Состояние водных объектов в местах водопользования населения — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состояние водных объектов в местах водопользования населения

2017-12-10 268
Состояние водных объектов в местах водопользования населения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под санитарной охраной водных объектов понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих состояние водных ресурсов, позволяющее использование их для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, занятий спортом и купанием, а также сохраняющих за ними значение положительного фактора в формировании архитектурного облика населенных мест.

Действующим санитарным законодательством техническое состояние сооружений канализации, в том числе и очистных, не регламентировано, контрольно-надзорные функции Роспотребнадзора заключены в лабораторном исследовании состояния водных объектов, качества сточных вод по микробиологическим показателям.

Контроль за качеством воды открытых водоемов в рамках социально-гигиенического мониторинга в 2010 году осуществлялся в 61 точке (4 – постоянных створа водоема 1 категории – р. М. Кокшага и 76 створов водоемов II категории – р. Волга, р. Кожважка, р. Сумка, р. М. Юнга, р. Илеть, р. Кундыш, р. Туречка, р. Немда, р. Ронга, р. Чукша, р. Сердяжка, озер Яльчик, Кичиер и др.) по 18 санитарно-химическим, микробиологическим и паразитологическим показателям.

Согласно результатам мониторинга состояния загрязнения открытых водоемов
(II категория), проводимого в местах рекреационного водопользования населения, установлено, что уровни удельного веса нестандартных проб воды поверхностных водоемов, не отвечающих санитарным нормам по химическим показателям в 2010 году составили 7,2% (в 2009 г - 6,1 %, среднероссийский показатель 2009 г. – 24,1 %); по микробиологическим показателям – 4,9 %
(в 2009 г. - 2,3 %, среднероссийский показатель в 2009 г. – 23,1 %).

Анализ состояния открытых водоёмов в местах водопользования населения приведён в таблице:

Таблица 1

Доля проб воды водоемов в Республике Марий Эл за период 2005-2009 годы,
не отвечающих гигиеническим нормативам, по категориям водопользования

 

Категории объектов водопользования Удельный вес проб воды, не соответствующих санитарным нормам (%)
по санитарно-химическим показателям по микробиологическим показателям
                   
Водоёмы I категории (р. М.Кокшага) 0,0 0,0 0,0 3,7 7,4 0,0 5,8 10,0 2,1 3,9
Водоёмы II категории 4,2 4,4 3,8 6,1 7,2 4,6 9,5 4,0 2,3 4,9
Итого по республике 4,2 4,4 3,8 5,9 7,3 4,6 9,5 4,0 2,3 4,4

 

В 2010 г. удельный вес проб из реки Малая Кокшага (водоём I категории),
не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составил 7;4 % (в 2009 г. – 3,7%, среднероссийский показатель в 2009 г. – 21,9%),
по микробиологическим показателям – 3,9 % (в 2009 г. – 2,1%, среднероссийский показатель 2009 г.– 17,8 %).

Наибольшее загрязнение открытых водоемов по микробиологическим показателям зарегистрировано в г. Волжске (28,6 %), г. Козьмодемьянске (11,0 %), Горномарийском муниципальном районе (10,0%), по санитарно-химическим показателям – в Советском (33,3 %), Параньгинском (24,0 %), Оршанском (24%), Звениговском (11,6 %) муниципальных районах.

Таблица 2

Санитарно-гигиеническая характеристика состояния открытых водоемов
Республики Марий Эл по микробиологическим показателям с 2003 по 2010оды

Муниципальные образования Кол- во ство­ров Удельный вес нестандартных проб воды (в %)
               
