Понятие, лексическое значение и концепт — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Понятие, лексическое значение и концепт

2017-12-13 1021
Понятие, лексическое значение и концепт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Концепт – квант знания, это ментальное национально-специфическое образование, планом содержания которого является вся совокупность знаний о данном объекте, а планом выражения – совокупность языковых средств (лексических, фразеологических, паремиологических и др.), выражающих это знание. В языке концепт может быть представлен (репрезентирован) разнообразным набором вербальных знаков. Так, концепт „агрессия”, по мнению Е. В. Круть, в украинском языке представлен 3493 словами разных частей речи, в русском – 3530, в английском – 3220 (лупити, дубасити, вбивати, топити; to kill, to beat, to fight, to shoot down; knife, whip; fiendlike, devastating, hard-fought и мн. др).

То есть концепт – это всё, что мы знаем об объекте, его смысл.

Ряд исследователей отождествляет концепт с понятием (тем более, что в лат.яз. conceptus – это и есть понятие). У них действительно много общего, однако в когнитивной лингвистике их различают: 1) это термины разных разных наук: понятие – в логике и философии; концепт – в когнитологии, культурологи, лингвистике и пр.; 2) понятие – это совокупность уже познанных существенных и необходимых признаков объекта, а концепт включает в себя и несущественные признаки (так, в 60-е годы ХХ в. считалось, что ИНТЕЛЛИГЕНТ – это тот, кто любит стихи; данный признак не входит в структуру понятия, но входит в структуру концепта); 3) концепт – это не любые понятия, а лишь наиболее сложные, важные, без которых трудно представить себе данную культуру (например, главным концептом русских считают авось, а у немцев – порядок); не всякое имя-обозначение есть концепт, а только то имя, что представляет ценность для данной культуры; поэтому для обозначения концепта используется большое количество языковых единиц; концепты являются темой для пословиц и поговорок, поэтических и прозаических текстов; 4) концепт, в отличие от понятия как категории формальной логики, включает в себя эмоциональные, экспрессивные, оценочные коннотации, социокультурные ассоциации; это предмет симпатий и антипатий, столкновения различных мнений. Итак, КОНЦЕПТ – ЭТО ПОНЯТИЕ, ПОГРУЖЕННОЕ В КУЛЬТУРУ.

Термин «концепт» противопоставлен и лексическому значению слова (ЛЗС). Слово одним из своих значений отражает лишь часть концепта, поскольку в ЛЗС назван лишь самый важный. существенный признак данного явления, поэтому считается, что доступ к концепту как глубинной структуре сознания возможен не через отдельное слово, а через высказывание, дискурс. О ЛЗС можно узнать в толковом словаре, о понятии – в энциклопедических словарях, о концепте – в словарях символов, мифов и т. д.

У концепта сложная структура: 1) исходная форма (этимология), 2) история, сжатая до основных признаков содержания; 3) современные интерпретации; 4) оценки; 5) коннотации. Таким образом, концепт имеет «слоистое» строение и разные слои являются результатом культурной жизни разных эпох.

Пример анализа универсального концепта душа

Душа – сложная субстанция. По представления древних, природа тоже имела душу. Аристотель, например, даже зведы считал одушевлеными, а Платон делил душу на «разумную» (человеческую) и «чувственную» (животную). Главное отличие человека, созданного по образу и подобию Божьему, от всего природного – наличие у него нематериальной божественной души.

Еще с античных времен душа понималась как огонь (Демокрит), как воздух (Анаксимен), как сочетание всех 4 элементов (Эмпедокл). Эти представления до сих пор сохранились в языке: душа горит, душа воспарила, душа воспламенилась.

Вместилищем души у разных народов считаются разные органы: диафрагма, сердце, почки, глаза и даже пятка (душа ушла в пятки). Первобытные народы считали связь души и тела настолько тесной, что, если обезобразить мертвое тело, обезобразится и его душа; поэтому они оберегают труп или намеренно уродуют убитого врага.

Славяне признавали в человеческой душе проявление творческой силы. С этим связаны метафоры душа светится, душа горит, душа пылает, жар души, искры души, душа оттаяла и пр.

Душа – alter ego человека, его внутреннее «я»: мелкая душонка, высокая душа, нежная душа, чуткая душа, благородная душа, грешная душа, верная душа. Душа, как и человек, смертна: отдавать Богу душу, она может уставать, болеть (душа болит).

Душа является носителем этического начала: чистая душа, запачкать душу: Хоть мошна пуста, да душа чиста (поговорка).

С религиозной точки зрения душа связывает человека с высшим духовным началом: спасать душу, душа бессмертна.

