Методика русского языка как наука. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Методика русского языка как наука.

2017-11-17 77
Методика русского языка как наука. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Опорные конспекты

По методике преподавания

Русского языка в школе

для студентов IV курса

 

 

2003 год


Составитель: Дудке Е.С. – преподаватель методики преподавания русского языка.

Объяснительная записка

Методическое пособие представляет собой конспективное изложение теоретического материала по методике преподавания русского языка в школе. Это поможет преподавателю, работающему по данной дисциплине, значительно сэкономить время на лекции и уделить больше внимания фактической стороне предмета. Наряду с теоретическим материалом в пособии представлены практические работы, предназначенные как для анализа на занятиях, так и для самостоятельной работы студентов.

В методичке также собран разнообразный дидактический материал, который студенты смогут использовать в своей педагогической практике.

Пособие оснащено списком литературы по темам.

В пособии использованы материалы, разработанные преподавателями колледжа: Парнюгиной А.К., Гончаровой О.Ю., Архиповой Т.Н.


Оглавление

1. Методика русского языка как наука.

2. Формы организации учебной работы. Типы уроков.

3. Методика обучения грамматике.

4. Методика обучения орфографии.

5. Методика синтаксиса и пунктуации.

6. Методика изучений разделов науки о языке.

7. Проверка знаний, умений и навыков учащихся.

8. Направления работы учителей–словесников.

9. Литература.


Методика русского языка как наука.

методика

 

педагогическая

 

система знаний

 

об обучении русскому языку

 

знания о содержании программы закономерности принципы методы приемы упражнения условия обучения рус. языку
ЧЕМУ УЧИТЬ?   КАК УЧИТЬ?

 

Связь с другими науками.

Практика

 

Методика обучения русскому языку

психология лингвистика литературоведение педагогика
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

 

Методология – 1. Учение о научном методе познания.

2. Совокупность методов, применяемых в отдельных науках, то есть теоретическая отрасль знания.

Методика – особая и самостоятельная наука, т. к. имеет

– свой предмет изучения (предмет – процесс обучения языку, его практическому

– использованию),

– свое содержание,

– свои специфические задачи,

– свою систему понятий,

– свои методы исследования.

Задачи методики р. яз.:

1. Чему учить? (содержание обучения).

Задача – произвести отбор учебного материала, систематизировать, сгруппировать и распределить материал по годам обучения.

2. Для чего учить? (цель обучения).

Задача – определить образовательные и воспитательные задачи русского языка как учебного предмета.

3. Как учить? (выбор методов обучения, система упражнении, обоснованность выбора методики).

Методика – это наука о

– содержании,

– принципах,

– методах и приемах обучения русскому языку,

– о путях и условиях усвоения учащимися ЗУН.


Программа по русскому языку

Первая редакция стабильной программы Стабильная программа (последняя редакция – 1994 год) Программа по параллельному учебному комплексу (сентябрь 1992 год)
Цель: 1. подготовить учащихся грамотных в широком смысле слова; 2. вооружить их навыками пользования устной и письменной речи для активной творческой деятельности.   Задачи: 1. дать определенный круг знаний из области фонетики, лексики, словообразования, грамматики, стилистики; 2.содействовать развитию логического мышления; 3. пробудить бережное отношение к слову, богатству языка, вооружить навыками выразительного чтения; 4. выработать прочные орфографические и пунктуационные навыки. Цель: свободное владение языком.   Задачи: 1. познавательные: – формирование научно-лингвистического мировоззрения, вооружение основами знаний о языке; – развитие языкового эстетического идеала (представления о прекрасном в языке и речи, отношения к языку как к эстетическому явлению); 2. практические: – формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; – овладение нормами русского литературного языка; – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; – обучение умению излагать свои мысли в устной и письменной форме. 3. общепредметные: – воспитание средствами предмета (усидчивость, аккуратность, трудолюбие); – развитие логического мышления; – умение самостоятельно пополнять знания; – формирование общеучебных умений. Цель: не определяется.   Задачи: 1. изучение основ науки о языке, дающие определённый круг знаний из области фонетики, грамматики …; 2. развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса (активного, пассивного), грамматического строя речи, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме; 3. формирование орфографических и пунктуационных навыков.

