Начало систематизации педагогического знания — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Начало систематизации педагогического знания

2017-12-20 546
Начало систематизации педагогического знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В преддверии Нового времени в обществе постепенно осуществляется переход от богословско-религиозных взглядов к светским. В это время в педагогической сфере происходит накопление эмпирического материала, полученного путем различных экспериментов. И если на протяжении 16 века ведущим направлением в развитии философско - образовательной мысли был гуманизм, в центре которого стояли филологические науки, то в 17 в. ему на смену приходят точные науки (Коперник, Гюйгенс, Декарт, Галилей и др.). Такое изменение отразилось, прежде всего, на содержании программы университетского образования, в связи с обращением университетов к точным наукам.

Большое влияние на развитие педагогических идей в этот период оказали такие ученые как Френсис Бэкон (1561-1626), Вольфганг Ратке (1571-1635), Рене Декарт (1596-1650), Я. А. Коменский (1592-1670). Благодаря их деятельности была подготовлена почва для развития педагогических идей Нового времени. Так, например, В. Ратке создал новую науку – методологию образования и установил критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования и содержание образования. Он же расширил предмет дидактики как науки о формировании личности и считал необходимым применять в обучении дедуктивный метод (от простого к сложному).

Ф. Бэкон, В. Ратке и Я. Коменский отстаивали в своих идеях принцип природосообразности обучения и воспитания и соответствующий ему сенсуалистский подход. В отличие от них, Р. Декарт, считал необходимым применять в процессе познания интеллектуальный подход, т.к. по его мнению, окружающая человека действительность подчинена законам механики. В связи с этим делал акцент на развитии нравственного и интеллектуального начал в ребенке, путем развития у него способности к самостоятельному и верному осмыслению собственных поступков и явлений окружающего мира.

Огромный вклад в развитие педагогических идей Нового времени внес Ян Амос Коменский (1592 – 1670). Великий философ-гуманист, общественный деятель и педагог по праву считается отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения. Поскольку педагогические идеи Коменского складывались под влиянием античной философии, протестантизма, идей Возрождения, следовательно, они представляли собой сочетание как старых, так и новых идей с существенным преобладанием последних.

В начале своей деятельности он учился, а потом возглавлял латинскую школу в Чехии. После начала в 1618 г. тридцатилетней войны в Европе вынужден был покинуть родину и перебраться в Польшу, где попытался осуществить ранее задуманную реформу латинской школы. Там же он закончил свою крупную педагогическую работу под названием «Великая дидактика». В этой работе сформулированы сенсуалистские педагогические принципы, которые призывают обогащать сознание ребенка, через знакомство с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Подчеркивает, что в воспитании, также как и в природе не может быть скачков, что все должно происходить благодаря саморазвитию. В ходе обучения личность должна приобрести знания и умения, сделаться способной к духовному и нравственному совершенствованию. Коменский считал, что при определенной организации учебно-воспитательного процесса ребенок может достичь самой высокой ступени в образовании. Для Коменского образованность не является самоцелью. По его мнению, она приобретается для того, чтобы «сообщать другим» образование и ученость.

В 1641-1642 гг. Коменский активно сотрудничает с последователями Бэкона в Англии и разрабатывает планы улучшения общества посредством реформирования школьной системы. Им предложена 5-ти балльная система оценок, которая жива и в наши дни.

Я.А. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. В соответствии с ним природное начало в человеке обладает самодеятельной и самодвижущейся силой, следовательно, необходимо дать ученику самостоятельность в осмыслении и деятельном освоении мира. Эта теория наиболее полно отражена в работе «Выход из школьного лабиринта». Отвергнув устаревшие методы воспитания, главным из которых в то время было безусловное подчинение учеников, Коменский провозгласил понимание, волю и деятельность ученика как основные составляющие учебного процесса, делая акцент на естественном методе образования. Считая, что ребенку присуща склонность к деятельности, он полагал, что при соблюдении определенной последовательности обучения можно развить индивидуальные задатки. Таким образом, процесс обучения, по мнению Коменского, должен состоять из следующих стадий:

1) автопсия – самостоятельное наблюдение, знакомство с окружающим миром посредством развития чувств, 2) автопраксия – практическое осуществление, усвоение образов окружающего мира, 3) автохресия – применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах, 4) автолексия – самостоятельное изложение результатов своей деятельности.

Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех человеческих знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой или религиозной принадлежности. «Пансофия» – всеобщая мудрость, подлинное знание.

Его педагогика противостояла схоластическому воспитанию. Он отвергал пустословие, грубость, бессистемность обучения и стремился к формированию самостоятельного, деятельного мышления и способности к разнообразному труду. Он поставил и занимался разработкой ряда очень важных вопросов, таких как: об общенациональной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, о классно-урочной системе.

 

2. Развитие философско-образовательных идей в эпоху Просвещения. Эпоха Просвещения в Западной Европе и Северной Америке длилась с последней трети 17 века до конца 18 века. Движение Просвещения развивалось в соответствии с национальными условиями.

В Северной Америке прогрессивные педагогические идеи пропагандировали крупнейшие законодатели Т. Джефферсон (1743-1826), Дж. Вашингтон (1732-1799), Б. Франклин (1706-1790). Так, Т. Джефферсон полагал, что распространение просвещения позволит укрепить республиканские институты, Франклин же занимался разработкой плана обеспечения регулярного посещения школ неграми.

В Англии педагогическая проблематика разрабатывалась целой плеядой мыслителей: Дж. Мильтоном (1608-1674), Д. Беллерсом (1654-1725, Дж. Локком (1632-1704), Т. Пейном (1737-1809), Дж. Пристли (1733-1804). Многие из них настаивали на ликвидации сословной школы и создании демократической системы образования. Так, Джон Беллерс одним из путей изменения общества видел трудовое воспитание всего народа, посредством учреждения трудовых колледжей. Томас Пейн в работе «Права человека» выдвинул идею всеобщего бесплатного обучения. Очень важную роль в развитии педагогики сыграла деятельность философа и педагога Джона Локка. В его работах, прежде всего в педагогическом трактате «Мысли о воспитании», и философском сочинении «Об управлении разумом» изложены передовые педагогические идеи того времени. Локк разработал приемы и способы развития мышления. Локк, в отличие от других оставался приверженцем традиций сословного воспитания и был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. В связи с этим он оправдывал и предлагал разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов, т.е. выходцев из верхов и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитание неимущих.

В Германии теоретики национального воспитания и представители педагогического движения филантропизма И. Базедов (1724-1790), Х. Зальцман (1744-1811), И. Кампе (1746-1818) отстаивали идеи создания единой светской школы, а также общественно-полезного обучения граждан. Так, Йоахим Кампе считал, что общество должно соблюдать права каждого человека и предоставлять ему возможность для свободного развития. Настаивал на отмене обязательного религиозного обучения, провозглашал идею независимости школы от государства. Основатель педагогического течения филантропизма Иоганн Базедов считал необходимым увязать школьное воспитание и обучение с жизнью. Идеал образованного человека предполагает гармонию между умственным образованием, физическим и нравственным воспитанием, при этом нравственное становление личности выдвигается на первое место. К главным недостаткам традиционной школы относил недоступность детскому сознанию значительной части учебного материала и авторитарное жестокое отношение к детям

Несмотря на активную деятельность многих мыслителей в различных странах Франция оказалась главным центром идей Просвещения в педагогике. Предшественниками этого движения во французской педагогике были Франсуа Фенелон (1651-1715) и Шарль Роллен (1661-1741). Ф. Фенелон – один из первых педагогов Нового времени, кто оставил систематические размышления о женском образовании (трактат «Воспитание девиц»), считая необходимым не только давать женщине некое образование, но и формировать ее нравственно как будущую мать. Отвергал жесткость воспитании, но считал необходимым учить детей терпению. Одним из главных недостатков традиционного образования считал отсутствие в нем привлекательности для детей. В связи с этим предлагал чередовать игру и учебу, избегать чрезмерной назидательности в обучении. В нравственном воспитании главной задачей считал приучить ребенка к честности и искренности.

Ш. Роллену удалось обобщить накопленный позитивный опыт школьного образования. В своей основной работе «Трактат об образовании», он разработал параметры школьного обучения и воспитания, допуская совместное воспитание детей до 6-7 летнего возраста. Главное место в программе обучения отводил родному языку.

