Технологии модульного обучения. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Технологии модульного обучения.

2017-11-22 313
Технологии модульного обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Модуль – это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений студентов. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения. Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупней или важней модуль, тем большее число баллов ему отводится. Контроль по модулям обычно производится 3-4 раза в семестр, в него входят зачет или экзамен по курсу.

Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональную части. Первая формирует теоретические знания, вторая – профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний. Соотношение теоретической и практической частей модуля должно быть оптимальным, что требует профессионализма и высокого педагогического мастерства преподавателя.

В основу модульной интерпретации учебного курса должен быть положен принцип системности, предполагающий:

- системность содержания, т. е. то необходимое и доста­точное знание (тезаурус), без наличия которого ни дис­циплина в целом, ни любой из ее модулей не могут существовать;

- чередование познавательной и учебно-профессиональ­ной частей модуля, обеспечивающее алгоритм формирования познавательно-профессиональных умений и навыков;

- системность контроля, логически завершающего каждый модуль, приводящая к формированию способностей обучаемых трансформировать приобретенные навыки систематизации в профессиональные умения анализировать, систематизировать и прогнозировать инженерные решения.

При модульной интерпретации учебной дисциплины следует установить число и наполняемость модулей, соотношение теоретической и практической частей, в каждом из них, их очередность, содержание и формы модульного контроля, график выполнения проектного задания (если оно предусмотрено планом), содержание и формы итогового контроля.

Проектирование процесса обучения в высшей профессиональной школе на модульной основе по­зволяет:

1) осуществлять в дидактическом единстве интеграцию и дифференциацию содержания обучения путем группировки проблемных модулей учебного материала, обеспечивающих разработку в полном, сокращенном и углубленном вариантах, что помогает решить проблему уровневой и про­фильной дифференциаций в процессе обучения;

2) осуществлять самостоятельный выбор студентами того или иного варианта модульной про­граммы в зависимости от уровня обучения и обеспечивать им индивидуальный темп усвоения программы;

3) использовать проблемные модули в качестве сценариев для создания педагогических про­граммных средств:

4) переносить акцент в работе преподавателя в сторону консультативно-координирующих функ­ций управления познавательной деятельности обучаемых;

5) сокращать курс обучения без особого ущерба для полноты изложения и глубины усвоения учебного материала на основе адекватного комплекса методов и форм обучения.

Итак, суть технологии модульного обучения заключается в том, что для достижения требуемого уровня компетентности обучаемых на основе соответствующих принципов и факторов осуществляет­ся укрупненное структурирование содержания учебного материала, выбор адекватных ему ме­тодов, средств и форм обучения, направленных на самостоятельный выбор и прохождение студен­тами полного, сокращенного или углубленного вариантов обучения.

Виды рейтингового контроля при модульном обучении. В рамках каждого модуля студент всегда имеет дело как с предметными знаниями, так и с видами деятельности, связанными с получением и использованием этих знаний. Все зависит от варианта занятий. Соответственно контроль по модулю может быть: содержательным, деятельностным либо содержательно-деятельностным (изучение материала, выполнение эксперимента, решение задач). Целью создания каждого модуля являетсядостижение заранее планируемого результата обучения. Контрольные задания для модулей, построенных на содержательной основе, позволяют оценивать уровень ус­воения конкретных предметных знаний по виду их ис­пользования, причем за основу берут три уровня знаний — критический, достаточный, оптимальный. В каждое задание для такого вида модулей включены структурные элементы научных знаний, подлежащих усвоению, и оп­ределен вид деятельности по их использованию.

Контрольные задания для модулей, построенных на деятельной основе, предусматривают количественную оцен­ку уровня сформированных умений, позволяющих вы­полнять конкретную деятельность в целом, входящие в нее отдельные действия и операции.

Критический уровень сформированности умения соответствует уровню выполнения студентом операций, от­дельных действий и деятельности в целом только по за­данному алгоритму.

Достаточный уровень — уровень самостоятельного вы­полнения операций, отдельных действий и деятельности в целом при отсутствии готового алгоритма.

Оптимальный уровень — уровень полностью осознанно­го выполнения операций, отдельных действий и деятель­ности в целом.

Контрольные задания для модулей, сочетающих зна­ния и умения, соответственно базируются на двух выше перечисленных принципах.

При использовании рейтинговой формы контроля са­мостоятельной работы студентов (СРС) результат выпол­нения заданий каждого вида занятий, связанных с изуче­нием дисциплины, и результаты отдельных этапов этих заданий оценивают отдельно. Оценка (баллы) за каждый отдельный модуль зависит от качества и сроков выполне­ния всех входящих в него заданий. Общая оценка работы студентов определяется суммой баллов за отдельные мо­дули и виды занятий.

Рейтинговый контроль прекрасно сочетается с осталь­ными компонентами обучения. Несомненные преимуще­ства рейтинговой формы контроля заключаются в следу­ющем:

- осуществляются предварительный, текущий и итоговый контроль;

- текущий контроль является средством обучения и об­ратной связи;

- развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность;

- контроль удовлетворяет требованиям содержательной и конструктивной валидности (соответствие форм и це­лей);

- развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции;

- развернутая процедура контроля дает возможность раз­вивать у студентов навыки самооценки работы и фор­мировать навыки и умения самоконтроля в профессиональной деятельности.

Рейтинговая форма контроля проста в применении. С самого начала изучения дисциплины каждый студент получает памятку, ориентирующую его в работе по рейтингу. В этой памятке содержатся перечень выполняемых заданий и шкала баллов по трем уровням исполнения. Зачитываются также поощрительные и штрафные (за нарушение сроков) баллы. В памятке сообщается об установленном диапазоне рейтинга, в пределах которого сту­дент получает зачет или обеспечивает себе «3», «4», «5» за экзамен по дисциплине.

Для разработки рейтингового контроля СРС необходи­мо решить две группы задач:

1) По содержанию: проанализировать содержание, выде­лить темы, разделы, основные законы и понятия, знание которых обязательно для целостного восприятия предме­та, а также уровни усвоения содержания. Для каждого уровня указать конкретное содержание и степень владе­ния им.

2) По деятельности: проанализировать каждый вид дея­тельности, представить его как совокупность последова­тельных операций. Установить три уровня исполнения каж­дой операции и сформулировать критерии оценки каждого уровня и представления результатов, соответствующих этим уровням.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.