Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Правовые основы сделок и признание их в учете

2017-12-22 383
Правовые основы сделок и признание их в учете 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Финансово-хозяйственная деятельность предприятий связа­на с взаимоотношениями с другими субъектами на основании договоров. Договор регулирует отношения сторон. В соответ­ствии с ГК РК, договор — это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданс­ких прав и обязанностей. Договор заключается в письменной форме. В письменной форме сделки совершаются:

—осуществляемые в процессе предпринимательской деятель­ности, кроме сделок, исполняемых при самом их совершении, если для отдельных видов сделок иное специально не предус­мотрено законодательством или не вытекает из обычаев дело­вого оборота;

—на сумму свыше 100 месячных расчетных показателей, за исключением сделок, исполняемых при самом их совершении;

—в иных случаях, предусмотренных законодательством или соглашением сторон.

Договор устанавливает юридические нормы отношений меж­ду сторонами, определяет порядок и способы совершения сдел­ки, а также предусматривает последовательность и способы обеспечения обязательства.

Самый распространенный вид договора — это договор купли-продажи, по которому продавец обязуется передать товар в соб­ственность, хозяйственное ведение или оперативное управле­ние покупателю. Покупатель обязуется при этом принять то­вар и уплатить за него определенную сумму денег.

Договоры купли-продажи могут иметь особенности, предус­мотренные гражданским законодательством, в том числе про­дажи товара в рассрочку, в кредит, розницу и т.д.В договоре целесообразно указать срок приема-передачи то­вара и санкции за невыполнение условий договора. Например, в договоре указано, что товар передается не позднее 10 дней со дня заключения договора или даты оплаты за него. Просрочка передачи товара или оплаты за него продавцом или покупате­лем, соответственно, влечет применение предусмотренных дого­вором санкций. Согласно ст. 80 Налогового кодекса РК, при­сужденные или признанные должником штрафы, пени и другие виды санкций, если эти суммы ранее не были отнесены на выче­ты, подлежат включению в совокупный годовой доход. В свою очередь, у другой стороны присужденные или признанные штра­фы, пени, неустойки, связанные с получением совокупного го­дового дохода, за исключением подлежащих внесению в бюд­жет, подлежат вычету из совокупного годового дохода.

В договорах купли-продажи продукции собственного произ­водства часто используются цены с применением скидок и наце­нок. Для учета таких скидок используется счет 6030 РПС.На счете 712 «Скидка с продаж» отражаются операции, связанные с представлением в соответствии с условиями договоров скидкой с продаж. На счете 713 «Скидка с
цены» отражаются операции, связанные с предоставленной в свя­зи с выявлением брака реализованной продукции скидкой с цены. Производятся следующие корреспонденции счетов:
Дт Кт

712, 713 301-303, 321-323 - на суммы предоставленных

(6030) (1210, 2210, 1220, скидок с продаж и цены;

2120 и т.д.)

571 711-713 — закрытие счетов 712, 713

(5410) (6030) в конце отчетного периода.

Договоры купли-продажи транспортных средств и договоры на поставку товаров производственно-технического назначения должны содержать в себе характеристики качества товара и сроки поставки. Технические реквизиты должны быть подробно опи­саны, при значительном количестве товара с разными характе­ристиками они должны быть приведены в приложении к дого­вору. При поставке товаров производственно-технического на­значения необходимо включение в договор условия обяза­тельного представления технической документации. Договор поставки должен содержать гарантийные обязательства постав­щика с предельным сроком гарантии. Рассматривая приобрете­ние транспортных средств и оборудования в качестве основных