Французское Просвещение дало миру «Энциклопедию» - свод знаний эпохи, имевший просветительский, педагогический смысл. Французские просветители видели решающую роль воспитания и образования в становлении личности ее судьбе. Известные на весь мир французские просветители: Дени Дидро (1713-1784), Франсуа Вольтер (1694-1778), Клод Анри Гельвеций (1705-1771), Жан-Жак Руссо (1712-1778) возлагали большие надежды общественное образование, объявляя его главным приоритетом социального прогресса. Они планировали создать благоприятную учебно-воспитательную среду, обеспечив для решения педагогических задач сотрудничество школы и общественности. Французское Просвещение остро ставило вопрос о демократизации школы, однако взгляды просветителей на этот процесс были различны.. Так, Вольтер считал, что бедняки не должны получать полноценное образование, т.к. иначе ими будет трудно управлять Дидро же, напротив, настаивал на принципе доступности общего образования и составил проект бесплатной, обязательной, открытой всем социальным слоям школы.

Просветители обращали особое внимание на совершенствование коллежей и предлагали расширить программу естественнонаучного образования и одновременно сократить объем преподавания древних языков и литературы.

В основе педагогических идей Ж.-Ж. Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистское мировоззрение. Отвергая, с одной стороны, вероисповедальные религии, философ предполагал наличие некой внешней силы – творца всего сущего. Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства людей, поэтому центральной идеей его педагогической программы было естественное воспитание, с акцентом на нравственность. Главный педагогический труд Руссо – «Эмиль или о воспитании», в котором он подверг критике существовавшую практику организованного воспитания. Он показал кастовость, ограниченность, неестественность воспитания и обучения в сословных школах, заявил об антигуманном характере воспитания принятого в аристократической среде, когда ребенок находится под присмотром гувернера или в пансионате, будучи оторванным от родителей. Под естественным воспитанием Руссо понимал развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы, общение с которой физически укрепляет и развивает ребенка, учит пользоваться органами чувств. По мнению Руссо, при естественном воспитании, отказываются от ограничений, установленных волей наставника, отучают от слепого повиновения, соблюдают непреложные законы природы. При этом отпадает необходимость в искусственных наказаниях, т.к. на смену им приходят естественные последствия неверных поступков ребенка. Если же ребенок слаб и нуждается в поддержке, то его должен постоянно опекать наставник. Внутренней мотивацией при таком воспитании становится стремление ребенка к самосовершенствованию. Важную роль при естественном воспитании Руссо отводит физическому воспитанию, прежде всего через ручной труд. Таким образом, в «Эмиле» Руссо разработал программу формирования личности через естественное умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Выдвинув тезисы активного обучения, связи воспитания с жизнью и личным опытом ребенка, настаивая на трудовом воспитании, Руссо указал путь совершенствования человека.

Уже при жизни Руссо его педагогические идеи сделались предметом пристального изучения. Часть мыслителей того времени приняли его идеи, часть подвергла острой критике. Особенно критически к ним отнеслись сторонники идеи социальной детерминации воспитания К. Гельвеций и Ф. Вольтер.

Эпоха Просвещения предложила программу прогрессивных реформ воспитания и образования, провозгласив всеобщее право на обучение, заявив о необходимости реформирования всего общества. Это была призвана совершить начавшаяся в 1789 г. во Франции революция. Деятели Французской революции подхватили педагогические идеи Просвещения и предложили ряд проектов школьного образования. Авторами наиболее известных проектов являлись Талейран (рассматривали в 1791 г.) и Ж. Кондорсе (рассматривали в 1792 г.), М. Шенье, Л. Лепелетье (1793). Поражение революции положило конец планам демократизации школы и в июне 1795 г. в качестве школьного закона во Франции был принят проект Дону, в котором намечались весьма умеренные реформы: создание немногочисленных начальных школ, где были обязаны учить счету, письму, чтению, при этом три четверти учеников должны были оплачивать обучение.

 

3. Состояние западноевропейской системы школьного образования в 17-18 вв.

В период с середины 17-до конца 18 в. расширялись масштабы образования первого и второго сословий, а также части третьего сословия (прежде всего горожан). В результате соперничества католической и протестантской церквей усложнялись задачи и программы, повышалась эффективность деятельности учебных заведений.

