Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Метод обучения рисунку Д.Н.Кардовского и его вклад в разработку программ по изобразительному искусству.

2017-12-09 4041
Метод обучения рисунку Д.Н.Кардовского и его вклад в разработку программ по изобразительному искусству. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Дми́трий Никола́евич Кардо́вский (1866—1943) — русский и советский график и педагог, профессор. Академик ИАХ (1911). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1929).

Д. Н. Кардовский повлиял на становление и развитие советской методики преподавания реалистического рисунка, появление в нашей стране специальных художественно- педагогических учебных заведений, готовящих учителей рисования для средней школы с высшим образованием — художественно-графических факультетах при пединститутах.

Уже к началу своей педагогической деятельности Д. Н. Кардовский обладал строгой и глубоко продуманной системой подготовки молодых художников.

Как педагог, Кардовский отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодежь от влияния формализма.

По Д.Н. Кардовскому методика преподавания должна быть построена на следующих принципиальных положениях: обучение рисунку и живописи от начала до конца должно вестись только по натуре; сложную натурную форму ученик должен воспринимать через общую геометрическую – идти от общего к частному по принципу конструктивного построения. Тон, свет, тень класть по форме выстраивая отношения между главным (максимумом) и второстепенным (минимумом), к примеру, выявить самое освещенное место, держаться него как вехи, остальное сводить к градации минимума – к тени.

К. считает, что в системе общего среднего полного образования ИЗО копирование образцов мировой живописи и рисунка, изучение гипсовой натуры недопустимо так как:

1. Такое изучение великолепных образцов развивает вкус и художественное чутьё и может рекомендоваться учащимся в конце школьного пути. Если бы учащиеся начинали бы с копирования образцов, хотя бы и очень высокого мастерства, то он будет подавлен этим мастерством, и не поняв это мастерство приобретёт мёртвые навыки.

2. Советская художественная школа должна готовить художников – реалистов, а это не возможно без изучения натуры и законов передачи её на плоскости.

3. Нужно обучать ученика основным законам построения. Ими являются только законы натуры.

Кардовский считает, что первым делом нужно обучаться видеть форму. Не копировать форму, а иметь её ввиду. Это необходимо для дальнейшего обучения живописи, так как живопись кладётся на каркас-рисунок, по форме.

Ещё один из принципов метода обучения К. заключается в изучении натуры, натюрморта и человеческой фигуры, отношений цвета, масс, длин и др. в натуре.

Необходимо найти отношения «большого» цвета, объёма и др. к меньшему. Т.е. держаться главного в рисунке, при работе над ним. Вести работу от общего к частному. При построении всей фигуры или только части, к примеру, носа, обучающийся должен руководствоваться пониманием его общей формы. Нос имеет форму призмы, значит ученик должен строить нос по принципу призмы с учётом характерных особенностей натуры.

И так, всё обучение изо должно начинаться с рисунка. Обучение основам построения натуры на плоскости – это одна из главных задач преподавателя. «Понимать схему построения живой

формы живой натуры, которая не является правильной геометрической формой, но, которая в схеме приближается к геометрическим, и, таким образом, повторяет те же законы расположения света по перспективно-уходящим плоскостям, какие существуют для геометрических тел». В основу своего метода Кардовский положил «обруб», то есть принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших геометрических форм.

Все остальные задачи (пропорции, характер и пр.) второстепенны.

Другая задача в области обучения рисунку – это развить глазомер, чувство массы у обучающихся. Эта задача реализуется по средствам набросков и компоновки на листе не прибегая к измерению натуры, а руководствуясь видением масс и их отношений. Т. е. начинать нужно с общего абриса, потом заполнять его формой и т.д. построение ведётся свето-тенью(тоновой рисунок)

К. обучал реалистичной живописи и рисунку, так как считал тон результатом реалистичных условий восприятия формы в свету. И, что тоновой рисунок вводит учащихся в технику живописи. Поэтому в таком обучении в рисунке использовались мягкие материалы, на которых ученик мог обучаться ведению работы как в тоне, так и в цвете.