Программа по русскому языку

для общеобразовательных учебных заведений.

Программа – основной государственный документ, который обязан выполнить учитель.

Она определяет базовые знания и умения (т.е. систему основных знаний о языке и умений пользоваться им в устной и письменной речи, а также последовательность работы над ними), которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы.

Общедидактические принципы построения программы:

– научность,

– систематичность,

– доступность,

– преемственность,

– перспективность.

Методические принципы;

1. линейный – предполагает изучение материала от более простых единиц к сложным;

2. ступенчатый – возвращение к одним и тем же явлениям на более высоком уровне;

3. концентрический – общий, центральный, единый, разделы изучаются без разрыва.

Программа состоит из трех частей:

1. Изучение курса русского языка по стабильным учебникам.

2. Изучение русского языка по параллельному учебному комплексу.

3. Изучение углубленного курса русского языка в 8–11 классах.

Каждая из частей состоит из:

– объяснительной записки,

– собственно программы.

Объяснительная записка – это компонент программы, определяющий основы организации учебного процесса по русскому языку в школе: цели курса в целом и отдельных его частей, состав и направления в работе, место в системе школьных дисциплин, преемственность, межпредметные связи.

Собственно программа – это компонент школьной программы в целом, определяющий состав курса и последовательность изучения его частей.

Объяснительная записка.

Содержание школьного курса р. яз. в 5–9 классах:

1. система понятий из области лингвистики,

2. речеведческие понятия,

3. орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Структура школьного курса:

5–7 классы: фонетика, графика, лексикология и фразеология, словообразование, морфология и орфография;

8–9 классы: систематический, курс синтаксиса.

Основные направления в работе по русскому языку:

1. Организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

2. Формирование навыков грамотного письма,

3. Совершенствование навыков правильного каллиграфического письма.

4. Развитие речи предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения, письма.

3 направления в развитии речи:

– овладение нормами русского литературного языка,

– обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся,

– формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Работа по развитию речи включает:

1) предупреждение и устранение ошибок;

2) формирование навыков выразительного чтения.

Использование средств обучения

Межпредметные связи на уроках русского языка.

Собственно программа:

1)класс,

2)общее количество часов,

3)девиз,

4)содержание курса,

5) развитие связной речи,

6) основные умения и навыки.

Умения и навыки:

1. виды грамматического разбора,

2. умение составлять предложения определенного типа,

3. умение разъяснять значения слов,

4. нормы литературного языка,

5. орфографические, и пунктуационные навыки,

6. слова с непроверяемыми орфограммами.

Приложения к программе:

– список средств обучения русскому языку и развитию речи,

– нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся,

– примерное распределение часов по темам в каждом классе,

– список справочной литературы по русскому языку для уч-ся.

 

План анализа раздела учебника.

1. Определите основной теоретический материал, изучаемый в разделе.

2. Какие орфографические правила изучаются.

3. Какие пунктуационные правила повторяются.

4. Какое попутное повторение заложено в данном разделе.

5. Каким видам разбора обучаются дети. Какие виды разбора повторяются.

6. Какие словарные слова изучаются.

7. Какие лексические упражнения представлены (найти упражнения по активизации словаря).

8. Какие задания направлены на культуру речи.

9. Как осуществляется связь с литературой.

10.Какие воспитательные задачи решаются при изучении данного раздела.


Общедидактические принципы.

1. Принцип научности, доступности и посильности.  
2. Систематичность и последовательность    
3.Сзязь теории и практики    
4. Принцип прочности знаний, умений и навыков.  
5. Принцип наглядности.  
6. Сознательность и активность.  
7. Индивидуальный и дифференцированный подход.  

Стадии освоения материала.

Структурные элементы урока

(с т.зр. психологич. процессов познания уч-ся действительности).