                   
Российская Федерация 23,9 23,7 24,0 27,7 27,5 23,4 23,1 -
Республика Марий Эл,   6,2 9,4 3,0 4,6 9,5 4,0 2,3 3,9
в том числе  
г. Йошкар-Ола   3,6 6,1 0,0 26,4 9,2 10,0 2,3 3,4
г. Волжск   - - - 11,1 - - 14,2 28,5
Волжский район   10,1 15,7   7,4 15,6 11,0 2,0 3,0
г. Козьмодемьянск   - - - 6,0 10,8 - 4,1 11,0
Горномарийский район   23,5 16,1 8,5 0,0 10,3 6,2 7,6 10,0
Звениговский район   0,4 1,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 1,4
Килемарский район   0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 13,3 0,0
Куженерский район   35,7 50,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Мари-Турекский район   0,0 0,0 0,0 7,9 4,4 4,1 0,0 0,0
Медведевский район   8,0 35,5 0,0 13,2 25,0 1,2 3,3 3,7
                   
Моркинский район   9,8 10,9 2,6 3,5 24,2 6,1 0,0 2,9
Новоторъяльский район   0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Оршанский район   29,2 0,0 0,0 8,3 27,3 13,9 2,0 9,2
Параньгинский район   12,9 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 2,1
Сернурский район   18,6 31,7 3,4 0,0 8,3 8,7 0,0 2,1
Советский район   1,8 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Юринский район   0,0 0,0 0,0 9,5 0,0 0,0 0,0 0,0
                     

 

Рис. 1. Удельный вес проб воды из открытых водоёмов Республики Марий Эл,
не отвечающих санитарным нормам по микробиологическим показателям

Таблица 6

Качество воды поверхностных водоемов Республики Марий Эл
по санитарно-химическим показателям с 2003 по 2010 годы

Муниципальные образования Удельный вес нестандартных проб воды
               
Российская Федерация 27,1 27,2 27,7 27,7 27,5 25,3 24,1 -
Республика Марий Эл 9,0 5,9 6,7 4,2 4,4 3,7 5,9 7,2
г. Йошкар-Ола 7,4 0,0 0,0 0,0 9,2 0,0 0,0 7,4
г. Волжск 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Волжский район 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
г. Козьмодемьянск 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Горномарийский район 7,8 8,8 0,0 0,0 0,0 0,0 8,3 0,0
Звениговский район 0,0 9,8 6,9 24,4 13,2 9,0 14,2 11,6
Килемарский район 0,0 0,0 0,0 0,0 12,5 0,0 0,0 0,0
Куженерский район 25,0 0,0 20,0 0,0 0,0 13,0 0,0 0,0
Мари-Турекский район 0,0 0,0 0,0 0,0 25,0 0,0 26,6 6,6
Медведевский район 28,4 11,9 0,0 0,0 9,8 0,0 1,3 3,4
Моркинский район 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 11,0 0,0 0,0
Новоторъяльский район 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Оршанский район 0,0 0,0 0,0 0,0 12,5 0,0 0,0 24,0
Параньгинский район 10,5 12,5 18,8 0,0 0,0 17,9 14,2 24,0
Сернурский район 15,0 8,0 5,4 0,0 0,0 0,0 10,7 8,0
Советский район 10,5   35,3 0,0 0,0 0,0 12,5 33,3
Юринский район 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

 

Рис. 2. Удельный вес проб воды из открытых водоёмов Республики Марий Эл,
не отвечающих санитарным нормам по химическим показателям

 

Основными источниками загрязнения водоемов являются промышленные и бытовые сточные воды, сточные воды с животноводческих комплексов, организованный (ливневая канализация) и неорганизованный поверхностный сток с территорий населенных пунктов.

По данным Отдела водных ресурсов Верхнее - Волжского бассейнового водного управления по Республике Марий Эл объем недостаточно-очищенных сточных вод остается, практически, на одном уровне и составляет ежегодно от 59,26 млн. м3 до 64, 2 млн. м3. Сброс сточных вод в водные объекты осуществляют 24 водопользователя по 31 выпуску, имеют
на балансе 25 очистных сооружений.

Сброс сточных вод происходит в следующие 22 водных объекта: р. Сердяжка, р. Она, р. Амбанурка, р. Параньгинка, р. Ноля, р. Уржумка, р. Буй, р. Вятка, р. Немда, р. Ронга, р. Волга, ручей Черный, р. Юшут, р. Илеть, р. Кожвожи, р. М.Ошла, р. Пижанка, р. М. Юнга, р. Сундырка,
р. М. Кокшага, р. Печуморка, р. Б. Ошла.

