Особенности воспитания и обучения в Древнем Риме — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности воспитания и обучения в Древнем Риме

2017-12-20 1707
Особенности воспитания и обучения в Древнем Риме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На протяжении многовековой истории в Древнем Риме сложилась своеобразная практика семейного и школьного воспитания и образования.

В период с 8-6 вв. до н.э. воспитание и обучение в Древнем Риме носило семейный характер. Именно семья считалась ответственной за нравственное, гражданское становление юных римлян. Длительное время в римской семье сохранялись воспитательные традиции родовой общины, тем не менее, характер домашнего воспитания зависел в первую очередь от того, какое положение семья занимала на социальной лестнице римского общества. Женщина в Риме обладала известными правами (например, в области наследования), но мужчина был полным властелином и над детьми, и над женой.

До 4—5 лет мальчики и девочки в семье воспитывались вместе, затем их разделяли. Девочки находились под наблюдением матери, кормилицы, няни. До замужества они оставались в кругу женщин родительского дома. Главным занятием девочек было рукоделие (прядение, тканье); их также учили музыке, танцам, в богатых семьях - греческому языку. Воспитанием мальчиков занимались мужчины: отцы, воспитатели, иногда приглашенные из Греции. Мальчиков приучали к мужским занятиям, прежде всего их учили владеть оружием.

Первые попытки создания учебных заведений в Древнем Риме относятся к 449 г. до н.э. (по сведениям римского историка Ливия). Занятия проводились частными лицами на форуме (место общественных сборищ римлян). Несмотря на то, что греческая система образования почиталась римлянами как эталон, римская система воспитания и образования имела свою специфику. Прежде всего, она отличалась заметной ролью семейного воспитания и большей практической направленностью (подготовка сильных, волевых, дисциплинированных граждан). Из римской программы воспитания и обучения в период 5 -1 вв. до н.э. были полностью исключены музыка и пение, т.к. большинство римлян считали, что они «побуждают более мечтать, чем действовать». Основная цель обучения заключалась в обеспечении определенной карьеры либо в военном деле, либо в политике.

В первые века нашей эры в содержании системы образования Древнего Рима произошли некоторые изменения. Так, в 1 веке к числу основных школьных дисциплин относились следующие: грамматика, риторика, музыка, диалектика, арифметика, астрономия, геометрия, медицина и архитектура. К 5 веку из этого списка были исключены медицина и архитектура. В результате этих изменений в Древнем Риме оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

В соответствии с таким делением начальной ступенью обучения являлись тривиальные школы, которые были платными и частными. Продолжительность обучения в этих школах не превышала 2-х лет. Обычно их посещали дети небогатых свободнорожденных граждан, как мальчики, так и девочки с 7-летнего возраста. В круг дисциплин входили латинская (иногда греческая) грамота, общее знакомство с литературой, приобретение элементарных навыков счета. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Школы были плохо оборудованы и находились в неприспособленных для занятий помещениях. Широко применялись физические наказания, но были предусмотрены и поощрения для успевающих учеников. Детей знатных родителей учили, как правило, домашние учителя, прежде всего греческому языку и литературе.

Более высокой ступенью являлись частные грамматические школы, возникшие под влиянием греческой образовательной системы, где обучались подростки в возрасте от 12-16 лет из богатых семей. Такие школы размещались в более благоустроенных помещениях, а ученикам предлагалась расширенная программа, включавшая помимо предметов, обязательных в тривиальной школе, греческий язык, основы римского права, риторику, историю, литературу. В некоторых частных школах были и уроки физической подготовки. Уроков музыки и танцев в этих школах не было. Так как обучение было преимущественно индивидуальным, то количество учеников было ограниченным. В более поздний период делались первые попытки распределить учеников на группы (классы). Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях – легионах.

В последние годы республиканского Рима появились школы риторов (ораторов), где юноши знатного происхождения за высокую плату обучались греческому языку, риторике, правоведению, математике, философии, - их готовили к высшим государственным должностям.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.