1. Подготовка к восприятию того, что ученики должны знать на уроке.

2. Восприятие, чему соответствует в уроке этап объяснения нового.

3. Запоминание, что достигается целой системой разнообразных упражнений.

4. Воспроизведение, восстановление в памяти изученного, применение его на практике.

Типы уроков (по дели).

1 Сообщение новых знаний.

2 Первичное закрепление.

3 Повторение.

4 Обобщающее повторение.

5 Контроль знаний.

6 Работа над ошибками.

Типы уроков по содержанию – разделы лингвистики.

Виды повторения.

1. Обобщающее повторение.

– повторение пройденного в предыдущем классе.

Цель: воспроизвести в памяти и закрепить наиболее важный материал, подготовить к усвоению нового.

– повторение пройденного в данном классе.

Цель: обобщить пройденное и помочь прочно усвоить наиболее трудный материал.

– повторение материала по разделам.

2. Сопутствующее (текущее) повторение.

– связано с изучением нового материала,

– с проблемами в знаниях учащихся.

Другая классификация.

1.Опорное повторение.

Создает перспективу в работе, обеспечивает понимание нового материала. Осуществляется:

– в виде небольшой практической работы (устной или письменной),

– в виде фронтального опроса и письменного упражнения.

2.Обобщающее повторение.

выступает в двух видах:

– сопутствующее повторение (сопоставление изучаемого материала с ранее пройденным, выявление сходства и различий),

– систематизирующее повторение, заключительное в виде специальных обобщающих уроков.

3.Регулярное повторение.

трудных для учащихся тем, орфограмм и пунктограмм.

Повторение при подготовке кконтрольной работе.

При повторении используются такие методы проверки, как

– фронтальная,

– индивидуальная.

Виды фронтальной проверки:

– ответы на вопросы,

– работа с сигнальными карточками,

– списывание,

– диктант.

Виды индивидуальной проверки:

– устные ответы,

– работа у доски,

– работа по карточкам за партой.

Виды обобщающих уроков:

1. Уроки в начале года.

2. Уроки в конце темы – итоговое повторение.

3. Уроки по обобщению частей раздела.

4. Уроки по обобщению раздела.

5. Уроки по нескольким разделам.

Цели и задачи урока.

Цель (80–е гг.) Задачи
Тема. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Цель: опираясь на знание учащихся о буквах е, ё, ю, я, раскрыть сущность слогового принципа русской графики для установления правильного произношения и правописания слов и сформулировать соответствующие умения 1. выяснить условия, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука; 2. выяснить, в каких случаях данные буквы обозначают мягкость предыдущего согласного; 3. выработать умение правильно определять произношение слова на основе слогового принципа русской графики; 4. обратить внимание на произношение согласного перед буквой «е» в некоторых заимствованных словах.
Тема. Виды предл. по цели высказывания. Повествовательные предл. Цель: на основе имеющихся знаний уч-ся показать предл. как синтаксическую единицу, заключающую в себе определенную цель высказывания и оформляющуюся соответствующей интонацией для выработки умений правильно употреблять предл. в устной и письменной речи. 1. показать, что предложение – единица речи, заключающая в себе определенную цель высказывания; 2. определить виды предложения по цели высказывания; 3: рассмотреть повествовательные предложения; 4. научить правильно интонировать повествовательные предложения; 5. закрепить навыки постановки знаков препинания в конце предложения.
Тема. Побудительные предл. Цель: научить отграничивать побудительные предложения от повествовательных, интонировать их в зависимости от содержания для выработки умения правильно употреблять их в речи. 1. рассмотреть содержание побудительных предложений в противопоставлении с повествовательными; 2. показать, что побудительные предложения могут иметь различное содержание; 3. показать зависимость интонации побудительных предложений от их содержания; 4. научить интонировать различные по содержанию побудительные предложения.
Тема. Вопросительные предл. Цель: научить выделять слово, на которое падает основная смысловая нагрузка в вопросительных предложениях для выработки умения правильно интонировать их. 1. показать, что в вопросительном предложении смысловую нагрузку несет на себе определенное слово; 2. показать взаимозависимость вопросительного предложения и логического ударения; 3. отработать интонацию вопросительных предложений.