средств или как товаров, предназначенных для последующей продажи, следует учитывать правила определения их стоимос­ти в бухгалтерском учете. В первоначальную стоимость обору­дования включаются цена приобретения, затраты на перевозку, страхование во время перевозки, монтаж, проведение испыта­ний с целью проверки годности оборудования к эксплуатации и др. Стоимость ремонта оборудования, произведенного в ре­зультате его повреждения во время монтажа, включается в те­кущие расходы. Правильность определения в бухгалтерском учете стоимости приобретенного оборудования имеет опреде­ленное значение в налоговых целях. Объектом обложения на­логом на имущество являются основные средства, налоговой базой по объектам налогообложения является среднегодовая остаточная стоимость объектов обложения, определяемая по данным бухгалтерского учета. Неисключено, что расходы, вклю­чаемые по правилам бухгалтерского учета в стоимость основ­ных средств, налогоплательщик учтет как текущие расходы, а в налоговом учете — как вычеты. В этом случае произойдет завышение вычетов, соответственно занижение налогооблагае­мого дохода и занижение облагаемой налогом на имущество базы. На транспортные средства и оборудование, приобретен­ные для последующей продажи, правила налогообложения на­логом на имущество не применяются.

За просрочку поставки в договоре должны быть предусмот­рены неустойки. Присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки, согласно Налоговому кодексу, вклю­чаются в совокупный годовой доход. Суммы штрафов, пени, неустоек признаются доходом не по мере их получения, а в результате их присуждения или признания. В свою очередь, вычету подлежат присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки, связанные только с получением совокупного годо­вого дохода (кроме подлежащих внесению в бюджет).

В договорах купли-продажи товаров в виде сырья необходи­мо предусмотреть условия сдачи-приемки, имея в виду, что возможны изменения в качестве и количестве сырья при пере­возках (усушка, утруска, порча и др.). В таких случаях исполь­зуются нормы естественной убыли, при обнаружении превы­шения убыли над установленной нормой принимаются опре­деленные правилами поставки товаров производственно-техни­ческого назначения меры. В соответствии с правилами учета товарно-материальных запасов производительные расходы и потери включаются в производственную себестоимость товарно-ма­териальных запасов, тогда как сверхнормативные потери, порча и недостачи и другие непроизводительные расходы относятся к рас­ходам периода. Это обстоятельство может иметь существенное зна­чение при определении налогооблагаемого дохода. Так, себестои­мость реализованной продукции относится на вычеты, имея в виду, что в нее включаются, по правилам бухгалтерского учета, произво­дительные расходы и потери. Соответственно, сверхнормативные потери, порча и подобные расходы в состав вычетов не относятся. В связи с этим отметим ст. 237 Налогового кодекса РК, где порча и утрата товаров не подразделяются на производительные и непроиз­водительные. Так, в случае порчи или утраты товаров НДС, ранее отнесенный в зачет, подлежит исключению из зачета (кроме утра­ты и порчи в результате чрезвычайных ситуаций).

К договору на поставку товаров широкого потребления при­лагается спецификация, отражающая виды, сортность, ассор­тимент товаров. При отгрузке таких товаров выписываются упа­ковочные листы, в которых указывается перечень видов и сор­тов товаров в каждом товарном месте.

Основанием для записи в бухгалтерском учете в отношении полученного товара покупателем являются соответствующие сопроводительные документы, подтверждающие цену, наимено­вание, комплектность и другие необходимые сведения о товаре. Для поставщика реализацией товара является признание дохода. Одним из условий признания дохода в целях бухгалтерского учета является передача права собственности. Право собственности на товары переходит от поставщика к покупателю, как правило, с момента ее передачи. Передачей товара признается не только вручение вещей приобретателю, но и сдача их транспортной орга­низации или на почту для пересылки покупателю. Если постав­щик сохраняет права и обязанности собственника, сделка не является реализацией, и доход не признается. Это положение рас­пространяется на признание дохода в бухгалтерском учете. Иной подход к реализации и признанию дохода имеет налоговый учет. Согласно ст. 10 Налогового кодекса, налогоплательщики осу­ществляют налоговый учет методом начисления, заключающимся в учете доходов и расходов с момента отгрузки товаров с целью их реализации и оприходования имущества. Под реализацией в налоговом учете понимается отгрузка товара с целью продажи, обмена, безвозмездной передачи, а также передача заложенных товаров залогодержателю. Обратимся к правилам определения оборота по реализации в целях обложения НДС. Согласно ст. 216 Кодекса, датой совершения оборота по реализации является день отгрузки товара. Если отгрузка не осуществляется, то датой совершения оборота реализации является день передачи права собственности на товар покупателю.

