История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-12-13 | 171 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тема 1. Общее представление о психологии как науке.
Тема 4. Неосознаваемые психические процессы.
Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не отражается в сознании человека - неосознаваемые процессы. Вся совокупность неосознаваемых процессов называется бессознательным.
В отечественной психологии неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:
- неосознаваемые механизмы сознательных действий,
- неосознаваемые побудители сознательных действий,
- надсознательные процессы.
Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на:
- неосознаваемые автоматизмы,
- неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
Неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Совершая такую работу, люди говорят о "механической работе", "о работе, при которой голова остаётся свободной".
Примеры принципиально неосознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.
Разные примеры автоматизмов:
- бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но "сразу" воспринимаем смысл прочитанного,
- радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов,
- заходя в тёмную комнату, рука "сама" тянется к выключателю.
Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые сопровождают действие без видимой причины. К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относится:
|
- непроизвольные движения,
- тоническое напряжение,
- мимику,
- пантомимику,
- большой класс вегетативных проявлений.
Скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка — во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.
Виды установки:
- моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия),
- умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов),
- перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).
Установка это тоже автоматизм, только автоматизм в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка организма к выполнению тех или иных действий.
Тема 5. Проблема человека в психологии.
Понятие | Определение |
Индивид - | это отдельный человек, который отличается от других только ему присущими качествами (врожденными и приобретенными) и особенностями. |
Субъект- | активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным инструментам, в том числе их состояниям, рассматривая их как объект. |
Индивидуальность - | это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. |
Тема 10. Эмоции и чувства.
Задание 1 – 2.
Определение эмоции | Виды эмоций | Формы проявления |
Психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному мир. | Простые эмоции, которые вызываются непосредственным действием на организм тех или иных объектов, связанных с удовлетворением первичных потребностей. Сложные эмоции, связанные с пониманием их объектов, осознанием их жизненного значения. К сложным видам эмоциям принадлежат интерес, удивление, радость, страдание, горе и др. | Аффект - это сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание человека, который возникает внезапно и сопровождается резкими двигательными изменениями и изменениями состояния внутренних органов. Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека как в процессе деятельности так и в повседневной жизни, так и в особо сложных ситуациях. Настроение - это общее эмоциональное состояние человека, что характеризует ее жизненный тонус в течение определенного времени. Страсть - это устойчивые и длительные чувства, связанные с устойчивым стремлением человека к определенному объекту. |
|
Чувства — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность предметов и побуждающих к решению частных задач, чувства направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности.
Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Их называют предметными и высшими чувствами; в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к реальной действительности.
Тема 11. Воля.
Задание 1 – 2.
Определение воли | Функции воли |
Это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий. | - инициирующая, или побудительная, обеспечивающая начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий; - стабилизирующая, связанная с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех; - тормозная, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности. |
|
Тема 12. Темперамент.
Задание 1.
Темперамент – это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.
Задание 2.
Автор | Суть теории |
Гуморальная теория темперамента Гиппократа и Галена. | Здоровье зависит от правильного соотношения 4 жидкостей в организме: крови, слизи, желчи, черной желчи. Преобладание какого-то жизненного сока – болезнь. Кровь - «сангва», слизь - «флегма», желчь - «холе», черная желчь - «меланхоле» (4 типа).Если какая-то жидкость в избытке, человек ведет себя соответственно органу, который его производит (сангвиник – избыток крови – очень энергичные люди; флегматик – избыток слизи – замедленные реакции, склонность к размышлению; холерик – желчь – человек вспыльчивый, неуживчивый; меланхолик – избыток черной желчи). |
Иммануил Кант | Характеристика крови: легкокровный, или сангвинический; тяжелокровный, или меланхолический; теплокровный, или холерический; хладнокровный, или флегматический. Темпераменты:темпераменты чувства (сангвиник, меланхолик); темпераменты деятельности (холерик, флегматик). |
И.П. Павлов | Связь с типами высшей нервной деятельности: слабый тип (слабость возбудительного и тормозного процессов) – меланхолик; сильный (сильный раздражительный процесс и слабый процесс торможения) – холерик; сильный, подвижный тип – сангвиник, сильный, но с инертными процессами – флегматик. |
Тема 13. Характер.
