Перспективы менеджмента: возможное и вероятное( тенденции, концепции, основные направления развития) — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Перспективы менеджмента: возможное и вероятное( тенденции, концепции, основные направления развития)

2017-12-21 469
Перспективы менеджмента: возможное и вероятное( тенденции, концепции, основные направления развития) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интернациональное управление имеет различные уровни, направления и формы. Практика сотрудничества по упорядочению усилий для удовлетворения общественных интересов формируется между государствами, муниципалитетами, организациями (предприятиями). В свою очередь эти интересы возникают в любой сфере жизнедеятельности. Они порождают сотрудничество как на глобальном уровне, региональном, субрегиональном (на двухсторонней основе), так и на точечном. К формам международного менеджмента относятся международные организации, конференции, совещания, консультации и др. Самой крупной международной организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 г. При ней функционирует ряд специализированных организаций, осуществляющих управление по различным направлениям деятельности государств.

Наряду с универсальными международными органами существуют региональные, членами которых являются государства определенных географических районов. К ним относятся Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОAГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Содружество Независимых Государств (СНГ).

Форма управления на международном уровне - ежегодные совещания семи наиболее развитых в экономическом отношении стран: США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Канады, впервые встреча состоялась во Франции в 1975 г. Авторитетными международными организациями являются Совет Европы и Европейский Союз (ЕС).

Совет Европы создан в 1949 г. и объединяет более 30 государств. Его цель – сотрудничество по правам человека, культуры, образования, охраны окружающей среды, здравоохранения и др.

В Европейском Союзе, часто называемым Общим рынком, сочетаются черты как международной организации, так и федерации государств. Его цель – углублять интеграцию входящих в него стран для образования экономического, таможенного и политического союза.

Страны ЕС осуществляют активную интеграционную политику на различных направлениях и, прежде всего, в экономике.

Важнейшим шагом на пути образования федерации государств ЕС стало введение с 1 января 1999 г. новой единой денежной единицы – евро с одновременным упразднением национальных валют.

Основой для международного муниципального менеджмента в Европе служит Европейская Хартия местного самоуправления 1995 г. Она предусматривает возможность принадлежать к международным ассоциациям местных властей, что должно быть признано законодательством в каждом государстве.

Международный менеджмент развивается и на уровне предприятий и организаций. К ним относятся транснациональные корпорации, совместные предприятия и др.

К 90-м годам ХХ века в менеджменте как науке сформировались ряд научных школ, издано достаточно книг и учебников. Менеджмент развивается в масштабах многих стран, приобретает интернациональный характер. В подготовке менеджеров наряду с изучением теории важным становится получение практических навыков. В последнее время стало выходить немало работ о новейших достижениях в сфере менеджмента – управление производством в Японии, США, Швеции, Финляндии, Франции и др. К примеру, стали бестселлерами книги Ли Якокка «Карьера менеджера», К. Татенси «Вечный дух предпринимательства», Г. Форда «Моя жизнь, мои достижения», Ж-Л. Сулицер «Зеленый король» и т.д. Анализ этих работ и попытки применить их на практике позволяют избежать многих ошибок в сфере менеджмента, быстрее и точнее находить пути решения управленческих проблем. Особенно важны апробированные знания о том, как надо работать в сфере управления, для российских руководителей предприятий, организаций, фирм. Классические произведения менеджмента, на которых воспитаны поколения зарубежных менеджеров, содержат фундаментальные идеи теории и практики управления, на их основе создаются новейшие достижения менеджмента.

Общие тенденции мирового макроэкономического разви­тия достаточно адекватно описываются циклами, выведенными на основе исследований известного российского ученого нача­ла XX в. Н.Д. Кондратьева. Он обосновал идею множественности циклов хозяйственной конъюнктуры и разработал модели: ко­ротких циклов (продолжительностью 3—3,5 года), средних (тор­гово-промышленных) циклов (7—11 лет), больших циклов (48— 55 лет) экономической активности.

Наибольший интерес представляет концепция больших цик­лов Н.Д. Кондратьева, для обоснования которых автор проана­лизировал обширный фактический материал — статистические данные за 140 лет по четырем ведущим капиталистическим стра­нам: Англии, Франции, Германии, США.

Были исследованы динамика цен, процента на капитал, заработной платы, объема внешней торговли, а также произ­водства основных видов продукции промышленности.

Проведенные Н.Д. Кондратьевым исследования выявили наличие циклических волн продолжительностью 48—55 лет с конца XVIII в. (см. табл. 26.1).