Договор поставки является разновидностью договора куп­ли-продажи. По договору поставки поставщик обязуется пере­дать в обусловленный срок или сроки производимые или заку­паемые им товары покупателю для использования в предпри­нимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использова­нием. Если сторонами договора предусмотрена поставка това­ров в течение срока действия договора отдельными партиями и сроки их поставки не определены, товары поставляются равно­мерными партиями помесячно. В договоре может быть уста­новлен график поставки товаров, предусмотрена досрочная поставка, но только с согласия покупателя.

Стандартами бухгалтерского учета предусмотрены различные условия признания дохода от реализации товаров с учетом осо­бенностей сделок. Сделка с задержкой доставки товара признает­ся в случае, когда доставка откладывается по просьбе покупателя, но покупатель владеет правом собственности. Доход признается в этом случае, при владении правом собственности покупателя, когда доставка будет осуществлена; имеется товарная единица, которая готова к отправке покупателю; произведен расчет за доставку про­данных товаров. При отложенной реализации товары доставля­ются только после того, как покупатель произвел окончательный расчет частичными платежами. Налоговым законодательством в целях определения облагаемого оборота в таких случаях предус­мотрен следующий порядок налогообложения. Согласно ст. 217 Налогового кодекса, при реализации товара на условиях рассроч­ки платежа размер облагаемого оборота определяется с учетом всех причитающихся платежей, предусмотренных условиями до­говора. Размер облагаемого оборота определяется на основе сто­имости реализуемых товаров, исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов, без включения в них НДС.

Договор подряда представляет собой договор, на основании которого одна сторона обязуется выполнить по заданию другой стороны определенную работу и сдать ее результаты заказчику в установленный срок. Заказчик обязуется принять работу и оп­латить ее. Обычно подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика. Работа выполняется с исполь­зованием его материалов. Подрядчик может привлечь к выполне­нию работы третьих лиц или субподрядчиков, если иное не пре­дусмотрено из закона или договора. Договоры подряда могут пре­дусматривать специальные правила для выполнения тех или иных работ. К таким договорам относится, например, договор на капи­тальное строительство. Особенностью такого договора является система генерального подряда. Так, заказчик заключает договор с подрядной строительной организацией, являющейся генеральным подрядчиком, который, в свою очередь, для выполнения отдель­ных видов работ заключает договоры субподряда со специализи­рованными организациями. Заказчик состоит в договорных отно­шениях только с генеральным подрядчиком, который отвечает перед заказчиком за надлежащее исполнение договора в полном объеме. Субподрядчики несут ответственность за исполнение своих обязательств только перед генеральным подрядчиком.

Бухгалтерский учет, правила определения и раскрытия дохода и затрат, связанных с выполнением договоров подряда на капи­тальное строительство, излагаются в СБУ 12 «Договоры подряда на капитальное строительство». Степень выполнения строитель­ных работ может определяться двумя методами. Во-первых, про­цент выполнения работ может определяться методом определе­ния пропорций затрат, понесенных по выполненным строитель­ным работам на определенную дату, к общим сметным затратам по договору. Во-вторых, методом определения завершения физи­ческой части работы по договору строительного подряда. Проме­жуточные выплаты и авансы, полученные от заказчиков, не отра­жают уровень выполненных работ (в налоговом учете существует иной подход). В общем порядке доходы и затраты должны быть отнесены к тем отчетным периодам, в которых они возникли. Согласно СБУ 12, в случае неопределенности в отношении полу­чения суммы, ранее включенной в доход и отраженной в отчете о результатах финансово-хозяйственной деятельности, безнадежная к получению сумма признается как расход, а не как корректи­ровка суммы дохода по договору строительного подряда.

Догово­ры подряда на строительные работы, как правило, имеют опреде­ленную длительность срока. В соответствии со ст. 114 Налогового кодекса, доходы и вычеты, касающиеся долгосрочных контрак­тов, учитываются в течение налогового периода в части фактичес­кого их исполнения. Под долгосрочным контрактом понимается контракт на выполнение работ сроком действия более года.

