Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Стилистическое использование имен существительных

2017-11-17 897
Стилистическое использование имен существительных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Стилистическое использование имен существительных

Цель: закрепить умение использовать в синонимических целях различные разряды имен существительных с учетом их се­мантико-стилистических различий.

Пособия:

1. И.Б.Голуб. Стилистика русского языка.

 

1. Выбрать из двух форм нужную, охарактеризовав каждую из предложенных.

1.В боях под Севастополем отличилась (пехотинка, пехоти­нец) Вера Павлова.

2. (Крановщики, крановщицы) Жарова и Лубенец уже освои­
лись с новыми условиями работы.

3. Значительное превосходство над своими (конкурентами,
конкурентками) продемонстрировали советские (бегуны,

бегуньи) на 800 и 80 метров.

4. (Студент, студентка) Шевченко стала (чемпионом, чем­пионкой), а Сымботяну— (призером, призершей) первен­ства ДСО «Наука».

5. Большой успех выпал на долю молодой пианистки П. Осе­тинской, (лауреата, лауреатки) конкурса имени Ф. Шо­пена.

2. Фамилии, заключенные в скобки, поставить в нужной форме про­комментировав выбор.

1.— Интересно, — спросил Светлов, — при каких обстоя­тельствах ты рисовал (Капабланка)? — Я рассказал. — А Качалова? — А (Черемных)?

2. Преподаватели русского языка довольны успехами своих студентов: японки (Есико Фудзий), нигерийки (Эн Джо­зеф Картине), алжирца (Мохамед Сайди), малийца (Ка-вабин Оду).

3. В Москву приехали врачи супруги (Найт).

4. Выступили за университетскую команду гимнасты братья (Колак).

3. Слова, заключенные в скобки, поставить в нужной форме. Указать
возможные варианты и назвать сферу их употребления.

1. Вопрос о создании детских (ясли) пока, не решен.

2.Мы так спешили, что не смогли даже вскипятить (чай).

3.Мать глаз не спускала с заснувшего (дитя).

4.Посевной материал ссыпали, в большие (ворох).

5.В совещании принимали участие многие (директор) и (ин-женер),

6.Были своевременно подготовлены (бот), (катер)... и другие (судно), береговое оборудование/ (невод), материалы для ремонта, (снасть) и другие орудия лова.

7. Из нашего училища, вышли опытные (фельдшер) и (аку­шер).

4. Сравнив предложения и словосочетания, объяснить различия между
падежными формами выделенных слов.

1. Смотреть на Марс — смотреть на Марса.

2. Я хорошо знал этих типов. Мы изучаем типы героев Драй­зера.

3. Идти в солдаты — стрелять в солдат.

4. Пойти на люди — пойти на людей.

Определив стилеобразующие черты, ввести предложения в контекст.

1. Прохожих мало, бродят только усталые малярши и штукатурши.

2. Шекспировский герой спросит: «Это вы нам показываете кукиш, синьор?».

6. Перечислить возможности употребления отвлеченных, вещественных
и собственных имен существительных во множественном числе.

План семинарского занятия № 2 (2 часа).

Вариант 2

1. Раскрыв скобки, выбрать подходящий вариант количественно-именного сочетания. Цифры писать прописью, неправильные формы устранить.

1.В работе кружка принимало участие около (полтора де­сятка, полутора десятков) студентов.

2. Можно было вполне обойтись (полторы тысячи рублей, полутора тысячи рублей).

3. Трамвайная остановка находится в (полтораста, полуто­раста шагах) отсюда.

4. На традиционных встречах выпускников я ежегодно встре­чаю всех своих (24 однокурсника).,

5. Из (31 участник) соревнований особенно выделялись трое.

6. Колонны солдат заняли всю улицу, заполнив ее топотом (тысяча ног).

7. Мы наблюдали три и более (случая — случаев) заболева­ния корью.

8. Разница в (полсотни, полсотне, полусотне) рублей неве­лика.

 

II. Установить семантико-стилистические различия между параллельными формами количественного и собирательного числительного. Неправильные формы устранить, выбор обосновать.

