке свода. Каменные мосты имеют целый ряд достоинств:

• хороший внешний вид;

• долговечность;

• малые эксплуатационные работы;

• путь укладывается на балласте;

• возможность строительства из местного естественного камня;

• на каменных мостах незначительно сказывается возрастание вре­менной нагрузки;

• каменные мосты малочувствительны к динамическим воздействи­ям временной нагрузки (из-за большого собственного веса и монолит­ности конструкции).


К недостаткам каменных мостов относятся:

• чувствительность к деформациям опор;

• большая трудоемкость работ в связи с необходимостью устройства специальных подмостей и кружал, способных поддерживать тяжелый каменный свод во время его кладки;

• необходимость прочных грунтов.
Для устройства сводов используют следующие виды кладки: из

штучных камней получистой тески, из грубоколотых в правильную форму камней, из отборного постелистого бута вприкол.

Для предотвращения проникновения в кладку свода атмосферной воды дно балластного корыта должно иметь продольный уклон 0,02 и поперечный уклон от 0,03 до 0,05 и гидроизоляцию. По наклонным плоскостям балластного корыта вода отводится к водоотводным труб­кам, вделанным в кладку свода. Водоотводные трубки устанавливаются в замке свода и в четвертях пролетов.

Бетонные мосты — разновидность каменных мостов, они могут быть монолитными и блочными. По своей конструкции и статистиче­ским свойствам они не отличаются от каменных, но имеют и свои осо­бенности. Сооружение монолитных бетонных мостов менее трудоемко и лучше поддается механизации, но в монолитных мостах при тверде­нии бетона происходит его усадка, что может вызвать трещины в клад­ке. В бетонных сводах, в отличие от каменных, возникают более высо­кие дополнительные напряжения от колебаний температуры. Сооруже­ние мостов из сборных бетонных блоков уменьшает сроки строительст­ва и позволяет избежать трещин от усадки бетона. Каменные и бетон­ные мосты в настоящее время практически не сооружаются.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.