Формулировка целей урока.

Общее требование – максимально четко описать то, что ученик может сделать в результате обучения.

Общий прием конкретизации целей – использовать в их описании глаголы, указывающие на определенные действия.

Ориентировочный перечень глаголов для формулирования общих учебных целей: анализировать, вычислять, высказывать, демонстрировать, знать, интерпретировать, использовать, оценивать, понимать, преобразовывать, применять, создавать, выбрать, назвать, перечислить, описать, дать определение,' проиллюстрировать, выделить, выразить в словесной форме, обозначить, произнести, выразить мысль, синтезировать, систематизировать, видоизменять.

Цель – конкретное действие ученика:

1. знает (наизусть)

2. запоминает, понимает (умеет отличить, анализ)

3. оценка (суждение о...)

Ход урока.

· Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Юлия Сергеевна. Прежде, чем начать урок, проверим готовность к нему. На партах должны лежать учебники по теории и практике, рабочая тетрадь, пенал.

· Откройте тетради и запишите: «Пятое марта. Классная работа».

· Сегодня мы начнем урок со словарного диктанта. Я буду читать вам лексическое значение слова, а вы должны угадать его и, конечно, правильно записать.

1. Народное празднество с шествием, уличным: маскарадом (к а рн а вал).

· Прочитайте слово по слогам.

· Какие гласные написали в корне?

· Почему? (это словарное олово).

· Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

2. Впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного, непонятного (удивление).

· Какую гласную пишем в корне слова? Почему?

· Какой корень в этом слове? (выделить, поставить ударение).

· Рядом записать проверочное слово (комментарий орфограммы).

Уд и вление – д и во

3. Слово, которое я задумала, имеет несколько значений. Как мы называем такие слова? (многозначные). А это явление в языке? (многозначность).

1) Цифра, изображающая число «один».

2) Самая низкая школьная отметка, (ед и ница)

Какую гласную написали в корне слова? Почему?

Ед и ница – ед и ный.

Выделите корень, поставьте ударение.

4. Большое помещение перед входом в общественное здание (вестибюль).

· Прежде чем записать, прочитайте слово по слогам.

· Какие гласные в корне?

5. Условное изображение какого-нибудь предмета, понятия (эмблема).

· Какую гласную написали в корне слова? Можем ее проверить? Почему? (это словарное слово).

6. Находящийся, расположенный в центре чего-нибудь (прил.) (центральный).

· Выделите корень, назовите гласную, проверочное слово.

Ц е нтральный – ц е нтр

· Сделайте графический комментарий.

7. Человек, который помогает кому-нибудь в чем-нибудь (помощник).

· Прочитайте слово по слогам.

· Какой шипящий звук написали?

· Какую гласную написали? Почему?

П о мощник – п о мощь

· Сделать графический комментарий.

8. Следующее слово тоже многозначное.

1) Орудие для производства каких-нибудь работ.

2) Прибор для занятий музыкой (инструмент).

Прочитайте слово по слогам.

Почему пишем и? (словарное слово).

9. Древний, сохранившийся с давних времен; давнишний (прил.) (старинный)

· Сколько н написали? (до записи).

· Какую гласную написали в корне? Почему?

Старинныйстарый

10. Данное слово называет:

1)сооружение в виде высокого столба;

2)люди, предметы, которые движутся вытянутой линией (колонна).

Сколько н в слове? (до записи).

Какая гласная в корне? Почему? (это словарное слово).

Посмотрите еще раз на записанные слова. На какие две группы можно их разделить?

(Обратите внимание на безударные гласные).

Наглядность.

· Назовите слова, в которых безударные гласные проверяются ударением.

· А какие отнесем в другой столбик? (наглядность на доске – см. эскиз).

· Существует еще одна группа безударных гласных. Это чередующиеся гласные.

Чередующиеся гласные  
Наглядность.

