Сущность и функции языка. Язык и речь. Речь как деятельность. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Сущность и функции языка. Язык и речь. Речь как деятельность.

2017-12-09 368
Сущность и функции языка. Язык и речь. Речь как деятельность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Язык как система. Уровневое представление о системе языка. Основные языковые единицы. Связь между единицами разных уровней.

О языке как о системе одним из первых заговорил Соссюр. В наст.вр. под системой понимают совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Структура – строение и внутренняя форма организации системы.

В лингвистике выделяют два типа систем: гомогенные и гетерогенные.

* Гомогенные – состоят из однородных элементов.

* Гетерогенные – более сложная система, состоящая из разнообразных элементов.

Язык относится к гетерогенной системе. Он состоит из подсистем, которые не могут функционировать отдельно, следовательно, и являются частями единого целого.

Подсистемами языка – называют уровнями или ярусами. Основные ярусы языка: * фонетика * морфемный (словообразовательный)

* лексика и * синтаксис.

В каждом из этих ярусов есть соответствующие единицы. Единицы одного яруса языка должны непосредственно синтезировать единице другого вышележащего яруса. Совокупность таких ярусов составляет иерархию. Каждой языковой единице соответствует речевая единица.

Отношения между единицами языковой системы сводятся к 3 типам:

1. парадигматические

2. синтагматические

3. иерархические

Парадигматические: Отношения сходства и различия, на основании которых единицы объединяются в парадигму. Парадигма – совокупность единиц языка, совокупность системно связанных вариантов одной и той же единицы.

Уровень фонетики: Парадигмами можно считать совокупность вариантов одних и тех же фонем.

<a>=[a] [л] [ъ]

Совокупности гласных фонем, согласных фонем – парадигма гласных/согласных.

Общая парадигма: гласные

Частная: переднего ряда; долгие и краткие.

Уровень лексики: Совокупность значений многозначного слова. Синонимический ряд. Антонимическая пара. Тематическая группа.

Уровень морфологии:

Падежная парадигма: дом – дома – дому и т.д. Парадигма числа лица. Временная парадигма.

Уровень синтаксиса: Парадигма простого/сложного предложения. Парадигма подлежащего.

Синтагматические отношения:

Это отношения взаимодействия. Члены парадигмы функционирования в речи вступают в синтагматические отношения. Они организуются в речевую последовательность по законам языковой структуры в соответствии со своими сочетаниями, возможностями.

Синтагматика языка понимается как совокупность сочетающихся возможностей языковых единиц и их реализацией в процессе речи.

Валентность единиц языка – способность вступать в сочетания с другими единицами, или ее синтагматические потенциальные свойства.

Дистрибуция – конкретная реализация этих свойств и возможностей.

Синтагматика в языке – потенция (возможность), а в речи – реализация этой возможности.

Отношения структурно более простых единиц с более сложными (между словами и предложениями): Парадигматические и синтагматические отношения объединяют единицы одинаковой степени сложности, а иерархические отношения наоборот.

В связи с этим в пределах каждого яруса языка возможны только парадигматические и синтагматические отношения, а между единицами разных ярусов – иерархические отношения.

Языковая система занимает особое место среди прочих систем, окружающих человека. Солнцев классифицирует все системы по происхождению:

1) материальные (первичные), существовавшие до человека и вне человека, и характерные для природы. (Жидкости, твердые тела)

Деятельность человека создает еще 3 типа систем:

* идеальные

* искусственные

* семиотические (вторичные).

Идеальные – системы, элементы которых суть идеальные объекты, понятия или идеи.

Например, система идей художественного произведения; система понятий какой-либо науки.

Искусственные – технические. Механизма, аппараты, машины.

Вторичные – языки и др. системы знаков, созданные для закрепления в выражения семантической информации и как средство общения людей.

Источником всех систем, кроме первичной, является психическая деятельность человека, мышление. Сам же человек есть первичная, естественная и способная к мышлению система.

 

Устаревшие слова

Одну группу Слова устаревшиеустаревших слов составляют такие, которые уже совсем вышли из употребления в связи с исчезновением тех понятий, которые обозначали: боярин, вече, стрелец, опричник, гласный (член городской думы), бурмистр и др. Слова этой группы называют Историзмы историзмами.

