Научно-исследовательская работа в заповеднике «Марий Чодра» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Научно-исследовательская работа в заповеднике «Марий Чодра»

2017-12-10 320
Научно-исследовательская работа в заповеднике «Марий Чодра» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Научная работа в 2010 году осуществлялась заместителем директора по науке, старшим научным сотрудником, научным сотрудником, программистом и лаборантом.

Штатными научными сотрудниками парка были выполнены научно-исследовательские работы по темам:

1. Изучение численности и плотности популяций околоводных и водных видов птиц
(н.с.Исаков Г.Н.)

2. Мониторинг флоры (н.с. Нагуманов Ш.З.)

3. Влияние эколого-ценотических факторов на макромицеты (н.с. Нагуманов Ш.З.)

4. Ландшафтно-лесоводственная характеристика насаждений после проведенных

лесохозяйственных мероприятий (с.н.с., к. с./х.н. Андреев Н.В.)

5. Фенологические наблюдения (зам. директора, к.б.н Полянская Т.А.)

6. Эколого-биологические особенности ценопопуляций бореальных растений
(зам. директора, к.б.н Полянская Т.А.)

Таблица 2

Результаты зимнего маршрутного учета численности животных (ЗМУ)

Вид Численность (особей) по результатам ЗМУ Численность (расчетная) на территории парка (особей) Среднемноголетние данные по численности на территории парка (особей)
       
Белка      
Волк      
Горностай      
Заяц-беляк      
       
Кабан      
Куница      
Лиса      
Лось      
Рысь      

 

Научные сотрудники принимали участие в конференциях:

1. Всероссийская научно-практическая конференция «Устойчивость экосистем: теория
и практика» (Чебоксары, октябрь 2010) (Исаков Г.Н.).

2. Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы изучения и сохранения позвоночных животных антропогенных водоемов» (Саранск, октябрь 2010),, заочное участие (Исаков Г.Н.).

3. Международная научно-практическая конференция ««Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении биоразнообразия» (Чебоксары, ноябрь 2010), очное участие (Директор – Мирончук В.В., зам. директора Полянская Т.А., гл. экономист Криницына Н.Н., с.н.с.Исаков – устный доклад).

4. IV Всероссийская научная конференции c международным участием «Поливариантнось развития организмов, популяций и сообществ» (Йошкар-Ола, февраль) очное участие, устный доклад (Полянская Т.А.)

5. Всероссийской конференции «Принципы и способы сохранения биоразнообразия» – (Йошкар-Ола, сентябрь) очное участие, устный доклад (Полянская Т.А.)

6. Международная конференция «Антропогенная трансформация природной среды»
(Пермь, октябрь, заочное участие Полянская Т.А.)

Таблица 3

Работа сторонних исследователей в парке:

Договоры о научно-техническом сотрудничестве (шт.) Количество специалистов сторонних организаций, проводивших исследования в парке (чел.):
Всего В том числе
с иностран- ными организациями с государст-венными университе-тами России С инсти-тутами РАН с иными ВУЗами с иными НИИ с другими органи-зациями иностран- ные специалисты российские специалисты
                 

 

Таблица 4

Работа со студентами профильных ВУЗов:

Название ВУЗа Число студентов прошедших практику Подготовлено на базе парка
учебную производственную дипломных работ курсовых работ
1.Марийский государственный технический университет        
2. Марийский государственный университет        

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ.

(по материалам Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, Министерства образования и науки Республики Марий Эл,
ГОУ ДОД Республики Марий Эл «Детский эколого-биологический центр»)

 

Организация и содержание экологического образования с обучающимися
в образовательных учреждениях Республики Марий Эл

Проблемы формирования экологической культуры по-разному проявляются в различных социально-возрастных группах людей. В отношении каждой группы необходимо использовать определенные организационные механизмы для решения конкретных задач. Одна из групп – обучающиеся общеобразовательных учреждений. В 2010-2011 учебном году в 280 общеобразовательных учреждениях Республики Марий Эл обучается 66096 детей, которые усваивают определенные экологические знания, проявляют участие в некоторых, посильных мероприятиях по защите природы.

