Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-11-17 | 2178 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Цель: закрепить знания об употреблении различных глагольных форм, о синонимии наклонений, о возможностях употребления переносного значения глагольной формы.
Пособия:
Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М, 1987. Гл. II.
Орфоэпический словарь русского языка. М, 1985. С. 694—701.
Вариант 1
I. Вместо точек вставить недостающую букву, выбор мотивировать.
1. Нередко мальчишку заподазривали во всякого рода проделках.
2. Развитие науки обусл...вливает технический прогресс.
3. Нельзя без оснований обвинять кого бы то ни было, нельзя опор...чивать чужую репутацию.
4. В конце занятий преподаватель обычно подытоживает все сказанное.
5. Мы старались пиур...чивать свой отпуск к концу лета.
6. Трудно было охватить сразу весь материал, приходилось сосредотачивать внимание на основном.
II. Раскрыть скобки, выбрать подходящую по смыслу форму, выбор мотивировать.
1. Какие-то люди (ходили — шли) по аллеям парка.
2. Машины (возят — везут) песок на стройку.
3. Утром врач (приходил — пришел) к больному и сразу же выразил сомнение в диагнозе.
4. Каждый год во время каникул я (ехал — ездил) к своим родным.
5. После» напряженной работы он»(ездил — ехал) на курорт и снова (занимался — занялся) любимым делом.
6. Почтальон (приносил — принес) заказное письмо, но не оставил его, так как адресата не было дома.
7. Кто-то неслышно (подходил — подошел) к дому.
III, Отметить случаи неправильного употребления форм глагола (смешение временных, залоговых, видовых и др. форм). Там, где это необходимо, текст исправить. Указать предложения, в которых могут быть употреблены синонимические формы глагола, и дать функционально-стилистическую характеристику этих форм.
|
1.Для рабочих, инженерно-технических работников прочтено 147 лекций, докладов, проводились семинары по технологии производства.
2. В текущем году колхоз организовывает курсы по подготовке трактористов.
3. Повешенное на забор одеяло мокнуло под дождем.
4. Женя некоторое время «лежала в снегу, пока не затихнул шум над головой.
5. Еще летом пришлось наблюдать, что машинист крана т. Кэлин и помощник его т. Бынзарь неправильно производят смазку роликов грейфера.
6. Как и при металлических трубах, нельзя допускать оставлять воду замерзать в винилпластовых трубах.
7. При использовании автопуска необходимо вывести затвор аппарата, повернуть рычаг 21 до упора, затем, нажав на кнопку 22, выключите механизм автопуска.
8. — Передавайте ей привет, — сказал Петр Иванович.
9. Особенно досадно бывает, когда выполнение заказа приходится оттянуть из-за того, что сначала цех сделал брак, а потом тратит время на исправление ошибки.
10. Цехи завода оснастятся новейшим оборудованием.
IV. Указать стилистические оттенки (для нашего времени) выделенных
форм деепричастий и подобрать синонимичные варианты.
1. Вспоминая решение совета, я предвидел долговременное заключение в стенах оренбургских... (А. Пушкин).
2. Скрестивши могучие руки, главу опустивши на грудь, идет и к рулю он садится и быстро пускается в путь. (М. Лермонтов).
3. Он несколько лет работает над планом, размышляет и ходя, и лежа, и в людях... (И. Гончаров).
V. Проанализировать данные формы повелительного наклонения, встре
чающиеся в просторечии. В чем их несоответствие литературной норме: в неправильном образовании формы? в образовании от нелитературного глагола или в чем-то еще? Привести литературные соответствия этим формам.
Ложи, положь, ехай, езжай, едь, ляжь, бежи, не плакай, ста-новься, прятай, завяжь, выиосься, укладам, не пущай, отскочь, не трожь, не кусь, не грызь, влазь, не лазий, слазь, скндавай, стряхай, не портий, пусть текст, давай молчн, не моги, вынай, нагинайен.
|
VI. В чем несоответствие литературной норме данных форм глагола?
Убег, приболел, текёт, стерегёт, похудал, хочем, хотишь, лизнет, пагинается, помогает, разбеглись, осталася, звонит.