По состоянию на 01.01.2010 г. предельно допустимые сбросы согласованы Управлением
на 29 выпусках из 31 (не согласованы по ПДС в р.Юшут ООО «Суслонгерское МПКХ»
в Звениговском районе, р. Малая Юнга ООО «Троицко-Посадское» в Горномарийском районе).

В связи с тем, что качество воды водных объектов напрямую зависит от состояния систем водоотведения, Управлением правомерно обращается внимание на состояние канализационных сооружений, и в первую очередь – сооружений по очистке сточных вод (ОСК).

В течение 2006-2010 г.г. Управлением Роспотребнадзора проведено 34 проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по водоотведению сточных вод, в том числе со сбросом сточных вод в водные объекты. По результатам проверок по факту выявленных нарушений санитарного законодательства возбуждено 24 дела об административных правонарушениях, в том числе за невыполнение предписаний по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ – 9 дел, наложено штрафов на сумму 134,2 тыс.руб., в том числе по ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ – 5,2 тыс. руб. Кроме того, результаты проверок в отношении МУП «Жилищно-коммунальное управление»
в Горномарийском районе направлялись в Чебоксарскую межрайонную природоохранную прокуратуру, администрацию Горномарийского района и в Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл. Тем не менее, по настоящее время каких либо мер по восстановлению очистных сооружений канализации
в д. Мумариха не принято.

Основными нарушениями, выявляемыми в ходе проверок являются: отсутствие утверждённых нормативов ПДС (МУП «Водоканал» в Параньгинском районе, ООО «Суслонгерское МПКХ» в Звениговском районе); сброс сточных вод, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (МУП «Жилищно-коммунальное управление» в Горномарийском районе, ООО «Суслонгерское МПКХ» в Звениговском районе);
не организован производственный контроль сточной воды (ООО «Куженерводоканал»
в Куженерском районе, МУП «Коммунальник» в Горномарийском районе, МУП «Новоторъяльский водоканал» в Новоторьяльском районе); не соответствие воды в районе сброса сточных вод по микробиологическим показателям (ОСК МЦБК и ОАО «Водоканал» в г. ВолжскЕ, МП «Куженер-водоканал» в Куженерском районе, МУП «Новоторьяльский водоканал»
в Новоторьяльском районе, ООО «Водокнал-сервис» в Мари - Турекском районе,
ООО «ИнвестКоммунКомплект» в Советском районе).

Управлением в 2010 году внесены предложения в адрес глав муниципальный образований о проведении оценки состояния очистных сооружений канализации, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты, разработки комплекса мер по улучшению очистки сточных вод, повышению эффективности их очистки с учётом перспективного развития населённых пунктов, рассмотрении вопроса о включении в состав очистных сооружений канализации этапа обеззараживания сточных вод и их дехлорирования (при применении хлорирования), мэру
г. Йошкар-Олы дополнительно о рассмотрении вопроса об обеспечении ливневой канализации
г. Йошкар-Ола очистными сооружениями.

Питьевое водоснабжение

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

Как и в предыдущие годы, в 2010 г. основными причинами ухудшения качества питьевой воды являлись факторы природного характера (повышенное содержание в воде водоносных горизонтов соединений железа, повышенной минерализации), отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, негативная обстановка с тампонажем
и консервацией недействующих артезианских скважин, нестабильная подача воды.

В 2010 г. в сравнении с 2009 г. ситуация с состоянием как подземных, так и поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения и качеством воды в местах водозабора существенно не изменилась.

Таблица 8

Состояние подземных источников централизованного питьевого водоснабжения
и качество воды в месте водозабора (по Республике Марий Эл) за 2007-2010 гг.