Другую группу устаревших слов составляют Архаизмы архаизмы, т.е. слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия. К этой группе относятся, например, слова брадобрей - парикмахер; сей - этот; понеже - потому что; гостьба - торговля; вежды - веки; пиит - поэт; комонь - конь; ланиты - щеки; наущать - подстрекать; одр - постель и др.

И те и другие устаревшие слова используются в языке художественной литературы как средство воссоздания определенной исторической эпохи (например, в романах «Разин Степан» Чапыгин А.А. Чапыгина, «Петр I» Толстой А.Н.А.Н. Толстого, «Емельян Пугачев» Шишков В.Я.В.Я. Шишкова, «Иван Грозный» Костылев В.В. Костылева, «России верные сыны» Никулин Л.Л. Никулина, «Я пришел дать вам волю» Шукшин В.М.В. Шукшина, «Память» Чивилихин В.В. Чивилихина и многих других). Они могут быть средством придания речи комического или иронического оттенка. Архаизмы входят в состав традиционной поэтической возвышенной лексики (например, слова: брег, ланиты, отрок, оный, очи, сей и т.д.). Употребление историзмов и архаизмов в специальной научно-исторической литературе уже лишено особой стилистической заданности, поскольку позволяет лексически точно охарактеризовать описываемую эпоху.

Неологизмы Новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств, называются Неологизмы неологизмами (от rp. neos - новый + logos - слово). Возникший вместе с новым предметом, вещью, понятием неологизм не сразу входит в активный состав словаря. После того как новое слово становится оно образовано.

общеупотребительным, общедоступным, оно перестает быть неологизмом. Такой путь прошли, например, слова советский, коллективизация, колхоз, звеньевая, тракторист, комсомолец, ленинец, пионер, мичуринец, метростроевец, целинник, лунник, космонавт и многие другие. С течением времени многие из подобных слов также устаревают и переходят в пассив языка.

Следовательно, в силу непрерывного исторического развития лексического состава языка многие слова, еще в XIX в. воспринимавшиеся как неологизмы с отвлеченным значением (например, беллетристика, вольность, действительность, гражданственность, гуманизм - гуманность, идея, коммунизм - коммунистический, общественный, равенство, социализм - социалистический и др.), в современном языке входят в состав активного запаса словаря.

А некоторые слова, возникнув сравнительно недавно (продналог, продразверстка, нэпман, комчванство, партмаксимум, партминимум, нарком и др.), успели перейти в разряд устаревших.

Кроме неологизмов, являющихся достоянием общенародного языка, выделяются новые слова, образованные тем или иным автором. Одни из них вошли в литературный язык, например: чертеж, рудник, маятник, насос, притяжение, созвездие и др. (у Ломоносова); промышленность, влюбленность, рассеянность, трогательный (у Карамзина); стушеваться (у Достоевского) и т.д. Другие остаются в составе так называемых Окказионализмы окказиональных авторских образований. Они выполняют изобразительно-выразительные функции только в условиях индивидуального контекста и, как правило, создаются на основе существующих словообразовательных моделей, например: мандолинить, разулыбить, серпастый, молоткастый, чемберленье и многие другие у Маяковский В.В.Маяковского; буревал, пересуматошить у Пастернак Б.Л.Б. Пастернака; мохнатинки, Страна Муравия и Муравская страна у Твардовский А.Т.А. Твардовского; магичествовать, целлофанированные и др. у Вознесенский А.А. Вознесенского; бокастый, незнакомость, надмирье, несгибинка и другие у Евтушенко Е.Е. Евтушенко.

Морфема и слово

Общее: наличие знач-ия, воспроизводимы, непроницаемость, постоянство звучания и значения. И слово, и морфемы состоят из фонем.

Отличительные признаки:

слово морфема
Членится на морфемы, фонемы Не членится на значимые единицы
Слово структурно и грамматически оформлено и выступает как лексико-грамматическое единство. Наприм., ЧЕРНЫЙ, ЧЕРНЕТЬ Отсутствует грамматическая оформленность и смысловая законченность. Морфема обладает либо очень общим, обобщенным лексическим знач-ем, либо еще более обобщенным грамматическим знач-ем. Наприм., -ЧЕРН-, -ЫЙ
Слово – самостоятельный элемент предлож-ия, способный занимать любую позицию. Морфема имеет смысл только как элемент слова, т.е. она лишена самост-ти. Морфема обобщает в большей степени, чем слово.

