Тема 1. Общее представление о психологии как науке. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 1. Общее представление о психологии как науке.

2017-12-13 171
Тема 1. Общее представление о психологии как науке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Общее представление о психологии как науке.

Тема 4. Неосознаваемые психические процессы.

Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека - неосознаваемые процессы. Вся совокупность неосознаваемых процессов называется бессознательным.

В отечественной психологии неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:

- неосознаваемые механизмы сознательных действий,

- неосознаваемые побудители сознательных действий,

- надсознательные процессы.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на:

- неосознаваемые автоматизмы,

- неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Совершая такую работу, люди говорят о "механической работе", "о работе, при которой голова остаётся свободной".

Примеры принципиально неосознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.

Разные примеры автоматизмов:

- бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но "сразу" воспринимаем смысл прочитанного,

- радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов,

- заходя в тёмную комнату, рука "сама" тянется к выключателю.

Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые сопровождают действие без видимой причины. К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относится:

- непроизвольные движения,

- тоническое напряжение,

- мимику,

- пантомимику,

- большой класс вегетативных проявлений.

Скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка — во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

Виды установки:

- моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия),

- умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов),

- перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).

Установка это тоже автоматизм, только автоматизм в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка организма к выполнению тех или иных действий.

 

 

Тема 5. Проблема человека в психологии.

Понятие Определение
Индивид - это отдельный человек, который отличается от других только ему присущими качествами (врожденными и приобретенными) и особенностями.
Субъект- активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным инструментам, в том числе их состояниям, рассматривая их как объект.
Индивидуальность - это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.

 

Тема 10. Эмоции и чувства.

Задание 1 – 2.

Определение эмоции Виды эмоций Формы проявления
Психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному мир.   Простые эмоции, которые вызываются непосредственным действием на организм тех или иных объектов, связанных с удовлетворением первичных потребностей. Сложные эмоции, связанные с пониманием их объектов, осознанием их жизненного значения. К сложным видам эмоциям принадлежат интерес, удивление, радость, страдание, горе и др. Аффект - это сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание человека, который возникает внезапно и сопровождается резкими двигательными изменениями и изменениями состояния внутренних органов. Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека как в процессе деятельности так и в повседневной жизни, так и в особо сложных ситуациях. Настроение - это общее эмоциональное состояние человека, что характеризует ее жизненный тонус в течение определенного времени. Страсть - это устойчивые и длительные чувства, связанные с устойчивым стремлением человека к определенному объекту.

 

Чувства — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность предметов и побуждающих к решению частных задач, чувства направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности.

Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Их называют предметными и высшими чувствами; в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к реальной действительности.

 

Тема 11. Воля.

Задание 1 – 2.

Определение воли Функции воли
Это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий. - инициирующая, или побудительная, обеспечивающая начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий; - стабилизирующая, связанная с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех; - тормозная, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

 

Тема 12. Темперамент.

Задание 1.

Темперамент – это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.

Задание 2.

Автор Суть теории
Гуморальная теория темперамента Гиппократа и Галена. Здоровье зависит от правильного соотношения 4 жидкостей в организме: крови, слизи, желчи, черной желчи. Преобладание какого-то жизненного сока – болезнь. Кровь - «сангва», слизь - «флегма», желчь - «холе», черная желчь - «меланхоле» (4 типа).Если какая-то жидкость в избытке, человек ведет себя соответственно органу, который его производит (сангвиник – избыток крови – очень энергичные люди; флегматик – избыток слизи – замедленные реакции, склонность к размышлению; холерик – желчь – человек вспыльчивый, неуживчивый; меланхолик – избыток черной желчи).
Иммануил Кант Характеристика крови: легкокровный, или сангвинический; тяжелокровный, или меланхолический; теплокровный, или холерический; хладнокровный, или флегматический. Темпераменты:темпераменты чувства (сангвиник, меланхолик); темпераменты деятельности (холерик, флегматик).
И.П. Павлов Связь с типами высшей нервной деятельности: слабый тип (слабость возбудительного и тормозного процессов) – меланхолик; сильный (сильный раздражительный процесс и слабый процесс торможения) – холерик; сильный, подвижный тип – сангвиник, сильный, но с инертными процессами – флегматик.

