Конвенционализм (А. Пуанкаре). — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Конвенционализм (А. Пуанкаре).

2017-11-22 497
Конвенционализм (А. Пуанкаре). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Направление в философском истолковании науки, согласно которому, в основе математических и естественно научных теорий находятся произвольные соглашения (конвенции), выбор которых регулируется соображением удобства, целесообразности, экономии.

А. Пуанкаре (1854-1912), как главный представитель этого направления, поставил вопрос о природе основных принципов и аксиом, на которых базируется теоретическое естествознание и математика.

Основу его философского учения о науке составляет утверждение, что общие теоретические принципы науки являются продуктами человеческого ума. При этом он утверждает, что ум ученого с помощью соглашений создает понятийный аппарат – категориальную схему, при посредстве которой он познает объективные факты. Теоретические принципы творятся субъектом познания, но результаты его творения обусловлены опытом и плодотворностью их применения.

В специальном учении об «объективном инварианте» (неизменный) Пуанкаре утверждает («Наука и гипотеза»), что содержание различных теорий одного и того же фрагмента реальности взаимопереводимо. Т.е. существуют инвариантные закономерности, являющиеся соотношениями между эмпирическими фактами, в то время как соотношения между научными всегда остаются в зависимости от условных соглашений, создаваемых человеческим разумом.

Признавая объективный характер науки, Пуанкаре признает и практику как критерий истинности научного знания, но в понимании объективной реальности он стоит на позиции признания (не материи) только соотношений между вещами, которые «являются общими для всех мыслящих существ». С этой точки зрения наука оказывается объективной лишь как система соотношений. Результатом такой интерпретации науки является тезис о невозможности науки открыть истинную природу вещей. Поэтому ценность научной теории по Пуанкаре измеряется не степенью правильности и глубины отображения его действительности, а лишь удобством и целесообразностью ее применения для практических целей.

1.5. Неопозитивизм и постпозитивизм (Б.Рассел, Л.Витгенштейн, К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд).

Под общим названием неопозитивизм объединились различные школы: логический позитивизм, логический эмпиризм, логический атомизм, философия лингвистического анализа, аналитическая философия и др. В общем, виде неопозитивисты предприняли попытку изгнать из науки «метафизику», объявив, что философия имеет право на существование не как «мышление о мире», а как «логический анализ языка». При этом они утверждают, что все наше знание о мире дают только конкретные эмпирические науки.

Сведению философии к логическому анализу языка науки неопозитивизм обязан в первую очередь Б. Расселу (Англия, 1872-1970), который использовал для этого достижения математической логики.

Развитие математики в конце XIX – начале ХХ в., особенно разработка неевклидовых геометрий и создание теории множеств, попытки формализации арифметики и геометрии потребовали более глубокого анализа логических основ математики, исследования природы аксиоматики. Научная деятельность в этом направлении привела к созданию новой логической дисциплины – математической или символической логики.

Пытаясь дать строгие в логическом отношении определения математических понятий, Рассел пришел к выводу, что все математические понятия можно свести к отношениям натуральных чисел и что эти отношения в свою очередь имеют чисто логическую природу, следовательно, всю математику можно свести к логике. Давая логический анализ основ математики, Рассел столкнулся с логическими парадоксами, и увидел их корни в несовершенстве нашего языка, и предложил рад правил, ограничивающих пользование языком. В этой связи он разработал систему математической логики, язык, который исключал возможность возникновения парадоксов, которые могут быть устранены чисто логическим способом. Убедившись в эффективности метода логического анализа, Рассел делает вывод, что логика составляет сущность философии.

Рассел формулирует постулаты научного метода познания физического мира, которые образуют предварительные условия правдоподобности индуктивных обобщений, в форме которых это познание осуществляется. В 20-х гг. ХХ в. Рассел формулирует концепцию логического атомизма, в соответствии с которой весь мир представляет собой совокупность не связанных друг с другом атомарных фактов.

По его мнению, философия занимает «ничейную» область между наукой и теологией, пытаясь дать соответствующие требованиям научности ответы на вопросы, в которых бессильна теология. И хотя философия не является наукой, она все же представляет собой определенную духовную силу, оказывающую значительное влияние на жизнь общества.