Душа – это вместилище, отсюда – душа пустая, душа полна тобой.

Разным народам, в том числе и славянам, присуще представление о душе как о дыхании, воздухе, паре, ветре, птице, бабочке: вдохнуть душу, душа улетела, душа во н и пр. По языческим верованиям, если человек жил праведно, его душа превращается в голубя, если во грехе – в черного ворона, иногда – в грустную кукушку. С мифологемой «душа=птица» у славян связан обычай оставлять на Пасху, Радоницу на могилах крашеные яйца для птиц.

Часто душа связана с загробным миром, поэтому древние снабжали покойников разными вещами.

Души умерших улетают в рай, где зимуют птицы (у белорусов). Но душа умершего, обернувшись птицей, может вернуться. И на прздник дзяды белорусы убираются в доме, готовят обрядовые кушанья.

Мифологема «душа=дым» подкреплена обычаем у многих народов сжигать трупы, чтобы душа леко покинула тело и улетела в рай. Эта мифологема сохранилась во фразеологизме душа отлетела в мир иной (по В.А. Масловой).

Многое в описании концепта зависит от типа концепта.

Так, если словарные толкования содержат указания на контуры, линии, формирующие предмет, его очертания, то они указывают на схему. Пример такого толкования: «рогатка» ‑ деревянная развился в форме буквы Y.

Фрейм — это такая когнитивная структура, которая основана на вероятностном знании о типических ситуациях и связанных с этим знанием ожиданиях по поводу свойств и отношений реальных или гипотетических объектов. Фрейм – это рамка соотнесения, система координат, в которой ситуация должна быть рассмотрена. Когда человек сталкивается с новой ситуацией, он пытается сопоставить ее с уже имеющейся системой фреймов, «делая запрос» в своем «хранилище знаний» в поисках подходящего фрейма. Обнаружив соответствующий ситуации фрейм, он активирует его, выявляя смысл события или фрагмента текста. Если ситуация совпадает с системой координат интерпретатора, то человек воспринимает ее как должную, если же не совпадает – он испытывает замешательство, недоумение и пытается идентифицировать ее с привычными когнициями.

По своей структуре фрейм состоит из вершины (темы), т. e. макропропозиции, и слото в (или терминалов), заполняемых пропозициями. Фреймы способны определять и описывать то, что является самым «характерным» или «типичным» в данном социуме или обществе с его этно- и социокультурными особенностями. Скажем, фрейм «семья» по-разному организован в сознании жителей южнокорейского села, немецкого города, дагестанского аула или индусской деревни: разными оказываются и слоты, и их количество, и наполнение (явно отличаются роли и статусы членов семьи, их права и обязанности, отношение к родственникам по мужской и женской линии, включенность третьего-четвер того поколений). Такие когнитивные модели — это базис для интерпретации дискурса.

Фреймом также называют набор единиц, которые определяют наше восприятие предметов (стульев, журналов, бананов) и других объектов действительности. Например, фрейм «комната» включает слоты стены, потолок, пол, окно и дверь, трехмерность замкнутого пространства комнаты, точку зрения относительно данного объекта (вне или внутри, где).

Сценарий или, по-другому, сценарный фрейм, содержит стандартную последовательность событий, обусловленную некой ситуацией [Schank, Abelson]. Сценарии организуют поведение человека и его интерпретацию. Сценарии нередко описывают последовательности сцен, событий или действий, например светские, религиозные и военные церемонии.

Разные концепты способны передавать концептуальную информацию разного типа – от элементарных до сложнейших концептуальных структур высшей степени абстракции. Это позволяет любой текст с пропущенными звеньями осознавать как связный и целостный (всё, что пропущено, находится в сознании человека в виде определенной структуры репрезентации знаний, модели, котрая позволяет восполнить пробел).

Разговор влюбленных

- Дорогая, если бы я внезапно разорился, ты бы продолжала меня любить?

- Конечно, но мне бы тебя очень не хватало.

Репортер принес редактору репортаж о дорожном происшествии. Тот ему:

- Слишком длинно. Сократить.

Через полчаса репортер приносит текст:

- Мистер Смит вел машину со скоростью сто миль в час по скользкому шоссе. Похороны завтра, в 15.00.

Несоответствие поверхностной структуры текста (высказывания) концептуальной картине мира отражено во множестве анекдотических ситуаций (их часто описывал М. Задорнов).

Корова лезет на дерево. Ворона ей:- Корова, ты чего это на дерево лезешь?- Яблок хочу поесть.- Так это же елка!- А у меня с собой...

Идет лысый по пустыне, вдруг из-за угла его кто-то хватает за волосы и об асфальт

3.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.