Можно рассмотреть несколько подходов к стилю руководства, под которым мы будем понимать преобладающий метод воздействия на подчиненных. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Можно рассмотреть несколько подходов к стилю руководства, под которым мы будем понимать преобладающий метод воздействия на подчиненных.

2017-11-21 258
Можно рассмотреть несколько подходов к стилю руководства, под которым мы будем понимать преобладающий метод воздействия на подчиненных. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если в основе рассмотрения лежит одна характеристика – взаимоотношения «руководитель – подчиненный», то различают три стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Их особенности видны из следующей таблицы:

 

Управленческие ситуации Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный стиль
Принятие решений единоличное на основе консультаций по указаниям сверху
Они доводятся приказом, распоряжением предложением просьбой, упрашиванием
Инициатива подчиненных допускается поощряется полностью им передается
Подбор кадров не допустить возможных конкурентов ориентация на деловых и знающих стихийный
Отношение к знаниям сам все знает учится и требует этого от других безразличное
Отношение к подчиненным жесткое доброжелательное, но требовательное мягкое
Основной метод воздействия наказание поощрение нет четкой ориентации

 

Таким образом, авторитарный руководитель разделяет теорию «Х» Дугласа МакГрегора (1906 – 1964), суть которой, как уже шла речь ранее, сводится к тому, что обычный человек не любит работу, его можно побудить лишь наказанием, он предпочитает, чтобы им управляли, имеет низкие амбиции, желает безопасности. Руководитель демократического типа более склонен к теории «Y», в соответствии с которой работа для человека так же естественна, как игра или отдых, он ориентируется чаще на вознаграждение, стремится к большей ответственности.

По мнению многих исследователей руководители, отнесенные к одному из перечисленных стилей, не в состоянии полностью перестроить себя, поэтому одномерный подход достаточно груб и не отражает изменений, происходящих с течением времени в руководстве организацией. В последнее время широко распространились так называемые "многомерные" подходы к определению стиля руководства. В их основу полагает не одну, а несколько характеристик руководителя. Так, в соответствии с концепцией Роберта Блэйка и Джейн Мутон, разработанной в университете штата Огайо (США), стиль руководства определяется одним из полей "управленческой решетки", координатами которой служат две характеристики: "забота о производстве" и "забота о человеке". Каждая из этих характеристик определяется в баллах от 1 до 9, причем минимальное значение они имеют при полном отсутствии качества, а максимальное - при его высоком значении. Таким образом, стиль конкретного руководителя может определяться одной из 81 клеток "решетки".

 

  Забота о человеке 9                  
  8                  
  7                  
  6                  
  5                  
  4                  
  3                  
  2                  
  1                  
      1 2 3 4 5 6 7 8 9
      Забота о производстве  
                         

 

Дадим некоторые характеристики по отдельным полям:

1.1. Минимальное внимание к результатам производства и к людям, руководитель ориентирован на достижение личных целей (страх перед бедностью) и быстро терпит крах.

9.1. Достигается крупный производственный результат без всякого внимания к нуждам и запросам людей (авторитет – подчинение).

1.9. Заинтересованное отношение к людям, создается дружественная атмосфера, темп производства зависит от настроения людей (дом отдыха).

5.5. Наиболее часто встречающийся в современных условиях стиль, дающий удовлетворительные результаты, среднюю удовлетворенность работой у людей, склонность к компромиссам, торможение в развитии творческих идей.

9.9. Идеальный и трудно достижимый стиль, дающий самые высокие результаты, благодаря заинтересованности всех сотрудников в достижении общей цели (команда).

 

Самоменеджмент

Самоменеджмент – управление собой, которое, прежде всего, выражается в умении распределять время, организовывать свое рабочее место. Вот как выглядит структура распределения рабочего времени в процентах у американских и российских менеджеров (табл. 13):

Таблица 13

Характер затрат времени Американские менеджеры Российские менеджеры
Разговор по телефону    
Работа с документами    
Поездки и осмотры    
Незапланированные работы    
Запланированные совещания, заседания встречи    

 

Можно сделать вывод, что распределение времени соответствует состоянию дел в системе управления экономикой США и России.

Наши менеджеры вынуждены в три раза больше времени тратить на поездки и осмотры объектов организации с целью контроля, в два раза меньше уделять времени работе с документами, что говорит о недостаточном владении ими информацией. Около трети рабочего времени уходит у наших руководителей на всякие незапланированные дела, что вызвано отчасти нестабильностью в экономике, а также недостаточным умением работать в экстремальных ситуациях.

Отсюда вытекает необходимость целесообразного использования своего рабочего времени российскими руководителями. Для этого полезно вести его хронометраж. Руководитель в течение определенного времени, скажем, рабочей недели, скрупулезно отмечает все виды своей занятости и указывает затраченное на них время. Затем проводит анализ по таким примерным направлениям:

– обдумывание проблем, разработка документов, принятие решений;

– руководство людьми (распределение заданий, инструктаж, консультирование, разрешение конфликтов);

– прогнозирование и планирование на перспективу;

– подготовка совещаний, выступлений, различных мероприятий;

– контроль за деятельностью подчиненных;

– осуществление внешних коммуникаций (переговоры, конференции и т.д.

На основе хронометража проводится диагностика рабочего времени, определяются виды деятельности, на которые время затрачивается впустую или которые можно с успехом передать для исполнения подчиненным.

Первая обязанность руководителя – планировать свое время, для этого, прежде всего, составляется перечень дел и выделяется примерное время для их выполнения, затем намечается их рациональная очередность, а далее планируется распределение этих дел по дням недели. Практика показывает, что до 40 % времени необходимо резервировать на непредвиденные и текущие дела.

Самый важный план – дневной. На день нужно брать не более десяти проблем, причем три из них – первостепенные. Над ними следует работать в утренние часы, как наиболее продуктивные. Набросок плана на следующий день лучше делать вечером.

Особо важно также оборудование рабочего места руководителя. Оно должно быть доступно для общения с людьми, располагать необходимой мебелью. С другой стороны, должно быть комфортным, так как интеллектуальный труд требует создания условий, не отвлекающих руководителя на посторонние заботы. В-третьих, оно должно включать современный набор организационной техники: компьютер, ксерокс, факс и др.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.