Социальная самоидентификация — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Социальная самоидентификация

2017-11-28 957
Социальная самоидентификация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слово «социум» имеет латинский корень, русское слово - «общество» (об­щее, община). Человек живет не один, а совместно с другими людьми, чтобы выжил его род. Особенно совместная жизнь, труд важны в суровых условиях, например, у нас, на севере. Там (Здесь) всегда было общее земледелие, так как час­ты неурожаи. Человеку трудно жить одному, даже Робинзон пользовался изделиями других людей - ружьем, ножом и был рад встрече с Пятницей.

Под социальной самоидентификацией понимается определение координат своего «Я» в обществе, то есть осознание тех ролей, которые являются наиболее стабильными для личности и заданными заранее. Что я могу назвать своим? Во-первых, это имя, половая принадлежность, внешность. Это не очень зависит от нас: внешность дана нам от природы, имя дали родители, к ним мы привыкли с детства. Взрослея, мы начинаем осознавать их, мы уже можем выработать к ним свое отношение, и это дает возможность подумать, хотим мы в них что-то изменить или нет. Какими мы хотим, чтобы нас видели дру­гие? Это осознавание и является процессом социальной самоидентификации.

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ РИСУНОК «Я И МОЙ МИР ВОКРУГ МЕНЯ»_________________

Инструкция. Обсуждение. Целью является изображение и осознание ребенком значимых сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром. «Возьмите лист бумаги. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что вас окружает в жиз­ни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимо­действовать - ваш социальный мир. Нарисовали? Те­перь в центре нарисуйте себя». Расскажи что-нибудь о своем рисунке. Нравится ли тебе твой рисунок, нравится ли тебе твой портрет? Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что - наименее? Есть ли разделяющая граница между то­бой и окружающим миром? К чему из окружения ты обращен на рисунке? Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя? Что это для тебя значит?

Возможная модификация упражнения. Отметьте на своем рисунке зна­ком «плюс» положительные связи (с кем и с чем вам приятно взаимодейство­вать) и знаком «минус» - отрицательные связи (с кем или с чем неприятно взаимодействовать).

Информация для ведущего. Это упражнение лучше проводить после бе­седы о взаимоотношениях человека с окружающим миром. Разговор ведется о разных уровнях, разной дистанции выстраиваемых отношений с людьми. Есть «Я», вокруг меня находится самое ближайшее мое окружение. Это моя семья, близкие друзья, то есть микросоциум. Следующая сфера взаимодействия - это родственники, друзья, приятели, соседи, коллеги, одноклассники, учителя, те люди, взаимодействие с которыми для меня достаточно значимо. Следующий уровень - это те люди, которые не оказывают особого влияния на мою судьбу, обычно" мы не знаем их лично. Это продавец в магазине, кондуктор в транс­порте, врач, учащиеся школы... Самый дальний уровень - это те люди, о суще­ствовании которых мы редко задумываемся, например одинокий старый рыбак с берегов Австралии... Можно представить это в виде наглядной схемы, состоящей из 4 концентрических окружностей, в центре - «Я», а вокруг - социальные сферы.

 

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЬ СВОЙ ПАСПОРТ»_________________________

  Перед проведением упражнения с детьми проводится беседа о документах, о паспорте. В беседе поднима­ются следующие вопросы. Зачем существуют паспор­та? Что в нем записано? Почему паспорт надо береж­но хранить? Такое обсуждение особенно важно про­водить с воспитанниками, так как зачастую, получив паспорт, они его тут же теряют. Упражнение заключается в том, что дети рисуют свой «паспорт» и заполняют его. Для этого они сами выби­рают формат бумаги. Дети могут скрепить бумагу степлером и сделать книжечку, оформить в виде альбома с бантиком или свернуть бумагу в виде свитка и т. д. Сведения, которые вносятся в паспорт, могут быть различны. Это, как обычно, ФИО, год и место рожде­ния, «фотография», а остальные сведения заполняют­ся по собственному желанию каждого. Это может быть адрес или рисунок своего дома, состав своей семьи, место работы, домашние животные, увлечения и т. п. Затем дети показывают друг другу свои паспорта, де­лятся впечатлениями.

 

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ -ИГРА «ЛОТЕРЕЯ»_____________________________________

  Эта игра позволяет детям задуматься о том, какой они представляют свою будущую самостоятельную жизнь в обществе, прояснить свои мечты. Для этой игры необходимо заготовить карточки, иг­ральные кубики и игровое поле. Конкретное исполне­ние игры зависит от вашей фантазии. На каждой кар­точке стоит порядковый номер и словесно описан, со­ответствующий ему, объект серии. На игровом поле под номерами изображены объекты серии. Всего су­ществует несколько серий - жилье, учеба, друзья, суп­руг(а), работа, семья, увлечения. Например, в серию «жилье» могут входить следующие объекты: чердак, комната в коммуналке, вигвам, 5-комнатная квартира в центре города, сельский домик, вилла на Канарах, диван в офисе, однокомнатная «хрущевка», шалаш, 3-комнатная квартира в сталинском доме и т. п. Разрывается: у кого какая будет жилплощадь. Участники делятся впечатлениями о полученном жилье, при желании они могут поменяться друг с другом карточками. Затем они рассказывают, как собираются обустроить свое жилье. Если кому-то не повезло, то как к этому относиться? Как улучшить свою ситуацию? Если кому-то попались идеальные условия, что ты будешь делать дальше? При обсуждении акцентируется внимание на том, что мы выбираем в жизни, что от нас зависит, что можем изменить. Кто-то сможет из чердака сделать «конфетку».

