Методы анализа и синтеза при построении компетентностной модели специалиста. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Методы анализа и синтеза при построении компетентностной модели специалиста.

2017-11-22 446
Методы анализа и синтеза при построении компетентностной модели специалиста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исходя из анализа проектов ГОС третьего поколения, В.И. Байденко предлагает следующие методы анализа и синтеза компетенций, которые необходимо использовать при создании компетентностной модели специалиста:

А. Процесс анализа (подготовительный этап):

- наблюдения за специальностью (направлением) с точки зрения отечественных и международных характеристик и критериев;

- консультации с ведущими специалистами;

- изучение международных документов в области регулирования соответствующих видов деятельности;

- ознакомление с учебными планами (программами) подготовки в международных вузах-лидерах;

- исследование современного состояния сектора экономики, направления (специальности) подготовки;

- выявление компетенций, связанных с прогнозируемым развитием сектора экономики, направления (специальности) подготовки.

Б. Процесс синтеза актуального состава компетенций:

- моделирование «окружающей среды» сектора экономики, направления (специальности) подготовки (в т.ч. смежные профессии);

- обобщение требований менеджеров, специалистов по управлению персоналом;

- классификация навыков, компетенций, способностей ожидаемых от выпускников, и их ранжирование;

- описание деятельности и/или задач, которые необходимо выполнять с точки зрения сегодняшнего и завтрашнего состояния деятельности.

В этом контексте комплекс общих (ключевых, универсальных) компетенций можно представить четырьмя компонентами:

1. Информационная составляющая компетенций (способы приема, хранения и оформления передачи информации).

2. Проектировочная составляющая компетенций (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий сроков)

3. Оценочная составляющая компетенций (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации).

4. Коммуникативная составляющая компетенций (способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения своих целей) [2].

При проектировании общих компетенций важно учитывать пять основных потенциалов, задающих направленность процессу развития личности, которыми она должна овладеть в процессе образования [10].

А именно:

1. Познавательный потенциал - определяется, прежде всего, объектом и качеством информации, которой владеет личность, но и обязательно включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека.

2. Морально-нравственный потенциал – характеризуется нравственно-этическими нормами, ценностями, устремлениями, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в мироощущении, мировоззрении, взаимодействии с другими.

4. Творческий потенциал личности – определяется комплексом умений и навыков, способностями к действию и мерой их реализации в определенной сфере деятельности или общения.

5. Эстетический потенциал личности – характеризуется уровнем и интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.

Компетентентностная модель специалиста – это не просто переориентация от знаний к компетенциям, а использование компетенций в качестве «строительного материала» сильных субъективно-личностных потенциалов личности. Образование становится способом преодоления человеком многочисленных непредсказуемых жизненных проблем.

Раздел 4. Семинарско-практические занятия

Рекомендации к семинарско-практическому занятию №1 «Педагогическое проектирование как важная часть деятельности преподавателя, основа его научно-методической работы».

При формировании у слушателей компетенции в области теоретических основ педагогического проектирования наиболее важно обеспечить понимание ими соответствующих базовых положений: концептуальные основы педагогического проектирования; общенаучные категории проектирования (цель, этап, стратегия, объект проектирования); принципы педагогического проектирования (научности, системности, саморазвития); образовательный процесс как объект системного педагогического проектирования; учебная программа как концептуально-описательная модель образовательного процесса.

При изучении учебного материала целесообразно использовать образовательную технологию, сочетающую лекцию и практическое занятие.

План.

1. Теоретические основы педагогического проектирования.

2. Рассмотрение и оценка реализации принципов системности и саморазвития на примере построения структуры действующих ГОС ВПО.

3. Анализ и обоснование, в соответствии с принципами педагогического проектирования, структуры программы учебной дисциплины, отражающей состав и функции элементов образовательного процесса (на примерах рабочих программ слушателей).