Ученик Рассела Л., Витгенштейн (1889-1951) заявил впоследствии («Логико-философский трактат»), что философия не теория, а деятельность, состоящая в практике языка, т.е. логическом анализе. Он считал, что традиционные философские проблемы основываются на неправильном пользовании языком и вслед за Расселом допускает возможность создания совершенного языка, в котором все высказывания были бы либо утверждениями о фактах (эмпирические науки), либо тавтологическими (повтор), каковыми он считал все утверждения логики и математики.

Вместе с философом Шликом выдвинул принцип в качестве критерия научности высказывания – принцип верификации (проверяемость), согласно которому истинность любых высказываний об объекте, в конечном счете, должна быть установлена путем его сопоставления с чувственным опытом. Т.е., данные личного опыта становятся абсолютной основой, на которой строится язык науки.

Это направление – постпозитивизм – разрабатывает свою концепцию в противовес неопозитивизму на основе анализа развития научного знания. Представители этого направления (Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Кун) считают, что истинным методом познания является рациональная критика, функции которой выполняет философия.

Критический рационализм претендует на выработку принципов рационального объяснения знания на основе их критики и совершенствования. Выдвигается принцип фаллибилизма – (К. Поппер) – признание принципиальной гипотетичности любого научного знания.

Карл Поппер – один из основных представителей этого направления (английский философ и социолог) – развивает теорию роста научного знания.

В противоположность логическому позитивизму, стремившемуся сформулировать критерий научных утверждений на основе принципа верификации (эмпирическая проверка), Поппер выдвинул принцип, согласно которому одной из основных задач философии является демаркация – отделение научного знания от ненаучного. Суть идеи сводится к следующему: критерием научности теории является ее фальсифицируемость - опровержимость. Хорошая теория, по Попперу, должна, прежде всего, давать основания для ее опровержения. Любая хорошая теория является некоторым запрещением, т.е. запрещает определенные события и чем больше теория запрещает, тем она лучше, ибо, таким образом, она может быть опровергнута.

Для обоснования своей теории Поппер использует идеи эволюционизма, когда рост научного знания представляется как частный случай общих эволюционных процессов и т.н. теорию «трех миров»: физического, ментального и мира объективного знания без познающего субъекта.

Наука развивается за счет выдвижения смелых гипотез, которые затем разными способами пытаются опровергнуть. Чем больше из гипотезы можно вывести следствий, тем богаче по своему содержанию данная гипотеза. Опираясь на принцип фальсифицируемости, Поппер отмечает узость всех выдвинутых до этого критериев научности, с помощью которых нельзя доказать бессмысленность каких-либо высказываний.

С этой целью он выдвигает задачу не разработки критерия значения, а нахождение метода разграничения между наукой и метафизикой.

В области логики науки и формальной логики Поппер разработал проблемы вероятностной логики, а в области социологии исходит из принципиального тождества естественных и общественных наук и полагает, что знание законов общественной жизни можно получить только в терминах ограниченных гипотез, которые можно проверять индивидуально. В этой связи он резко выступает против детерминизма как научного метода социологии и против историзма, утверждая, что научной теории исторического развития, на которой могло бы основываться историческое предвидение, не может существовать.

Другой представитель постпозитивизма Лакатос подчеркивает, что картина научной игры, которую предлагает методология исследовательских программ, отличается, например, от программы К.Поппера (фальсификационизм), где одна программа отвергает предшествующую. Исходным пунктом лакатосовской гипотезы является выдвижение исследовательской программы. Под ней понимается теория, способная защищать себя в ситуациях столкновения с противоречащими ей эмпирическими фактами. В этой программе выделяется ядро – основные принципы или законы и «защитные пояса», которыми ядро окружает себя в случаях возникновения эмпирических затруднений. (Например, законы Ньютона не опровергаются при наличии противоречащих данных, а создается дополнительная теория, развивающая эти законы).

По Лакатосу, теория никогда не фальсифицируется, а только замещается другой, более рациональной. Суть в том, что исследовательская программа может быть либо прогрессирующей, либо регрессирующей. Она прогрессирует, если ее теоретический рост опережает рост эмпирический, и она способна выполнять прогностические функции. Когда же теоретическое развитие науки отстает от роста эмпирического, мы видим явление регресса научной теории; в этом случае первая программа заменяет вторую.

В концепции Лакатоса через деятельность ученого («кодекс научной честности») явно выступает некий глобальный надличностный процесс, природа которого не выявлена, но он присутствует, ибо, если мы сами не способны осуществить выбор, - говорит Лакатос, - то, как же этот выбор (конкурирующих программ) все же осуществляется в истории развития науки?