1. Некоторые отряды располагали 350 (штыков, штыками), (полтораста, полутораста, полуторастами) (лошадьми, ло­шадями) и несколькими тысячами (патронов, патронами, патрон).

2. По городам Италии прошла мощная 3,5-миллионная мир­ная демонстрация.

3. В магазине продаются (дву-, двух) и (треязычные, трехъ­язычные) словари. Небезынтересно проследить по ним за такими словами, как 2-этажный, 3-ярусный, 2-палатный, 2-тактный.

 

4. Иван и Петр Петковы выполняют больше чем (полтора, полторы норм, нормы). Один из них около (полвека, полу­века) простоял у станка. Своей 83-тысячной деталью они досрочно выполнили годовое задание.

5. Их (четыре, четверо); все они ученицы Галины Улановой.

6. Так и обманули злого волка (три поросенка, трое поросят).

7. Семинарские занятия у нас вели (два доцента, двое до­центов).

8. (Восемь, восьмеро) детей, (десять, десятеро) медвежат, встретить (несколько, нескольких) знакомых, с обоих, обеих) сторон, (двумя, двоими) сутками.

III. Из скобок выбрать слова в нужной форме, указать возможные ва­рианты, отметив, в чем состоит их смысловое и стилистическое различие.
Цифры писать прописью, текст выправить.

1. Издательство «Советская энциклопедия» выпускает (дву-и тре-язычные) словари.

2. Год приблизительно равен 365 и !Д (суткам, суток).

3. В начале учебного года ученикам было дано по (10 тетра­дей), по (5 цветных карандашей) и по (6 перьев).

4. Кран легко поднял пакет весом в 1265 (килограмм, кило­граммов) и перенес так далеко, как позволяла 12,5-метро­вая стрела.

5. На 46 году нашей эры римляне стали считать год равным (365 lU суток).

6. Материал для курсовой работы я извлекал из более (100 источников).

IV. Установить, в каком падеже употребляются числительные при пред­логе ПО в современном русском литературном языке. Отметить параллельные варианты, установив стилистические различия между ними, ошибки устранить.

1. В местах больших строек появляются поселки по 1000 жи­телей и даже города по 0,5 миллиона человек.

2. Для подготовки к каждому экзамену отводится не более чем по 3—4 дня.

V. Отметить случаи ошибочного сочетания числительного с существитель­ным и неправильный выбор формы числительного. Указать возможные варианты, текст выправить.

1.В 24 секциях спортобщества занимается около 4,6 тысяч молодежи.

2. Школьная библиотека располагает тремя тысячами четы­реста восемьдесят пятью книгами.

3. В смене работает 56 швей; семеро из них выполняют по две нормы.

4. За последний месяц в молодежные «бригады отличного качества» включилось 243 юношей и девушек.

5. Двое буйволов, кажется, успокоились.

6. Во дворе играли двое мальчишек лет десяти.

7. В качестве теплоносителя и реагирующей смеси в обоих схемах предусматривается смесь газа с урановой пылью.

8. В первом тайме у обоих ворот неоднократно создавались острые моменты.

9. Кабина лифта деревянная с двухстворчатыми распашными дверями.

10. Насыпь возводилась с помощью двоих скреперов.

VI. Из газет выписать по 3 примера с ошибочным сочетанием числитель­
ного и существительного или неправильным выбором формы числительного.

 

Лабораторное занятие № 5 (2 часа)

Вариант 1

1. Заключенные в скобки местоимения поставить в нужной форме.

1.0ни смотрели на дом и подъезд, когда возле (он) остано­вилась машина «Скорой помощи».

2. Мимо (они) по Арскому полю громыхали возы с добром, двигались пролетки и дроги со спешно покидавшими Ка­зань помещиками. (М. Шолохов).

3. Вы поэт, вы поймете меня лучше (они), и ваше тихое одобрение дороже мне целой бури рукоплесканий... (А. Пушкин).

II. Отметить случаи ошибочного употребления личных и указательных место­имений, текст выправить.

1. Эти электродвигатели позволят поднять скорость подзем­ных экспрессов до девяноста километров в час, причем они на двенадцать процентов легче выпускаемых раньше.

