Тема 2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

2017-12-13 144
Тема 2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 1.

Психология (греч. — душа; греч. — знание) — это наука, изучающая поведение и психические процессы людей и животных.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

Задание 2.

Этап становления   Характеристика
1-й этап (V в. до н.э.) Предмет изучения - душа. К 17 в. душа стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как особая сущность.
2-й этап (XVII в.) Предмет психологии – сознание как способность чувствовать, желать, мыслить. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
3-й этап (XIX в.) Предмет психологии – поведение. Появление психологических концепций: гештальтпсихология (предмет изучения - особенности восприятия), психоанализ и неофрейдизм (предмет изучения – бессознательное), когнитивная психология (предмет изучения – познавательные процессы), генетическая психология (предмет - происхождение и развитие психики животных и человека).
4-й этап (XX в.) В отечественной психологии возникает «культурно-историческая теория» Выготского. Возникновение гуманистической психологии - направления, в котором личность рассматривается как высшее существо. Появление трансперсональной психологии, изучающей предельные возможности психики человека.

 

Задание 3.

Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными – через психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими – через медицинскую психологию, с педагогическими – через психологию развития и педагогическую психологию, с техническими – через инженерную психологию, и т. д.

У психологии сложились тесные связи с научными дисциплинами всех групп: естественной, гуманитарной и технической. Анализ содержания психологических знаний показывает, что точное определение, к какой из вышеназванных групп можно отнести саму психологию, не представляется возможным. Психология развивается на пересечении всех трех направлений научных исследований.

 

Задание 4.

Отличия Житейская психология Научная психология
Особенности знаний Конкретны, приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам.   Стремится к обобщениям, использует научные понятия. По внешней форме понятия могут совпадать с житейскими, но внутреннее содержание отлично.
Характер знаний Интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. Рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.
Способы передачи знаний Специфические способы, вытекающие из конкретного и интуитивного характера житейского опыта. Фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка.  
Методы получения знаний Наблюдение и размышление Наблюдение и размышление, эксперимент
Фактический материал Отсутствие фактического обширного материала, возможности создавать новые отрасли психологии Разнообразный, уникальный фактический материал, недоступный во всем своем объеме житейской психологии. Разработка специальных отраслей психологии.
Взаимосвязь научной и житейской психологии заключается в том, что, во-первых, научная опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

 

Задание 5.

Автор Классификация методов
С. Я. Рубинштейн 4 звена: первое наблюдение и эксперимент, второе изучение продуктов деятельности, третье беседа и четвертое анкета.  
Б. Г. Ананьев - организационные: сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и т.д.); лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет); комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи). - эмпирические: самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды); эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента); анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее); психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики); биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии). - методы по сбору обработки данных: методы качественного описания; методы математико-статистического анализа данных. - интрепретационные методы: фило-и онтогенетический; структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды)
Г. Пирьов Наблюдение (объективное – непосредственное и опосредованное, субъективное – непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.), специфические методические подходы (генетические, сравнительный и др.). Каждый из этих методов подразделяется на ряд других. Так, например, наблюдение (опосредованное) делится на анкеты, вопросники, изучение продуктов деятельности и др.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.