Корневые морфемы

К корневым морфемам относятся КОРЕНЬ, АФФИКСОИД.

Корень – общая часть родственных слов, к-рая выражает главное вещественное значение основы.

Корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру).

Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду, очень, увы, многие собственные существительные, называющие географические названия.

Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик ‘маленький стол’. Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения — ‘детский праздник’ — не выражен ни одной из морфем.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Корень выдел-ся при сопоставлении слов одного словообразовательного гнезда.

сон -сон-
засоня -сон’-
сновидение -сн-
сниться -с’н’-
заснуть -сн®-
проснуться -сн®-

 

В корне чаще всего наблюд-ся исторические чередования.

Корни бывают 2 типов: свободные и связанные.

Свободный корень – это корень, к-рый способен выступать без аффиксов в составе нечленимых основ (встреч-ся без приставок и суффиксов).

Наприм., ВОДа, ВОДный – свободный корень

Связанный корень известен только в составе членимых основ и не может употреб-ся без аффиксов.

Наприм., ТРЯПица, ТРЯПка, ТРЯПочный, ТРЯПочка

Аффиксоид – морфема переходного типа между собственно корнем и аффиксом. С одной стороны, аффиксоид несет в себе такое же вещественное знач-ие как и корень, с другой стороны, аффиксоид создает словообразовательную модель как аффикс, т.е. явл-ся серийным элементом, создает серию.

Наприм., САДОВОД, ПТИЦЕВОД, ЦВЕТОВОД

-ВОД- аффиксоид «тот, кто занимается резведением чего-либо, кого-либо»

Аффиксоиды дел-ся на префиксоиды (перед корнем) и суффиксоиды (после корня) в зависим-ти от места расположения.

Аффиксальные морфемы

– морфемы, создающие словообразовательные модели и уточняющие, дополняющие знач-ие корня. Аффиксальные морфемы явл-ся общими для ряда неоднокоренных слов.

Наприм., УРАЛЕЦ, ЛЕНИНГРАДЕЦ, АМЕРИКАНЕЦ – «житель какой-то местности» - ЕЦ-

К аффиксам относятся: ПРЕФИКС (), СУФФИКС (), ИНТЕРФИКС (), ОКОНЧАНИЕ (ФЛЕКСИЯ), ПОСТФИКС ().

Аффиксы выполняют либо деривационную (словообразовательную) функцию: морфемы использ-ся для создания новых слов; либо реляционную (формообразовательную) функцию: морфемы новых слов не создают, а создают форму одного и того же слова.

Наприм., УЧИТЕЛЬНИЦА – 4 аффиксальные морфемы

И, ТЕЛЬ - словообразоват ф-я

А - формообраз. ф-я

НИЦ - словообраз. ф-я + формообраз. ф-я

Однако есть морфемы, к-рые выполняют обе ф-и одновременно. Они наз-ся синкретичными.

Аффиксы могут быть продуктивными и непродуктивными.

Продуктивными наз-ся аффиксы, к-рые использ-ся на современ. этапе развития языка для создания новых слов или форм одного слова: ОТксерокопИРОВАть – продуктивные.

Непродуктивные аффиксы – аффиксы, к-рые не использ-ся в настоящее время для создания наст. слов: заКОулок, простОТа, теплОТа – непродуктивные

Аффиксы могут быть регулярными и нерегулярными. Регулярные – часто встреч-ся (-н-, -к-), нерегулярные – редко встреч-ся в словах (-их-).

Есть суффиксы, к-рые встреч-ся в 1-2 словах: почтАМПТ, стеклЯРУС, апплодИСМЕНТы.

Как и слова, морфемы могут быть исконно русскими и заимствованными.

Наприм., чудАК, рыбАК (-ак-); пирожОК, мужичОК (-ок-) – исконно русские

ТРАНС-, ДЕЗ-, А-, СУПЕР-; -ИРОВА-, -ФИЦИРОВА-, -ИЗМ- заимствованные

Суффикс -

- аффиксальная морфема, к-рая стоит после корня и служит для образования новых слов и грамматических форм.