2. К ремонту дома приступили еще прошлым летом, ремон­тируют уже год, но когда закончится, никому не известно.

3. Воропаеву посоветовали повесить в классе список новых книг. Недели через две он сообщил товарищам, что число читателей увеличилось.

4. В назначенный день, 25 мая, забастовали рабочие фабрики Бакулина, за ними раскрывались ворота других фабрик.

5. Вот Железняков — командир отбитого у белых броне­поезда. За ним охотились, его пытались уничтожить.

6. После перехода треста «Стройдеталь» в ведение совнар­хоза ему были переданы все другие производственные предприятия.

III. Отметить случаи употребления форм местоимений третьего лица с начальным Н и без него и установить возможность вариантных форм.

1.Это были небольшие фабрики, и на всех их было занято

около 400 рабочих. (А.Чехов). 2.— Я со всеми ими имел дела, я их знаю. (Л. Толстой). 3. На юге встречаются и другие виды гадюк. Для всех них характерен темный зигзаг вдоль спины.

IV. Из заключенных в скобки синонимичных местоимений выбрать нужное и отредактировать предложения, нуждающиеся в правке.

1. Относительные прилагательные характеризуются (своей, их) соотнесенностью с предметом или действием.

2. Профессора Колесова В. В. мы застали в (его, своей) ла­боратории.

3. Человек в (его, своей) повседневной жизни чаще всего сталкивается не с дикими, а с культурными растениями и домашними животными.

V. Вместо точек вставить одно из определительных местоимений (всякий, каждый, любой) и мотивировать выбор.

1. Охотнику знаком... куст,... тропка в дремучем лесу.

2. Хозяйка приветливо встречает гостей, для... находит доб­рое слово.

3. Дом-музей П. И. Чайковского в Клину нетрудно найти:... человек на станции укажет к нему дорогу.

4. Придется задержаться здесь на некоторое время: осталось еще много... дел.

5. На этом отрезке пути поезда останавливаются почти на... станции.

6. Поручение несложное,... из вас может его выполнить.

7. Теперь надо было держать марку: нельзя мне останавли­ваться через... пять шагов и просить отдыха.

8. Любимым чтением Мечникова был Дюма. Мечников уве­рял, что это самый спокойный писатель: «У него на... стра­нице убивают по пяти человек, и нисколько не страшно». (Ю. Тынянов).

VI. Вместо точек вставить подходящие частицы, образуя неопределенные местоимения. Выбор мотивировать.

1. Где же остальные книги? Кто... же взял их!

2. Товарищ обещал принести какую... интересную книгу.

3. К сказанному можно ли еще что... добавить.

VII. Выправить предложения, содержащие неправильно использованные местоимения.

1. Сверхпроводимость нашла себе применение во многих из­мерительных приборах.

2. Они охотно передают многолетний опыт товарищам, помо­гают молодежи, готовя из них достойную трудовую смену.

3. И подчас отдельные научные результаты находят свое практическое использование в технических средствах ра­диоэлектроники раньше, чем они приобретают какую-то за­конченность и соответствующие исследования будут дове­дены до конца.

4. Шофер посмотрел назад: сзади его ехал мотоциклист на мотоцикле с коляской.

5. В городе проживает миллион трудящихся. С каждым го­дом он благоустраивается.

6. У коллектива завода много трудностей впереди. Им пред­стоит освоить выпуск новых сверхмощных котлов.

7. Внешне он выглядел гораздо моложе нее, хотя они были ровесниками.

8. Новая форма организации труда на комбинате дает воз­можность рабочему превратиться в требовательного орга­низатора производства, воспитывает в себе чувство хо­зяина.

9. У нас есть пруд с островом, на нем растет жасмин. Летом мы купаемся в нем.

10. Эти факты внушают опасения — смогут ли участвовать эти коллективы в соревнованиях по зимним видам спорта. Ру­ководители этих предприятий в профсоюзной организации должны добиться, чтобы их спортивные знамена гордо развевались наступающей зимой на городских соревнова­ниях по лыжам.

11. В вечернее время, лишь только в клубах и агитпунктах зажгутся огни, они дружно заполняются заводчанами.