 

 

· Они названы так неслучайно. В этих корнях гласные нельзя проверять ударением, т.к. под ударением – одна гласная, а без ударения – другая (гласные чередуются).

· Написание этих гласных зависит от определенных условий. Таких условий много. Сегодня мы поговорим лишь об одном. Давайте попробуем вместе с вами вывести это условие.

· Посмотрите на доску и прочитайте записанные слова:

предл о жение

изл а гать

ул о жить

сл а гаемое

· Какие корни здесь выделены? (–лаг–, –лож–)

· Что происходит с гласными в корнях? (они чередуются)

· Подумайте и скажите, от чего зависит написание гласной в корне? (от согласного, стоящего за ней)

· Попробуйте сформулировать правило. (Если за гласным стоит г, пишем а; если же ж, то о )

· Запишите в тетради:

Наглядность: ЛАГ – ЛОЖ

· Обратите внимание на графическое обозначение орфограммы.

· Давайте проговорим правило все вместе: пишу а перед г, пишу о перед ж.

· Итак, тема нашего урока

· Цель урока:

1. Комментированный диктант.

· Прокомментируйте выбор гласной в записанных на доске словах (упр. для наблюдения; учащиеся устно объясняют, учитель делает графический комментарий на доске).

2. Диктант с сигнальными карточками.

· Давайте потренируемся. Я буду читать словосочетания, а вы записывайте их и комментируйте орфограмму: записать прилагательное, произвести сложение, занимать высокое положение, излагать свои мысли, высказать предложение, уменьшить слагаемое, закончить изложение, приложение к журналу, полагаться на друзей, прилагать усилия, положить в стол.

Каким правилом пользовались при выполнении задания?

Проверим диктант, используя сигнальные карточки.

Обратите внимание на последнее словосочетание положить в стол.

Положить какая часть речи? (глагол). Нет глаголов без приставок с корнями –лаг–,–лож– поэтому неправильно говорить «ложу в стол», а правильно «кладу в стол», или «положу в стол».

3. Работа с учебником.

Выполним устно упр. 491 в учебнике по практике на стр. 146 на выбор глаголов класть и положить (фронтальная работа).

4. Работа с раздаточным материалом:

Следующее задание. Возьмите карточку, которая лежит у вас на партах, и прочитайте стихотворение Г. Саягира «Бутерброд» (один ученик читает выразительно).

Чудак-математик.

В Германии жил.

Он хлеб с колбасою

Случайно сложил.

Затем результат

Положил себе в рот.

Вот так человек.

Изобрел бутерброд.

Как вы думаете, откуда к нам пришло слово «бутерброд»? (из нем. бутер – «масло», брод – «хлеб»).

Найдите в стихотворении корни с чередованием (в словах сложил, положил).

Какую гласную пишем в корне? Почему?

· Запишите свои глаголы с корнями –лаг–, –лож–, используя приставки у–, по–, при–, с–, из–, до–.

· Объясните написание корней при проверке, обратите внимание на лексическое значение слов с такими корнями.

5. Морфологический разбор.

Для морфологического разбора возьмем слово «бутерброд» (один ученик выполняет у доски).

(Изобрел) бутерброд.

I. бутерброд – сущ.

II. нач. ф. – бутерброд

III. пост. Пр-ки: нариц., неодуш., м. р., II скл.

IV. непост., пр-ки: в форме ед.ч., В.п.

V. изобрел б у т е р б р о д

6. Работа над сочинением–миниатюрой.

· Я хочу предложить вам написать сочинение–миниатюру с использованием слов:

предлагать, переложить, прилагать, обложить, слагаемое, предложение, изложение, доложить, пролагать, сложение, возложить, отложить, положение.

· Как вы думаете, на какую тему может быть сочинение?

· Вы можете написать текст, либо отдельные предложения. На работу дается 5–7 мин. Проверка: ученики читают свой вариант, затем учитель читает свой.