МОРЕ + -СК- →МОРСКОЙ – словообраз. суффикс

СЫН – сынОВЬjЯ – грамматич. форма

РАЗРИСОВАТЬ – разрисовЫВАть – формообраз. суффикс

В слове может быть неско-ко суффиксов, но словообразующим, т.е. тем, к-рый создает данное слово, будет всегда последний суффикс.

Наприм., УЧИТЕЛЬСКИЙ ← УЧИТЕЛЬ (УЧИТЬ + -ТЕЛЬ-) + СК

Суффиксы могут быть разными по структуре. Они могут быть простыми: -ИСТ-, -ИЗМ-, -И-, -ТЕЛЬ-, -СК-, а могут быть сложными (составными): -НИЧА-, -ФИЦИРОВА(ТЬ)-

Суффиксы бывают материально выраженными и нулевыми.

Наприм., засох, засохЛа, засохЛо, засохЛи

Префикс (приставка) –

- аффиксальная морфема, к-рая стоит перед корнем, и служит для образования новых слов или форм одного и того же слова.

Наприм., ПРОслушать←слушать – словообразующий

писать→Написать – формообразующий

Префиксы не могут создавать слова других частей речи. Приставки не бывает нулевой, она всегда материально выражена (в отличии от суффиксов и окончаний)

Префиксы: простые (о-, на-, про-, за-); сложные (обез-, недо-); исконно русские и заимствованные

Интерфикс

В производных словах встреч-ся морфема, к-рая не совсем соответствует признакам данной единицы языка, поскольку не имеет знач-ия ни лексич., ни грамматич., но использ-ся для создания новых слов или форм одного слова.

Не все ученые признают интерфикс как морфему, и называют данный формант морфемной прокладкой.

Интерфикс может соед-ть основы в сложных словах: пищЕвод, сорвИголова.

К интерфиксам относятся застывшие окончания внутри сложных производных основ: сумАсшедший.

Не нужно путать интерфиксы и суффиксы внутри сложных слов. Ср.: вечнОзеленый (суффикс), плодОовощной (интерфикс).

Интерфикс может соед-ть корень и суффикс: ялта + -ец- + ИН →ялтИНец

Флексия (окончание)–

- значимая морфема в изменяемых словах.

Окончание всегда говорит о возмож-ти замены данной морфемы другим звуковым комплексом. Список возможных изменений опред-ся частью речи.

Наприм., зимА, зимЫ, зимЕ, зимУ, зимОЙ, зимЕ, ЗимЫ, зим, зимАМ, зимЫ, зимАМИ, зимАХ – 12 парадигм; книжный – 24 парадигмы.

Весь список грамм. форм одного слова наз-ся парадигмой этого слова, а оформляется парадигма с помощью смены окончаний.

Остается нерешен. вопрос о том, явл-ся ли окончание только формообразующей морфемой, или можно признать, что также и словообразовательная морфема.

Постфикс –

- аффиксальная морфема, к-рая стоит после флексии и использ-ся для создания новых слов или форм одного слова. Постфикс наблюд-ся в прерывистых основах.

Наприм., крутитСЯ – словообразовательный

СЯ явл-ся формообраз. в формах страдат. залога в страдат. конструкциях.

Ср.: Кран поднимает груз. Груз поднимаетСЯ краном.

-ТО, -ЛИБО,-НИБУДЬ, создающие неопред. местоимения явл-ся постфиксами.

Формообразующей явл-ся морфема ТЕ в формах повелительного наклонения глаголов и имеет граммматич. знач-ие множ. числа: ходиТЕ

Не все однозначно оценивают эту морфему: одни считают ТЕ постфиксом, т.к. эта морфема стоит после др. формообразующей морфемы И; другие считают, что это суффикс.

Основа слова -

это часть слова, которая предшествует окончанию и выражает лексическое значение данного слова. Основа изменяемых и неизменяемых слов различна. В изменяемых (склоняемых или спрягаемых) словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующих суффиксов: окн о, груст ный, гнал ся. Чтобы выделить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующие суффиксы. Основа неизменяемых слов равна слову: грустно, по-моему, хаки.

