Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-11-17 | 530 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Период: С 6 в до н.э. (Фалес) по 6 в н.э., 529 г. - закрытие Юстинианом античной философской школы.
Черты античной философии:
12) Основной признак философского античного мышления - космоцентризм. Космологизм - основной принцип античной философии. Мир - это живое, гармоничное целое. Человек - часть этого мира, космоса, никакого противоречия между человеком и космосом нет
13) Космос гармоничен, он - симметрия, гармония, красота, ритм.
14) Принцип единства микрокосма и макрокосма - человека и вселенной; зная закономерности развития общего мы можем сказать о частном.
15) Принцип телесной фигурности, скульптурности идей античной философии. Любая теория имеет чувственный аналог. В основе этой абстрактной сущности - первооснова, первоначала мира - вполне конкретная сущность.
16) Объективизм. Из человека все вынесено наружу, никаких скрытых черт в нем нет. Все внутреннее - выражение внешнего. Если мы говорим о внешнем, то говорим и о внутреннем.
17) Пантеизм - даже первоначально боги творят мир не из ничего, а придают природе соответствующую форму.
18) Циклизм. Идея поэтапного развития отсутствует, идеи линейности нет. Космос - все бурлит, движется, но сам космос на месте, идеи прогресса нет. Не было даже у греков летоисчисления.
19) Принцип агональности, соревнования - внутри космоса идет постоянная борьба. Но борьба не может толкнуть космос. При этом античный человек не знает, зачем он было рожден и куда идет, значит, нужно действовать по обстоятельствам. Соответственно, фатализм и героизм были свойственны.
20) Лосев: в античной философии нет личности, ничего не говорится о личности. Теории, идеи личности не было, это все было вынесено во внешнее - в космос. Платон - человек - отпечаток божественной мудрости, т.е. космоса.
Основные проблемы:
· Бытие и небытие
· Идея и материя
· Единое и многое
· Общее и единичное
· Ум и душа
· Душа и тело
Этапы античной философии:
Разные периодизации:
Неокантианец Виндельбанд (к.19-н.20 вв.):
С.Н. Трубецкой (к.19-н.20 вв.) - по фигурам:
1. Фалес, Гераклит - «досократики» - до Сократа, 6 в.-до вт. пол. 5 в.
2. Сократ, Платон и Аристотель. Вт. пол. 5- 4 в. до н.э.
3. После Аристотеля (4 в. до н.э.-6 в. н.э.)
Г. И. Челпанов - по объектам философии (к.19-н.20 вв.):
|
Основные школы:
Ионийская школа (физики, философы) - Фалес, Анаксимен, Гераклит, Анаксимандр
Италийская школа - элеаты, пифагорейцы
Софисты
Сократики
Киренаики
Киники
Платонизм
Аристотелизм
Эпикуреизм
Стоицизм
Скептицизм
Неоплатонизм
Характеристика школ
Натурфилософский период
Фалес - в основе мира вода ("все из воды и все разрешается в воду" - 6 в. до н.э.)
Анаксимен - воздух
Гераклит - огонь
Анаксимандр - аперун - невидимое начало в основе мира.
Можно ли говорить о том, что натурфилософы - «античные материалисты». Но Чанышев с этим был не согласен, скорее это очень яркий натурализм. Например, теория Фалеса - вода-первооснова - это то, что увидеть нельзя, это вроде конкретная вещь, но она духовная, имеет особую природу.
Анаксимандр - от него осталось мало, отрывки поэмы. «Подобно тому, как все люди вышли из апейрона, так они и вернутся туда в наказание». Это напоминает о библейской теории - люди были изгнаны из рая, но все равно туда вернутся. Апейрон же - это безличное, беспредельное, человек забыл о мире всеобщего, но когда-нибудь он туда вернется. Общее окутывает нас. Будь это вода или что-то другое - это общее, это и наказание, и благо.
Гераклит - основоположник античной диалектики, «все течет», «война», в основе всего - начало, движущееся. В подвижном огне есть закон, все течет, все меняется, но закон есть. В мире все борется - соревнуются певцы, спортсмены, идут войны; философия показывает, что в основе любого процесса - классические процессы. Идея Гераклита - намек на возможность победы, счастья. Не все безнадежно, человек способен выиграть или проиграть. Огонь в основе всего сущего, это и Логос - разумная основа мира.
|
Парменид - основоположник элейской школы. Бытие есть, а не бытия нет. Движение - не бытие, потому что оно меняет форму и пропадает. Бытие неподвижно, оно вне пространства, неделимо, бытие - твердыня, в которой нет структуры, изменения. Бытие имеет форму шара. Такое бытие - это черта нашего мира, устойчивость, неподвижность. Человек не может жить в вечно изменяемом мире, он живет в мире, где все на своем месте. В этом мире нет различий на идеальное и реальное. Человек растворяется в бытии, мыслящий разум может познать только то, что есть вечное и неделимое, тогда человек сливается с вечным и растворяется.
Зенон, ученик Парменида. Апории (противоречия) Зенона: Ахиллес и черепаха. Ахилл никогда не догонит черепаху, но математическое знание противоречит суждению, представлениям. Другая апория: как уловить, что стрела летит? Где она - сейчас здесь, потом там? Она в каждую секунду в одном месте, тогда где движение? Движение - иллюзия наших чувств. Ничего не движется. Нет ни Ахилла, ни черепахи, это все иллюзии. Нужно не задаваться вопросами, а раствориться в бытии.
Анаксагор: мир состоит из частиц, но это не атомы, это качественные частицы. В каждой частице содержатся все свойства существующих предметов этого мира. Частица крови - кровь. Клиномен - находится в центре вселенной, он приводится в движение разумом, умом, он приводит во вращение все частицы. Подобное притягивается к подобному. Образуются тела: сначала сходятся частицы кожи и т.д. Все бесконечное двигается.