12. По-разному сложились судьбы членов бригады, но все они связали их с заводом.

VIII. Из заключенных в скобки неопределенных местоимений выбрать подходящее. Обосновать возможность вариантов.

1.При своем появлении «Бригантина» была типичной песней студенческого «капустника». Поднимали ее над ним оче­видно талантливые слова Павла Когана и очевидно та­лантливая музыка Жоры Лепского. И (кое-что, нечто, что-то) еще неуловимое, давшее ей право на второе рождение. Под это (кое-что, нечто, что-то) подставляется прежде все­го поэзия и романтика. (С. Нариньяни).

2. Луиза Мишель неизменно вызывала у Лизы чувство вос­хищения. В ее неправильном лице было (нечто, что-то) большее, нежели красота.

 

Лабораторное занятие № 6-7 (4 часа)

Вариант 2

1. Вместо точек вставить недостающую букву, выбор мотивировать.

1.3а применение новых методов труда коллектив завода не раз удост...ивался высокой награды.

2. Принимавшиеся в условиях чрезвычайной обстановки меры впоследствии уза к... нивались.

3. Перед посевом поля колхоза систематически унаважива­лись.

4. Отдельные члены комиссии уполномочивались действовать от ее имени. В конце заседания мы усл...вливались о месте и времени следующей встречи.

II. Выбрать подходящую форму, мотивировать выбор и указать возмож­
ные варианты.

1. Опытный шофер превосходно (водит-ведет) машину.

2. Улитка (ползает-ползет) непостижимо медленно.

3. На работу я обычно (еду-езжу) на автобусе.

4. Никогда еще наш знаменитый спринтер не (бегал-бежал) так быстро, как сейчас.

5. Сосед соседа гнал из своего дома, а ведь его самого никто никогда (не гонял-не гнал).

6. Когда мы (ехали-ездили) на экскурсию, погода была вели­колепная.

III. Отметить случаи неправильного употребления форм глагола. Там, где это необходимо, исправить ошибки. Указать предложения, в которых могут быть употреблены синонимичные формы глагола, дать функционально-стили­стическую характеристику этих форм..

1. «Завод борется за звание предприятия коммунистического труда» — эти слова сразу бросаются в глаза, как только попадешь на территорию завода.

2. В ясную погоду, когда самолет проходит через Банихал, кажется — высуни руку в окно — и захватишь пригоршню снега.

3. Продукцию на экспорт поручают изготавливать мастерам с большим опытом.

4. Смотр-конкурс ставит своей задачей популяризировать цели и задачи оборонного патриотического общества — ДОСААФ.

5. Книга дает возможность включить в план с первого её этапа проектирования то оборудование, которое в какой-то

степени обуславливает всю планировку данного объекта.

6. Экскурсанты сначала шли пешком, а затем больше недели проехали на лошадях.

7. Почаще навещайте больного, каждый раз несите ему фрукты.

8. В летнее время молодняк пасется на больших пастбищах, поится чудесной речной водой.

9. Практика подтвердила, что наилучших результатов пере­довик-каменщик или штукатур добьется в том случае, если правильно организовывается доставка потребных материа­лов на его рабочее место.

10. Затем семена дробятся, разминаются и отмываются холод­ной водой от мезги.

IV. Указать стилистические оттенки (для нашего времени) форм деепри­частий, найти синонимичные варианты.

1. Один генерал... не быв никода в лесу, пожелал войти во­внутрь оного. (М. Салтыков-Щедрин).

2. Кто-то прислушивался, притаясь изнутри и, кажется, тоже приложа ухо к двери... (Ф. Достоевский).

3. Ростовы похвалили ее вкус и туалет и, бережа прически И платья, в одиннадцать часов разместились по каретам, и поехали. (Л.Толстой).

V. Почему данные конструкции предложений мы воспринимаем как про­сторечные?

l.He бойтесь: у меня собака привязанная.

2. Что ж ты так долго — обед у меня давно сваренный.

3. У тебя печка истопленная?

4. Она у нас на всех обиженная.