Тем не менее, принцип сословности образования, в соответствии с которым наилучшие школы предназначались для дворянства и духовенства, все еще действовал на территории западноевропейских государств, и во многом способствовал снижению интеллектуального потенциала наций. Попытки же реформировать школу на светских началах встречали сопротивление церкви, которая оставалась организационным центром школьного образования.

Несмотря на то, что в Западной Европе и Северной Америке расширялся социальный контингент учащихся школ и наблюдалось довольно бурное развитие учреждений начального образования, в целом начальная школа не справлялась со своими задачами и основная масса населения оставалась неграмотной. Так, например, в Англии на 1712 жителей в среднем приходился лишь один ученик. Примерно также обстояло дело и во Франции.

Важную роль в развитии начального школьного образования сыграла деятельность представителей движения Реформации в Англии, Германии, и Северной Америке. В Англии на протяжении 17-18 вв. по инициативе англиканской церкви создавались благотворительные и воскресные школы для бедных. В Германии деятелями Реформации под воздействием идей Я. Коменского и В. Ратке была разработана программа элементарных школ, которая получила название Готский школьный устав. В соответствии с этим документом начальный возраст ученика составлял 5 лет, а учиться школьник мог до тех пор, пока не сдавал экзамен (но не дольше, чем до14 лет). Занятия шли круглый год, 5 дней в неделю (исключая среду и субботу) по 6 часов ежедневно. В деревенских школах предусматривались 6-тинедельные каникулы, а в городе – 4-хнедельные. В Северной Америке первые школы начального образования появились в общинах пуритан в 17 веке. В 1647 г. в колонии Массачусетс был принят первый закон, регламентировавший программу и деятельность таких школ в духе Реформации.

Стремясь противостоять движению Реформации в 1600-1700-х гг. римско-католическая церковь заметно активизировала свою деятельность в сфере элементарного образования. Примером может служить начальная школа Франции. Католическая монархия и церковь насаждали католические начальные школы, лишив протестантов возможности создавать свои учебные заведения. Уставы католических начальных школ были пронизаны авторитаризмом и консерватизмом (запрет на смешанное обучение, необходимость телесных наказаний).

Существенные изменения претерпело в Западной Европе и Северной Америке в 17-18 вв. полное общее образование. Основным видом учебного заведения в системе общего образования являлась школа классического типа: в Германии – городская (латинская) школа и гимназия, в Англии и Северной Америке – грамматическая школа, во Франции – коллеж. Количество таких учебных заведений неуклонно растет как в 17 веке, так и в 18 вв. Однако учебный процесс в них по-прежнему остается пропитанным религией и направленным на воспитание законопослушного богобоязненного поколения.

Иную направленность имели городские школы и гимназии современного типа. Программа в таких школах была пересмотрена в пользу предметов реального цикла, в соответствии с которой дети получали практически полезные знания и умения (преимущественно из области естественных наук). Управление школами перешло от церковных органов к светским.

В Северной Америке школа развивалась под сильным влиянием европейского и особенно английского опыта. Первая городская школа была создана в 1635 г., после чего образуется сеть грамматических школ, которые к середине 18 века становятся ведущими среди общеобразовательных учебных заведений. В середине 18 века в североамериканских колониях возникают общеобразовательные учреждения нового типа – академии. Первое такое заведение было основано в 1749 г. Б. Франклином. Академия предлагала учебную программу современного типа и помимо предметов классического цикла предусматривала изучение политической и экономической истории, естествознания и ряда других научных дисциплин. Академия стала образцом для подражания, и в конце 18 века академии становятся наиболее распространенным видом полной общеобразовательной школы. Одновременно происходила интеграция академий с грамматическими школами, в результате чего возникали академии с современными и классическими отделениями.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Какие тенденции наблюдались в развитии философско-педагогических идей в преддверии Нового времени?

2. Какой вклад в развитие педагогики внес Я.А. Коменский?

3. Расскажите о философско-образовательной деятельности мыслителей эпохи Просвещения;

4. Какие изменения произошли в западноевропейской образовательной системе в Новое время?

 

Темы для самостоятельной разработки:

 

Тема 1. Теория воспитания джентльмена Дж. Локка;

Тема 2. Теория "естественного воспитания" Ж..Ж..Руссо;

Тема 3. Классно-урочная система в учениях Я.А.Коменского и И. Гербарта



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.