VII. Из газет выпишите 5 примеров ошибочного использования форм глаголов.
Вариант 2
1. Вместо точек вставить недостающую букву, выбор мотивировать.
1.3а применение новых методов труда коллектив завода не раз удост...ивался высокой награды.
2. Принимавшиеся в условиях чрезвычайной обстановки меры впоследствии уза к... нивались.
3. Перед посевом поля колхоза систематически унаваживались.
4. Отдельные члены комиссии уполномочивались действовать от ее имени. В конце заседания мы усл...вливались о месте и времени следующей встречи.
II. Выбрать подходящую форму, мотивировать выбор и указать возмож
ные варианты.
1. Опытный шофер превосходно (водит-ведет) машину.
2. Улитка (ползает-ползет) непостижимо медленно.
3. На работу я обычно (еду-езжу) на автобусе.
4. Никогда еще наш знаменитый спринтер не (бегал-бежал) так быстро, как сейчас.
5. Сосед соседа гнал из своего дома, а ведь его самого никто никогда (не гонял-не гнал).
6. Когда мы (ехали-ездили) на экскурсию, погода была великолепная.
III. Отметить случаи неправильного употребления форм глагола. Там, где это необходимо, исправить ошибки. Указать предложения, в которых могут быть употреблены синонимичные формы глагола, дать функционально-стилистическую характеристику этих форм..
1. «Завод борется за звание предприятия коммунистического труда» — эти слова сразу бросаются в глаза, как только попадешь на территорию завода.
2. В ясную погоду, когда самолет проходит через Банихал, кажется — высуни руку в окно — и захватишь пригоршню снега.
3. Продукцию на экспорт поручают изготавливать мастерам с большим опытом.
4. Смотр-конкурс ставит своей задачей популяризировать цели и задачи оборонного патриотического общества — ДОСААФ.
5. Книга дает возможность включить в план с первого её этапа проектирования то оборудование, которое в какой-то
степени обуславливает всю планировку данного объекта.
6. Экскурсанты сначала шли пешком, а затем больше недели проехали на лошадях.
7. Почаще навещайте больного, каждый раз несите ему фрукты.
8. В летнее время молодняк пасется на больших пастбищах, поится чудесной речной водой.
|
9. Практика подтвердила, что наилучших результатов передовик-каменщик или штукатур добьется в том случае, если правильно организовывается доставка потребных материалов на его рабочее место.
10. Затем семена дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от мезги.
IV. Указать стилистические оттенки (для нашего времени) форм деепричастий, найти синонимичные варианты.
1. Один генерал... не быв никода в лесу, пожелал войти вовнутрь оного. (М. Салтыков-Щедрин).
2. Кто-то прислушивался, притаясь изнутри и, кажется, тоже приложа ухо к двери... (Ф. Достоевский).
3. Ростовы похвалили ее вкус и туалет и, бережа прически И платья, в одиннадцать часов разместились по каретам, и поехали. (Л.Толстой).
V. Почему данные конструкции предложений мы воспринимаем как просторечные?
l.He бойтесь: у меня собака привязанная.
2. Что ж ты так долго — обед у меня давно сваренный.
3. У тебя печка истопленная?
4. Она у нас на всех обиженная.
VI. Человек, для которого русский язык неродной, не смог объяснить, по
чему по-русски нельзя сказать:
Мальчик провожается в школу мамой. Отец бреется парикмахером. Магазин закрылся продавцом в 7 часов. Ребенок по утрам одевался бабушкой. В доме все чашки перебились моим сыном
А вы сможете?
VII. Из газет выписать 5 примеров ошибочного использования различных форм глагола. Примеры паспортизировать, предложить свой вариант правки.
Вариант 3
I. Раскрыв скобки, образовать от инфинитива подходящую глагольную форму. Если возможны варианты, дать их стилистическую оценку.
1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде.
2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо.
3. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции.
4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду.
5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать).
6. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть).
7. Несколько дней волк (рыскать) по лесу, ищет добычу.
8. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск, но был разгромлен.
|
9. Женщины у самого берега стоят и (полоскать) бельё.