Предлагаем вам послушать репортаж из школы № 482, где проходит баскетбольный матч. Положение одной из команд крайне тяжелое, разрыв в счете велик. Но вот тренер пропарывающей команды берет тайм-аут и кратко излагает план последующих действий. Ума не приложу, как преобразилась команда. Счет в игре начинает выравниваться. И вот уже в который раз игроки располагаются под щитом противника. Это было решающее очко. Ура! Команда 5 «А» победила! Спасибо болельщикам за то, что они приложили все усилия, поддерживая свою команду.

· Дома выучите это правило.

· Итак, о каком правиле шла речь? (о написании гласных о, а в корнях -лаг-, -лож-).

· От чего зависит выбор написания букв о, а? (от согласной, стоящей за ней).

 


Урок № 2.

Ход урока.

· Здравствуйте, меня зовут Ирина Александровна. Этот урок проведу у вас я.

· На предыдущем уроке вы повторили корни с чередованием еи. Сегодня мы продолжаем работать над темой –

Цель нашего урока –

· Назовите, правописание каких корней зависит от суфф. а? (мер – мир, стел – стил, блест – блист, пер – пир, бер – бир, тер – тир)

· Каким правилом мы пользуемся при правописании этих корней?

· Правописание каких двух корней с черед. о – а также зависят от этого правила? (кас – кос, лаг – лож)

· Правописание каких корней зависит от ударения? (гар–гор, зар–зор, клан–клон)

· Каким правилом мы здесь пользуемся? (под ударением – а, без ударения – о)

· Правописание каких корней зависит от конечного согласного? (раст, ращ, рос)

· Какие исключения вы знаете? (росток, отрасль, ростовщик, Ростислав)

1. Словарный диктант.

· Итак, посмотрим, как вы ориентируетесь в этих группах правил. Задание следующее: сейчас я буду называть лексическое значение слова, а вы должны будете назвать это слово, записать его, выделив орфограмму:

– Слегка дотронуться до чего-нибудь (прикоснуться – один ученик объясняет написание).

– Ярко светиться, сверкать (блестеть).

– Дотрагиваться до кого-нибудь, чего-нибудь (касаться).

– Размещаться, занимать место, например, на опушке леса, на площадке (располагаться).

– Сплетение пряди волос или сельскохозяйственное орудие для срезания травы (коса).

· Какой корень в этом слове? Какая в нем гласная? Почему?

· Значит, с каким правилом нельзя путать данное правило? («Проверяемая гласная в корнеслова»)

· Давайте еще раз повторим, какое правило действует в правописании этих корней. (Отвечает один учащийся).

Корни –раст–, –ращ–, –рос–.

· Каким правилом мы пользуемся в правописании корней раст – ращ – рос? (перед сочетанием cm и буквой щ пишется а, в остальных случаях – о).

· Назовите исключения из этого правила? (росток, отрасль, ростовщик, Ростислав)

2. Работа с текстом.

· Посмотрим, как вы знаете это правило.

· Перед вами отрывок из стихотворения Ф. Сологуба.

Зачем возр...стаю? –

Снегурочка спросила меня:

Я знаю, что скоро р…стаю,

Лишь только увижу веселую стаю,

Р...стаю, по камням звеня.

(Ф. Сологуб)

· Прочитайте его.

· Выпишите слова, похожие по звучанию (возрастаю, растаю, стаю).

· Какие это слова?

· Являются ли они родственными или только «двойниками» друг друга?

· Обозначьте в них корень, выделите орфограмму.

· Итак, с чем нельзя путать это правило?

3. Физ. минутка.

· А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Пожалуйста». Когда я буду говорить слово «пожалуйста», вы будете выполнять предложенное действие (например поднять руки). Если я это слово не произношу, вы действие не выполняете.

Корни, правописание которых зависит от ударения.

· В каких корнях гласный зависит от ударения? (гар – гор, зар – зор, клан – клон).

4. Упражнение «Собери предложение» (+ выборочный диктант).

· Следующее задание – «Собери предложения». Ваша задача – составить из частей строчки. Перед вами карточки со словами.