 

Тема 13. Характер.

Задание 1.

Определение характера Структура характера
Это совокупность постоянных индивидуально-психологических свойств человека, которые проявляются в ее деятельности и общественном поведении, отношении к коллективу, других людей, труда, окружающей действительности и к самому себе. Компоненты: направленность, убеждение, умственные черты, эмоции, воля, темперамент, полнота, целостность, определенность, сила.  

 

Задание 2.

Типология характеров А. Е. Личко построена на основе наблюдений за подростками.

Тип характера Основные черты
Гипертимный тип Подвижность, общительность, склонность к озорству. Неусидчивость, конфликты со взрослыми. Увлечения поверхностны.
Циклоидный тип Повышенная раздражительность и склонность к апатии. Тяжелые переживания даже незначительных неприятностей. Смена настроения от приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели.  
Лабильный тип Крайне изменчиво настроение, зависит от сиюминутного настроения.
Астеноневротический тип Повышенная мнительность и капризность, утомляемость и раздражительность.
Сензитивный тип Повышенная чувствительность ко всему. Застенчивость и робость при посторонних людях
Психастенический тип Ускоренное и раннее интеллектуальное развитие, склонность к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей.
Шизоидный тип Внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним. Внутренний мир наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями.
Эпилептоидный тип Жестокость, властность, себялюбие.
Истероидный тип Эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе.
Неустойчивый тип Повышенная склонность и тяга к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности.
Конформный тип Бездумное подчинение любым авторитетам. Главное жизненное кредо – «быть как все».

 

Типология характеров К. Леонгарда относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям.

Тип характера Основные черты
Гипертимный тип. Положительные черты: энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Отрицательные черты: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, повышенная раздражительность, недостаточно серьёзное отношение к своим обязанностям.
Дистимный тип Положительные черты: серьёзность, добросовестность, чувство справедливости. Отрицательные черты: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость.
Циклоидный тип Частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми.
Возбудимый тип Низкая контактность в общении, склонность к хамству, к конфликтам, в которых сами являются провоцирующей стороной. Неуживчивы в коллективе, властны в семье
Застревающий тип Умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость.
Педантичный тип Положительные черты: добросовестность, аккуратность, серьёзность, надежность в делах. Отрицательные – формализм, занудливость, брюзжание.
Тревожный тип Людям данного типа свойственна низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроении. Привлекательные черты: дружелюбие, самокритичность, исполнительность
Эмотивный тип Привлекательные черты: доброта, сострадательность, радость чужим успехам, обостренное чувство долга. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.
Демонстративный тип Привлекательные черты: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков. Отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.
Экзальтированный тип Альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям
Экстравертированный тип Привлекательные черты: готовность внимательно выслушать других, исполнительность. Отталкивающие черты: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.
Интровертировенный тип Привлекательные черты: наличие твердых убеждений, принципиальность, сдержанность. Отталкивающие черты: упрямство, ригидность мышления.

 

Задание 3.

Акцентуация – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме "слабых мест" в психике.

Психопатии – такие аномалии характера, которые определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой отпечаток; в течение жизни не подвергаются резким изменениям; мешают приспособляться к окружающей среде.

Тема 14. Способности.

Задание 1.

Способности - это свойства, которыми обладает человек и которые позволяют ему заниматься тем или иным видом деятельности. Это наивысший уровень, на котором набор знаний и умений структурируется и получает конкретные очертания.

Задатки – анатомо - физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека.

 

Задание 2.

Основания для классификации Виды способностей
Происхождение Биологические, обусловлены врожденными задатками Социальные, приобретенные в процессе воспитания и обучения
Направление Общие, имеют общую сферу применения. Специальные, имеют конкретную сферу применения.
Условия развития Потенциальные, проявляются со временем в определенных условиях. Актуальные, имеют место в данный момент времени.
Уровень развития Одаренность Талант, гениальность

 

Задание 3.

Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности».

Талант — это определённые или выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык.

Тема 1. Общее представление о психологии как науке.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.