Античная философия: этапы развития. Основные школы. Проблематика — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Античная философия: этапы развития. Основные школы. Проблематика

2017-11-17 457
Античная философия: этапы развития. Основные школы. Проблематика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Период: С 6 в до н.э. (Фалес) по 6 в н.э., 529 г. - закрытие Юстинианом античной философской школы.

 

Черты античной философии:

12) Основной признак философского античного мышления - космоцентризм. Космологизм - основной принцип античной философии. Мир - это живое, гармоничное целое. Человек - часть этого мира, космоса, никакого противоречия между человеком и космосом нет

13) Космос гармоничен, он - симметрия, гармония, красота, ритм.

14) Принцип единства микрокосма и макрокосма - человека и вселенной; зная закономерности развития общего мы можем сказать о частном.

15) Принцип телесной фигурности, скульптурности идей античной философии. Любая теория имеет чувственный аналог. В основе этой абстрактной сущности - первооснова, первоначала мира - вполне конкретная сущность.

16) Объективизм. Из человека все вынесено наружу, никаких скрытых черт в нем нет. Все внутреннее - выражение внешнего. Если мы говорим о внешнем, то говорим и о внутреннем.

17) Пантеизм - даже первоначально боги творят мир не из ничего, а придают природе соответствующую форму.

18) Циклизм. Идея поэтапного развития отсутствует, идеи линейности нет. Космос - все бурлит, движется, но сам космос на месте, идеи прогресса нет. Не было даже у греков летоисчисления.

19) Принцип агональности, соревнования - внутри космоса идет постоянная борьба. Но борьба не может толкнуть космос. При этом античный человек не знает, зачем он было рожден и куда идет, значит, нужно действовать по обстоятельствам. Соответственно, фатализм и героизм были свойственны.

20) Лосев: в античной философии нет личности, ничего не говорится о личности. Теории, идеи личности не было, это все было вынесено во внешнее - в космос. Платон - человек - отпечаток божественной мудрости, т.е. космоса.

 

Основные проблемы:

· Бытие и небытие

· Идея и материя

· Единое и многое

· Общее и единичное

· Ум и душа

· Душа и тело

 

Этапы античной философии:

Разные периодизации:

Неокантианец Виндельбанд (к.19-н.20 вв.):

  1. Чисто греческая философия - самобытная; поднимаются вопросы чистого познания;
  2. Эллинистически-римская философия после 322 г. до н.э. - после смерти Аристотеля и Александра Македонского - философия всего античного мира. Философия теряет греческое лицо, она становится более практичной.

 

С.Н. Трубецкой (к.19-н.20 вв.) - по фигурам:

1. Фалес, Гераклит - «досократики» - до Сократа, 6 в.-до вт. пол. 5 в.

2. Сократ, Платон и Аристотель. Вт. пол. 5- 4 в. до н.э.

3. После Аристотеля (4 в. до н.э.-6 в. н.э.)

 

Г. И. Челпанов - по объектам философии (к.19-н.20 вв.):

  1. Натурфилософский период (6- пер.пол. 5 вв. до н.э.);
  2. Антропологический период (софисты и Сократ), поворот к человеку (вт.пол. 5 в.-сер. 5 в.);
  3. Систематический период (5-4 в. до н.э.);
  4. Этический период практической, жизненной философии, разработка норм и правил поведения (3 в. до н.э. - 1 в. н.э.);
  5. Религиозный период, неоплатонизм, гностицизм (1-6 в. н.э.).

 

Основные школы:

Ионийская школа (физики, философы) - Фалес, Анаксимен, Гераклит, Анаксимандр

Италийская школа - элеаты, пифагорейцы

Софисты

Сократики

Киренаики

Киники

Платонизм

Аристотелизм

Эпикуреизм

Стоицизм

Скептицизм

Неоплатонизм

 

 

Характеристика школ

Натурфилософский период

Фалес - в основе мира вода ("все из воды и все разрешается в воду" - 6 в. до н.э.)

Анаксимен - воздух

Гераклит - огонь

Анаксимандр - аперун - невидимое начало в основе мира.