10. Жюри уже заканчивает работу и в настоящее время (подытожить) результаты конкурса.
11. Мы были довольны тем, что (избегнуть) неприятной встречи.
12. После контузии он все больше (глохнуть), и оставалось мало надежды на восстановление слуха.
13. Я (обессилеть), если дальше буду работать в таком темпе.
14. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении.
15. Специалисты сказали, что скоро я (выздороветь).
II. Исправить предложения и указать характер стилистических ошибок.
1.Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.
2. Каждый день на работу нас везли на машине.
3. Коллектив завода много раз премировался.
4. Войска сосредотачивались для нанесения решающего удара.
5. Не портьте себе зрение чтением книг при слабом свете.
6. Особенно удачны в кинохронике кадры, в которых показывается как иностранные гости, рабочие и профсоюзные деятели радушно встречаются и приветствуются простыми советскими людьми на своих квартирах.
7. Поступающие с мест сведения систематически использовать для составления общих сводок.
8. Когда в следующий раз я очучусь в этих местах, я сумею уже хорошо ориентироваться в обстановке.
9. Легкий морозец приятно щипет лицо и руки.
10. Если вам опротивят мясные блюда, врач переведет вас на диетический стол.
III. Указать стилистические оттенки (для нашего времени) в употребле
нии форм причастий и деепричастий, подобрать стилистические варианты.
1. И томим взглядом, испытуя, заглядывают в глаза. (М. Горький).
2. Аж встали вокруг привиденья-слоны, свою жалеючи кость. (В. Маяковский).
3. Жил он в большом, каменном, довольно неряшливо содер-жанном доме. (И. Тургенев).
4. Я все большей частию читал книги, братые у Крашенни-кова... (Н.Чернышевский).
5.— Я тебе не чудак! — кричал он, ведомый комиком и режиссером за кулисы... (М. Горький).
6. Большая щука была совершенно здорова и даже не оцара-плена. (С. Аксаков).
IV. От данных глаголов образовать синонимичные формы несовершенного вида и дать функционально-стилистическую характеристику этих вариантов. Правильность образования требуемых глагольных форм можно проверить по словарю «Грамматическая правильность русской речи».
Обусловить, опорожнить, подморозить, подытожить, приурочить, подзадорить, разровнять, сосредоточить, узаконить, уполномочить, удостоить, условиться, задобрить.
V. Сопоставить предлагаемые ниже глагольные формы и дать их функционально-стилистическую характеристику. Отметить формы, находящиеся за пределами современной литературной речи. Употребить вариантные формы в контекстах соответствующей стилистической окраски.
-1. Выброси-выбрось, положи-положь, ляг-ляжь.
|
2. Хнычет-хныкает, щиплет-щипает, мерит-меряет, мучит-мучает.
3. Вылезти-вылезть, плести-плесть, цвести-цвссть, увезти-увезть.
4. Сох-сохнул, гас-гаснул, постиг-постигнул, расторг-расторгнул.
5. Исчез-исчезнул, замолк-замолкнул, иссяк-иссякнул.
6. Промокший-промокнувший, угасший-угаснувший, охрип-ший-охрипнувший, засохнувший, привыкший-привыкнувший.
7. Умея-умеючи, припевая-припеваючи, глядя-глядючи, идя-идучи.
8. Завоевав-завоевавши, написав-написавши, сказав-сказавши, прочитав-прочитавши, дав-давши, подумав-подумавши.
VI. Определить возможность образования личных форм глагола и их употребления. Глаголы, не имеющие формы 1 лица единственного числа, обозначить буквой А, не употребляющиеся в речи в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа (хотя образование этих форм возможно), — буквой Б, глаголы с полной парадигмой — В.
Смутить, поджариться, уступить, смеркаться, выучить, катиться, смутиться, ржаветь, лепить, завариться, убедить, колоситься, проглотить, изорваться, тосковать, победить, очутиться, дерзить.
VII. Из газет выписать 5 предложений с неудачно использованными глагольными формами. Примеры паспортизировать. Дать свой вариант правки.
Лабораторное занятие № 8 (2 часа)
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!