Культура мысли. Логика речи. Речевая норма. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Культура мысли. Логика речи. Речевая норма.

2017-11-22 1316
Культура мысли. Логика речи. Речевая норма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Можно ли говорить о культуре речи, не обращаясь к ее мысленной основе? Даже если предположить, что говорящий безупречно пользуется литературными нормами, можно ли считать речь хорошей, если она алогична, в ней не со­блюдаются основные законы и правила науки логики?

Логика, как и риторика, одна из древнейших наук о человеке, она изучает законы и формы правильного мышления. Понятия «логи­ка», «логичный» издавна стали синонимами рассудка, ума, естествен­ных связей в мире и в мышлении. Логика служит инструментом познания, интеллекта и его разви­тия. Так, Аристотель в своей «Логике» еще в IV в. до н.э. достиг такого уровня логических построений, которые доступны далеко не каждому современному оратору.

В старых риториках нормирование мысленной, логической структуры содержания предстоящей речи называлось изобретением, не пустым фантазированием, а созиданием мыслительной основы, творчеством: первое суждение подготавливало, порождало после­дующее суждение или умозаключение, создавалась логическая цепь.

Логическое построение текста нуждается в фактах, достоверном материале, так или иначе добытом говорящим или пишущим. Источники материала — общая образованность и культура субъекта, накапливающаяся годами, десятилетиями, собственный жизненный опыт.

Законы логики. (В 90-е годы XX в. логика вернулась во многие гимназии, лицеи, высшие учебные заве­дения, поэтому здесь законы логики будут лишь слегка очерчены). Первый — закон тождества - запрещает в процессе рассу­ждения подменять понятия: любое понятие, обозначенное словом, на протяжении одного текста должно употребляться в одном и том же объеме значения.

Нарушение закона тождества — это ошибка (часто применяемая умышленно в эристике в качестве софизма), она называется «под­мена понятий».

Второй закон — непротиворечия, «невозможно что-либо вместе утверждать и отрицать о предмете» (Аристотель).

Нарушение второго закона — незаметное, иногда по-иному сформулированное утверждение того, что ранее отрицалось в этом же тексте или в другом тексте того же автора (если автор переменил свою позицию, он должен публично признать это).

Третий закон — закон достаточного основания: каждая вы­сказанная новая мысль должна быть доказана, обоснована другими суждениями, истинность которых доказана ранее, в соответствии с теми правилами доказательства, которые выработаны в логике. Наиболее частая ошибка — неполное доказательство, т.е. приведено мало аргументов и фактов или сами доказательства некорректны.

Еще несколько типичных логических ошибок:

а) неправильно указана причина какого-то явления: «после этого — значит, по причине этого»;

б) неоправданный пропуск (бывает умышленный пропуск) чего-то существенного;

в) соотнесение понятий или суждений разных уровней (летом бывает жарко, а в апреле идут дожди), логический парадокс;

г) ошибочные местоименные замены, создающие двоякий смысл;

д) от сказанного с условием — к сказанному безусловно; на пример, сказано, что предмет обладает каким-то признаком лишь при температуре ниже 60°, затем условие забывается и прежнее ут­верждение выдается за правильное, что неверно;

е) ложная аналогия, ложное противопоставление и пр.

Нарушением культуры речи принято считать и чрезмерные доказа­тельства общеизвестных истин, и ложную новизну (говорящий говорит об известном как о новом: лошади кушают овес), и назойливое повто­рение какого-либо утверждения, пусть даже разумного, и чрезмерную логичность речи в ситуациях легкого, шутливого разговора.

Наконец, следует сказать и об умышленных нарушениях логики в интересах композиции повествования: такие нарушения не только не считаются ошибкой, а, наоборот, высоко ценятся и вызывают интерес у слушателей или читателей. Например, романист утаивает случай из молодости героя, создавая напряженный интерес читателя к загадочному поведению персонажа, или начинает повесть с итогового конфликта, итога жизни героя, и лишь после этого показывает его жизнь ретроспективно, что позволяет читателю глубже; осмыслить жизненные ситуации и те решения героя, которые привели его к трагическому (или счастливому) финалу.

Требования логики к устному выступлению. Среди основных требований логики к устному выступлению можно выделить:

• определенность, ясность;

• последовательность;

• непротиворечивость;

• обоснованность.