4. Проектирование социокультурных и профессиональных компетенций (по выбору слушателей, на примере программ, читаемых ими дисциплин).

Вопросы и задания.

1. Сравните определения педагогического проектирования и педагогической технологии, выясните, какое из этих понятий шире, в какой связи они находятся, можно ли понять одно без другого. Объясните свой ответ.

2. Рассмотрите понятие «конструирование» и изложите свою позицию по вопросу отличия этого термина от термина «проектирование».

3. Проанализируйте компетентностный и традиционный подход к образовательном процессу с позиций создания рабочих программ дисциплин.

4. Обоснуйте целесообразность или нецелесообразность вести обучение по определенной (избранной Вами) дисциплине в контексте ее использования в профессиональной деятельности. Приведите примеры обучения с использованием профессионального контекста.

5. Сформируйте состав социальных и профессиональных компетенций выпускника вуза по определенной специальности (по выбору слушателей) на примере дисциплины.

6. Предложите описание нескольких уровней (не меньше трех) сформированности у выпускников таких качеств как самостоятельность и ответственность, а также способов их выявления и оценки.

7. Укажите компетенции, которые должен проявлять преподаватель. Следует указать области, в которых они должны демонстрироваться, распределив их по следующим ипостасям (ролям):

- как личность;

- как член общества;

- как специалист в определенной научной сфере;

- как педагог.

Темы творческих заданий.

1. Проведите сравнительный анализ между методологией инженерного и педагогического проектирования с опорой на рассмотрение эволюционной стратегии и принципа саморазвития.

2. Можно предложить слушателям в качестве объекта для самостоятельной работы ознакомиться с законодательством в сфере образования и выписать тексты статей, относящиеся к проектированию, в частности к реализации принципа саморазвития.

3. Предложите подход к определению рационального соотношения между детерминированной и вариативной частями педагогического проекта.

4. Теоретические идеи, которые легли в основу моей педагогической деятельности.

5. Обоснуйте целесообразность или нецелесообразность вести обучение по определенной (избранной Вами) дисциплине в контексте ее использования в профессиональной деятельности. Приведите примеры обучения с использованием профессионального контекста.

6. Свободная тема.

 

Литература к главе VII.

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

2. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода. – Высшее образование в России – 2004 -№11.

3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург; Деловая книга 1996.(часть первая)

4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84 с.

5. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с. 2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон РФ №125-ФЗ от 22.08.96 // Собрание законодательства РФ. 1996. №35(статьи 1-12)

6. Петровичев В.М., Жаркова Н.А. Проектирование компетентностной модели специалиста в вузе: монография/ - ТулГУ,2008.-156с.

7. Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. М.: Логос 2006.

 

Раздаточный материал.

1. Образцы ГОС ВПО различных специальностей

2. Письмо Минобразования РФ №14-52-353 от 19 мая 2000 г.

 

4.2. Рекомендации к семинарско-практическому занятию №2 «Целеполагание как инструмент обновления современного образования».

При организации освоения слушателями деятельности преподавателя в области целеполагания делается акцент на формирование ценностно-этической компоненты этой компетенции. Подчеркивается исключительная важность целевых установок в сфере образования и умения всесторонне и глубоко анализировать все факторы, влияющие на их выбор.

С этой целью рекомендуется организовать дискуссию о целях и ценностях образования в форме семинара, предложив слушателям в качестве отправной точки проанализировать официальную позицию государства в этом вопросе. Затем сформировать желательный образ молодого современного специалиста. Целесообразно предложить слушателям перевести описание образа современного специалиста на язык компетенций и разместить в рабочей программе (применительно к преподаваемой дисциплине, курсу).

План.

1. Философия образования и постановка целей образовательного процесса. Концепции И.Г.Песталоцци, Д.Дьюи, Г.Спенсера, Д.Локка и др. Современные образовательные парадигмы.

2. Анализ законодательства и документов Правительства РФ с позиции содержащихся в них целей образования.