Учет банковских кредитов

Предприятия пользуются различными видами банковских займов, привлеченными средствами или имуществом, получен­ными от других предприятий на консигнацию, переработку и т.д. Кроме того, предприятия могут получать займы от других юридических лиц, помимо банков и кредитных учреждений. Распространены операции по привлечению средств в виде то­варного кредита, передачи имущества в доверительное управ­ление, в аренду. Законодательством предусмотрено создание простого товарищества, в рамках которого осуществляется учет имущества, внесенного участниками договора о совместной деятельности, практикуется передача имущества на ответствен­ное хранение. Все эти операции объединяет одно: имущество не принадлежит предприятию, но оно, на определенных зако­нодательством условиях, пользуется им в своей финансово-хо­зяйственной деятельности. Согласно гражданскому законода­тельству, к имущественным благам и правам относятся: вещи, деньги, ценные бумаги, объективированные результаты твор­ческой, интеллектуальной деятельности, фирменные наимено­вания, товарные знаки и другое имущество.

Самыми распространенными операциями по привлечению заемных средств является получение денег в виде банковской ссуды или кредита.

По экономическому содержанию кредит представляет собой ссуду в денежной или товарной форме на условиях возвратно­сти и обычно с уплатой процентов. Кредитные отношения вы­ражают экономические отношения между кредитором и заем­щиком.

Аналогично, и под ссудой понимается передача денежных средств или имущества одними участниками договора займа другим на условиях возврата и, как правило, с уплатой про­центов. Однако необходимо различать банковскую ссуду и пе­редачу имущества в безвозмездное временное пользование, которое в гражданском законодательстве также рассматривает­ся как ссуда.

Согласно гражданскому законодательству заем представля­ет собой договор, по которому одна сторона (заимодатель) передает другой стороне (заемщику) в собственность или опера­тивное управление деньги или вещи, а заемщик обязуется воз­вратить заимодателю такую же сумму денег или равное коли­чество вещей. Такой договор считается заключенным только с момента реальной передачи предмета займа,

В бухгалтерском учете отражение полученного кредита вклю­чает следующие основные операции: получение кредита; воз­врат кредита; начисление и уплату процентов за пользование средствами, полученными по кредитным договорам.

Ошибки в бухгалтерском учете характерны, например, при оформлении кредитных отношений, когда предприятия умыш­ленно или неумышленно квалифицируют получение заемных средств от организаций и предприятий, не имеющих лицензии Нацбанка РК на осуществление кредитных операций, как кре­диты. В других случаях отклонения допускаются в отражении в бухгалтерском учете операций с заемными средствами, в нало­говом учете возникают ошибки при исчислении налогооблага­емой базы по корпоративному подоходному налогу, связанные с неправильным начислением процентов за пользование кре­дитными ресурсами, относимых на вычеты.

Существует две основные формы кредита: коммерческий и банковский. Отличие их друг от друга характеризуется соста­вом участников, объемом ссуд, ставкой процента и сферой фун­кционирования.

Например, коммерческий (товарный) кредит предоставляет­ся одним предприятием другому в виде продажи товаров с от­срочкой платежа. Практикуются следующие способы предос­тавления коммерческого кредита: вексельный способ; скидка при условии оплаты в определенный срок; консигнация.

При вексельном способе в обмен на товар продавец получает вексель. Вексель представляет собой безусловное письменное дол­говое обязательство векселедателя бесспорно уплатить, при на­ступлении срока и в определенном месте, обозначенную в вексе­ле денежную сумму владельцу векселя (векселедержателю).

Скидка при условии оплаты в определенный срок применя­ется в случае, если покупателем платеж будет произведен в течение оговоренного в контракте периода после выписки сче­та, тогда из цены будет вычтена скидка. Если этого не произой­дет, то вся сумма должна быть выплачена в установленный срок.