VI. Человек, для которого русский язык неродной, не смог объяснить, по­
чему по-русски нельзя сказать:

Мальчик провожается в школу мамой. Отец бреется парикмахером. Магазин закрылся продавцом в 7 часов. Ребенок по утрам одевался бабушкой. В доме все чашки перебились моим сыном

А вы сможете?

VII. Из газет выписать 5 примеров ошибочного использования различных форм глагола. Примеры паспортизировать, предложить свой вариант правки.

Вариант 3

I. Раскрыв скобки, образовать от инфинитива подходящую глагольную форму. Если возможны варианты, дать их стилистическую оценку.

1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде.

2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо.

3. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее соста­вить проект резолюции.

4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжаю­щим, (махать) вслед уходящему поезду.

5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать).

6. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть).

7. Несколько дней волк (рыскать) по лесу, ищет добычу.

8. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторг­нуться) в район расположения наших войск, но был раз­громлен.

9. Женщины у самого берега стоят и (полоскать) бельё.

10. Жюри уже заканчивает работу и в настоящее время (под­ытожить) результаты конкурса.

11. Мы были довольны тем, что (избегнуть) неприятной встречи.

12. После контузии он все больше (глохнуть), и оставалось мало надежды на восстановление слуха.

13. Я (обессилеть), если дальше буду работать в таком темпе.

14. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении.

15. Специалисты сказали, что скоро я (выздороветь).

II. Исправить предложения и указать характер стилистических ошибок.

1.Надо помогать молодежи расти и проявить свои способ­ности.

2. Каждый день на работу нас везли на машине.

3. Коллектив завода много раз премировался.

4. Войска сосредотачивались для нанесения решающего удара.

5. Не портьте себе зрение чтением книг при слабом свете.

6. Особенно удачны в кинохронике кадры, в которых показы­вается как иностранные гости, рабочие и профсоюзные дея­тели радушно встречаются и приветствуются простыми со­ветскими людьми на своих квартирах.

7. Поступающие с мест сведения систематически использовать для составления общих сводок.

8. Когда в следующий раз я очучусь в этих местах, я сумею уже хорошо ориентироваться в обстановке.

9. Легкий морозец приятно щипет лицо и руки.

10. Если вам опротивят мясные блюда, врач переведет вас на диетический стол.

III. Указать стилистические оттенки (для нашего времени) в употребле­
нии форм причастий и деепричастий, подобрать стилистические варианты.

1. И томим взглядом, испытуя, заглядывают в глаза. (М. Горький).

2. Аж встали вокруг привиденья-слоны, свою жалеючи кость. (В. Маяковский).

3. Жил он в большом, каменном, довольно неряшливо содер-жанном доме. (И. Тургенев).

4. Я все большей частию читал книги, братые у Крашенни-кова... (Н.Чернышевский).

5.— Я тебе не чудак! — кричал он, ведомый комиком и ре­жиссером за кулисы... (М. Горький).

6. Большая щука была совершенно здорова и даже не оцара-плена. (С. Аксаков).

IV. От данных глаголов образовать синонимичные формы несовершенного вида и дать функционально-стилистическую характеристику этих вариантов. Правильность образования требуемых глагольных форм можно проверить по словарю «Грамматическая правильность русской речи».

Обусловить, опорожнить, подморозить, подытожить, приуро­чить, подзадорить, разровнять, сосредоточить, узаконить, упол­номочить, удостоить, условиться, задобрить.

V. Сопоставить предлагаемые ниже глагольные формы и дать их функцио­нально-стилистическую характеристику. Отметить формы, находящиеся за пределами современной литературной речи. Употребить вариантные формы в контекстах соответствующей стилистической окраски.

-1. Выброси-выбрось, положи-положь, ляг-ляжь.

2. Хнычет-хныкает, щиплет-щипает, мерит-меряет, мучит-му­чает.

3. Вылезти-вылезть, плести-плесть, цвести-цвссть, увезти-увезть.

4. Сох-сохнул, гас-гаснул, постиг-постигнул, расторг-расторг­нул.

5. Исчез-исчезнул, замолк-замолкнул, иссяк-иссякнул.