3. Обсуждение и оценка желательного перечня личностных характеристик образованного человека.

4. Установление рейтинга предпочтения.

Вопросы и задания.

1. Докажите, что функция целей образования является системообразующей. Приведите примеры.

2. Как соотносятся цели воспитания и обучения? Подтвердите свои выводы их описанием в законодательных и нормативных актах РФ.

3. Какое влияние оказывают мировые и российские факторы на формирование целей.

4. Сформируйте цели программы учебной дисциплины, которую преподаете.

Темы творческих заданий.

1. В какой степени система высшего образования, являясь объектом воздействия со стороны общества, может и сама порождать цели его экономического и духовного развития? Является ли эта функция ВШ ее инициативой или она предписана ей законом? Приведите примеры.

2. Какие из целей личностного развития, по вашему мнению, в наибольшей степени инициируются (важны) студентам, а какие обществу? Обоснуйте ответ.

3. На основе серии вопросов осуществить целевое проектирование развития образования в ХХI веке.

3.1. Каков идеальный результат образования ХХI века как системы (для человека, общества, цивилизации)?

3.2. Каковы признаки качества результатов образования?

3.3. В каких направлениях нужно начинать работать немедленно, чтобы достичь этого качества?

3.4. Каковы основные этапы качественного перехода к идеалу?

3.5. Что нужно сделать нам вместе в 2010 году, чтобы улучшить качество образования?

3.6. Что нужно сделать немедленно?

3.7. О чем нам нужно договориться друг с другом уже здесь?

4. Свободная тема.

 

Литература.

1. Байденко В.И. Целеполагание как инструмент обновления образовательных стандартов и программ // Проблемы качества образования. Кн. 1. М.: Уфа, 2003.

2. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода. – Высшее образование в России – 2004 -№11.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. Изд. 3-е, стереотипное – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – 14 с.

5. Ларионова М.В., Мешкова Т.А. Обзор международных проектов по сближению национальных квалификационных систем./ Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика 2006, №1

6. Петровичев В.М, Жаркова Н.А. Проектирование компетентностной модели специалиста в вузе: монография/ - ТулГУ,2008.-156с.

7. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. №3.

 

Раздаточный материал.

1. Выдержки из образовательного законодательства и правительственных постановлений, характеризующие черты современного специалиста.

2. Цели подготовки преподавателя в компетентностном формате (фрагмент проекта нормативного документа).

3. Дублинские дескрипторы.

Литература к главе VII.

1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления/ Инновац. Об-ние АН СССР, Всесоюзн.методол. центр. – М.: Экономика, 1991. – 415 с.

2. Байденко В.И., Болонский процесс: поиск общности Европейских систем высшего образования (проект TUNING. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.- 214с.)

3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

4. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода. – Высшее образование в России – 2004 -№11.

5. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. Изд. 3-е, стереотипное – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.- 114 с.

6. Байденко В.И. Образовательный стандарт. Опыт системного исследования./ Монография. – Новгород, НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. – 440 с.

7. Байденко В.И., Селезнева Н.А. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения как комплексная норма качества высшего образования: общая концепция и модель. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 43 с.

8. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург: Издательство «Деловая игра», 1996. – 344 с.

9. Белухин Д.А. Становление профессионала и рождение профессионализма: Учеб. пособие. – М., 2006. – 216 с.

10. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций. Интернет: <wwwtisbi. ru/science/vestnik/2003/issre2/cult3 html – 23k>

11. Болонский процесс: середина пути/ под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В..И. Байденко./ - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. – 379 с.

12. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84 с.]

13. Гришанова Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых: Материала к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

14. Джонс Дж. К. Методы проектирования. Системный подход. – М.: Мир, 1986. - 326 с.

15. Делор Ж. Образование сокрытое сокровище. UNESCO, 1996 / Университетская книга 1997, №4

16. Загвязинский В.И. Дидактика высшей школы: текст лекций. – Челябинск: ЧПИ, 1990. - 98 с.

17. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование //Педагогика. - №3. – 2002/

18. Зеер Э.,Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования//. - №4. – 2005.

19. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

20. Зимняя И.А. Культура. Образованность. Профессионализм специалиста// Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании /Под ред. Н.А. Селезневой и В.Г. Казановича. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. – с. 31-37.

21. Измайлова А.А. Системное педагогическое проектирование. Ч.1. Общие теоретические основы: Учеб. Пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998. – 41с.

22. 22.35. Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., Педагогика. 1990. – 144с.

23. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

24. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения, М. 1990, с. 90].

25. Нечаев Н.Н.Профессионализм как основа профессиональной мобильности: Материалы к пятому заседанию методологического семинара 8 февраля 2005 г. – М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 92 с.

26. Отчёт о научно-исследовательской работе по проекту: «Разработка моделей бакалавра по специальности и магистра по специальности. Реализация моделей по группам специальностей» / Научный руководитель Фёдоров И. Б. - М., 2003. – 208 c. С. 81// Интернет: <http://www.technical.bmstu.ru>.

27. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. 57

28. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учеб. Пособие. Санкт-Петербург, СПбГТУ, 1996. -140 с.

29. Раймундо Хосс Высшее образование в Латинской Америке//Высшее образование в Европе. - №1. – 2003.

30. Скок Г.Б. Инновационные процессы в образовании.// Проблемы высшего технического образования: Межвуз. Сб. науч. тр./Под. ред. А.С. Вострикова; Новосиб.гос. техн. ун-т – Новосибирск, №1, 1992.

31. Скок Г.Б., Лыгина Н.И. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учебное пособие. Изд. второе, перераб. и дополн. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 96 с.

32. Сластенин В.А., Перевалов С.Г. Педагогическая деятельность как творческий поиск// Педагогическое образование и наука.- №1.- 2005.

33. Смирнова Е.С. Формирование модели специалиста с высшим образованием. - Томск, 1984.

34. Татур Ю.Г. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. М.: 2006, №1, ст. 27)

35. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. Материалы методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: «Россия в Болонском процессе; проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.// Интернет:http://www. rc. edu. ru.

36. Тонда Л., Пейша И.Методологические аспекты системного проектирования. Вопросы философии, №2, 1987. с. 87-90.

37. Управление современным образованием; социальные и экономические аспекты. Под ред. А.Н. Тихонова. – М.: - М: Вита-Пресс, 1998. – 256 с.

38. Фишман Б.Е. Педагогическая поддержка профессионального развития/саморазвития педагога//Педагогическое образование и наука.- №2..- 2006.

39. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - №3. – 2004.

40. Шевченко Е. В. Какая кредитная система нужна России?: Доклад // Проблемы интернационализации образовательных программ подготовки специалистов в сфере экономики для создания сети международных студенческих обменов: III междунар. конф., 22.05.2001, Екатеринбург. - Раздаточный материал. - Архив Е.В. Шевченко, 2001. – [Не опубликовано].

41. «TUNING» Educational Structures in Europe //Интернет: Сайт Постоянной конференции ректоров, президентов и вице-канцлеров европейских университетов <http://www.cre.fr/ectn/tuning%20background.htm> 81

 

Глава VIII. Нормативно-правовые основы высшего профессионального образования

 

Динамичное обновление законодательства, постоянные нововведения общественной практики формируют необходимость особого внимания к проблеме правовой подготовки педагогических кадров всех уровней.

Правовая компетентность преподавателя высшей школы определяется уровнем его правосознания и правовой активности, проявляемыми в рамках определенного коллектива. Основу такой его компетентности составляют система знаний и понимания права, а также действий в соответствии с ними. Поэтому повышение профессиональной компетентности преподавателей – одна из ключевых проблем современного образования.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.