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Количество источников        
из них не отвечает санитарным правилам и нормативам (в %) 4,3 4,2 5,0 4,3
В том числе из-за отсутствия зоны санитарной охраны. 4,3 4,2 5,0 4,3
Доля проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (в %) 8,6 9,4 8,5 7,3
в т. ч. соли тяжелых металлов 0,0 0,0 0,0 0,0
Доля проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (в %) 3,8 1,1 1,5 2,1
в том числе с выделенными возбудителями инфекционных заболеваний 0,0 0,0 0,0 0,0

 

Удельный вес источников централизованного питьевого водоснабжения, не имеющих зон санитарной охраны по сравнению с прошлым годом снизился и составил 4,3% в 2009г. – 5,0. Основная причина – нарушение целостности ограждений первых поясов зон санитарной охраны на сельских водозаборах.

В 2010 г. из распределительной сети на санитарно-химические исследования было отобрано 2578 проб воды, удельный вес проб, не отвечающих санитарным нормам и правилам, составил 6,1% (в 2009 г. - 4,3 %, в 2008 г. – 5,0 %, в 2007 г. – 7,0 %); по микробиологическим показателям из водопроводной сети было отобрано 3802 проб питьевой воды, удельный вес проб, не соответствующих требованиям санитарных норм, составил 3,5 % (в 2009 г. -2,0%, в 2008 г. – 4,2 %, в 2007 г. – 6,1 %). Возбудители инфекционных заболеваний не выделялись.

Причиной химического загрязнения питьевой воды в разводящей сети является поступление веществ природного характера из подземных источников водоснабжения. Данное обстоятельство связано с гидрогеологическими особенностями подземных вод республики.

Водопроводы с повышенным содержанием железа расположены в Волжском, Медведевском, Новоторъяльском районах, с высокой жесткостью, минерализацией – в г. Волжске, Звениговском, Моркинском районах. Низкое содержание в воде фтора характерно практически для всей территории республики. Радиологические показатели воды соответствовали нормативным требованиям.

Основными причинами бактериального загрязнения систем централизованного питьевого водоснабжения является высокий износ водопроводной сети, недостаточность профилактических мероприятий на системах централизованного водоснабжения (ремонт, промывка и дезинфекция).

Общее количество населения, употребляющего недоброкачественную питьевую воду составляет в целом по республике около 60 тысяч человек (Медведевский, Звениговский, Волжский, Новоторъяльский, Моркинский, Сернурский, Параньгинский, Мари-Турекский районы).

В отчетном году увеличилось количество населения, обеспеченного доброкачественной питьевой водой: удельный вес населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности по Республике Марий Эл по состоянию на 01.01.2011 года составил 87,2% (в 2009 году – 86,3).

Показатели качества питьевой воды из централизованных систем питьевого водоснабжения свидетельствуют о том, что меры, принимаемые органами местного самоуправления по проведению ремонтно-восстановительных работ, приносят положительные результаты.

Всего за январь-декабрь 2010 г. на ремонтно-восстановительные работы было затрачено средств на общую сумму 13 млн. 700 тыс. 911 руб.: отремонтировано 107 водонапорных башен на сумму 1 млн. 300 тыс. 24 руб., 1612 водоразборных колонок на сумму 8 млн. 209 тыс. 547 руб., проведен ремонт 72 зон санитарной охраны на сумму 626 тыс. 300 руб., 133 скважин (павильоны, оголовки, тампонаж скважин) на сумму 2 млн. 479 тыс. 240 руб., 358 децентрализованных источников водоснабжения на сумму 1 млн. 85 тыс. 800 руб., проведен ремонт сетей водопроводов на сумму 2 млн. 470 тыс. руб.

В соответствии с данными представленными муниципальными образованиями наблюдается положительная динамика в проведении ремонтно-восстановительных работ на источниках децентрализованного водоснабжения. В 2010 году отремонтировано 358 колодцев на общую сумму 1 млн. 85 тыс. 800 руб., (в 2009г. отремонтировано 318 источников децентрализованного водоснабжения на общую сумму 962 тыс. 500 руб.).