 

 

РОЛИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Роли и социальные институты - тот социум, который окружает мое пространство. Наша задача на этом этапе блока - познакомить детей с различными ролями, подвести детей к пониманию того, что мы играем определенные роли, приспосабливаем себя к обществу. Мы решаем, какое лицо покажем миру, как бы нам хотелось, чтобы нас видели. Каждый из нас принимает на себя множество ролей. Роль - проводник в социум, который позволяет более естественно входить в среду, обеспечивает успешную активность и взаимодействие. Общество связывает с ролью некоторые ожидания. У человека есть представления о том, что общество ждет от него в этой роли и что он ждет от общества и от других. Если ожидания от роли у участников взаимодействия не совпадают, то это приводит к конфликтам. Понимание социальных ожиданий и овладение ролями повышает социальную успешность. То, какие роли мы выбираем, зависит от наших целей в жизни.

Предлагаются следующие темы для дальнейших бесед с детьми.

- Роли - актерская, социальная, групповая. Так как воспитанники часто используют не только социальные, но и межличностные и театральные роли, важно подчеркнуть их различие и уделять внимание социальным ролям.

- Парность ролей. Предсказуемость поведения ролевого партнера.

- Роли желательные, приемлемые и отвергаемые, неприемлемые.

- Спектр одной и той же роли. Например, спектр роли учителя - учитель географии, истории, литературы; начальной школы, старшей школы; городс­кой, сельский и т.д.

Роль узнаваема, когда мы говорим о роли, мы говорим об узнаваемом, о чем-то общем. Роль предполагает актуализацию в человеке определенных ка­честв. В то же время мы привносим в ее исполнение что-то личное, остаемся сами собой. Можно представить роль в виде каркаса, стандартной рамки, в которые мы должны вписаться, и в то же время мы заполняем ее чем-то своим. Рассказывая о том, что роль предполагает определенные границы, рамки, в которые необходимо «вписаться», можно использовать для иллюстрации на­глядный материал, например бумагу различных форм и размеров - эллипс, узкая полоска бумаги, звезда, обыграть эту форму: как я заполняю это простран­ство? Как я это делаю? Насколько я учитываю ту форму, в которой сейчас дей­ствую? С какой ролью я связываю эту форму? Насколько комфортно я чув­ствую себя в этой роли?

 

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «РОЛИ»______________________________________________

Инструкция. Обсуждение. Упражнение выполняется в круге. Участникам предла­гается по кругу называть роли, в которых они бывают. «Мы можем играть разные роли и можем менять их, но при этом мы остаемся собой. Наподобие того, как у нас остается то же тело, когда мы пере­одеваем одежду. Нарисуйте или просто перечисли­те множество ролей, в которых вы когда-либо в жизни бывали. Желательно нарисовать, так как роль связана с образом... Нарисовали? Сейчас по кругу мы будем называть по одной роли и показы­вать ее. Если у кого-то закончились роли, то он просто пропустит ход». Кому сколько ролей удалось представить (нарисовать)? Какие из этих ролей - социальные роли? Ка­кие роли назывались чаще других, а какие показались необычными? Какие роли вам нравятся, часто при­нимаются вами, а какие роли совсем не хочется иг­рать?

 

При обсуждении можно поставить вопросы: «А где ты - настоящий?» Это запутывает, но и дает возможность задуматься и разобраться. Акцентируется внимание на том, что мы всегда больше, чем наши роли.

 

_____________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ «ПАРНЫЕ РОЛИ»______________________________________

Инструкция. Обсуждение: Участники становятся в круг. «Мы с вами говорили о парности ролей. Сейчас давайте поиграем в такую игру: бросая друг другу мяч, будем называть какую-то роль. Тот, кто получает мяч, сначала называет парную ей роль, а затем какую-то свою роль и бросает мяч другому человеку и т.д.». После этого упражнения можно провести разыгрывание сценок без слов. Двое участников (добровольцы) выходят из комнаты и задумывают какие-либо парные роли, например клоун-зритель, продавец-покупатель и т. п. Затем они возвращаются и показывают сценку без слов. Остальные участники должны догадаться, какие роли были задуманы. Удалось ли отгадать какие роли были изображены? Что помогло (помешало) узнать роли? Затем сценки разыгрывают другие участники.

 

Модификация упражнения. Участники делятся на две подгруппы - исполнители ролей и наблюдатели. Исполнителей должно быть четное количество. Они выходят за дверь и определяются с ролями, причем роли должны быть парными. По одному они заходят в комнату и говорят какую-либо ключевую фразу роли. Наблюдатели должны отгадать, что это за роль, и после того, как исполнят свои роли все играющие, попытаться соединить пары (продавцы с покупателем, врача с больным и т. д.). После соединения каждая пара может проиграть целую сценку.

 

_____________________________________________________________


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.