1. Когда повара дерутся, | все стынет или г...рит.

2. Огонь тушат, | пока не разг...релся.

3. За дело побьют – повинись да | ниже покл...нись.

4. Надо снять наг...р | со свечи.

5. Вся комната янтарным блеском | оз...рена.

6. Заг...раласъ алая | зорька.

· Вам надо из них самостоятельно составить предложения. На задание – 1 мин.

· Давайте проверим, что у вас получилось. Прочитайте первое предложение (ученик читает).

· Итак, у нас получилась...? (пословица)

· Ребята, а как вы ее понимаете?

· Есть еще пословицы среди этих предложений? (да)

· Под какими цифрами они идут? Прочитайте.

· О чем говорят эти пословицы?

· Прочитайте остальные предложения.

· Из какого стихотворения эта строчка? (№ 5 – А.С. Пушкин «Зимнее утро»).

· А теперь слова с нашей орфограммой выписываем в тетрадь, делаем графический комментарий.

· Давайте проверим (горит, разгорелся, поклонись, нагар, озарена, загоралась, зорька).

5.Волновой опрос.

· •Сейчас я буду диктовать словосочетания. Четыре человека выходят к доске, записывают по два словосочетания, подчеркивая и объясняя орфограмму. Все остальные работают в тетрадях. Слова записываем в строчку.

Протереть окна, излагать свои мысли, слабый росточек (искл.), разгорается заря, склонить голову, изложить требования, касаться рукой, зарастать травой, растопить печь, горящий уголь, соберу книги, отрасль, промышленности, натирать пол, коснуться вопроса, морские водоросли, блистать знаниями.

6. Мини–сочинение.

· Ребята, я предлагаю вам написать сочинение–миниатюру на тему «Рыбная ловля» или «В туристическом походе». Оно должно быть небольшим, состоящим из нескольких предложений. Тем, кому трудно написать сочинение, могут составить предложения с данными словами.

· На этой карточке (учитель демонстрирует ее учащимся) даны опорные слова и словосочетания к каждой теме.

· Слова для сочинения на тему «Рыбная ловля» (учитель читает):

соб...рались, проб...рались, зар...сли, лучи к...сались, дернул попл...вок, зацепиться за р...стение, зам...реть от радости, выск...чил, распол...житься, разг... раться, з...ря, дог...рать.

· В этом, сочинении вы можете написать о том, как вы проснулись, с первым лучом солнца пошли на рыбалку; о ваших удачах и неудачах не рыбалке, о вашем улове, о том, как вы вечером возвращались домой.

· Для сочинения на тему «В туристическом походе» даны такие опорные слова:

З...ря, соб...раться, взб...раться, бл...стеть на солнце, выб...рать путь, зам...реть от восторга, разж...гать, выт...реть, расст...латься, дог...рать, заг...релыЙ, к...саться, оп...реться на друга.

· Вы можете написать о походе, в котором вы были или в котором мечтаете побывать, о ваших приключениях, препятствиях, встречающихся на пути, о красоте родной природы.

· На работу дается 7 мин.

· Кто хочет прочитать свое сочинение? (чтение 2-х – 3-х работ)

· В своем сочинении выделите орфограммы в словах, которые мы сегодня повторили.

· Запишите домашнее задание – упр. 521. Посмотрите его. Вам надо заполнить таблицу, перерисовав ее в тетрадь. Всем понятно, как ее заполнять.

· Итак, сегодня мы с вами повторили правописание всех корней с чередованиями.

· Спасибо всем за урок, вы сегодня очень хорошо работали.

 

Урок № 3.

Ход урока.

· Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Надежда Алексеевна. Я рада вас приветствовать на уроке русского языка.

· Обратите ваше внимание на доску. На ней написаны три предложения. Прочитайте их.

· Все ли верно в написании этих предложений или допущены какие–то ошибки? (некоторые глаголы употреблены не в том виде)

Осень застелет (устилает) лесные травы мягким ковром.