Многие слова русского языка имеют первичный характер, то есть не образованы от каких-либо других слов. Основа таких слов называется непроизводной, например: сер-ый, чёрн-ый, лес, вод-а, трав-а. Непроизводная основа всегда нечленима, то есть её нельзя разбить на морфемы; она состоит только из корня. К непроизводной основе присоединяются различные словообразовательные аффиксы (приставки,

суффиксы, интерфиксы, постфиксы), в результате этого появляются новые слова с производной основой, например: гор-а — горн-ый — горн-о-лыж-н-ый; брат — брат-ск-ий — по-братски. Таким образом, производная основа — это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем.

В составе производной основы, кроме корня, может быть:

1) один или несколько суффиксов (муж-еств-о, муж-еств-енн-ый, муж-еств-енн-ость);

2) только приставки (за-муж, не-друг, пра-внук);

3) различные сочетания приставок и суффиксов (по-муж-ск-и, воз-муж-а-тъ, воз-муж-а-л-ый).

Производная основа членима, то есть, кроме корня, в ней выделяются другие морфемы; производная основа может быть непрерывной (рыбк-а, столов-ый, мечта-ть) и прерывистой (встречаюсь, увлекл-а-съ).

У каждой производной основы есть своя производящая основа. Производящая основа — это основа того слова, от которого данное слово образовано. Например: вода —>вод-ян-ой — водянистый —водянистость.

4) сочетание приставки, суффиксов и постфиксов (за-дох-ну-тъ-ся, о-дум-а-вши-съ).

К производящей основе присоединяются те словообразовательные аффиксы, с помощью которых производится данное слово.

В результате возникают разнообразные словообразовательные цепочки, в основе которых находится слово с непроизводной основой. Все слова, входящие в цепочку, являются однокоренными (родственными) словами.

 

 

22. Словообразование. Производное слово. Способы словообразования в современном русском языке.

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка.

Словообразование изучает структуру слова (из каких частей оно состоит, каково значение этих частей, какую позицию они занимают в слове) и способы образования слов.

Словообразование связано с лексикологией, так как вновь образованные слова пополняют словарный состав языка и новые слова образуются на базе уже существующих в языке слов по моделям данного языка.

Словообразование также связано с морфологией, так как вновь образованное слово оформляется по грамматическим законам данного языка.

Связь словообразования с синтаксисом проявляется в том, что синтаксические преобразования обусловливаются словообразовательным потенциалом слова.

Новые слова появл-ся 2-мя типами словообразования:

1. морфологический; 2. неморфологический.

При морфологическом словообразовании новое слово создается путем прибавления/усечения морфем, т.е. производится какая-то операция с морфемой. К ним относятся частные способы сложения и аффиксация.

Неморфологические способы – способы, где образование нового слова связано с изменениями в его семантики. Новых морфем не добавляется, и даже иногда не меняется структура основы.

К неморфологическим способам словообразования относятся:

- лексико-семантический способ

- лексико-грамматический способ (морфолого-синтаксический)

- лексико-синтаксический способ

Неморфологические типы словообразования

Лексико-семантиченский

Новое слово появл-ся в рез-те семантических изменений у уже изменившегося в языке слова. Т.е. первоначально разв-ся полисемия (многозначность) и новое знач-ие отрывается, превращаясь в омоним.

Наприм., пионер (первооткрыватель) → пионер (член детской организации); завод (предприятие) → завод (заводить); лопатка (орудие труда) → лопатка (кость)

Морфемная струк-ра не изменилась, часть слова не изменилась, изменилась семантика!!!

Собственно сложение

представлено разными словообразовательными типами:

1)словосложение (склад-ся целые слова, часто с сохранением флексии)

2) сложение полных основ (основосложение) могут сопровождаться интерфиксацией, чередованием фонем и усечением производящей основы.

Наприм., путеукладчик ← укладчик + пути + -е- (сложение основ с интерфиксацией);

рукопись ← рука + писать + -о- (сложение основ с интерфиксацией и усечением производной основы)

3) сложение полных основ с добавлением суффикса (сложносуффиксальный способ)

Наприм., Магнитогорск ← Магнитная + гора + -ск- + -о- (сложносуффиксальный сп-б с интерфиксацией и усечением производящей основы)

Сложносуф. сп-б может сопровождаться интерфиксацией, усечением производящей основы и чередованием фонем.