Базовое школьное образование даёт детям объективные знания о природе, её взаимосвязях, спектре актуальных проблем взаимодействия общества и природы

В Республике Марий Эл на первой ступени обучения (1-4 классы) знакомство
с природными явлениями осуществляется на уроках «Окружающий мир». На средней (5-9 классы) и старшей (10-11 классы) знакомство с основами экологических знаний происходит
в основном на уроках биологии. Обособленный предмет «Экология» сохранился в 28 образовательных учреждениях, знания по этому предмету получают 952 обучающихся. Расширению возможностей экологического образования в школе способствует организация
и проведение элективных курсов экологической направленности. В нашей республике проводится 72 элективных курса с общим охватом старшеклассников – 1251 человек. Только в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» преподается шесть курсов. Для 756 детей республики дополнительно организована работа факультативов. «Экологическая мозаика» – так называется факультатив для 20 первоклассников в ГОУ РМЭ «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им.Иштриковой Т.В.»

Получаемые экологические знания, сами по себе, позволяют ориентироваться
в экологической ситуации, анализировать, видеть пути решения многих экологических проблем. Большим потенциалом в области экологического образования обладает организация исследовательской деятельности обучающихся. Многие образовательные учреждения Республики Марий Эл ведут активную работу в данном направлении. Разнообразна тематика исследовательских работ по направлениям изучения состояния объектов окружающей среды: атмосферного воздуха, земельных ресурсов и их использования, поверхностных и подземных водных объектов, лесных ресурсов, животного и растительного мира, особо-охраняемых природных территорий и других. Всего 3075 обучающимися нашей республики было выполнено 583 исследовательских работы. Исходя из анализа тем работ, можно сделать вывод, что более всего наших детей волнуют проблемы поверхностных и подземных водных объектов, 104 работы выполнены по изучению растительного мира. Важной составляющей деятельности в данном направлении является то, что подрастающее поколение, занимаясь изучением родной природы, учится не только любить свою малую родину, но и имеет возможность представить результаты своей деятельности на мероприятиях различного уровня: конкурсах исследовательских работ, слетах. Опыт совей работы по поэтапному формированию исследовательских навыков членов школьных лесничеств, методическому обеспечению исследовательской деятельности обучающихся был обобщен и представлен на всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост» в 2009 году учителем МОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа» Фаттаховой Галиной Александровной, где он был признан лучшим (Диплом I степени).

Одним из важнейших направлений деятельности в сфере сохранения природной среды
и обеспечения ее благополучия, повышения уровня экологической культуры является привлечение детей и подростков к практической природоохранной деятельности, используя такие формы работы как очистка родников, расчистка берегов рек, озер, территорий парков, лесов, уход за муравейниками, изготовление и развешивание искусственных гнездовий (табл. 1).

 

Таблица 1 Сведения об организации практической природоохранной деятельности обучающихся  
  Муниципальное образование Очищено родников Осуществлен уход за муравейниками Изготовлено и развешено искусственных гнездовий Создано школьных лесных питомников Изготовлено и установлено аншлагов
1. Волжский          
2. Горномарийский          
3. Звениговский          
4. Килемарский          
5. Куженерский          
6. Мари-Турекский          
7. Медведевский          
8. Моркинский          
9. Новоторъяльский          
10. Оршанский          
11. Параньгинский          
12. Сернурский          
13. Советский          
14. Юринский          
15. Г. Йошкар-Ола          
16. г. Волжск          
17. г. Козьмодемьянск          
  Государственные образовательные учреждения          
  Учреждения дополнительного образования детей          
  итого          

 

В связи с погодными условиями в летний период, с высокой пожароопасной обстановкой, актуальными в истекшем году оставались такие формы работы с детьми как организация патрулирования лесных участков совместно со специалистами лесничеств, изготовление
и установка аншлагов, создание школьных лесных питомников и прополка в питомниках базовых лесничеств, посадка леса и уход за лесными культурами, заготовка шишек и семян лесных культур, лекарственных растений, кормов для обитателей леса. Эти формы работы традиционно являются составной частью деятельности школьных лесничеств. Но не только юные лесоводы,
но и юные экологи, и юные натуралисты активно участвуют в данных мероприятиях. В 2010 году обучающимися из образовательных учреждений муниципальных образований республики выполнен большой объем работ: очищено 347 родников, изготовлено и установлено 168 аншлагов, осуществлялся уход за муравейниками. В 2010 году создано 9 школьных лесных питомников. Комплексный подход к формированию экологической культуры обучающихся через организацию волонтерского движения по таким направлениям как практическая природоохранная, просветительская деятельность был обобщен Рассоловой Алевтиной Николаевной, учителем МОУ «Кельмаксолинская средняя общеобразовательная школа» Советского района в методических пособиях «Экологическое воспитание в школе» и «День за днем…». Данные методические пособия заняли первое место на Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации» в 2009 году. В 88 образовательных учреждениях созданы экологические тропы.