При консигнации розничное предприятие или предприни­матель может получить товары без обязательства. В случае реализации товаров платеж будет осуществлен поставщику, в противном случае товар возвращается без выплаты неустойки. Налоговый кодекс РК предусматривает инвестиционные налоговые инвестиции, являющиеся видом налогового креди­та. Инвестиционные налоговые преференции предоставляются по корпоративному подоходному налогу и налогу на имуще­ство. Преференции предоставляются налогоплательщикам, вновь вводящим в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта основные средства.

В соответствии с Гражданским кодексом РК (Особенная часть) кредитные взаимоотношения предприятия с банковс­ким учреждением (кредитным товариществом) строятся на основе договора банковского займа, определяющего взаимные права и обязательства сторон. Согласно ст.727 ГК РК по дого­вору банковского займа заимодатель обязуется передать взай­мы деньги заемщику, а заемщик, согласно ст. 722, обязан воз­вратить предмет займа в порядке и сроки, предусмотренные договором.

Кредит предоставляется на основе принципов платности, возвратности, срочности и целевой направленности. Принцип платности заключается в уплате предприятием процентов за пользование кредитом. Основной принцип кредитования — воз­вратность подразумевает возврат полученных кредитных средств в определенный срок. Под срочностью понимается возврат кре­дита в определенный срок, указанный в договоре банковского займа. Целевая направленность выдачи кредита предполагает предоставление кредита на определенные цели.

Предоставление кредитов в иностранной валюте разрешает­ся только при условии наличия в банке копий контрактов пред­приятий-заемщиков с иностранными компаниями. При этом необходимо их предварительное согласование с банком. Сроки использования кредитов должны соответствовать срокам зак­лючения контрактов и периодам расчетов по ним.

Наряду с банками банковскую деятельность могут осуще­ствлять на основании лицензии Национального Банка РК и кредитные товарищества.

Кредитное товарищество — юридическое лицо, не являющееся банком и образованное в целях кредитования и обслужива­ния своих участников.

Кредитное товарищество, наряду с некоторыми видами бан­ковских операций, вправе осуществлять следующие операции:

— ссудные операции: предоставление кредитов в денежной форме участникам кредитного товарищества;

— факторинговые операции: приобретение прав требования платежа покупателя товаров (работ, услуг) с принятием риска неплатежа;

— форфейтинговые операции: оплату долгового обязатель­ства покупателя товаров (работ, услуг) путем покупки векселя без оборота на продавца;

— сдачу в аренду имущества с сохранением права собствен­ности арендодателя на сдаваемое в аренду имущество на весь срок действия договора (лизинг).

Банковские и иные операции кредитное товарищество осу­ществляет в тенге.

Гражданским законодательством предусмотрены особенно­сти договора банковского займа. Так, в качестве заимодателя может выступать банк или иное юридическое лицо, имеющее лицензию Национального Банка РК на предоставление займов в денежной форме. К таким лицам относятся кредитные това­рищества, ломбарды. Предметом договора банковского займа являются деньги.

Согласно ст. 728 ГК РК договор должен быть заключен в пись­менной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействи­тельность договора банковского займа. Национальным Банком РК установлены требования по оформлению договора, который в обя­зательном порядке должен сдержать следующие сведения:

—цель кредита;

общую сумму выдаваемого кредита;
--- валюту кредита;

сроки погашения кредита;

способ погашения кредита;

обеспечение (вид, сумма);

размер ставок вознаграждения (интереса).

Банковское учреждение вправе запросить у заемщика пред­ставления дополнительной информации, необходимой для ве­дения документации по кредитам в соответствии с правилами, установленными Национальным Банком РК и внутренними до­кументами банка.