 

Можно ли говорить о том, что натурфилософы - «античные материалисты». Но Чанышев с этим был не согласен, скорее это очень яркий натурализм. Например, теория Фалеса - вода-первооснова - это то, что увидеть нельзя, это вроде конкретная вещь, но она духовная, имеет особую природу.

 

Анаксимандр - от него осталось мало, отрывки поэмы. «Подобно тому, как все люди вышли из апейрона, так они и вернутся туда в наказание». Это напоминает о библейской теории - люди были изгнаны из рая, но все равно туда вернутся. Апейрон же - это безличное, беспредельное, человек забыл о мире всеобщего, но когда-нибудь он туда вернется. Общее окутывает нас. Будь это вода или что-то другое - это общее, это и наказание, и благо.

 

Гераклит - основоположник античной диалектики, «все течет», «война», в основе всего - начало, движущееся. В подвижном огне есть закон, все течет, все меняется, но закон есть. В мире все борется - соревнуются певцы, спортсмены, идут войны; философия показывает, что в основе любого процесса - классические процессы. Идея Гераклита - намек на возможность победы, счастья. Не все безнадежно, человек способен выиграть или проиграть. Огонь в основе всего сущего, это и Логос - разумная основа мира.

 

Парменид - основоположник элейской школы. Бытие есть, а не бытия нет. Движение - не бытие, потому что оно меняет форму и пропадает. Бытие неподвижно, оно вне пространства, неделимо, бытие - твердыня, в которой нет структуры, изменения. Бытие имеет форму шара. Такое бытие - это черта нашего мира, устойчивость, неподвижность. Человек не может жить в вечно изменяемом мире, он живет в мире, где все на своем месте. В этом мире нет различий на идеальное и реальное. Человек растворяется в бытии, мыслящий разум может познать только то, что есть вечное и неделимое, тогда человек сливается с вечным и растворяется.

 

Зенон, ученик Парменида. Апории (противоречия) Зенона: Ахиллес и черепаха. Ахилл никогда не догонит черепаху, но математическое знание противоречит суждению, представлениям. Другая апория: как уловить, что стрела летит? Где она - сейчас здесь, потом там? Она в каждую секунду в одном месте, тогда где движение? Движение - иллюзия наших чувств. Ничего не движется. Нет ни Ахилла, ни черепахи, это все иллюзии. Нужно не задаваться вопросами, а раствориться в бытии.

 

Анаксагор: мир состоит из частиц, но это не атомы, это качественные частицы. В каждой частице содержатся все свойства существующих предметов этого мира. Частица крови - кровь. Клиномен - находится в центре вселенной, он приводится в движение разумом, умом, он приводит во вращение все частицы. Подобное притягивается к подобному. Образуются тела: сначала сходятся частицы кожи и т.д. Все бесконечное двигается.

 

Эмпедокл: 4 начала мира, 4 стихии: земля, вода, огонь, воздух. Всем правит этическое начало - любовь, и т.д. Он был первозвестником теории естественного отбора. Он показал, что из моря выходят некоторые частицы, они объединяются, те, кто неудачно - отмирают, те, кто удачно - выживают, через 4 поколения они уже точно выживают. В основе всех существ - отбор.

 

Главная проблема этого периода - проблема единого и многого. Как можно из воды все вывести? Как многое выходит из единого? Это очень сложный вопрос, и этот период очень скоро разочаровал философов. Тогда начался антропологический этап.

 

Антропологический этап

А. этап начался с софистов. Софисты были учителями красноречия, мудрецами, строившими свои доказательства независимо от веры в истинность того или иного положения. Негативный смысл понятия - с Платона и Аристотеля. Гераклит был учителем софистов: раз все течет, значит, черное станет белым, белое - черным, мы должны быть гибкими, как сам Космос. Мы должны быть гибкими разумом, поведением. Есть много софизмов, которые основаны на понимании того, что ошибка, к которой мы подводим человека, позволяет ему раскрыть, что он находится в своем космосе представлений.

Примеры: 1. Рога. Кто не имел рогов, тот их не терял. Если ты их не терял, значит, они у тебя есть. 2. Пес твой? Да, мой. Этот пес - отец щенят? Значит, ты отец щенят.