Примечание: от слов, образованных путем собственно сложения нужно отличать 2 группы слов, к-рые имеют др. путь образ-ия:

1. Сложные слова, образованные аффиксальным сп-бом от уже имеющихся сложных слов:

пароходство ← пароход (суффиксальный сп-б)

2. Сложные слова, образованные лексико-синтаксич. сп-бом, т.е. сп-бом слияния в одно слово компонентов словосочетания:

сумасшедший – с ума сшедший

Сложение сокращенных основ

В рез-те сложения сокращен. основ появл-ся сложносокращен. слова. Особ-тью этого способа явл-ся то, что получается только сущ.

В сложносокращен. сп-бе различают: слоговой, инициальный и смешанные типы сокращения слов.

Слоговой тип: от 2 и более слов берутся части, объемом примерно равные слогу: профком ← проф союзный ком итет

Иногда в слоговом типе встреч-ся слова, где наряду со слоговым сокращением использ-ся целое слово: партбилет ← парт ийный билет

Инициальный тип:

а) сокращенное слово представляет собой набор начальных звуков производящих основ:

КУБ ← Кредит-Урал-Банк

б) буквенный подтип: набор первых букв производящих основ. Произносятся назв-ия букв: ММК, УНК

К смешанному типу стоит отнести сп-б получения сложносокращенных слов, сочетающим в себе слоговой и инициальный типы: собес ← социальное обеспечение; завуч ← заведующий учебной частью, ЯК, ТУ -134.

Аффиксация –

- наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается путем присоединением к производящей основе словообразоват. аффиксов (одного или нескольких).

Аффиксальн. сп-бы словообраз-ия включают след. спектр частных сп-бов:

префиксальный, суффиксальный, постфиксальный; префиксально-суффикс., префиксально-постфиксальн., суффикс.-постфикс., префикс.-суффикс.-постфикс.

К аффиксации относ-ся также безаффиксный сп-б словообраз-ия, к-рый иногда трактуется, как нулевая суффиксация.

Префиксальный сп-б

Новое слово образ-ся путем прибавления к производящему слову только одной приставки: гулять → прогулять; счастье → несчастье (получить новую часть речи нельзя)

Суффиксальный сп-б

Новое слово образ-ся путем присоед-ия одного суффикса: молчаниjе ← молчать + -ниj-

Суффикс. сп-бом можно образ-ть слово др. части речи.

Постфиксальный сп-б

К производящему слову добавл-ся постфикс: умыть + -ся- → умыться

От постфиксального сп-ба словообраз-ия с применением форманта –ся, нужно отличать процессы формообраз-ия страдат. залога.

Ср.: Ученый пишет статью (действ. залог) и Статья пишется ученым (страдат. залог)

Кроме постфикса –ся при образ-ии неопред. местоимений от вопросит. местоимений могут использ-ся и др. форманты:

кто-либо ← кто + либо

Префиксально-суффиксальный

К производящей основе одновременно добавл-ся 1 префикс и 1 суффикс: межгородской ← город + меж + -ск-

Префиксально-постфиксальный

К производящему слову добавл-ся префикс и постфикс: задуматься ← думать + за + -ся (при этом новая часть речи не образ-ся)

Суффикс-постфиксальный

К производящей основе добавл-ся суффикс и постфикс одновременно. Использ-ся при создании возвратных глаголов.

Производное слово

Производное слово — это слово, образованное, произведённое от какого-либо другого слова или словосочетания: лёд → ледник, ледяной, обледенеть; колоть лёд → ледокол; голый лёд → гололёд, гололедица и т. п.

Самой характерной особенностью производных слов (основным следствием их производности от других слов) является их семантическая мотивированность: значение производных слов обусловлено значением производящих слов и, как правило, отражено в их структуре. Производные слова называют также словами с двойной референцией: они соотносятся как с предметами реального мира, так и с мотивирующими их словами.

Производные слова, как правило, характеризуются усложненной структурой: кроме корня, в их структуру обычно входит еще какой-либо словообразовательный аффикс.

Производное и производящее слова образуют словообразовательную пару.

С позиции производности все слова языка можно разделить на производные и непроизводные (мотивированные и немотивированные).

 

Грамматич. форма

Различают 2 главных вида грамм. форм: синтетический и аналитический.