Правилами ведения документации по кредитованию банка­ми второго уровня, утвержденными Нацбанком РК, предус­мотрено по каждому предоставленному кредиту ведение кре­дитного досье. Кредитное досье открывается в день подписа­ния или утверждения кредитного договора и закрывается толь­ко в момент прекращения действия договора. Основная доку­ментация должна содержать:

— заявление, подписанное заемщиком, содержащее указа­ние цели использования кредита и опись имущества, предоставленное для залогового обеспечения возврата кредита, с ука­занием балансовой стоимости:

— копии учредительных документов заемщика (юридического лица), заверенные вустановленном порядке:

— подтверждающие полномочия лица на подписание дого­вора от имени заемщика документы в случае, если это лицо является законным представителем заемщика;

- оригинал договора на предоставление кредита (оригинал);

— финансовую отчетность по состоянию на день подачи за­явления, заверенную заемщиком и аудитором, в т.ч. отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности и бухгал­терский баланс;

— расчеты, подтверждающие способность заемщика обеспе­чить поток денег, необходимых для возврата кредита;

— решение банка о согласии выдачи кредита по срокам и другим условиям;

— документы, подтверждающие целевое назначение кредита;

— бизнес-план юридического лица, финансовую отчетность и отчет о движении денежных средств на момент получения кредита;

— справку налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет на мо­мент выдачи кредита;

—сведения об открытых банковских счетах в других банках.
Указанный перечень документов может быть расширен в зависимости от вопросов, возникающих в процессе рассмотре­ния заявки конкретного заемщика.

Кредиты, представляемые на срок не более года и направ­ляемые в оборотные средства, относятся к краткосрочным. Учет краткосрочных и долгосрочных кредитов, предоставля­емых одному предприятию, осуществляется на отдельных ссудных счетах.Режим ссудного счета определяется в договоре. Сумма вы­данного кредита может быть перечислена на расчетный счет заемщика или банк может оплачивать расходы предприятия по кредитуемой сделке по мере поступления соответствующих расчетных документов. При этом размер ссудной задолженнос­ти предприятия постепенно увеличивается, но не более суммы, определенной в договоре.

В зависимости от потребностей и интересов заемщика и банка предприятию может быть открыт счет, который может функци­онировать как обычный ссудный счет или как контокоррент­ный счет.

Ссудный счет открывается тогда, когда ссуды используются на оплату товарно-материальных запасов и услуг. С этого счета кредитование осуществляется по конкретным операциям.

Кредитование предприятия по контокоррентному счету зак­лючается в открытии банком для предприятия контокоррента. В этом случае расчетный счет предприятия закрывается, и все операции по оплате контокоррента и выручка от реализации направляются не на расчетный счет, а на контокоррентный счет. Особенность этого счета состоит в том, что он может иметь дебетовое и кредитовое сальдо. Если рассматривать выписку банка, то дебетовое сальдо представляет собой задолженность клиента банку, кредитовое сальдо означает, что предприятие меньше расходует выручку, поступающую от реализации. Кре­дитование по контокорренту осуществляется на основе кредит­ной линии. Кредитная линия представляет собой разницу между прогнозируемой величиной потребности предприятия в оборот­ных средствах и источниками формирования его оборотных средств.

Разновидностью контокоррента является овердрафт. Креди­тование по овердрафту позволяет клиенту банка оплачивать расчетные документы при отсутствии денежных средств на рас­четном счете. В результате на расчетном счете образуется дебе­товое сальдо (в бухгалтерском учете предприятия — клиента банка на счете на счете денежных средств будет числиться кре­дитовое сальдо).

Рассчитывать на овердрафтное кредитование могут только наиболее надежные клиенты банка с солидными денежными оборотами на счете.

Как правило, овердрафтное кредитование оговаривается в дополнительном соглашении к договору банковского счета. Это соглашение является разновидностью договора банковского кредита. В нем определяются лимит средств, предоставляеся в кредит, срок их предоставления, размер процентов за пользование кредитом и комиссии банка.

Банк, выдавая овердрафтный кредит, не требует залога имущества предприятия-клиента или гарантийного письма трет; го лица. Единственным обеспечением такого кредита являют обороты на расчетном счете. Как правило, этот показатель с определяет лимит средств, предоставляемых в кредит.

Выдавая краткосрочные и долгосрочные кредиты, на основе кредитного договора, банк требует предоставление залога. 3алогом могут выступать товарно-материальные запасы, продукция и другое свободное от залога имущество предприятия. Банк в соответствии с действующим законодательством, вправе обратить взыскание на залоговое имущество в случае не погашения кредита.

