Стилистическое использование имен прилагательных — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Стилистическое использование имен прилагательных

2017-11-17 857
Стилистическое использование имен прилагательных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: закрепить умение использовать в синонимических целях различные разряды имен прилагательных с учетом их се­мантико-стилистических различий.

Пособия:

1. И.Б.Голуб. Стилистика русского языка.

2. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. М., 1977.

1. Проанализировать лексическое значение имен прилагательных и уста­новить, во всех ли случаях возможна без изменения смысла замена полных форм краткими. Что препятствует замене?

1. Глубокий снег, глубокий тыл, глубокая мысль.

2. Глухой человек, глухое раздражение.

3. Прямая дорога, прямой угол.

4. Тусклый взгляд, тусклая жизнь.

2. Составить предложения, используя приведенные словосочетания.
Объяснить значение полной и краткой формы прилагательного в составе ска­зуемого. В каких примерах нельзя употребить одну из форм и почему?

1. День холоден, день холодный.

2. Лицо полно, лицо полное.

3. Счастье полно, счастье полное.

4. Улыбка добра, улыбка добрая.

3. Сравнить оттенки значений полных и кратких форм имен прилага­тельных и объяснить, возможна ли замена одной формы другой.

1. ВЫСОКИЙ — ВЫСОК:

Была в Неве высокая вода, и наводненья в городе боялись. (А. Ахматова).

Приключения мои начались у Троицкого моста — Нева так была высока, что мост стоял дыбом. (А. Пушкин).

2. ТИХИЙ — ТИХ:

Я отроком блуждал по тихим волжским берегам. (Н. Нек.). Тиха украинская ночь. (А. Пушкин).

4. Образовать краткие формы прилагательных, используя данные сло­варя.

1. Твой намек двусмысл... 2. Вид ссыльного был болезн..., а взгляд его тускл и безрадост... 3. Его взгляд, обращенный на меня, был неприяз... 4. Этот поступок был свойств... человеку, который не был знаком с обычаями страны.

5. Подобрать к приведенным выражениям синонимические сочетания су­ществительных с предлогом или без него. Объяснить смысловые и стилисти­ческие различия между синонимическими парами.

Стеклянная дорога, лисья морда, ангельское сердце, цыган­ская борода, Самсонова сила, крепостная нищета, радостный народ, женское сердце, лермонтовский Печорин, больничный двор, сатиновое платье, фортепианная музыка,

 

6. Выбрать одну из приведенных в скобках форм степеней сравнения и обосновать свой выбор.

1.Сама книга «Потаенный Радищев» составляет целый этап в изучении писателя и (самый превосходный, превосход­нейший) вклад в развитие нового жанра литературы.

2. Вы видите, как постепенно язык живописи становится (ла­коничнее, более лаконичным) к в то же время/шире, более широким), (мягче, более мягким), (неожиданней, более неожиданным) в передаче уже близкого вам времени.

3. Колонны Парфенона очень близки человеку, ближе, чем (самая утилитарная, утилитарнейшая) постройка нового времени.

7. Исправить предложения, в которых имеются неправильно употреб­ленные формы имен прилагательных.

1. 0 существовании Полярной звезды знали наши самые от­даленнейшие предки.

2. А еще через несколько минут она чувствовала себя самым наизаконнейшим пассажиром во всем поезде.

3. Каракас — это нагромождение домов исключительно сме­лых по замыслу, самых богатых и претенциозных в мире.

4. Сорренто — известнейший курорт на побережье Неаполи­танского залива.

8. К каким частям речи относятся выделенные слова?

1. На нем была куртка цвета хаки.

2. Я не люблю стиль ретро.

3. Брюки галифе носили недолго.

4. Она танцевала па-де-де из балета Минкуса «Дон Кихот».

5. Скрипач исполнял рондо капричиозо Сен-Санса.

6. Он играл прелюдию и фугу ре минор Баха.

План семинарского занятия № 3-4 (4 часа).

Стилистическое использование имен числительных

Цель: закрепить умение использовать в синонимических целях различные разряды имен числительных с учетом их се­мантико-стилистических различий.