В заключении отметим, что развитая теория, являясь систематизированным отражением сущности явлений и процессов, выполняет две важнейшие функции – объяснение существующего и предсказание будущего, и выполнение этих функций определяется выбором методов и средств познания и формированием адекватной новым эмпирическим данным картиной мира.

Американский философ и историк науки Т.Кун в работе «Структура научных революций» (1962 г.) изложил свое понимание науки, используя идею «нормальной науки». Он подчеркивает, что история науки представляет собой конкурентную борьбу научных сообществ, объединенных жесткой программой (парадигма), которая определяет однозначно научную деятельность участников сообществ.

Это, по Куну, нормальная наука, развитие которой определяется сменой парадигм (теоретическая модель мышления) и этот процесс вызывает коренные (революционные) изменения в науке, а господство парадигм – это и есть период «нормальной науки».

Нормальная наука – это научные исследования, опирающиеся на прошлые достижения научного познания, признаваемых сообществом основой развития наук, и в этом смысле выступающих как традиция.

Целью «нормальной науки» оказывается не предсказание новых явлений, или создание новых научных теорий, а скорее наоборот – стремление исследовать новые явления с помощью устоявшихся (традиций) теорий, реализуя при этом стандартные способы анализа или объяснения явлений. Такого рода деятельность организует научное сообщество и создает условия для взаимопонимания и рациональной организации научной деятельности.

Смена парадигмы начинается с возникновением познавательных проблем, которые не могут быть решены в рамках старой парадигмы, а их разрешение, по Куну, возможно лишь с помощью научной революции.

В такой форме нормальная наука быстро развивается, накапливает новую информацию не вопреки традиции, а в силу своей традиционности и относительной стабильности.

Другой американский философ П.Фейерабенд разработал обоснования методологической роли теоретического знания через систему «теоретического реализма». Он выдвинул теорию «эпистемологического анархизма» сущность которой заключается в следующем.

При столкновении старой научной теории с новыми фактами, необъяснимыми с позиций этой теории, для ее опровержения необходима еще теория. С этой целью Фейерабенд допускает необходимость выдвижения множества теорий, объясняющих новое явление. Допускается необходимость свободного выдвижения идей, а ученый, по его мнению, не должен некритично использовать язык других теорий, следовать каким либо нормам и стандартам, а исследовать факты самостоятельно, свободно устанавливая свои нормы и стандарты, не поддаваясь воздействию извне.

Раздел 2. Философия и наука

2.1. Различия науки и философии.

2.2. Перспективы взаимоотношения философии и науки.

2.1. Различия науки и философии.

Специальные науки служат отдельным конкретным потребно­стям общества - технике, экономике, обучению, законодательству и т.п.. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия, ограничиваются отдельными частями мира.

Согласно Гегелю, научное мышление погружено в конечный материали ограничено рассудочным знанием.

Фи­лософию же интересует мир в целом, она устремлена к целост­ному постижению универсума, задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего. В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах».

Частные науки обращены к явлениям, существующим объек­тивно, то есть вне человека, независимо ни от человека, ни от че­ловечества. Наука формулирует теории, законы и формулы, вы­нося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к ко­торым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жиз­ненных предпочтений в контексте научного исследования осо­бого значения не имеет. Закон тяготения, квадратные уравнения, система Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие реально, оно не зависит от желаний, настроений и лич­ности ученого.

Мир в представлении философа - есть живое динамичное целое, многообразие взаимо­действий, в котором переплетены цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса. Философствующий разум должен определить свое отно­шение к миру.

Потому-то основной вопрос философии и фор­мулируется как вопрос об отношении мышления к бытию(че­ловека к миру). Принимая во внимание научные данные, филосо­фия идет дальше, рассматривая вопрос о смысле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия.

Представители науки исходят из определенных представле­ний, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непо­средственной научно-исследовательской деятельности не зада­ется вопросом, как возникла его дисциплина, в чем ее специ­фика и отличие от прочих дисциплин. Если эти проблемы зат­рагиваются, естествоиспытатель вступает в сферу истории и философии науки. Философия же стремится выяснить исходные предпосылки любого знания, направлена на выявление крите­риев для понимания и оценки всего остального (отличия исти­ны и мнения, эмпирии и теории, свободы и произвола, наси­лия и власти).