Он удержался (держался) в отдалении и не стал вмешаться (вмешиваться) в чужие дела. Я не хотел тратить напрасно время и предлагал (предложил) моим спутникам собраться (собираться) в дорогу.

· Каким способом вы будете образовывать глагол другого, правильного вида?

(Застелет – неправильный вариант употребления вида глагол, отвечает на вопрос что делает? + сов.в. (действие завершено, перед нами результат). Здесь будет верный вариант – устилаетчто делает? → несов.в. (действие продолжается и повторяется: осень устилает тропы каждый год).

Во втором предложении верный вариант – держалсячто делал?→ несов. в. (действие продолжается), приставку у- нужно убрать.

Вместо глагола вмешаться надо употребить глагол вмешиваться, т.к. он отвечает на вопрос что делать? →несов. в.

В третьем предложении вместо предлагал нужно поставить глагол предложил, т.к. он отвечает на вопрос что сделал? → сов. в. (действие завершено и имеет конечный результат).

Вместо глагола собраться надо употребить собираться, т.к. он отвечает на вопрос что делать? → несов, в., действие продолжается).

· Хорошо. Теперь запишите правильные варианты в свою тетрадь. Перед этим запишите число, классная работа.

· Напомните еще раз, какого вида бывают глаголы и как он определяется. (Глаголы бывают сов. и несов. вида: сов. в. (что сделать?), несов. в. (что делать?).

· На что указывают глаголы несов. в.? (Они указывают на продолжительность и повторяемость действия.)

· На что указывают глаголы совершенного вида? (Они указывают на результат действия, также могут обозначать однократные действия).

· Какими способами образуются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного?

(Присоединением приставки, заменой суффиксов, изменением ударения, заменой одного слова другим, также одновременным присоединением приставок и заменой суффикса).

· Скажите, пожалуйста, а что еще вы заметили в этих предложениях? (Корни с чередованием звуков).

· А что особенно привлекло ваше внимание? (При переходе одного вида в другой происходит чередование корней с гласной).

· Тема нашего сегодняшнего урока –

· И цель нашего занятия –

· Напомните мне, пожалуйста, орфографическое правило, которому подчиняется данная орфограмма.

· Вспомните, каковы условия правописания чередующихся корней. (Правописание зависит от суффикса, следующего за корнем).

· Вспомните, какие корни с чередованием звуков вы знаете? (бер – бир, дер – дир, мер – мир, пер – пир, тер – тир, стел – стил, блест – блист, жиг – жег).

1. Объяснительный диктант.

· Хорошо. Сейчас я продиктую вам глаголы, а вы их запишите в свою тетрадь в столбик:

Собирать, слагать, замирать, вытирать, зажигать, подпирать.

· К предложенным глаголам подберите видовую пару (пару по виду), объясните правописание орфограмм. На работу 2 мин. (фронтальная проверка, например: Собирать – несов.в., в корне пишу букву и, т. к. суфф. а, видовая пара – соберу – сов.в., в корне пишу е, т.к. нет суфф. а).

2. Третий лишний.

· •Продолжаем. Выполняем упражнение «Третий лишний». Я продиктую три глагола, а вы на слух определите лишнее слово. Это слово вы записываете в свою тетрадь. Потом объясняете свой выбор.

Настелить, застелить, постилать.

сочетать, подпереть, замереть.

Вытереть, расстилать, предлагать.

· Прочтите лишние слова (постилать – другая буква в корне; сочетать – искл., предлагать – другой корень с чередованием).

3. Диктант по перфокартам.

· Сейчас выполним диктант по перфокартам. У каждого на парте она есть. Положите ее правильно на чистый лист бумаги. В квадратики будем записывать только буквы е или и. Я буду вам диктовать словосочетания.

1. Запереть дверь, туман расстилается, доберемся до ночлега, удирать от погони.

2. Не время вымирать, прижигать йодом, заниматься делом, придираться к мелочам.

3. Море простирается, растереть мел, прибирать комнату, блеснула зарница.

4. Замереть от восторга, отпирать замок, день, блистал,


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.299 с.