Пособия:

Орфоэпический словарь русского языка. М., 1985, с. 701 —702.

Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. М., 1977.

I. Раскрыв скобки, выбрать подходящий вариант количественно-именного сочетания. Цифры написать прописью, недочеты устранить.

1. Библиотека института ежемесячно пополняется (300—400 книг).

2. Вместе с новыми (1203 слова) учебник немецкого языка будет насчитывать свыше (4,5 тысяч) слов.

3. Разность между (87) и (58) составляет 29.

4. Второй советский искусственный спутник Земли находился в космосе без малого (163 сутки).

5. Этот необычный концерт состоялся на высоте (9000 мет­ров).

6. В этом году колхоз на участке до (5000 метров) разбил сад.

7. Кинофильм «Человек с тысяч... лиц» имел шумный успех.

8. Через шлюзы канала проходит ежедневно до (34) баржи.

9. В начале поездки я располагал (1000 рублей), вернулся же домой с" (20 рублей).

10. Самым крупным сводным духовым, оркестром был оркестр из (20100 музыкантов) в Норвегии, который играл на ста­дионе в Осло.

II. Установить семантико-стилистическое различие между параллельными формами числительных количественных и собирательных. Выбор обосновать, неправильные формы устранить.

1. Современные пассажирские самолеты могут взять на борт не менее триста человек.

2. В обсуждении доклада приняли участие (двое академиков, два академика), (трое профессоров, три профессора) и (семь, семеро) инженеров-исследователей.

3. В больницах района к (четверым, четырем) платным мед­сестрам прибавили по (двое, два) внештатных.

4. (Три, трое) вышли из леса.

5. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга, двое друзей).

6. Длинной вереницей вытянулись ехавшие (22 саней) и (3 (розвальни).

7. Больная мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты, четырех си­рот, четверых сирот).

8. (Три, трое) стропил, (два, двое) мастеровых, (четыре, чет­веро) школьников и школьниц.

III. Указать возможности вариантных форм, отметив, в чем состоит их
смысловое и стилистическое различие. Текст выправить.

1. У обоих часов сломалась пружина.

2. Декан вызвал к себе двадцать трех студентов, чтобы выяс­нить, почему большая половина из них выполняет курсо­вые работы с отставанием от графика.

3. При доигрывании партии выяснилось, что было три и бо­лее вариантов ее продолжения.

4. Летаргический сон продолжался 31 суток.

5. До начала весенних экзаменов осталось всего полтора учебного семестра.

6. Среди 21 студентов нашей группы было 5 отличников.

7. Академик Седов говорил в 1955 году: «На пресс-конферен­ции в Копенгагене я высказал мнение о возможности в бли­жайшую пару лет запустить спутник Земли».

8. В области намечено открыть 5 откормочных пунктов. Чет­веро из них уже действуют.

9. Ближайшая ферма находилась в полтора милях от аэро­дрома.

IV. Из скобок выбрать нужную форму, указать возможности вариантных форм, отметив, в чем состоит их смысловое и стилистическое различие. Текст выправить.

1. Вторая мировая война началась (в одна тысяча девятьсот тридцать девятом году — в тысячу девятьсот тридцать де­вятом году).

2. (Пол — половину) школьного двора занимает площадка для игр, по (обоим — обеим) сторонам которой посажены деревья.

3. Все семнадцать с половиной километровое расстояние мы прошли за 4,5 часов.

4. В области намечено открыть 5 откормочных пунктов. (Трое, три) из них уже действуют.

5. Ближайшая ферма находилась в (полтора, полутора) ми­лях.

6. Степан быстро собрался, выпил (полбутылку, полбутылки) кефира и уехал.

V. Установить, в каком падеже употребляются числительные при предлоге ПО в современном русском литературном языке. Отметить варианты, уста­новив стилистические различия между ними, ошибки устранить.

Построено 5 двухэтажных школ по 490 мест каждая, три детсада по 47 мест и 4 яслей по 34 койки, а также несколько больниц по (ста, сто, сту) мест в каждой.