Н.Д. Кондратьев выявил эмпирические закономерности, со­провождающие длительные колебания экономической конъюн­ктуры.

Он показал, что инновации переводят хозяйственную конъ­юнктуру со спада на подъем, вызывая волнообразование. Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по вре­мени неравномерно, появляясь группами.

Н.Д. Кондратьев считал, что перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла происходят глубокие изменения в экономической жизни общества, кото­рые выражаются в значительных изменениях техники (чему предшествуют технические открытия и изобретения). Главную роль Н.Д. Кондратьев отводил научно-техническим новациям.

Таблица 26.1 Большие циклы экономической активности Н.Д. Кондратьева

 

Годы Спады Подъемы
  Кризис  
    Развитие текстильной промышленности и производ­ства чугуна
  Кризис  
    Строительство железных дорог, развитие морского транспорта
  Кризис  
    Развитие электротехники, массовое внедрение элек­тричества, радио; развитие автомобильной, авиаци­онной и химической отраслей
  Кризис  
    Прорыв в атомной энергетике, ракетостроении, ки­бернетике
  Кризис  
2000-е   развитие электроники, искусственного интеллекта, генной инженерии
2020-е Кризис?  
2040-е   Развитие?

Пролонгируя закономерности, выведенные Кондратьевым можно отметить повышательные волны в середине и конце XX в. (см. табл. 26.1). Ожидаемые события предполагают спада мак­роэкономической активности в конце первой четверти XXI века и подъем экономического развития в середине XXI века.

Рассмотрим причины ожидаемого спада макроэкономичес­кой активности и возможные пути выхода из кризиса.

Основной причиной ожидаемого макроэкономического кри­зиса будет являться дефицит энергетического продукта. Об этом свидетельствуют:

♦ опыт предшествующего макроэкономического кризиса
1970-х гг., когда нехватка энергетического продукта была спро­воцирована организацией стран — экспортеров нефти (ОПЕК);

♦ современные события на Ближнем Востоке (в частности,
война в Ираке, в результате которой мировой рынок добычи
нефти сокращался на 8%);

♦ продолжение быстрого роста потребления энергетичес­кого продукта ведущими экономическими державами (в Китае, например, годовой прирост спроса на нефть составляет порядка 6%);

♦ истощение мировых запасов природных энергетических
ресурсов (согласно прогнозам запасы невосполнимых энергети­ческих ресурсов нефти и природного газа закончатся до сере­дины XXI в.);

♦ ограниченные возможности использования других энер­гетических ресурсов (в частности: атомная энергия имеет огра­ничения по безопасности, управляемости, мобильности, ком­пактности; гидроэнергия — ограничения по управляемости, мобильности, компактности и эффективности (КПД); солнечная
и ветровая энергия — требуют наличия соответствующего ис­точника излучения и ветра, что также не позволяет говорить
о мобильности и компактности соответствующих энергетичес­ких комплексов; водородная энергия имеет ограничения по бе­зопасности и себестоимости (стоимость 1 кВт энергии превыша­ет 1000 долл.).

Таким образом, продолжение быстрого роста потребления энергетического продукта, в сочетании с истощением мировых запасов природных энергетических ресурсов при отсутствии равноценной замены вполне может стать причиной очередного макроэкономического кризиса!

Каковы вероятные последствия ожидаемого макроэконо­мического кризиса?

Нехватка энергетического продукта приведет к проблемам создания материального продукта. В результате центр тяжес­ти экономики сместится в область интеллектуального продукта (рис. 26.1).

Под интеллектуальным продуктом понимается результат мыслительной, интеллектуальной деятельности (изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, опи­сания технологий и т.д.). По мере усложнения материального продукта и повышения степени насыщенности рынка, роль ин­теллектуального продукта неизменно возрастает.

Таким образом, вероятным последствием ожидаемого мак­роэкономического кризиса, вызванного нехваткой энергетичес­кого продукта, станет проблема создания материального продукта. В результате центр тяжести экономики, позволяющий соблюдать баланс развития экономики, переместится в область интеллектуального продукта.

интеллектуального продукта

Перспективы использования интеллектуального продукта будут определяться складывающимися потребностями рынка. Типовая структура ВВП наиболее развитых стран (стран боль­шой восьмерки) показывает (рис. 26.2), что наибольшую долю ВВП составляет сфера услуг (сектор 3), далее следует про­мышленность (сектор 2), а наименьшую долю составляет сель­ское хозяйство (сектор 1).