Залог оформляется договором залога имущества в письменном виде (договор о залоге жилого здания требует нотариального заверения). В залог могут предоставляться вещи, имеющие денежную оценку, включая ценные бумаги. Имущество предоставленное в залог, как правило, остается у заемщик; который может использовать его по прямому назначению. Од нако такие обстоятельства должны оговариваться с банком вслучае нарушения условий кредитного договора банк вправе обратить взыскание на заложенное имущество заемщика на основании решения суда.

Банковская ссуда (кредит) может быть обеспечена поручительством (гарантией). При кредитовании под гарантию необходимо учитывать особенности регулирования этих отношений Гражданским кодексом РК (Общая часть). В соответствии с гражданским законодательством поручитель (гарант) обязыва­ется перед кредитором другого лица (должника) отвечать за исполнение обязательства этого лица полностью или частично. Поручителем может быть любое юридическое лицо, тогда как гарантом — только страховая компания, банк или кредитное учреждение.

Для оформления отношений по гарантиям между гарантом и банком заключается гарантийный договор. Доказательством таких отношений могут являться также гарантийные обязатель­ства и другие документы, подтверждающие наличие соглаше­ний банка, предоставляющего кредит и гаранта. Не противоречит законодательству заключение трехстороннего гарантийно­го договора, подписанного заемщиком, банком и гарантом. Если в договоре предусмотрена возможность бесспорного списания задолженности со счета гаранта, банк уполномочен сделать это своим распоряжением.

При установлении отношений банка с гарантом необходимо учитывать, что при отсутствии указания в гарантийном догово­ре о солидарной ответственности с должником гарант несет субсидиарную или дополнительную ответственность. В этом случае прежде чем предъявить претензию к гаранту, необходи­мо принять все меры к погашению задолженности должником и только в случае недостаточности у него средств и другого имущества предъявить претензию на взыскание остатка задол­женности к гаранту.

Если в договоре между банком и гарантом, а также в догово­ре между должником и гарантом будет предусмотрена солидар­ная ответственность, банк в случае невыполнения своих обяза­тельств должником может предъявить требование об уплате долга непосредственно гаранту.

Действие гарантии прекращается после уплаты всей указан­ной в гарантийном договоре ссуды. Гарантия и поручительство прекращаются также по истечении срока, на который они были даны. Если такой срок не установлен, они прекращаются, если кредитор в течение одного года со дня наступления срока ис­полнения не предъявит иска к гаранту или поручителю. Если срок исполнения основного обязательства не указан и не мо­жет быть определен или определен моментом истребования, гарантия и поручительство прекращаются в случае, когда кре­дитор не предъявляет иска к гаранту и поручителю в течение двух лет со дня заключения договора гарантии или поручи­тельства.

Риск невозврата кредита достаточно велик, поэтому банки, в случае невозможности заключения договора залога или по иным обстоятельствам, требуют от своих клиентов оформле­ния поручительства другого лица. На дату оформления пору­чительства или гарантии в бухгалтерском учете предприятия, получающего кредит, необходимо отразить на забалансовом сче­те «Обеспечение обязательств и платежей полученные» сумму полученных гарантий. Если в гарантийном письме не указана сумма, необходимо ориентироваться на условия договора. Спи-сание сумм, числящихся на забалансовом счете «Обеспечение обязательств и платежей полученные», осуществляется по мере погашения суммы задолженности.

Законодательство предусматривает, что одним из спосо­бов обеспечения банковских ссуд является залог. В соот­ветствии с договором залога кредитор (банк) имеет право в случае неисполнения должником обеспеченного залогом обязательства реализовать свои права на стоимость зало­женного имущества.

В соответствии с гражданским законодательством взыс­кание по обязательствам может быть обращено на любое имущество, принадлежащее на праве собственности или полного хозяйственного ведения заемщика — юридическо­го лица.