 

Психологические уловки. Софизмы используются в судебной практике сплошь и рядом, они основаны на ошибках языка, логики. Софисты учили людей владеть своим языком.

 

Софисты - первые «античные космополиты». Они - граждане мира; они считали, что нет ни эллина, ни варвара. Все люди в общем-то равны, они ничем не отличаются. С. Учили без трепета относиться к властям. В чем разница между правящими и нами? Закон тоже - человеческое изобретение. Значит, его можно обходить и его можно менять. Софисты учили видеть в людях других национальностей тоже людей, это «первые просветители».

 

Мир с софистами стал настолько зыбким, что в нем не за что ухватиться, законов в нем нет. Простым гражданам это не нравилось. Среди софистов - Протагор: "Человек есть мера всех вещей".

 

Сократ (469-399 г. до н.э.) - выходец из софистов. Платон называл его «величайшим софистом» и «величайшим противником софистов». Сократ учил, как софисты, но его метод имел несколько этапов: 1) ирония - надо посмотреть внутрь себя и понять, что ты - ходячий набор стереотипов, вывод - "я знаю, что ничего не знаю"; 2) маевтика - «повивальная наука» - человеку предлагали вслед за критикой найти то, что в нем есть - представление о добре, истине, о «понятии». Есть общие характеристики в человеческой жизни, поведении, за которыми просвечивает другой мир. Они у каждого индивидуальные, каждый сам должен их найти. Сократ наметил проблемы контуров идеального. Если есть что-то непрерывное, вечное, то где оно?

 

Сократ ничего не писал, но все равно его считают автором идеи идеального. Человек может прикоснуться к царству свободы. Человек - не природное существо, оно более высокое, у него есть добро, справедливость, истина. Люди в городе мне интересней, чем деревья, вода и воздух - говорил он. Это первый антропологический поворот в философии, к человеку.

 

Сократ был приговорен за развращение молодежи, его осудили к смерти суд из лавочников. Сократ мог бежать, но он умер, это была добровольная жертва. Он продемонстрировал самообладание - он спокойно рассказывал ученикам, как умирает, как действует яд, значит, человек - это нечто иное, выше. Сократ показал, что закон несправедлив, аргументы противников несправедливы, но я хочу подчиняться законам, иначе мир превратиться в хаос. Человек должен соблюдать законы в этом мире. Богу - богово, кесарю - кесарево. Он верил, что после смерти его ждет вечная жизнь, что было нетипично для греческой философии (у них было после смерти телесное мучение), Сократ же верил в бестелесное существование после смерти. Смерть Сократа дала миру Платона.

Платон не собирался заниматься философией, но добровольная жертва Сократа его так поразила, что он решил взяться за это.

 

После Сократа было много школ его сторонников, использовавших его метод, в том числе школа киренаиков - они взяли на вооружение мысль философа о том, что смысл жизни - счастье (гедонизм). Это было этическое учение о счастье. Киренаики взяли самое грубое представление о счастье - счастье как наслаждение. Гегесий - представитель киренаиков. Он проводил лекции, и в результате учил людей кончать с собой. Он объяснял, что такое счастье - общаться, есть, пить, путешествовать, это разоряет, разрушает здоровье, и человека начинает точить чувство того, что все ему достаться не может, лучшая женщина - не моя, и человек погружается в тоску. Тогда проще умереть сразу, а не проходить этот путь.

 

Киники, наиболее яркий представитель - Диоген. Диоген с фонарем искал человека, просил прощения у статуй. Диоген тоже ничего не писал (Платон о нем: безумствующий Сократ). Диоген попал в рабство, а когда его представляли он спросил, кто хочет купить себе хозяина? Он был довольно высокомерен. Он некоторое время жил в бочке, чтобы доказать, что в бочке жить не хуже, чем во дворце. Диоген показывал, что я своими чрезмерными поступками приучаю людей знать меру, не подчиняться приказам других людей, не бояться быть бедными, человек должен быть свободным, он должен быть человеком. Кинос - это пес; памятник киникам - пес. Есть разные мнения о том, почему их так назвали (1) по названию школы (2) потому что они жили, как псы, почти как бездомные. История Диогена - это тоже история жертвы.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.