Характерные черты нового времени. Проблематика, представители. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Характерные черты нового времени. Проблематика, представители.

2017-11-17 463
Характерные черты нового времени. Проблематика, представители. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Средневековье заканчивается 17 веком, но иногда его называют "ранним новым временем".

 

Культурные эпохи возникают и угасают несколько по-другому, чем исторические эпохи. Философия нового времени родилась раньше, чем сама эпоха нового времени - в конце 16 столетия и закончилась позже. Конец Нового времени в истории:

? Революция 1648 г.

? Первая мировая война

? Револ 1917

 

Философия Нового времени завершается началом 19 столетия. Гегель - на рубеже эпох нового времени и следующей эпохи философии 19 века. "Одной ногой в

 

Предпосылки

Философия Нового времени очень отличается, сложность в том, что мы наблюдаем борьбу и сосуществование разных теорий, борьбы между философами-новаторами и философами-схолластиками.

В 16 в. схоластика изрядно перестроилась, но еще долго продолжала существать, например, в нашей стране. Продолжал существовать ренессансный взгляд на мир.

Но философия Нового времени отрицала все эти старые философские взгляды.

 

1) Социально-экономические предпосылки - разложение феодальных порядков, развитие буржуазных отношений, период перемен.

2) ВГО, которые расширили кругозор европейцев, познакомили с множеством новых народов, нравов, культур. Все это требовало осмысления.

3) Средневековье отделяет от нового времени период Реформации. Реформация привела к появлению религиозного разномыслию, которое прокладывало путь к разномыслию философскому. Средневековая мысль, культура была дискредитирована под влиянием реформации.

4) Научная революция, кот. началась с конца 16 века и продолжалась 17 в. Это самый важный фактор. Подъем математики. В течение 17 в. была создана элементарная математика, затем была создана высшая математика. Очень многие творцы философии были математиками - Декарт, Лейбниц, Ньютон, Паскаль. Вслед за математикой прогрессировала астрономия, но с некоторым отставанием. Эта великая троица новых наук, создателями которых во многом были мыслители нового времени: философия (или физика???), математика, астрономия. Развивались гуманитарные и социальные науки, причем они испытывали огромное влияние со стороны естественных наук. Бурное развитие науки требовало ее осмысления - как гносеологического, так и мировоззренческого. Наука входила в университеты, философы же способствовали введению нового статуса.

 

Философия имела несколько ярко выраженных отличительных черт:

1) Рационализм. Это многозначный термин, который употребляется в двух смыслах: широком (в таком смысле все философы нового времени были рационалистами) и в узком (термин, который означает гносеологическую платформу - т.з. неск. мыслителей 17-18 столетия). Даже те философы, которые склонялись к сенсуализму и эмпиризму в общем мировоззрении были рационалистами.

2) Механицизм - мир мыслится, как машина, все части мира тоже представляют собой машину, механизм состоит из механизмов. Гносеолого-методологический аспект - познание сложного путем сведения к простым механистическим законом. Государство - машина, общество - машина.

 

Представление о мире. Мир мыслился размным, рационально устроенным. Рационализм 17 в. он одновременно и маханицизм. Все это пришло на смену теоцентризму. Точно так же этот механистический рационализм отрицал возрожденческое представление о мире как об организме (вслед за натурфилософами), о мире как о живом существе. Новое время: мир не организм, а механизм. Бог тоже стал мыслиться рационалистически.

 

Бога мыслители 17-18 вв. считали существом рациональным, великим разумом, это - небесный механик, олицетворение разумности, творит мир не по произволу, а по некоторым понятиям. Разумность мира - проявление разумности Бога-творца.

 

Человек так же разумен, как и мир, он может постичь мир и Бога через Его творение. Идея о том, что к Богу можно прийти не только через Писание, а еще и через мир-творение (идея еще со времен схоластических - идет от арабских философов - теория двойственности истины). Новые философы, отвернувшись от Писания, стали постигать природу как разум, законы, которые он в эту природу заложил.