Нормы литературного языка не только устойчивы, но и измен­чивы. «Речевой обычай» (узус) в произношении, манере говорить, начертании букв, выборе слов, сочетаемости и прочем позволяет с точностью до 2—3 десятилетий определять возраст документов, рукописей, писем.

Особенно чутки к историческим сменам этикетные речения (речевой этикет): приветствия, прощания, извинения, благодарности, обращения устные и письменные. Так, в XVIII—XIX вв. следо­вало точно знать, к кому обратиться ваша светлость, к кому — ва­ше высокопревосходительство, к кому — просто ваше превосходи­тельство, а к кому — ваше высокоблагородие в соответствии с «Та­белем о рангах».

Следы таких «геральдических» различий сохранились и в XX в.: это обращения гражданин и товарищ, употребление местоимений ты и вы, неудавшаяся, попытка ввести в 90-е годы XX в. слова су­дарь и сударыня — красивые русские слова. Сложна система ты— вы, их оппозиция: ты — обращение либо грубое, порой презри­тельное, либо дружеское, родственное, интимное; вы — формально-вежливое и подлинно уважительное.

В становлении нормы все же решающая роль принадлежит об­щему мнению, давление со стороны властей, административных чиновников или ученых — на втором месте. Бывают также дискус­сии в прессе, на телевидении.

В общественном мнении живое, остроумное слово, даже если оно не вполне подчинено норме, ценится очень высоко. Спорные вопросы культуры речи обычно привлекают внимание и даже вы­зывают ажиотаж. Например, в начале 2001 г. многих взволновали газетные публикации о реформе русского языка, так что вузовским профессорам и ученым-лингвистам пришлось выступить с разъяс­нениями (речь шла о некоторых уточнениях в правописании).

XX в. породил значительное количество как научных, так и попу­лярных книг по культуре речи, нормам языка, практической стили­стике, анализу образцовых литературных текстов и речевых ошибок.

К сожалению, авторы подчас основное внимание уделяют отри­цательным примерам, разъяснениям того, что плохо, а не показу лучших образцов. Впрочем, наука о типичных ошибках, их диагно­стика, прогнозирование тоже необходимы.

На протяжении десятков лет развитие риторики (ее принято рассматривать как комплексную дисциплину, использующую зна­ния из области философии, логики, психологии, эстетики, педаго­гики, языкознания и других наук) шло по следующим направ­лениям:

1) культура речи — требование говорить правильно, в соответст­вии с нормами литературного произношения;

2) логика речи — использование в ораторском искусстве законов формальной логики;

3) техника речи — требование представительного поведения оратора перед аудиторией и личной «убежденности» говорящего.

Практика убеждает в том, что в овладении мастерством публично­го выступления имеет значение и содержание, и форма. Разъединить их без ущерба для достижения положительного результата нельзя.

Понятие речевой нормы. Язык любого народа — это явление социальное, он находится в постоянном развитии вместе с его творцом и носи­телем — обществом. Поэтому и речевая норма — это явление исто­рическое, она представляет наиболее распространенные в данное время языковые варианты.

Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закреп­ленных в процессе общественной коммуникации. Норма формируется на основе языка определенной области или города.

Например, нормы произношения современного русского лите­ратурного языка сформировались на основе среднерусских диалек­тов и речи жителей Москвы. В процессе развития литературного языка происходят сдвиги в сторону диалектов, других функцио­нальных разновидностей языка.

Как правило, нормы письменной речи складываются раньше, чем устной. В настоящее время существует тенденция к сближению норм письменной и устной речи.

Нормы существуют на всех уровнях языка и во всех функцио­нальных стилях. Наиболее известные всем совокупности граммати­ческих норм — это орфография и пунктуация.

Для устной речи огромное значение имеет орфоэпия — совокуп­ность норм литературного произношения. Эти нормы необходимы для достижения единообразия в произношении, что облегчает об­щение между людьми, помогает им быстрее понимать друг друга.

Речь — это яркий индикатор социального происхождения чело­века. Часто, например, некоторое устаревшее произношение связы­вается с принадлежностью человека к какому-либо социальному слою.

Необходимо соблюдать в речи принцип коммуникативной целесообразности, который требует, чтобы языковые формы соответствовали условиям и целям общения.

Знание речевых норм и соблюдение принципа коммуникатив­ной целесообразности является основой культуры речи человека.

Культура речи и ее критерии. Культура речи человека играет важную роль в процессе речевой коммуникации, в одну из задач которой входит желание произвести хорошее впечатление на собеседника, т.е. позитивная самопрезентация. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального разви­тия, о его внутренней культуре.