На 1 января 2010 г. из числа подлежащих ремонту остались не завершены ремонтно-восстановительные работы на зонах санитарной охраны на территориях муниципальных образований Волжского, Горномарийского, Звениговского, Килемарского, Моркинского, Ново-Торъяльского, Оршанского, Параньгинского районов; не проведен тампонаж бездействующих скважин на территориях Горномарийского, Звениговского, Моркинского, Сернурского районов; не отремонтирована 1 водонапорная башня в Параньгинском районе, 21 – в Моркинском районе, 2 – в Оршанском районе.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в 2010 году проведены мероприятия по контролю в отношении 64 юридических лиц, эксплуатирующих централизованные и децентрализованные системы питьевого водоснабжения. По выявленным нарушениям составлен 51 протокол об административных правонарушениях, наложено штрафов на сумму 233 тыс. 600 рублей.

В рамках административных расследований возбуждены дела об административных правонарушениях по ст. 6.5. КоАП РФ в отношении директора ООО «Суслонгерское МПКХ», главы администрации МО «Городское поселение Суслонгер», директора МУП «Водоканал» Волжского района, ООО «Жилкоммунсервис» Моркинского района, СПК СХА колхоз Рассвет Мари-Турекского района, ООО «Жилкоммунсервис» Моркинского района, Администрации
МО «Кокшамарское сельское поселение» и наложено штрафов на сумму 32 тыс. 500 рублей.

По результатам проверки в отношении 6 юридических лиц, эксплуатирующих водопроводные сооружения, возбуждены дела об административных правонарушениях по ст. 19.7 КоАП РФ за непредоставление информации и материалы переданы в мировой суд (МУП Горномарийского муниципального района «Жилищно-коммунальное управление»,
МУП «Водоканал» Волжского района, ООО «Водоканалсервис» Мари-Турекского района,
МУП КТС «Кужмарское» Звениговского района, ООО «Жилтехник» Килемарского района,
ОАО «Медведевский водоканал»), по результатам рассмотрения наложено штрафов на сумму 21000 рублей.

За неисполнение предписаний 19 дел передано в мировой суд по ч.1 ст. 19.5. КоАП РФ (СПК «Онар» Ново-Торъяльского района, СПК «Мир» Советского района, ООО «Суслонгерское МПКХ» Звениговского района, СПК колхоз «Победа» Сернурского района, Администрация МО «Ардинское сельское поселение» Килемарского района, СПК колхоз им. Шкетана, СХПК им. Палантая Параньгинского района, СПК «Мир» Советского района, ООО «Суслонгерское МПКХ», ОАО «Медведевский водоканал», ООО «Восток» Мари-Турекского района, СПК колхоз «Шорсола» Куженерского района, Администрация МО «Микряковское сельское поселение» Гономарийского района, ООО «Восток» Мари-Турекского района, ООО «Страда» Сернурского района, Администрация МО «Чендемеровское сельское поселение» Сернурского района,
ОАО «Медведевский водоканал», Администрация МО «Большекибеевское сельское поселение») и наложено штрафов на сумму 123 тыс. 200 рублей.

Управлением проведено 35 мероприятий по надзору в отношении администраций сельских поселений в Медведевском, Оршанском, Советском, Новоторъяльском, Параньгинском, Моркинском, Сернурском, Юринском, Горномарийском, Килемарском, Мари-Турекском, Звениговском районах и 4 мероприятия по надзору в отношении администраций поселений Сернур, Оршанка, Куженер, Килемары и Медведево. По результатам проверок введен временный запрет эксплуатации источников децентрализованного и централизованного водоснабжения, решениями районных судов приостановлена эксплуатация 33 источников водоснабжения сроком от 15 до 90 суток.