Задание 1.
Определение характера | Структура характера |
Это совокупность постоянных индивидуально-психологических свойств человека, которые проявляются в ее деятельности и общественном поведении, отношении к коллективу, других людей, труда, окружающей действительности и к самому себе. | Компоненты: направленность, убеждение, умственные черты, эмоции, воля, темперамент, полнота, целостность, определенность, сила. |
Задание 2.
Типология характеров А. Е. Личко построена на основе наблюдений за подростками.
Тип характера | Основные черты |
Гипертимный тип | Подвижность, общительность, склонность к озорству. Неусидчивость, конфликты со взрослыми. Увлечения поверхностны. |
Циклоидный тип | Повышенная раздражительность и склонность к апатии. Тяжелые переживания даже незначительных неприятностей. Смена настроения от приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели. |
Лабильный тип | Крайне изменчиво настроение, зависит от сиюминутного настроения. |
Астеноневротический тип | Повышенная мнительность и капризность, утомляемость и раздражительность. |
Сензитивный тип | Повышенная чувствительность ко всему. Застенчивость и робость при посторонних людях |
Психастенический тип | Ускоренное и раннее интеллектуальное развитие, склонность к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. |
Шизоидный тип | Внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним. Внутренний мир наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. |
Эпилептоидный тип | Жестокость, властность, себялюбие. |
Истероидный тип | Эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. |
Неустойчивый тип | Повышенная склонность и тяга к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. |
Конформный тип | Бездумное подчинение любым авторитетам. Главное жизненное кредо – «быть как все». |
|
Типология характеров К. Леонгарда относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям.
Тип характера | Основные черты |
Гипертимный тип. | Положительные черты: энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Отрицательные черты: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, повышенная раздражительность, недостаточно серьёзное отношение к своим обязанностям. |
Дистимный тип | Положительные черты: серьёзность, добросовестность, чувство справедливости. Отрицательные черты: пассивность, замедленность мышления, неповоротливость. |
Циклоидный тип | Частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми. |
Возбудимый тип | Низкая контактность в общении, склонность к хамству, к конфликтам, в которых сами являются провоцирующей стороной. Неуживчивы в коллективе, властны в семье |
Застревающий тип | Умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. |
Педантичный тип | Положительные черты: добросовестность, аккуратность, серьёзность, надежность в делах. Отрицательные – формализм, занудливость, брюзжание. |
Тревожный тип | Людям данного типа свойственна низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроении. Привлекательные черты: дружелюбие, самокритичность, исполнительность |
Эмотивный тип | Привлекательные черты: доброта, сострадательность, радость чужим успехам, обостренное чувство долга. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость. |
Демонстративный тип | Привлекательные черты: обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков. Отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы. |
Экзальтированный тип | Альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям |
Экстравертированный тип | Привлекательные черты: готовность внимательно выслушать других, исполнительность. Отталкивающие черты: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов. |
Интровертировенный тип | Привлекательные черты: наличие твердых убеждений, принципиальность, сдержанность. Отталкивающие черты: упрямство, ригидность мышления. |
|
Задание 3.
Акцентуация – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме "слабых мест" в психике.
Психопатии – такие аномалии характера, которые определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой отпечаток; в течение жизни не подвергаются резким изменениям; мешают приспособляться к окружающей среде.
Тема 14. Способности.
Задание 1.
Способности - это свойства, которыми обладает человек и которые позволяют ему заниматься тем или иным видом деятельности. Это наивысший уровень, на котором набор знаний и умений структурируется и получает конкретные очертания.
Задатки – анатомо - физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека.
Задание 2.
Основания для классификации | Виды способностей | |
Происхождение | Биологические, обусловлены врожденными задатками | Социальные, приобретенные в процессе воспитания и обучения |
Направление | Общие, имеют общую сферу применения. | Специальные, имеют конкретную сферу применения. |
Условия развития | Потенциальные, проявляются со временем в определенных условиях. | Актуальные, имеют место в данный момент времени. |
Уровень развития | Одаренность | Талант, гениальность |
Задание 3.
Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности».
Талант — это определённые или выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык.
Тема 1. Общее представление о психологии как науке.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!