Культура речи — это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупот­ребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать вы­разительные средства языка в различных условиях общения в соответ­ствии с целями и содержанием речи.

Другими словами, культура речи — это умение правильно гово­рить и писать, а также умение употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения.

Критерии культуры речи.

1. Правильность.

2. Коммуникативная целесообразность.

3. Точность высказывания.

4. Логичность изложения.

5. Ясность и доступность изложения.

6. Чистота речи.

7. Выразительность речи.

8. Разнообразие средств выражения.

9. Эстетичность.

10. Уместность.

Речевая норма как совокупность наиболее устойчивых традици­онных реализаций языковой системы складывается на протяжении длительного времени в процессе функционирования и развития языка под влиянием изменений социальной структуры.

Поэтому овладение речевыми нормами представляет собой дли­тельный процесс усвоения принципов использования языковых единиц в зависимости от типов коммуникации. Самое важное в этом процессе — осознание необходимости соблюдения норм речи для достижения целей коммуникации.

 

Стили речи.

Лексика любого языка стилистически неоднородна: одни слова считаются общеупотребительными, другие используются в основном в определенной речевой ситуации.

Стилем называется исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. В современном русском языке выделяют следующие стили: на­учный, публицистический, официально-деловой, разговорный, не­которые ученые выделяют еще стиль художественной литературы.

Научный стиль — это стиль научных статей, докладов, моногра­фий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и це­лями: по возможности точно и полно объяснить факты окружаю­щей нас действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического разви­тия, сообщить информацию и т.п.

Характерные особенности научного стиля:

• логическая последовательность изложения;

• однозначность, точность, сжатость при информативной на­сыщенности содержания;

• конкретность, бесстрастность, объективность высказывания;

• насыщенность терминами, которые составляют 15—20% всей лексики;

• научная фразеология (прямой угол, точка пересечения и т.п.);

• преобладание абстрактной лексики (развитие, движение, фактор, деятельность и т.п.), использование сложных предложений.

Публицистический стиль — это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т.д., основными целями которого являются воздействие на массы, при­зыв их к действию, сообщение информации и т.п.

Характерные особенности публицистического стиля:

• лаконичность изложения при информативной насыщенности;

• доходчивость изложения (газета — наиболее распространен­ный вид массовой информации);

• эмоциональность, обобщенность, а часто непринужденность высказывания;

• общественно-политическая лексика и фразеология;

• использование речевых штампов, клише, их легкая воспро­изводимость (труженики полей, работники прилавка, друже­ская атмосфера);

• употребление коротких предложений — рубленая проза;

• эллиптические предложения, безглагольные фразы (приватиза­ционный чек — каждому; банки — не только для банкиров);

• совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей;

• использование изобразительно-выразительных средств языка (риторические вопросы, повторы, инверсия и др.).

Широкое распространение получила газетно-журнальная разно­видность публицистического стиля.

Официально-деловой стиль — это стиль документов, междуна­родных договоров, государственных актов, законов, деловых бумаг и т.п., который определяется их содержанием и целями: сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, ин­струкции.

Основные черты официально-делового стиля:

• сжатость, компактность изложения, экономное использова­ние языковых средств;

• стандартное расположение материала, обязательность формы;

• конкретность, бесстрастность, официальность высказыва­ния;

• широкое использование терминологии;

• наличие особой фразеологии, а также многочисленных рече­вых стандартов — клише;

• употребление отглагольных существительных (на основании, в отношении, в силу и т.п.);

• использование номинативных предложений с перечислением;

• сложные синтаксические конструкции;

• отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств.

Различают две разновидности официально-делового стиля: офи­циально-документальный и обиходно-деловой.

Разговорный стиль выполняет функцию общения. Характерные особенности разговорного стиля:

• экспрессивность, отсутствие предварительного обдумывания высказывания;

• эмоциональность, непринужденность, обобщенность;

• широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фра­зеологии;

• использование нелексических средств (интонация, ударение, паузы, темп речи и т.п.);

• диалоговая форма высказывания, реже монолог;

• включение в речь частиц, междометий, вводных слов, обра­щений;

• преобладание простых предложений над сложными;

• использование вставных и присоединительных конструкций;

• лексические повторы, инверсии (обратный порядок слов).