Наибольшую долю в секторе услуг в ближайшее время будет занимать создаваемое и стремительно развивающееся единое информационное пространство, призванное обслуживать информационное общество.

Информационное общество имеет следующие основные признаки:

1) большинство работающих в информационном обществе
(около 80%) занято в информационной сфере, то есть в сфере
производства информации и информационных услуг;

2)обеспечены техническая, технологическая и правовая
возможности доступа любому члену общества практически в
любой точке территории, в любое время необходимой ему ин­
формации (за исключением государственных и коммерческих
секретов, точно оговоренных в соответствующих законодатель­ных актах);

3)информация становится важнейшим стратегическим ре­сурсом общества и занимает ключевое место в экономике, об­разовании и культуре.

Таким образом, информатизация общества, базирующа­яся на использовании информационных технологий, является необходимым условием научно-технического, экономического, политического и социально-культурного прогресса в обществе. Неизбежность быстрого развития процессов информатизации в обществе обусловлена следующими причинами:

♦ беспрецедентным усложнением социально-экономических
процессов в результате увеличения масштабов и темпов обще­ственного производства, углубления процессов разделения труда (специализации);

♦ необходимостью адекватно реагировать на возникающие
изменения в мировом развитии, которые в общем виде можно
охарактеризовать целым рядом признаков: сложность, подвиж­ность, неопределенность, взаимосвязанность.

Создание единого информационного пространства как ин­формационная технология (рис. 26.3) будет проявляться в синергетическом эффекте интеллектуальной базы и обеспечиваю­щей ее технической базы.

22. Инфраструктура менеджмента

Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение) — совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Различают производственную (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.) и социальную (школы, больницы, театры, стадионы и др.) инфраструктуру. Иногда термином «инфраструктура» обозначают комплекс так называемых инфраструктурных отраслей хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и др.).

Исходя из этого определения инфраструктура менеджмента должна включать условия, материальные и социальные факторы, обеспечивающие управление организацией. В общем случае нужен субъект управления, нужен объект управления, нужны каналы управления, нужна власть и другие рычаги воздействия, нужны компетенция управленцев, авторитет руководителя.

На каждом уровне менеджмента, в зависимости от ситуации, специфики менеджмента, объекта управления, требуются также специфицированные виды обеспечения управления из следующего набора:

научно-методическое обеспечение: включает разработку оригинальных или использование имеющихся современных научных методологий и методов осуществления процесса управления, исследование управляемых систем, передового отечественного и зарубежного опыта, выбор инструментария управления, проведение исследований рынков труда, проведение исследований перспектив развития организа­ции;

финансовое обеспечение: включает обоснование, планиро­вание и получение финансовых средств на проведение работ по управлению объектом (бюджетирование), составление сметы затрат на управление и контроль за ее исполнением;

материально-техническое обеспечение: наличие средств
организационной техники, получения и обработки инфор­мации, необходимой для управления;

организационное обеспечение: включает разработку и реа­лизацию проектов разделения труда, организации, специа­лизации и кооперации рабочих мест на основе современных принципов, организацию ведения информационно-спра­вочного аппарата, структуризацию системы управления;

правовое обеспечение включает подведение основательной
правовой базы под все действия, связанные с управлением, включая хозяйственное, гражданское, административное, трудовое и другие виды права, а также нормативные доку­менты всех уровней, регламентирующие деятельность ра­ботников, подразделений, организации в целом;

информационное обеспечение: получение и обработка всей
доступной информации для принятия управленческих решений, включая сведения о состоянии и тенденциях во внешней среде и в самой организации;

кадровое обеспечение: наличие в самой системе управле­ния на всех позициях квалифицированного персонала, кото­рый в состоянии провести весь вышеперечисленный спектр работ самостоятельно либо с привлечением специалистов.

Содержание инфраструктуры менеджмента организации определяется внешними и внутренними условиями, а также воз­можностями сотрудников организации (см. табл. 5.1).

Таблица 5.1 Содержание инфраструктуры менеджмента организации

Научные знания и практические умения людей Внутренняя среда (аура организации) Внешняя (общественная) среда
Экономические знания Ценности Рынок
Концепция менеджмента Традиции Профессиональная подготовка менеджеров
Концепция качества Культура Образование
Социологические знания Социально-политическая атмосфера Система государственного управления
Знания в области финансов Экономическая психология Ресурсы
Психологические знания Правовое сознание Структура собственности

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.