Занятие II. Социально-экономическая жизнь средневекового города. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Занятие II. Социально-экономическая жизнь средневекового города.

2017-12-13 462
Занятие II. Социально-экономическая жизнь средневекового города. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебные вопросы:

1. Образование ремесленных цехов: причины появления, структура, организация производства.

2. Характер и роль торговли в средневековом городе.

3. Социальные отношения внутри цеха и города.

4. Процесс "замыкания" цеха. Признаки разложения средневековых ремесленных и купеческих организаций.

5. Исторический вклад города в социально-экономическое развитие средневекового общества.

Изучив данную тему, студент должен:

иметь представление о роли средневекового города в развитии западноевропейской цивилизации; о развитии социальных отношений в городе; об организации торговли и основных торговых путях в средневековой Европе;

знать причины образования средневековых цехов; основную терминологию;

уметь работать с контурной картой;

владеть навыками конспектирования специальной литературы;

Методические рекомендации по изучению темы

При ответе на первый вопрос необходимо рассмотреть проблемы существования ремесленных цехов, их структуру, статус мастера, ученика, подмастерья, регламентацию отношений внутри цеха, сбыта продукции, условий труда.

Показать роль городов в сфере товарообмена, развитии транзитной торговли, кредитного дела (городская торговля; межрегиональная торговля; транзитная торговля; купеческие гильдии; развитие кредита; появление банков). В ходе подготовки обратить внимание на демографическую основу городов в период роста. Следует уделить внимание социальной борьбе внутри городского сословия – противостояние "старших" и "младших" цехов, городского патрициата и плебса; патрициата и цеховой верхушки. Студент дожжен рассмотреть эволюцию понятия "бюргер".

При ответе на последний вопрос необходимо рассмотреть влияние городской экономики на социально-экономические процессы в средневековой деревне (расширение участия крестьянского и господского хозяйства в товарно-денежных отношениях; коммутация ренты; усиление экономической эксплуатации крестьян; дифференциация крестьянства; обострение социальной борьбы). Студент также должен раскрыть развитие товарно-денежных отношений и перемены в социально-экономической жизни феодального общества.

Дополнительная литература к теме семинарского занятия:

1. Тушина Г.М. Черты гражданского общества в средневековом европейском городе. // Вопросы истории. 1999. № 6. С. 125 – 135.

2. Шевеленко А.Я. Технология городских ремесел в западной Европе VI – XV вв. // Вопросы истории. 1993. № 1. С. 140 – 152.

3. Всемирная история. В 24 т. Т. 8. Крестоносцы и монголы. - Мн., 2000. – С. 73 - 76

4. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. Т. 2. Средневековая история. – М., 1992. – С. 234 - 255.

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить краткие ответы на вопросы 1 – 5.

2. Законспектировать статью А.Л. Ястребицкой "Западноевропейский город в средние века. //Вопросы истории. 1978. № 4. С. 96 – 113.

3. Подготовить доклады: население и внешний облик средневековых городов; быт и повседневная жизнь средневековых горожан.

Контрольные вопросы:

1. Каковы причины появления цехов?

2. Что такое цеховая регламентация?

3. Что такое шедевр?

4. Назовите основные районы морской торговли в Западной Европе.

5. Где и в связи с чем появились первые банки?

6. Кто такие бюргеры?

7. Кто относится к пополанам?

8. Каковы признаки разложения цехового строя?

9. Какой вклад внесли горожане в развитие средневековой культуры?

Тест:

1. К причинам роста средневековых городов относят:

а) успехи в сельском хозяйстве, улучшение орудий труда; б) возникновение бюргерства; в) начало крестовых походов; г) усиление торговли с Востоком.

2. К причинам борьбы горожан с сеньорами относят:

а) стремление горожан к независимости; б) нежелание сеньоров иметь в своих владениях города; в) неравное положение мастеров и подмастерьев; г) противоречия между плебсом и патрициатом.

3. Цех в средние века – это:

а) объединение городских ремесленников одной специальности; б) союз подмастерьев; в) союз купцов; г) крупная ремесленная мастерская.

4. Если в названии средневекового города присутствует частица – бург, то это указывает на то, что он возник:

а) около крепости; б) около монастыря; в) около переправы; г) около моста.

5. Что объединяет города Кельн и Париж:

а) ведут свою историю с римских времен; б) возникли не ранее XI в.; в) были королевскими резиденциями; г) были резиденциями епископов.

6. В каком городе проходили шампанские ярмарки:

а) Париж; б) Монпелье; в) Лион; г) Ланьи.

7. Все средневековые города:

а) имели рыночную площадь; б) имели мощенные камнем улицы; в) были застроены зданиями с черепичными крышами; г) были застроены одноэтажными зданиями.

8. Любек, Бремен, Гамбург, Кельн объединяет то, что:

а) это города, в которых проходили ежегодные сезонные ярмарки; б) это города, которые ведут свою историю с римских времен; в) это города – члены Рейнского союза; г) это города – члены Ганзы.

9. Определите город, который соответствует описанию:

Римляне называли его Лютецией. От нашествия гуннов, по преданию, его спасла молитва святой Женевьевы. В средние века он считался городом-гигантом:

а) Рим; б) Лондон; в) Кельн; г) Париж.

10. Установите связь между понятиями – ратуша, бургомистр:

а) это разные названия городского совета; б) городской совет, главой которого был бургомистр, заседал в ратуше; в) ратуша – это городской совет, который избирал бургомистра; г) никакой связи между этими понятиями нет.

11. Переведите на русский язык термин "цех":

а) товарищество; б) союз; в) пирушка; г) мастерская.

12. В XIV в. население делилось на – "жирный народ" и "тощий народ" в:

а) Милане; б) Венеции; в) Генуи; г) Флоренции.

13. По "Установлениям справедливости" Флоренцией стали управлять:

а) главы цехов; б) патрициат; в) бюргеры; г) знатные дворяне.

14. Первые банкиры вышли из среды:

а) патрициата; б) менял; в) мастеров; г) купцов.

15. Какой ремесленной профессии не было в средневековом городе:

а) ювелир; б) столяр; в) суконщик; г) оружейник.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.