Художественный стиль — это стиль художественной литературы, который определяется ее содержанием и основными целями: пере­дать свое отношение к окружающему, к изображаемому, нарисовать словами картину, описать событие и т.п.

Основные черты художественного стиля:

• образность, эмоциональность;

• единство коммуникативной и эстетической функций;

• широкое использование лексики и фразеологии всех стилей;

• использование изобразительно-выразительных средств;

• проявление творческой индивидуальности автора.

Любой оратор — это драматург, режиссер, актер, а устная речь — такой же живой процесс, как и театральное искусство. Поэтому владение различными стилями речевой культуры — непременное условие профессионализма настоящего оратора.

 

Требования к публичной речи.

Все лекции, читаемые преподавателями для студентов или коллег - это большие публичные речи.

Публичная речь — это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средствам достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, красноречивой, дока­зательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой.

Речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер, темы и используемых средств.

Определим некоторые из этих требований.

1. Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной.

2. Она должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, главную смысловую часть и заключение.

3. Речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от того, предназначена она для индивидуального собеседования или выступления перед большой аудиторией.

4. Речь должна быть обращена к разнородной аудитории.

5. Она должна достигать цели, будучи только воспринятой на слух.

Цель речи непосредственно связана с темой выступления, хотя полностью они не совпадают.

Выбор темы речи должен соответствовать необходимости соответствия программе по данной дисциплине, а также вашим познаниям и интересам. При этом следует учесть такие простые рекомендации:

а) обратиться к литературе, опыту или собственным знаниям;

б) провести предварительные беседы со специалистами, заинтересованными лицами или возможными слушателями;

в) продумать и записать возможные варианты темы выступле­ния;

г) выбрать круг вопросов, подготовка по которым даст вам и вашим слушателям больше пользы;

В последнем случае нужно учесть специфические интересы ау­дитории.

Определив конкретную цель, нужно сформулировать конкретную целевую установку. Она дает направление аудитории и самому орато­ру. Дело в том, что слушатели сами по себе не склонны доискивать­ся, какие мотивы и намерения движут оратором, поэтому оратор сам должен пояснить то, чего он хочет достичь речью (лекцией).

В числе средств публичной речи необходимо выделять собствен­но логические средства, методы доказательства и аргументации, фак­тические средства, тактические методы, психологические приемы, структурно-композиционные и организационно-методические сред­ства.Логические средства публичной речи представляют собой совокупность правил, позволяющих корректно и непротиворечиво обосновывать спорные положения или предмет речи.

Наглядные пособия — тоже фактический аргумент в публичной речи. В число наглядных пособий входят чертежи (в том числе и на доске), карты, плакаты, иллюстрации, модели, образцы. Всякое на­глядное пособие не только подтверждает мысль, но и просто при­влекает внимание, вызывает интерес.

Используя наглядные пособия, нужно учитывать следующее:

а) наглядными пособиями требуется пользоваться целесообразно, т.е. только с целью пояснения излагаемого материала, возбуж­дения интереса и переключения внимания;

б) наглядные пособия надо подготовить заранее;

в) придать им общедоступный вид;

г) тесно связать речь с использованием наглядных пособий;

д) произнося речь, нужно обращаться к слушателям, а не к на­глядным пособиям;

е) требуется убрать пособие, как только в нем отпадает надоб­ность, иначе оно будет отвлекать внимание слушателей.

Мастерство устного выступления. Внеязыковых вузах, к сожалению, не принято изучать основы речевого общения, ораторское искусство в частности. Это приводит к низкой речевой культуре на всех уров­нях бытового и официально-делового общения. Тогда как в зару­бежной системе образования риторике уделяется достаточно много внимания. Изучение речевой коммуникации не только введено в учебные планы, но и учитывается во внеаудиторной работе. В част­ности, регулярно проводятся конкурсы по ораторскому искусству.

Искусство оратора заключается в способности выделять приемы красноречия и речевые тактики, анализировать их уместность и воссоздавать их в собственной роли с учетом эмоционально-воле­вых и умственных возможностей слушателей.

В принципе оратор не обязан чувствовать и испытывать то, что он внушает другим. Он может даже не верить в то, в чем хочет убедить своих слушателей. Но он должен точно представлять, что могут почувствовать или предпринять слушатели при восприятии тем или иным образом построенной речи.

От просто красноречивого человека оратор отличается способ­ностью размышлять над тем, при каких обстоятельствах, для какого типа слушателей и для достижения каких целей те или иные прояв­ления дара красноречия являются особенно уместными и действен­ными. Таким образом, эффективность речи оратора в первую оче­редь определяется не ее искренностью, а совершенством освоенных им речевых умений и навыков.