В 2010 году в Управление поступило 38 обращений граждан и юридических лиц (за 2009 г. – 17), в том числе на неудовлетворительное качество воды поступило 25 обращений (за 2009 г. – 14), на отсутствие питьевой воды или недостаточное водоснабжение в населенных пунктах –
13 обращений (за 2009 г. – 3). По результатам рассмотрения обращений привлечены
к административной ответственности 7 юридических лиц (за 2009 г. – 3), 3 должностных лица
(за 2009 г. – 2) и наложено штрафов на сумму 110 тыс. 500 рублей (за 2009 г. – 64 тыс. руб.). Наибольшее количество обращений за январь-ноябрь текущего года поступило от жителей
г. Йошкар-Олы – 17, Медведевского – 10, Мари-Турекского - 4, Горномарийского, Моркинского, Волжского - 2, Сернурского районов – 1 (за 2009 г. – Медведевского района – 9, г. Йошкар-Олы - 6, Волжского района - 1, Сернурского района – 1).

Решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл удовлетворен иск Управления по защите неопределенного круга лиц и действия ОАО «Медведевский водоканал» по обеспечению потребителей в п. Куяр Медведевского района питьевой водой признаны несоответствующими требованиям санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.

В 2010 г. в сельских поселениях республики эксплуатировалось 490 водопроводов, вода которых используется для хозяйственно-питьевых целей населения, что составляет 92,9 %
от числа водопроводов, используемых в целом по Республике Марий Эл.

В 2010 г. проб воды из водопроводов, расположенных в сельской местности,
не соответствующей гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям
и по санитарно-гигиеническим показателям не установлено.

В результате работы, проводимой Управлением стало улучшение показателей качества питьевой воды из источников нецентрализованного водоснабжения: удельный вес проб питьевой воды не соответствующих по микробиологическим показателям составил 25,9%, (в 2009 году - 37,4%; удельный вес проб питьевой воды не соответствующих по санитарно-химическим показателям составил 22,2%, (в 2009 году - 32,4%).

В соответствии с отчётными формами, представленными администрациями муниципальных образований в рамках мониторинга, в 2010 г. проводилась работа
по инвентаризации источников децентрализованного водоснабжения, оценке их технического состояния и принятию на обслуживание или баланс. По состоянию на 01.01.2011 года общее количество общественных колодцев, родников составило 1655, из них питьевых – 1094, состоящих на балансе МО – 716, бесхозных – 458.

3.3. ГИГИЕНА ПОЧВЫ

Почва, являясь главным фактором в возникновении эндемических заболеваний, накопителем химических, биологических и радиоактивных веществ, фактором передачи инфекционных заболеваний, непосредственно влияет на среду обитания и качество жизни населения. Поэтому проблемы сбора, хранения, вывоза и утилизации отходов производства
и потребления, благоустройства и санитарного содержания населённых мест продолжают оставаться одними из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора
в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия человека.

Основными источниками загрязнения почвы являются разрушение и строительство зданий, выбросы теплоэлектростанций, промышленные предприятия, сточные воды, бытовые отходы, автомобильный и железнодорожный транспорт.

В 2010 г. превышений ПДК по санитарно-химическим показателям в почве не установлено (в 2009 году - 0,1 %, в 2008 – 0 %, в 2007 г. – 0,6 %).

Загрязнение почвы солями тяжелых металлов не является актуальной проблемой, так как на территории республики отсутствуют химические, металлургические, нефтехимические и другие предприятия, являющиеся источниками загрязнения атмосферного воздуха и почвы.

В 2010 г. исследовано 878 проб почвы на санитарно-химические показатели, 319 проб
на содержание пестицидов, 473 на наличие тяжелых металлов, в том числе ртути, свинца, кадмия. Превышение гигиенических нормативов по содержанию в почве жилых территорий пестицидов, солей тяжелых металлов не отмечено (среднероссийский показатель 2009 г. 5,8 %).

В 2010 году вопросы организации и состояния санитарного содержания территорий, обращения с отходами производства и потребления рассмотрены на совещании с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, в администрации г. Йошкар-Олы, Департаменте экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл
в марте, июне, ноябре.

Главам администраций муниципальных образований Республики Марий Эл, руководителям предприятий ЖКХ направлены предложения по организации работы в период новогодних праздников и зимних каникул в части содержания территорий населенных мест.

В 2010 году продолжена практика проведения смотров-конкурсов на лучшее санитарное содержание городских и сельских поселений. Также по предписаниям Управления
28 муниципальных образований разработали генеральные схемы санитарной очистки.