 

Философия просвещения - основоположники Декарт, Ф. Бекон, Галилей - в 18 веке пик. 18 в. был еще более рациональным, чем 17, он достиг предела. Рационализм в понимании Бога выливается в доктрину деизма. Не путать (!) теизм - представление о Боге как о конечном существе, в христианстве Бог личен, к нему обращаются как к личности. Бог творец и абсолютный вседержитель. Деизм - Бог безличен, деперсонифицирован, Бог - Великий Разум, небесный часовщик. Бог не карает, не лезет в дела людей, он создает законы и дальше ему нет нужды вмешиваться в дела мира. Бог был ограничен собственным всемогуществом. Это предельно рациональное понимание Бога. Особое представление о религии. Деизм, который стал знамением просвещения, отвергал позитивные религии (религии, созданные людьми - христианство и ислам) как нерациональные из-за их предрассудков. Взамен предлагались "естественные" религии - разумные и рациональные. Естественные религии должны пониматься как религии, коренящиеся в душе человека, разумные. Джон Толанд - английский философ - даже хотел оформить на этой основе новую религию. Вольтер, Монтескье, Руссо, Ломоносов - все они были деистами, во многом они были врагами Церкви. Вольтер предлагал "раздавить гадину" католической Церкви.

 

Рационализм в представлении о человеке достигает своего пика в 18 в. Стремление к выгоде - разумное, понятное целеполагание, это его природа. Человек отличается от других разумных существ наличием разума. Карл Линней - заложил основы классификации живого - объединил людей вместе с обезьянами в одни виды. Именно Линнею мы обязаны названию Homo Sapiens - "человек разумный".

 

Общество - тоже рациональная конструкция.

 

Рационалистический механицизм - вера в познание мира. Мыслители 17-18 вв. все без исключения гносеологические активисты, причем попрой были довольно просты и незамысловаты в своих убеждениях.

 

Одним из первых, кто высказал идеи механизма стал Р. Декарт - мир это машина, основоположник этой т.з. Он подробно описал, как организован этот мир. Животных и человека в телесном аспекте Декарт тоже назвал машиной.

 

Французский филосов-материалист Жульен де Ламметри написал сочинение "Человек - машина", где довел до конца взгляды Декарта, полностью объявил все духовные проявления человека к простым потребностям. Души, по его мнению, и нет.

 

Механицизм стали применять в обществознании. Возникла даже "экономическая механика", "экономическая физика".

 

Основные представители

17 в.:

Первое поколение:

Галилей - не только астроном и преподаватель физики и математики, он одновременно философ, мыслитель, методолог.

Ф. Бекон, англичанин, пропагандист опытного метода познания, основоположник эмпиризма.

Т. Гоббс

Р. Декарт, Франция.

 

Декарт - один из первых, кого нужно знать обязательно. Фактически создатель алгебры современной. Вся последующая философия развивалась в связи с Декартом:

- развития картезианства - учение Декарта. Не только теоритическая, но и научная теория развивалась. Декартовская физика господствовала до вытеснения ньютоновской, очень долго.

 

Немалая часть мыслителей просто развивала философию Декарта. Это привело и к формированию французского материализма 18 в.: Ламметри, Дидро, Гиллеций, Поль Гольбах. Это упрщением картезианства.

 

Критическое переосмысление картезианства тоже было. Два крупнейших представителя этого направления - Спиноза и Лейбниц. Оба они продолжают следовать в проложенным Декартом русле, но каждый по-своему строит свою онтологическую схему. В целом они сходную позицию занимают - их называют рационалистами в узком смысле слова (Декарта, Спинозу и Лейбница).

 

Была также попытка опровергнуть Декарта, очень критично к нему отнестись. Одним из представителей этого направления был Паскаль, он был и против рационализма. Жанбаттиста Виго - еще один критик Декарта, но он был уже в следующем поколении.

 

Первое поколение философов - Декарт, Бекон, Гоббс - стремилось критиковать схоластику, все они ее пытались преодолеть. ИМ нужно было расчистить место для новой философии и методологии.

 

Следующее поколение - Спиноза, Лейбниц, Джон Локк - уже были свободны от схоластической школы и пошли дальше. К этому же поколению относился Ньютон. У Англии была своя особенная, самобытная школа, которая состоялась в неприятии огульного рационализма (?).

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.