6. Промокший-промокнувший, угасший-угаснувший, охрип-ший-охрипнувший, засохнувший, привыкший-привыкнув­ший.

7. Умея-умеючи, припевая-припеваючи, глядя-глядючи, идя-идучи.

8. Завоевав-завоевавши, написав-написавши, сказав-сказав­ши, прочитав-прочитавши, дав-давши, подумав-подумавши.

VI. Определить возможность образования личных форм глагола и их употребления. Глаголы, не имеющие формы 1 лица единственного числа, обозначить буквой А, не употребляющиеся в речи в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа (хотя образование этих форм возможно), — буквой Б, глаголы с полной парадигмой — В.

Смутить, поджариться, уступить, смеркаться, выучить, ка­титься, смутиться, ржаветь, лепить, завариться, убедить, коло­ситься, проглотить, изорваться, тосковать, победить, очутиться, дерзить.

VII. Из газет выписать 5 предложений с неудачно использованными гла­гольными формами. Примеры паспортизировать. Дать свой вариант правки.

 

Лабораторное занятие № 8 (2 часа)

Вариант 1

I. Переписать предложения, раскрыв скобки и вставив пропущенные бук­вы. Предлоги подчеркнуть.

1. Из (-за) пазухи выглядывала совсем крохотная мордочка собачки.

2. В (виду) большой загруженности ателье приём новых за­казов не производится.

3. (На) счет квартиры не беспокойтесь.

II. Выбрать из помещенных в скобках существительных с предлогами нужные. Если возможны варианты, отметить семантико-стилистические раз­личия между ними.

1.Мы (приехали (в автомобиле, на автомобиле).

2. Дети пошли (за грибами, по грибы).

3. Я скучаю (по друзьям, о друзьях).

4. Мы двигались (в направлении города, по направлению к городу).

5. Маше нравилось ходить в лес (по ягоды, за ягодами).

III. С близкими по значению предлогами составить предложения. Дать функционально-стилистическую характеристику использованных предлогов.

1. Ввиду, вследствие, в силу, в связи с, по причине, благо­даря, в результате.

2. С целью, в целях.

IV. Исправить ошибки в употреблении отыменных предлогов. Отметить возможные варианты.

1. Число слушателей курсов увеличилось за счет строителей.

2. Ученый знаком с работой уже существующих вулкани­ческих обсерваторий и даже сам побывал в «пасти дьявола» в виде Везувия.

3. В силу отсутствия единого централизованного методичес­кого руководства задерживается успешная реализация по­ставленных в этой области науки задач.

4. Благодаря большому износу опытных рельсов, их стали снимать с путей.

5. Число передовиков увеличилось за счет вновь обученных молодых рабочих.

6. Благодаря тому, что магнезии имеет очень высокую темпе­ратуру, элеватору приходится работать в очень тяжелых условиях.

7. Для количественной характеристики подвижности бетонной смеси используют прибор, при помощи которого выявляется степень растекаемости бетонной смеси (ее вязкость).

8. Противнику удалось забить две первые шайбы в силу сла­бой игры вратаря и защитников.

9. За счет совместного применения приемов получена наивыс­шая прибавка урожая — 81,2 ц/га.

10. Рабочие места слабо освещались, в силу чего имелось мно­го случаев производственного травматизма,

V. Раскрывая скобки, переписать предложения, подчеркнуть частицы и объяснить их правописание.

1. Сколько бы (не, ни) писал книг о Москве, нельзя расска­зать всего о ее изумительной истории.

2. Кто с детства (не, ни) знает глубоко падающие на сердце пушкинские строки о Москве?

3. Гордая и (не, ни) покоренная Москва заставила бежать из нее человека, который считал себя владыкой мира.

VI. Переписать предложения, раскрыв скобки. Подчеркнуть союзы
и объяснить их правописание.

1. На морском льду то (же) трещины.

2. Прошло десять дней, но письма читают, (как) будто толь­ко (что) получили.

3. Одному только не было писем, и он (как) будто заболел в две минуты.

4. (За) то все, кто держал конверты в руках, забыли про все на свете.