Исходя из этого положения, в обеспечение ссуды банки могут принимать от ссудозаемщиков в залог любое имуще­ство, в том числе: здания, сооружения, товарно-материальные запасы, долговые обязательства (векселя), ценные бумаги, ино­странную валюту. Как правило, банк выдает банковскую ссу­ду в сумме меньшей, чем стоимость залога. Связано это с тем, что в случае невозврата кредита кредитору необходимо время, средства на расходы по реализации заложенного имущества. Кроме того, на сумму предоставляемого кредита влияет и уро­вень ликвидности закладываемого имущества. При высокой ликвидности залога, оцениваемой как 100-процентный или близкий к этому, возможно получение кредита в размере рав­ном стоимости залога. Например, при получении краткосроч­ного кредита залогом является долгосрочный депозит, разме­щенный в этом же банке-кредиторе, либо залогом являются валютные средства.

Факторинг представляет собой один из видов банковского кредита и заключается в инкассировании дебиторской задол­женности клиента с выплатой суммы счетов немедленно или по мере погашения задолженности. Самой распространенной формой факторинга является краткосрочное кредитование. Раз­личают такие виды факторинга, как срочный, экспортный, кон­венционный., традиционный и т.д.

В практике финансовых операций между казахстанскими предприятиями преобладает так называемый традиционный факторинг, представляющий собой вид соглашения, при ко­тором фактор производит уплату за приобретенные счета де­биторов авансом, до взыскания задолженности. При внешнеэкономических операциях факторская компания освобождает экспортера от кредитных рисков, что в свою очередь снижает уровень издержек за счет отсутствия необходимости страхова­ния кредита.

Преимуществом при осуществлении факторинга является и то, что к фактору переходит обязательство по ведению бухгал­терского учета и возможность взимания долга с плательщиков, нарушающих установленные соглашения.

Рассмотрим наиболее типичное применение факторинга, его правовую основу и порядок отражения на счетах бухгалтерско­го учета факторинговой операции.

Согласно главе 37 «Финансирование под уступку денежного требования (факторинг)» Гражданского кодекса РК одна сто­рона (финансовый агент) передает или обязуется передать деньги в распоряжение другой стороне (клиента), а последний уступа­ет или обязуется уступить агенту свое денежное требование к третьему лицу, вытекающее из отношений кредитора (клиен­та) с этим третьим лицом или должником. К указанной опера­ции принимаются общие правила об уступке требования, регу­лируемые статьями 339-347 ГК РК («Перемена лиц в обяза­тельстве»). Как правило, финансирование под уступку денеж­ного требования или факторинг осуществляется с участием бан­ковского учреждения,

Например, банк берет на себя обязательство выплатить пред­приятию А 1700,0 тыс. тенге под задолженность предприятия В на сумму 1740,0тыс. тенге, где 40,0 тыс. тенге, согласно договору факторинга, является платой банку за услуги факторинга. Осу­ществляется он следующим образом.

Предприятие А отгружает предприятию Б продукцию на сум­му 1700,0 тыс. тенге.

Дт Кт

1210, 2210 6010 - 1500,0 тыс. тенге

 

1210, 2210 3130 -240,0 тыс. тенге

— на сумму фактической себестоимости готовой продукции

7010 1320

 

1040 3010, 4010 -1700,0 тыс. тенге (кредит банка)

 

7210 3010, 4010 - 40,0 тыс. тенге (плата за факторинг)

 

З010, 4010 1210, 2210 - 1740,0 тыс. тенге (согласно извещению банка, предприя­тие В оплатило задолженность в сумме 1 740,0 тыс. тенге, б том числе оплата за услугу банка -40,0 тыс. тенге, которые банком списаны в оплату кредита по факторингу)

Следует обратить внимание на то, что клиент не несет ответственности перед финансовым агентом за получение суммы меньшей, чем той, которую финансовый агент вып­латил клиенту. Такое условие включается в договор финан­сирования под уступку денежного требования по согласо­ванию сторон и предусматривает покупку требования фи­нансовым агентом.

Если уступка денежного требования финансовому агенту осу­ществлена под обеспечение исполнения клиентом своего обяза­тельства, а деньги, полученные финансовым агентом от долж­ника, оказались меньше суммы обязательства клиента, после­дний несет ответственность по оставшейся части обязательства.

Согласно ст. 729 ГК РК обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку ден


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.