Тема 18. Система права (2 ч) — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 18. Система права (2 ч)

2017-11-22 256
Тема 18. Система права (2 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая общественные отношения, их устойчивые признаки, представляет собой целостное образование, систему правовых норм.

Правовая система как философское понятие — это некое целостное явление, состоящее из частей, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Сразу же следует обратить внимание на то, что, несмотря на схожесть выражения, нужно четко различать два понятия - «правовая система» и «система права». Правовая система - это взятые в единстве основные правовые явления данной страны - и собственно право, и правовая идеология, и судебная (юридическая) практика. Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной страны. Обычно, в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, России, Великобритании, Китая.

Система права касается только самого права, его строения.

Право как система характеризуется следующими признаками:

Во-первых, система права имеет объективный характер. Он обусловлен реально существующей системой общественных отношений, складывающихся под воздействием идеологии, культуры, образа жизни людей. Поскольку право призвано отражать потребности общества, система права не может создаваться по субъективному усмотрению людей, что должен учитывать законодатель.

Во-вторых, для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а, следовательно, и социальной значимости. В правотворческом процессе учет этого системного свойства права ведет к требованию разрабатывать и принимать нормативные правовые акты в комплексе, чтобы они регулировали общественные отношения всесторонне, обеспечивали возможность реализации закрепленных прав. При принятии закона необходимо прослеживать всю цепочку взаимодействия с другими законами, вносить изменения в другие нормативные правовые акты.

В-третьих, система права как целостное образование охватывает все нормы, действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права. В системе права действуют связи четырех уровней:

1) между элементами нормы права; 2) между нормами, объединенными в правовые институты; 3) между институтами соответствующей отрасли права; 4) между отдельными отраслями права.

Система права - это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

Отрасли

Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специальной правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обусловливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями права. Эти отношения, отличающиеся друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами, называются предметом правового регулирования. Так, нормы административного права регулируют отношения, связанные с исполнительными функциями государственной власти, а нормы гражданского права определяют порядок имущественных связей в государстве.

Помимо предмета для выделения в праве отраслей значение имеет своеобразие метода регулирования. В числе основных методов выделяются публично-правовой, императивный метод и диспозитивный. Для первого характерна юридическая централизация (регулирование «по вертикали», из единого центра — государства) и императивность, не оставляющая места усмотрению субъектов. При диспозитивном методе ограничивается вторжение государства в сферу личной свободы, устанавливается низкая степень использования «прямого приказа» государства и его структур, юридически раздвигаются границы свободы собственности и частной инициативы. Свою систему методов государственного регулирования предлагает Ю.Тихомиров. Методы им различаются по характеру воздействия и степени самостоятельности, предоставляемой хозяйствующим и иным субъектам.

1) В первую группу включены методы, способы общенормативного регулирования: а) введение общих правил; б) установление порядка создания, реорганизации и упразднения структур; в) определение системы их деятельности.

2) Во вторую группу входят программно-установочные способы: а) целевые программы; б) тематические планы; в) концепции, функциональные правила; г) схемы управления; д) схемы градостроительного планирования развития территорий; е) генпланы городов; ж) земельный кадастр.

3) К третьей группе относятся легализующие средства: а) лицензирование; б) аккредитация; в) сертификация.

4) В четвертую группу включаются способы нормативно-количественного измерения: а) стандарты; б) квоты; в) цены; г) тарифы; д) нормативы; е) лимиты; ж) налоги (сборы); з) плата; и) ставки (таможенных пошлин и др.).

5) В пятой группе – способы поддержания уровня деятельности и ее стимулирование: а) кредиты; б) льготы; в) отсрочки; г) дотации; д) субсидии; е) трансферты; ж) надбавки; з) поощрения; и) госзаказы; к) госзакупки.

6) Шестая группа состоит из контрольно-учетных и «запретных» способов: а) учет; б) статистическая отчетность; в) проверки и иные формы контроля; г) запреты; д) ограничения; е) предписания; ж) санкции (штрафы и др.); з) лишение легальности (приостановление, признание недействительными сделок, действий, актов).

Эффективность использования государственно-правовых способов регулирования экономики и других сфер достигается с учетом специфики тех или иных объектов воздействия.

Институт права – это система правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Если отраслью права регулируется обширная группа родственных отношений, то в рамках института сосредотачиваются нормы, затрагивающие один из видов таких отношений. В результате, в рамках одной отрасли для всех институтов характерен общий метод, а различаются они только по предмету правового регулирования. Например, в рамках отрасли гражданского права можно выделить институты купли-продажи, подряда и т.д.

В зависимости от того, нормы одной или нескольких отраслей права затрагивают институты, их подразделяют на простой и комплексный. Примером комплексного института может служить институт права собственности, содержащий нормы гражданского, уголовного, семейного, земельного и др. отраслей права.

В рамках крупных отраслей права выделяют наряду с отраслями и институтами подотрасли, под которыми понимается объединение нескольких родственных институтов одной отрасли. Так, например, в рамках отрасли конституционного права можно рассматривать подотрасли избирательного или муниципального права; в рамках гражданского права – обязательственное, авторское, наследственное право.

Значение системы права. Из вышеизложенного видно, что нормы права находятся в систематизированном состоянии. Это означает, что правовые нормы находятся между собой в определенной зависимости, а, следовательно, одна норма права может действовать только при наличии другой правовой нормы, с которой предполагается связь. В системе действие норм права дает регулирующий эффект, то есть оказывает регулирующее влияние на общественные отношения.

Благодаря системному построению права законодателю проще выявлять и восполнять правовые пробелы.

Знание структурного расположения правовых норм в системе позволяет их быстро отыскивать и приводить в действие. Наибольшее значение это имеет в правоприменительном процессе, поскольку дает возможность найти и применить наиболее точную норму для решения спора.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.