Эмпедокл: 4 начала мира, 4 стихии: земля, вода, огонь, воздух. Всем правит этическое начало - любовь, и т.д. Он был первозвестником теории естественного отбора. Он показал, что из моря выходят некоторые частицы, они объединяются, те, кто неудачно - отмирают, те, кто удачно - выживают, через 4 поколения они уже точно выживают. В основе всех существ - отбор.
Главная проблема этого периода - проблема единого и многого. Как можно из воды все вывести? Как многое выходит из единого? Это очень сложный вопрос, и этот период очень скоро разочаровал философов. Тогда начался антропологический этап.
Антропологический этап
А. этап начался с софистов. Софисты были учителями красноречия, мудрецами, строившими свои доказательства независимо от веры в истинность того или иного положения. Негативный смысл понятия - с Платона и Аристотеля. Гераклит был учителем софистов: раз все течет, значит, черное станет белым, белое - черным, мы должны быть гибкими, как сам Космос. Мы должны быть гибкими разумом, поведением. Есть много софизмов, которые основаны на понимании того, что ошибка, к которой мы подводим человека, позволяет ему раскрыть, что он находится в своем космосе представлений.
|
Примеры: 1. Рога. Кто не имел рогов, тот их не терял. Если ты их не терял, значит, они у тебя есть. 2. Пес твой? Да, мой. Этот пес - отец щенят? Значит, ты отец щенят.
Психологические уловки. Софизмы используются в судебной практике сплошь и рядом, они основаны на ошибках языка, логики. Софисты учили людей владеть своим языком.
Софисты - первые «античные космополиты». Они - граждане мира; они считали, что нет ни эллина, ни варвара. Все люди в общем-то равны, они ничем не отличаются. С. Учили без трепета относиться к властям. В чем разница между правящими и нами? Закон тоже - человеческое изобретение. Значит, его можно обходить и его можно менять. Софисты учили видеть в людях других национальностей тоже людей, это «первые просветители».
Мир с софистами стал настолько зыбким, что в нем не за что ухватиться, законов в нем нет. Простым гражданам это не нравилось. Среди софистов - Протагор: "Человек есть мера всех вещей".
Сократ (469-399 г. до н.э.) - выходец из софистов. Платон называл его «величайшим софистом» и «величайшим противником софистов». Сократ учил, как софисты, но его метод имел несколько этапов: 1) ирония - надо посмотреть внутрь себя и понять, что ты - ходячий набор стереотипов, вывод - "я знаю, что ничего не знаю"; 2) маевтика - «повивальная наука» - человеку предлагали вслед за критикой найти то, что в нем есть - представление о добре, истине, о «понятии». Есть общие характеристики в человеческой жизни, поведении, за которыми просвечивает другой мир. Они у каждого индивидуальные, каждый сам должен их найти. Сократ наметил проблемы контуров идеального. Если есть что-то непрерывное, вечное, то где оно?
Сократ ничего не писал, но все равно его считают автором идеи идеального. Человек может прикоснуться к царству свободы. Человек - не природное существо, оно более высокое, у него есть добро, справедливость, истина. Люди в городе мне интересней, чем деревья, вода и воздух - говорил он. Это первый антропологический поворот в философии, к человеку.
Сократ был приговорен за развращение молодежи, его осудили к смерти суд из лавочников. Сократ мог бежать, но он умер, это была добровольная жертва. Он продемонстрировал самообладание - он спокойно рассказывал ученикам, как умирает, как действует яд, значит, человек - это нечто иное, выше. Сократ показал, что закон несправедлив, аргументы противников несправедливы, но я хочу подчиняться законам, иначе мир превратиться в хаос. Человек должен соблюдать законы в этом мире. Богу - богово, кесарю - кесарево. Он верил, что после смерти его ждет вечная жизнь, что было нетипично для греческой философии (у них было после смерти телесное мучение), Сократ же верил в бестелесное существование после смерти. Смерть Сократа дала миру Платона.
|
Платон не собирался заниматься философией, но добровольная жертва Сократа его так поразила, что он решил взяться за это.
После Сократа было много школ его сторонников, использовавших его метод, в том числе школа киренаиков - они взяли на вооружение мысль философа о том, что смысл жизни - счастье (гедонизм). Это было этическое учение о счастье. Киренаики взяли самое грубое представление о счастье - счастье как наслаждение. Гегесий - представитель киренаиков. Он проводил лекции, и в результате учил людей кончать с собой. Он объяснял, что такое счастье - общаться, есть, пить, путешествовать, это разоряет, разрушает здоровье, и человека начинает точить чувство того, что все ему достаться не может, лучшая женщина - не моя, и человек погружается в тоску. Тогда проще умереть сразу, а не проходить этот путь.
Киники, наиболее яркий представитель - Диоген. Диоген с фонарем искал человека, просил прощения у статуй. Диоген тоже ничего не писал (Платон о нем: безумствующий Сократ). Диоген попал в рабство, а когда его представляли он спросил, кто хочет купить себе хозяина? Он был довольно высокомерен. Он некоторое время жил в бочке, чтобы доказать, что в бочке жить не хуже, чем во дворце. Диоген показывал, что я своими чрезмерными поступками приучаю людей знать меру, не подчиняться приказам других людей, не бояться быть бедными, человек должен быть свободным, он должен быть человеком. Кинос - это пес; памятник киникам - пес. Есть разные мнения о том, почему их так назвали (1) по названию школы (2) потому что они жили, как псы, почти как бездомные. История Диогена - это тоже история жертвы.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!