Формированию экологической культуры населения способствуют проведение экологических акций, выступление экологических агитбригад. Доброй традицией в нашей республике стало проведение республиканского конкурса экологических агитбригад, посвященного Всемирному дню охраны окружающей среды, где ребята среднего и старшего школьного возраста могут продемонстрировать свои таланты и огромное желание защитить природу. В частности, в 2010 году в данном конкурсе приняли участие 108 обучающихся
(13 команд) из 10 муниципальных районов и 2 городских округов республики: Победителями
в данном конкурсе стали команды МОУ «Марисолинская средняя (полная) общеобразовательная школа» Сернурского района (I место); МОУ ДОД «Волжский детский экологический центр»
г. Волжска (II место); МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа» Оршанского района(III место). Младшие школьники активно принимают участие в республиканском конкурсе мини-сценок «Маленькой елочке хорошо в лесу», который проводится в канун нового года. В 2010 году в конкурсе призовые места заняли команды МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 п. Советский»; МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»;
МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа» Оршанского района, а всего в нем приняли участие 180 обучающиеся из 11 муниципальных районов, 3 городских округов и 5 государственных образовательных учреждений Республики Марий Эл.

Формированию единого информационного пространства об экологических проблемах
на местах способствуют выпуск и распространение школьных экологических и лесных вестников, публикации статей школьников в средствах массовой информации различного уровня. Активно работа в данном направлении ведется в городах Волжск, Козьмодемьянск, Мари-Турекском
и Медведевском муниципальных районах.

В настоящее время наиболее широкие возможности для экологического воспитания подрастающего поколения представляет существующая в республике система дополнительного экологического образования детей, включающая образовательную деятельность детских объединений экологической направленности в учреждениях общего и дополнительного образования.

Организация многочисленных краткосрочных форм работы с детьми, таких как: пришкольные лагеря (смены) экологической направленности, экологические практикумы, школы, экспедиции, выездные палаточные лагеря – также играет немаловажную роль в формирование экологической культуры.

Интересная форма организации экологического образования используется в Сернурском муниципальном районе. Организация муниципальной экологической школы-практикума, которая работает в каникулярный период на базе МОУ ДОД «Сернурский районный Дом детского творчества», дает возможность развивать свои способности обучающимся из самых удаленных уголков. Инициатором и бессменным организатором этой школы-практикума является Чеснокова Людмила Петровна, методист МОУ ДОД «Сернурский районный Дом детского творчества».

В целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и учащейся молодежи в летний период 2010 года и во исполнение постановления Правительства Республики Марий Эл от 14 апреля 2008 г. № 92 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и учащейся молодежи в 2008-2010 годах» с 15 июня по 30 июня 2010 года на базе ГУ РМЭ «Советское лесничество» Государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей был проведен республиканский палаточный лагерь юных лесоводов и экологов. В лагере приняли участие 118 обучающихся из 14 муниципальных районов и 2 городских округов Республики Марий Эл.
В рамках лагеря проводились Республиканский слет-конкурс юных экологов и Республиканский слет школьных лесничеств. Победителями слета-конкурса юных экологов стали: командыГосударственного образовательного учреждения Республики Марий Эл «Политехнический лицей-интернат» (I место);МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа» (II место); III место поделили команды Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Республики Марий Эл «Детский эколого-биологический центр» сборная команда муниципального образования «Горномарийский муниципальный район». Призовые места в слете школьных лесничеств заняли: команда школьного лесничества «Берендей» МОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа» Мари-Турекского района, команда школьного лесничества «Молодой лесник» МОУ ДОД «ВДЭЦ» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г.Волжска, команда школьного лесничества «Эрон» МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа № 6» Моркинского района.

Успешному проведению данных мероприятий традиционно способствовала плодотворная совместная работа многих ведомств и организаций: Министерства образования и науки Республики Марий Эл, Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл, Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет», ГОУ ВПО «Марийский государственный университет».


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.