VII. Устранить в приведенных ниже предложениях ошибки в употребле­нии служебных слов. Отметить возможные варианты, текст выправить.

1. Нужно в институтах начать кампанию по агитации за этот метод.

2. Необходимо широкое применение сборного железобетона по всем электростанциям, которые будут введены в дей­ствие в этом году.

3. Школьники начали подготовку по приведению своего двора в порядок.

4. Достойный вклад в дело по выполнению плана внесла доярка Иванова.

5. В последние годы все более широкое распространение по­лучает тенденция по организации уличных, комитетов в сельской местности.

6. Среди жироподобных веществ содержится определенное питательное вещество — холин.

7. Строителей, перебрасывают из одного объекта в другой, а иной раз из одного СМУ в другое.

8. Жюри смотра распределит места для коллективов, участ­вовавших в смотрах.

9. Сейчас, как никогда, нужно всем звеньям стройки работать на полную силу.

10. Сквозь люк в бетонной камере они опустились на землю, чтобы обследовать новый ливневый коллектор.

VIII. Проанализировать данные предложения. Какие сведения получаем мы о взглядах говорящего на статус лица? Какое отношение, к ситуации выра­жают частицы?

1. Он мне только друг.

2. Он всего лишь Доцент.

3. Он уже почти доцент.

4. Вот и дождались.

5. Ведь дождь собирается.

6. Соседи вон машину купили.

7. Птицы-то улетают. 9. И птицы улетают.

10. Разве птицы улетают?

IX. Из газет выписать 3 примера неточного употребления служебных слов.

Стилистическое использование имен существительных

Цель: закрепить умение использовать в синонимических целях различные разряды имен существительных с учетом их се­мантико-стилистических различий.

Пособия:

1. И.Б.Голуб. Стилистика русского языка.

 

1. Выбрать из двух форм нужную, охарактеризовав каждую из предложенных.

1.В боях под Севастополем отличилась (пехотинка, пехоти­нец) Вера Павлова.

2. (Крановщики, крановщицы) Жарова и Лубенец уже освои­
лись с новыми условиями работы.

3. Значительное превосходство над своими (конкурентами,
конкурентками) продемонстрировали советские (бегуны,

бегуньи) на 800 и 80 метров.

4. (Студент, студентка) Шевченко стала (чемпионом, чем­пионкой), а Сымботяну— (призером, призершей) первен­ства ДСО «Наука».

5. Большой успех выпал на долю молодой пианистки П. Осе­тинской, (лауреата, лауреатки) конкурса имени Ф. Шо­пена.

2. Фамилии, заключенные в скобки, поставить в нужной форме про­комментировав выбор.

1.— Интересно, — спросил Светлов, — при каких обстоя­тельствах ты рисовал (Капабланка)? — Я рассказал. — А Качалова? — А (Черемных)?

2. Преподаватели русского языка довольны успехами своих студентов: японки (Есико Фудзий), нигерийки (Эн Джо­зеф Картине), алжирца (Мохамед Сайди), малийца (Ка-вабин Оду).

3. В Москву приехали врачи супруги (Найт).

4. Выступили за университетскую команду гимнасты братья (Колак).

3. Слова, заключенные в скобки, поставить в нужной форме. Указать
возможные варианты и назвать сферу их употребления.

1. Вопрос о создании детских (ясли) пока, не решен.

2.Мы так спешили, что не смогли даже вскипятить (чай).

3.Мать глаз не спускала с заснувшего (дитя).

4.Посевной материал ссыпали, в большие (ворох).

5.В совещании принимали участие многие (директор) и (ин-женер),

6.Были своевременно подготовлены (бот), (катер)... и другие (судно), береговое оборудование/ (невод), материалы для ремонта, (снасть) и другие орудия лова.

7. Из нашего училища, вышли опытные (фельдшер) и (аку­шер).

4. Сравнив предложения и словосочетания, объяснить различия между
падежными формами выделенных слов.

1. Смотреть на Марс — смотреть на Марса.

2. Я хорошо знал этих типов. Мы изучаем типы героев Драй­зера.

3. Идти в солдаты — стрелять в солдат.

4. Пойти на люди — пойти на людей.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.196 с.