Разница между аналит. и синтетич. формами опред-ся за счет средств оформления грамм. знач-ия. У каждого вида форм свой арсенал грамм. средств.

Синтетич. способ создания словоформ

1. с помощью окончания: рыбнОГО (признаковость, род, число, падеж)

2. формообразующие суффиксы: -л-, -ее- (сравнит. степень прилаг., нареч), -овj- (множ.число: сыновья)

3. приставочно-суффикс. (для образ-ия формы вида глагола)

4. постфиксальный (для создания знач-ия залога)

5. супплетивизм (создание противоп. формы с помощью др. корня): говорить – сказать; я – меня; человек – люди.

6. историч. чередования: день – дня

7. ударение: руки – руки

Аналитический сп-б создания словоформы

Для выражения грамм. знач-ия использ-ся вспомогат. слово.

1. использ-ие служебных слов (предлоги, частицы): В пальто.

Условное наклонение передается с помощью частицы БЫ: съел бы.

Да будет свет! (частица повелит. наклонения)

2. местоимения. Для образ-ия превосходной степени прилагат.: умнее всех, самый умный

3. наречия НАИБОЛЕЕ/ НАИМЕНЕЕ для превосходной степени сравнения прилаг., наречий и слов категорий состояния: наиболее точно.

Аналитич. формы иногда разделяют на собственно аналитические или синтаксические и гибридные, сочетающие в себе аналитический и синтетический средства.

Наприм., фойэ было просторным (форма рода опред-ся синтетическим); ушел бы (аналитико-синтетич.); умнее всех (аналитико-синтетич.)

Иногда наблюд-ся избыточные формы, т.е. дублирование одного и того же знач-ия разными грамм. сред-вами: Я иду в школу

Парадигма

- сис-ма форм одной категории или сис-ма всех возможных форм одного слова.

Наприм., парадигма категории рода представлена 3 формами: формами жен. рода, муж. рода и средн. рода; категория вида представлена 2 формами: соверш., несоверш. вид.

Если мы говорим о парадигме отдельного слова, то учитываем весь набор грамм. категорий и форм, присущих части речи в целом. Наприм., сущ. связано с 3 формами рода, числа и падежа.

12 форм у сущ.; 24 формы у прилаг.

Грамматич. категории

Грам. категория – это сис-ма взаимосвязан. и взаимнопротивопоставленных форм выражения грамм. знач-ия с однородным содержанием. Грам. категория проявл-ся в сис-ме противопоставлен. форм. Наприм., категория числа представляет собой единство 2-ух противопоставленных форм, общей семантикой для к-рых явл-ся отношение предмета к идее счета.

Категория времени

Сущность категории – это отношение процесса к моменту речи

До момента речи В момент речи После момента речи
Форма прош. вр. Форма наст. вр. Форма буд. вр.
Инфинитив + -л- + окончание Основа наст-буд. вр. несов. вида + личное окончание Основа наст. – буд. вр. соверш. в. + личное окончание

Формы, представляющие категорию, противопоставлены между собой и имеют специфические черты – грамматические показатели.

Каждая часть речи имеет типовое грамм. знач-ие (категориальную семантику). Эту категориальную семантику определяет набор грамм. категорий.

Прилаг. (род, число, падеж); сущ. (род, число, падеж); глагол (вид, время, залог, наклонение, лицо, род, число); причастие (род, число, падеж, вид, время, залог)

Наречие не обладает грамм. категориями, поско-ку не изменяется, кроме наречий на –о.

Наличие грамм. категорий предполагает наличие форм (часть речи должна изменяться)

Конкретные сущ.

- это сущ., к-рые называют конкретные материальные предметы, взятые отдельно, имеющие законченную обозримую форму, к-рые поддаются счету.

Наприм, брюки, гора.

1) имеют обе формы числа

Исключение: Луна, Земля, Марс

2) сочетаются со словами с количеств. знач-ем или количеств. числительными, или со словами количеств. знач-ия (тройка, много, мало). Эти сущ. соотносятся с идеей счета.

Собирательные сущ.

Это малопродуктивная группа сущ., обозначающая совокуп-ть предметов или лиц в виде неделимого целого.

Наприм, молодежь, крестьянство, листва, зверье

1) не имеют формы множ. ч.