В 2008 году вышел на проектную мощность мусоросортировочный завод в г. Йошкар-Оле, построенный и введённый в эксплуатацию в 2007 г, что позволило снизить нагрузку
на существующий полигон ТБО.

В 2010 году на территории республики значительно сокращено количество мест захоронения твёрдых бытовых отходов. Всего к эксплуатации определено 23 полигона твёрдых бытовых отходов, получивших санитарно-эпидемиологические заключения и лицензии. Из 130 свалок отходов, не отвечающих требованиям действующего законодательства, прекращена эксплуатация 129, рекультивировано 109.

В ноябре 2010 года совместно с Департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл и заинтересованными организациями и ведомствами, в том числе администрацией г. Йошкар-Олы, проведено совещание по вопросу утилизации иловых осадков с очистных сооружений канализации. По результатам совещания направлены предложения в адрес Правительства Республики Марий Эл
и администрации г. Йошкар-Олы о дальнейшей эксплуатации существующего карьера захоронения иловых осадков и определении нового места их захоронения.

Всего за отчетный период в части контроля за санитарным содержанием территорий населенных мест и обращения с отходами производства и потребления проведены проверки 85 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совместно с органами прокуратуры республики проверено 13 животноводческих объектов, представляющих угрозу загрязнения водных объектов в паводковый период.

В 2010 году в адрес Управления поступило 78 обращений по вопросу содержания территорий населённых мест (2009 – 53, 2008 – 108), по 17-ти приняты меры административного воздействия в виде штрафов на сумму 47100 рублей.

По результатам проверок за нарушения санитарного законодательства возбуждено 53 дела об административных правонарушениях, в том числе в отношении юридических лиц – 15 дел, в отношении должностных – 38. Наложено штрафов на общую сумму 208 500 руб., вынесено
5 предупреждений, в том числе по ст. 6.3 – 51600 рублей, по ст. 8.2 – 92200 рублей, по ст. 6.4 – 13100 рублей, по ч. 1 ст. 19.5 – 51300 рублей, по ст. 19.6 – 300 рублей.

Результаты проводимых надзорных мероприятий регулярно обобщались и направлялись для информирования населения в средства массовой информации. За отчетный период на сайте Управления размещено 12 информаций, подготовлено 4 публикации в республиканских
и районных СМИ, 6 радиовыступлений, 3 видеосюжета.

Таблица 1

Санитарно-химические показатели загрязнения почвы в селитебной
территории по Республике Марий Эл

Ингре­диенты Годы Всего в том числе:
пести­циды тяжёлые металлы в том числе:
ртуть свинец кадмий
Всего исследовано проб              
             
             
Удельный вес проб выше ПДК (%)   0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
  0,1 0,0 1,0 0,0 0,0 1,0
  0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Исследовано проб в селитебной зоне            
             
             
Удельный вес проб выше ПДК (%)   0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
  0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
  0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Удельный вес проб выше ПДК в сели­тебной зоне по РФ   8,1 6,8 0,05 2,6 1,5
             

 

 

В 2010 г. удельный вес проб почвы с превышением гигиенических нормативов
по микробиологическим показателям в селитебной зоне составил 17,9 % (в 2009 г. – 9,0 %), в том числе на территориях детских учреждений и детских площадок – 10,3 % (в 2009 г. – 5,6 %).

В 2010 г. число проб почвы в селитебной зоне, исследуемой по паразитологическим показателям и на преимагинальные стадии мух, составило 1383 и 941 соответственно. Удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по паразитологическим показателям на территориях детских учреждений и детских площадок составил 0,2 %;
по наличию преимагинальных стадий мух – 1,3.

Юридическими лицами (детские учреждения, пляжи) в ходе деятельности осуществляется постоянный производственный контроль за содержанием песка в песочницах, на территориях рекреаций водных объектов. При неудовлетворительных микробиологических показателях производится замена песка новым в соответствии с требованиями санитарных правил.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.