Мастерство устной монологической речи приходит с опытом. Некоторые молодые ораторы (и таких не так уж мало) испытывают скованность и даже страх перед публичным выступлением. Не имея достаточного опыта выступлений, они нередко недооценивают свои возможности, не владеют в должной мере психологически целесо­образными и риторически эффективными речевыми приемами и тактиками. Вот некоторые причины, вызывающие скованность оратора.

Чрезмерное погружение в собственные переживания. Чтобы ис­ключить или ослабить эту помеху, специалисты рекомендуют скон­центрировать свое внимание на содержании речи, внушая себе при этом: «Представляемая мною позиция важнее моей особы». Но для этого, как минимум, надо иметь четкую, продуманную позицию.

Недооценка собственных возможностей. Следует заставить себя поверить, что подготовленность к выступлению отличная, собран­ный по теме материал весьма информативен и должен произвести нужное впечатление на слушателей.

Кстати сказать, одной из обычных причин, по которой люди оказываются непонятыми, является то, что они сами недостаточно ясно понимают, что хотят выразить. Поэтому тщательная подготов­ка к предстоящей речевой коммуникации позволит поверить в соб­ственные возможности.

Недостаток опыта. Противодействие здесь одно: накапливать опыт. Рекомендуется использовать любую возможность для разви­тия своей коммуникативной компетенции в целом: выступать по­чаще на семинарах, вступать в дискуссии о спорте, политике, куль­туре и на другие темы, особенно в кругу друзей.

Ошибочная оценка слушателей. Некоторые молодые ораторы склонны видеть в любом негативном поведении аудитории предвзя­тое отношение к нему. Иногда это действительно так, но в боль­шинстве случаев аудитория нейтрально или доброжелательно на­строена по отношению к оратору, особенно начинающему. Поэтому необходимо приучить себя видеть в слушателях не злонамеренных цензоров, а понимающих партнеров.

Воспоминания о провале. Нужно смириться с мыслью, что одно из выступлений действительно может оказаться неудачным (кстати, даже с опытным оратором может случиться неудача, не говоря уже о том, что далеко не каждое выступление приносит полное удовлетворение).

Преодоление последствий неудач является составной частью процесса становления оратора, а осуществляется оно путем скрупулезного анализа выступления, способа изложения информации и аргументации основных положений, вплоть до манеры изложения и невербального поведения в ходе выступления (мимики, жестов, по­зы и др.). При этом словосочетание «молодой оратор» не означает возраст, а прежде всего подразумевает опыт.

Ни один оратор, как бы тщательно он ни готовился к выступлению, не застрахован полностью от неудач. Но опытного оратора отличает быстрое и четкое реагирование на различные неполадки в процессе речи.

Вот пример — оратор оговорился. Как тут поступить? Изви­ниться перед аудиторией: «Прошу прощения, я оговорился. Такое с каждым может случиться. Я, конечно же, имел в виду следую­щее...», или сделать вид, что никакой оговорки вообще не было? Все зависит от существа оговорки.

Следует быстро определить, меняется ли от этого смысл выска­зывания. Могут ли слушатели из контекста понять, что в действи­тельности должно было быть высказано? В соответствии с этим и выбирается вариант речевого поведения.

Малозначительные оговорки исправлять не стоит — надо про­сто продолжать выступление. Некоторые слушатели вообще не за­метят ошибки, а большинство из тех, кто все-таки заметит, будут снисходительны к оратору. Если же из-за оговорки искажается смысл высказывания, необходимо сразу же поправить себя.

Бывает и такое: слушатели зевают, переговариваются друг с дру­гом, ухмыляются, что-то выкрикивают с места, а некоторые даже покидают зал в разгар выступления.

Здесь надо помнить, что не всякая негативная реакция (или принимаемая за негативную) слушателей вызвана оратором или от­носится именно к нему. Не следует воспринимать ее как личное оскорбление или неуважение к содержанию выступления.

Совсем другие причины могут побудить отдельных слушателей раньше срока покинуть зал: прием у врача или прием у инспектора по жилищным вопросам, вызов на дом мастера по ремонту телеви­зора, посещение больного и т.д.

Возможно, они заранее договорились об этом с организаторами мероприятия, но те не проинформировали оратора (этот факт, кста­ти, желательно уточнить после выступления).