2)не сочетаются со словами с количеств. знач-ем. Но могут сочетаться с неопред.-количеств. числительными.

Наприм, много молодежи.

Большинство собират. сущ. экспрессивно-стилистически окрашено: воронье, барахло, тряпье

3) словообраз. показатели: -ат-, -ств-, -еств-, -ур-, -и-, -щин-, -ник-, -няк-

Вещественные сущ.

- сущ., к-рые называют различные материалы, продукты питания, жидкости, смеси, т.е. вещество.

Наприм, сметана, железо, каша, кофе.

Содержательной особ-тью явл-ся то, что они обозначают однородные по своему составу вещества, не поддающиеся счету, а только измерению.

Все эти сущ. имеют либо форму ед.ч, либо форму мн.ч.

Наприм, сахар, молоко, сметана – ед.ч.; сливки, опилки, чернила – мн.ч.

Особый вопрос составляют сущ., обозначающие сорт/вид:

масло – масла; вино – вина; сыр – сыры.

Эти пары нельзя считать формами одного слова, потому что при образовании мн.ч. добавляется новый элемент предметно-понятийного знач-ия (сорт – вид). Это семантическое изменение влечет за собой грамматич. признаки. Сочетаются с неопред. – количественными словами.

Наприм, много сыра, мало вина.

Вещественные сущ. сочетаются кроме названных с мерами измерения объема, веса, длины… (килограмм, литр…)

Категория числа

- словоизменительная категория, выражающаяся в сис-ме 2-ух противопоставленных форм – ед. и мн. числа. Данная категория отражает внеязыковые различия единичности, неединичности предметов.

Большая часть имен существительных обозначает предметы, поддающиеся счету, и может сочетаться с количественными числительными. Такие имена существительные имеют соотносительные формы единственного числа (для обозначения одного предмета) и множественного числа (для обозначения нескольких или многих предметов): дом - дома, книга - книги, озеро - озёра.

В некоторых случаях наряду с формами множественного числа для выражения множественности могут использоваться и формы единственного числа (с дополнительным оттенком собирательности): Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый (Л.);

Иногда форма множественного числа не указывает на множественность предметов, а вносит лишь оттенок собирательности: вологодские кружева, веселые времена (ср. вологодское кружево, веселое время).

Некоторые имена существительные имеют формы и единственного и множественного числа, но употребляются преимущественно в форме множественного числа (которое в этом случае уже не противопоставляется единственному): вожжи, лыжи, сплетни.

Существуют в русском языке также имена существительные, которые имеют или только формы единственного числа (так называемые singularia tantum) или только формы множественного числа (так называемые pluralia tantum). У таких существительных форма числа не имеет соотносительного значения единственности и множественности предметов.

Имена существительные, обозначающие предметы, не считаемые и не сочетающиеся с количественными числительными, не имеют форм множественного числа. К этой группе относятся:

1) имена существительные, обозначающие вещество, материал (вещественные существительные): масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь.

Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок: легированные стали, технические масла, газированные воды. Иногда с формой числа связано различение смысловых значений. Грязь («размокшая грязь») не имеет множественного числа, а грязи («лечебный ил») не имеет единственного числа; мозг («орган центральной нервной системы» и «вещество, образующее этот орган») не имеет множественного числа, а мозги («блюдо из мозга животных») не имеет единственного числа;

2) имена существительные собирательные: ельник, молодежь, студенчество;

3) отвлеченные (абстрактные) имена существительные: белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло.

Форма множественного числа, возможная для некоторых из них, придает им конкретное значение: морские глубины, недоступные высоты, местные власти;

4) имена собственные. Эти слова получают форму множественного числа лишь в том случае, если употребляются нарицательно или обозначают группу людей, носящих одну и ту же фамилию: Были ли до Гоголя Маниловы, Собакевичи, Лазаревы?

К существительным, не имеющим единственного числа, относятся в основном следующие группы:

1) названия парных или сложных (составных) предметов: сани, дрожки, ножницы, ворота, очки.

2) названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно-собирательные): горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др.;

3) обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных): сутки, будни, сумерки, каникулы и др.;

4) названия какой-либо массы вещества (вещественно-собирательные): макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др.;


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.222 с.