Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Основные синтаксические единицы. Словосочетания. Простые предложения, сложные предложения, ССЦи текст.

2017-12-09 509
Основные синтаксические единицы. Словосочетания. Простые предложения, сложные предложения, ССЦи текст. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Синтаксические единицы - это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному.

Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин).

В предложении - 7 слов, 5 словоформ, т.к. предлог является элементом формы слова и входит в состав членов предложения, 5 членов предложения. В этом предложении количество словоформ и членов предложения совпадает, но такое соотношение наблюдается не всегда.

Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву (А. Толстой).

В предложении - 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.

Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами

Вопрос о составе синтаксических единиц (сколько их и какие они) до сих пор однозначно не решен в лингвистике, однако в большинстве вузовских учебников рассматриваются все названные выше синтаксические единицы

Словоформа – это единица языка и речи, это форма слова в «лексической одежде», а форма слова – это абстрактная единица языка, которая характеризуется принадлежностью к определенной части речи и ее морфологическими категориями. Ср.: Свеча горела на столе, свеча горела. Словоформа свеча выполняет синтаксическую функцию подлежащего, а словоформа на столе (предлог входит в состав словоформы) – функцию обстоятельства. Другими словами: подлежащее выражено существительным в форме И.п. ед.ч, а обстоятельство – существительным в форме П.п ед.ч. с предлогом.

Итак словоформа имеет и категориальное значение, и лексическое значение, а форма слова – только категориальное.

Словоформы изучаются и в морфологии и в синтаксисе. В синтаксисе словоформы рассматриваются как строевые элементы синтаксических единиц.

Из словоформ строятся словосочетания.Из словоформ и словосочетаний строятся простые предложения: С половины ночи начинал моросить теплый дождь.

Из простых предложений строятся сложные предложения, различающиеся степенью смысловой и грамматической спаянности. Так, из предложений Ветер дел с суши и У берега вода была спокойна можно образовать БСП, ССП и СПП: Ветер дул с суши, и у берега вода была спокойна; Ветер дул с суши – у берега вода была спокойна; Если ветер дул с суши, у берега вода была спокойна.

Из простых и сложных предложений строится ССЦ. Н-р: Наш народ всегда любил, знал и ценил лес. Недаром столько сказок и песен сложено о наших дремучих лесах.

Из предложений и ССЦ строится текст.

Итак, основными СЕ являются словосочетание, предложение (простое и сложное), ССЦ и текст. Такая иерархия СЕ отражает взгляд на них «снизу» (не берется во внимание словоформа).

СЕ можно рассматривать и в иной последовательности («сверху»): текст и ССЦ членить на простые и сложные предложения, сложные предложения – на простые (предикативные части), предикативные части – на сочетания слов (в том числе и словосочетания), а в сочетаниях слов и предложениях выделять словоформы (члены предложения).

Эти два подхода к выделению СЕ отражают разные уровни системы синтаксиса, в которой единицы более низкого уровня входят в единицы более высокого уровня и, Эти два подхода к выделению СЕ отражают разные уровни системы синтаксиса, в которой единицы более низкого уровня входят в единицы более высокого уровня и, наоборот, единицы более высокого уровня членятся на единицы более низкого уровня. Синтаксические единицы более низкого уровня в построениях более высокого уровня выступают как элементы (компоненты), которые выступают друг с другом в синтаксические связи и отношения.

Особенно наглядно различие подходов «снизу» и «сверху» при составлении словоформ и членов предложения. Словоформы – минимальные элементы СЕ, из них образуются словосочетания и предложения. Члены предложения – структурно-семантические компоненты предложения. Они существуют лишь в составе предложения и вычленяются из него. В составе предложения словоформы выступают как члены предложения или являются их частью.

Взгляд «снизу» и «сверху» на одно и то же синтаксическое явление дает возможность увидеть разные его стороны, поэтому при описании отдельных синтаксических единиц будут учитываться оба подхода или тот из них, который позволит показать более существенные признаки СЕ.

Вопрос о количестве и составе СЕ является дискуссионным. Так, словоформа входит в синтаксис лишь одной стороной – как минимальный элемент собственно синтаксических построений.

Текст рассматривается некоторыми учеными как единица речи. Однако, как и другие СЕ, текст строится по определенным схемам (моделям), принадлежащим системе языка. Так, что текст, как и другие СЕ, является единицей и речи, и языка: схемы (модели) текста реализуются в речи.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.