Также К. считает, что «важно развивать у учащихся способность рисовать «от себя», по впечатлению.

Для этого надо делать наброски по 10-15 минут. С человеческой фигуры, одетой и обнаженной. Наброски эти должны зарисовывать движение, характер и пропорции; делать их нужно контуром и общим определением большой формы как на глаз, так и по памяти. Но не надо ограничиваться только набросками. Их надо делать наряду с законченными рисунками, чтобы учащийся приучался доводить свою работу до совершенства».

Ещё Кардовский старался не только «поставить глаз и руку» ученика, но, как и его учитель-П. П. Чистяков, стремился повысить художественную культуру учащегося. Он давал правильное понимание реалистического рисунка, внушал любовь к природе и искусству, уважение к научным знаниям. Кардовский учил начинающих рисовальщиков не только понимать, видеть и строить объемную форму в рисунке, но и глубоко ее анализировать. «Линия в природе не существует»,- говорил Кардовский.

К линии мы прибегаем как к техническому приему — она служит нам условным приемом ограничения формы. В начале рисунка (особенно для начищающих учеников) нужно стремиться скорее разбить всю фигуру на плоскости:, получающие прямые лучи света и не получающие их обрубить форму. Пока не постигните большую форму — никогда не стремитесь вырисовывать мелкие детали.

Педагогические принципы Д.Н. Кардовского сводились к тому, что "задачи школы" всегда отделялись от "задач искусства". И если в школе будущий художник должен был крепко усвоить "то, что идет от закона природы", то в дальнейшем, формируя свой творческий метод, он должен опираться на другой закон, "который на основе природы" открывает сам, так как "понять этот закон в школе невозможно", - считал Кардовский. Тем самым он не посягал на выбор учеником "собственного пути в искусстве, внимательно относился к поискам индивидуальности уже в ученических работах.

 

25. Становление системы высшего художественно-графического образования. (Кардовский Д.Н., создание художественно-графического факультета МГПИ им. В.П.Потемкина).

Д. Н. Кардовский и его ученики были инициаторами создания в 1939 году первого Учительского института, на базе которого в 1942 году был открыт художественно-графический факультет в Московском городском педагогическом институте имени В. П. Потемкина. До 1955 года художественно-графический факультет МГПИ им. В. П. Потемкина был единственным в Советском Союзе факультетом, который готовил учителей рисова­ния и черчения с высшим образованием.

В основу системы художественного образования на факультете были положены педагогические принципы и метод Д.Н. Кардовского. Они развивались и совершенствовались его учениками и последователями уже в целой сети художественно-графических факультетов пединститутов. И это понятно: Д. Н. Кардовский является одним из значительных представителей советской школы рисунка. Он прошел хорошую академическую школу рисунка у прославленного П. П. Чистякова, занимался в Мюнхене у известного художника-педагога Антона Ашбе, имел возможность обобщить лучший опыт преподавания как русской, так и европейской школы рисунка.

Как педагог Кардовский мужественно отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодежь от влияния формализма. Благодаря своим твердым убеждениям, ясной и методически разработанной системе преподавания рисунка Кардовский имел большое количество учеников и горячих последователей. Все ученики Д. Н. Кардовского вспоминают о нем с любовью и уважением.

Утверждение реалистического направления художественном образовании, чему способствовало создание программ, учебных пособий, учебников по рисованию; создание художественных отделений при педучилищах и художественно-графических факультетах при педвузах. Вклад исследователей изобразительной деятельности Е.И. Игнатьева, В.В. Колокольникова, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова и т.д. совершенствование методов активизации изобразительной деятельности детей.

Ведущий вид деятельности – рисование с натуры, ведущий принцип художественного образования школьников – единство обучении, воспитания и развития.

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.