Наука направлена на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Как форма общественного сознания наука связана с постижением закономерностей мира и производ­ством знаний. Считается, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, числа научных работников удваивается примерно каждые 15 лет. Сегодня насчитывается более 15 тысяч дисциплин в рамках научной деятельности.

Исторически было подмечено, что в развитии науки чередуются периоды нормального развития науки и периоды научных революций, которые приводят к кардиналь­ным изменениям структуры науки, принципов познания, катего­рий, методов и форм организации.

В этом смысле, философия представляется статичным типом мировоззрения, переосмысливающим извечные проблемы бытия. Вместе с тем ускользает от обывателя то, что философия основывается на теоретико-рефлексивном и ду­ховно-практическом отношении субъекта (человека) к объекту (миру).

Философское знание оказы­вает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. Ее основными, исторически сложившимися разделами являются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, антропология, социальная философия, история философии, философия рели­гии, методология, философия науки и пр. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого позна­ния, бытие и язык.

2.2. Перспективы взаимоотношения философии и науки.

Взаимоотношения философии и науки являются острой про­блемой для современных философов. Философия всегда была основой мироздания. Поскольку из философии исторически сле­довала теория познания, а затем наука, возникла установка за­менить философию базисной дисциплиной по основаниям. Существуют следующие вер­сии взаимоотношений философии и науки:

• наука отпочковалась от философии;

• философия оставит за собой общую теоретико-по­знавательную проблематику науки;

• современная философия мыслится как вышедшая из эпистемологии.

И именно философия должна сделать предметом своего ана­лиза рассмотрение науки как совокупного целого в ее антропо­логическом измерении, нести ответственность за науку перед че­ловечеством.

Наука не содержит критериев социальной значи­мости своих результатов, а это означает, что ее достижения могут применяться как во благо, так и во вред человечеству. Получа­ется, что размышлениями по поводу негативных последствий применения достижений науки обременена не наука, а филосо­фия.

Достижения науки не могут функционировать в обществе спонтанно и бесконтрольно. Функции контроля, подразумева­ющего предотвращение негативных последствий наисовремен­нейших научных итехнологических разработок, связанных с угрозой существованию человенка, вынесены за пределы науки.

Положительная задача философии состоит в том, чтобы, выполняя функции арбитра, оценивающего совокупность разультатов на­учных исследований в их гуманистической перспективе, двигаться в соответствии с логикой развития научных исследований, до­ходя до исходных рубежей, т.е. до той точки, где возникает сам тип подобных этико-мировоззренческих проблем.

Философы науки уверены, что коренные изменения в науке сопровождаются интенсивным углублением в ее философские ос­нования, и тот, кто хочет удовлетворительно понимать науку XX в., должен хорошо освоить философскую мысль.

Хотя фило­софия не рассматривает частные проблемы наук, за ней стоит весь опыт познания человечества. Философия осмысливает природу общественного мироощущения и жизнедеятельности людей, что не попадает в поле зрения частных наук. В отличие от отдель­ных наук, которые иерархизированы и автономно разведены по своим предметным областям, философия имеет общие грани пе­ресечения с каждой из них. Это фиксируется областью, которая называлась «философские вопросы естествознания» и подчерки­вала огромное значение достижений естественных наук.

Фундаментальные открытия науки предвещают подвижку во всем корпусе философского знания. Философия меняет свою форму с каждым новым открытием в естествознании. Следовательно, фило­софия, рефлексируя по поводу развития науки, одновременно про­водит и саморефлексию, т. е. она сочетает рефлексию над наукой с саморефлексией.

Взаимовлияние философии и науки, когда развитие филосо­фии стимулируется развитием частных наук, а интеллектуаль­ные инновации философского постижения мироздания служат «строительным материалом» эпохальных открытий.

Философия является формой теоретического освоения действительности, которая опи­рается на категориальный аппарат, вобравший в себя всю ис­торию человеческого мышления. В той своей части, которая на­зывается «методология», современная философия предлагает до­полнения формализованного аппарата конкретных наук, а также решает проблему теоретических оснований науки и конкуриру­ющих моделей роста научного знания.

Специфическая эвристи­ческая функция философии по отношению к научному позна­нию наиболее заметна при выдвижении принципиально новых физических теорий и соотношений. Именно философские иссле­дования формируют самосознание науки, ее рефлексивность, развивают присущее ей понимание своих возможностей и перс­пектив, задают ориентиры ее последующего развития.

Раздел 3. Методология науки

Методология науки.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.