Не следует спешить, волноваться, если у кого-то из слушателей слипаются глаза. Возможно, они провели бессонную ночь: подго­товка к предстоящему экзамену, уход за больным ребенком, затя­нувшийся домашний праздник и т.д. Поэтому не стоит отпускать в их адрес резких реплик, что может негативно повлиять на остав­шихся слушателей.

Напротив, рекомендуется оживить свою речь, чтобы как-то удержать внимание слушателей, разнообразить ее речевыми такти­ками (примерами из жизни, любопытной информацией, легким юмором) с учетом конкретной речевой ситуации.

Разговоры в аудитории могут быть вызваны тем, что предыду­щий оратор высказал то же самое или прямо противоположное, и слушатели обмениваются впечатлениями, а может, обсуждают удач но приведенную информацию. Если же слушатели сознательно ме­шают выступлению, то можно указать им на значимость темы выступления и последующего ее изложения для присутствующих и сослаться на авторитет аудитории в целом.

Из зала послышались реплики — опытный оратор быстро оцени­вает изменение речевой ситуации в связи с этим: помешает ли реп­лика достижению цели выступления и в какой степени (ни в коем случае, незначительно, существенно). В соответствии с этой оцен­кой он может либо просто игнорировать реплики, либо отмечать их, либо аргументированно отвечать на них сразу же или в соответ­ствующем месте выступления.

Проигнорировать можно реплику незначительную или банальную.

Если слушатель повторяет ее, можно предложить ему высказать свое мнение в выступлении.

Если реплика представляет, по мнению оратора, определенный интерес для решения затронутой проблемы, то следует рассмотреть ее сразу или пообещать вернуться к ней при изложении соответст­вующей части выступления. Но обязательно не забыть вернуться!

Если же ясно, что грубой репликой слушатель хочет сбить или вывести из равновесия оратора, подвергая при этом сомнению саму цель выступления, то желательно сразу же переходить в наступле­ние и остроумными и неожиданными выражениями парировать реплики с места, конечно, не опускаясь при этом до оскорбитель­ных фраз.

Для специалистов по социальной работе, социальных менедже­ров, для управленческих работников сервиса различных уровней крайне важно овладеть основами устной монологической речи как наиболее сложной в системе устной речевой коммуникации.

Известно, что наиболее крупные успехи в управленческой сфере и в деловом мире выпадают нередко на долю тех, кто вдобавок к своим профессиональным знаниям обладает способностью хорошо говорить, убеждать, склонять людей к своей точке зрения, реклами­ровать себя и свои идеи.

В заключение несколько советов, которые приводят Бебель и X. Швальбе в книге «Личность, карьера, успех».

1. Настройтесь на аудиторию.

2. Сперва выясните, отвечает ли содержание вашей речи инте­ресам аудитории. Если ваши интересы расходятся с ее интересами, попытайтесь навести мосты взаимопонимания.

3. Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твер­дую убежденность в своих словах.

4. Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов.

5. Начинайте говорить только после того, как установится ти­шина.

6. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная (в случае необходимости и более длительная) пауза.

7. С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией ауди­тории.

8. Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и ни в коем случае не говорите монотонно.

9. Если вы заметите, что часть аудитории менее внимательно слушает вас, обратите свой взгляд в ее сторону, как будто вы обращаетесь именно к ней.

10. Если вы заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, а затем резко повысьте голос (но не настолько, чтобы ауди­тория почувствовала, что вы хотите специально взбодрить ее).

11. Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами, нашли поддержку аудитории, постарайтесь немедленно развить затронутую тему.

12. В момент, когда вам удалось добиться положительной реак­ции со стороны аудитории, перейдите на главную тему выступле­ния. Положительные эмоции, вызванные вами у слушателей, помо­гут вам добиться у них одобрения ваших слов.

13. В момент душевного подъема, вызванного одобрением ауди­тории, не теряйте все же самоконтроль.

14. Провокационные реплики также не должны выводить вас из равновесия.

15. Не вступайте во время выступления в дискуссии, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Скажите, что после вы­ступления вы охотно ответите на любые вопросы. Этим вы выиг­раете для себя время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе вашего дальнейшего выступления все или часть дискуссион­ных вопросов могут быть сняты, так что надобность в дискуссии сама по себе отпадет.

16. В критические моменты выступления необходимо говорить убежденно, уверенно, с акцентуализацией каждого слова.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.