VI. Отметить случаи ошибочного сочетания числительных с существитель­ными. Указать варианты, текст выправить.

1.У каждого из троих наших спортсменов, выступавших вчера, высокие титулы чемпионов континента.

2. Четверо ученых воспитала семья Феодосия Ивановича и Марии Дмитриевны Детковых.

3. Сейчас Иван снова обрел отца, двух братьев и четверо сестер.

4. У обоих часов кончился завод.

5. Пригласили трех учительниц, четверых ткачих, пять журналисток.

VII. Из газет выписать по 3 примера с ошибочным сочетанием числитель­ного с существительным или неправильным выбором формы числительного.

Вариант 2

1. Раскрыв скобки, выбрать подходящий вариант количественно-именного сочетания. Цифры писать прописью, неправильные формы устранить.

1.В работе кружка принимало участие около (полтора де­сятка, полутора десятков) студентов.

2. Можно было вполне обойтись (полторы тысячи рублей, полутора тысячи рублей).

3. Трамвайная остановка находится в (полтораста, полуто­раста шагах) отсюда.

4. На традиционных встречах выпускников я ежегодно встре­чаю всех своих (24 однокурсника).,

5. Из (31 участник) соревнований особенно выделялись трое.

6. Колонны солдат заняли всю улицу, заполнив ее топотом (тысяча ног).

7. Мы наблюдали три и более (случая — случаев) заболева­ния корью.

8. Разница в (полсотни, полсотне, полусотне) рублей неве­лика.

 

II. Установить семантико-стилистические различия между параллельными формами количественного и собирательного числительного. Неправильные формы устранить, выбор обосновать.

1. Некоторые отряды располагали 350 (штыков, штыками), (полтораста, полутораста, полуторастами) (лошадьми, ло­шадями) и несколькими тысячами (патронов, патронами, патрон).

2. По городам Италии прошла мощная 3,5-миллионная мир­ная демонстрация.

3. В магазине продаются (дву-, двух) и (треязычные, трехъ­язычные) словари. Небезынтересно проследить по ним за такими словами, как 2-этажный, 3-ярусный, 2-палатный, 2-тактный.

 

4. Иван и Петр Петковы выполняют больше чем (полтора, полторы норм, нормы). Один из них около (полвека, полу­века) простоял у станка. Своей 83-тысячной деталью они досрочно выполнили годовое задание.

5. Их (четыре, четверо); все они ученицы Галины Улановой.

6. Так и обманули злого волка (три поросенка, трое поросят).

7. Семинарские занятия у нас вели (два доцента, двое до­центов).

8. (Восемь, восьмеро) детей, (десять, десятеро) медвежат, встретить (несколько, нескольких) знакомых, с обоих, обеих) сторон, (двумя, двоими) сутками.

III. Из скобок выбрать слова в нужной форме, указать возможные ва­рианты, отметив, в чем состоит их смысловое и стилистическое различие.
Цифры писать прописью, текст выправить.

1. Издательство «Советская энциклопедия» выпускает (дву-и тре-язычные) словари.

2. Год приблизительно равен 365 и !Д (суткам, суток).

3. В начале учебного года ученикам было дано по (10 тетра­дей), по (5 цветных карандашей) и по (6 перьев).

4. Кран легко поднял пакет весом в 1265 (килограмм, кило­граммов) и перенес так далеко, как позволяла 12,5-метро­вая стрела.

5. На 46 году нашей эры римляне стали считать год равным (365 lU суток).

6. Материал для курсовой работы я извлекал из более (100 источников).

IV. Установить, в каком падеже употребляются числительные при пред­логе ПО в современном русском литературном языке. Отметить параллельные варианты, установив стилистические различия между ними, ошибки устранить.

1. В местах больших строек появляются поселки по 1000 жи­телей и даже города по 0,5 миллиона человек.

2. Для подготовки к каждому экзамену отводится не более чем по 3—4 дня.

V. Отметить случаи ошибочного сочетания числительного с существитель­ным и неправильный выбор формы числительного. Указать возможные варианты, текст выправить.

1.В 24 секциях спортобщества занимается около 4,6 тысяч молодежи.

2. Школьная библиотека располагает тремя тысячами четы­реста восемьдесят пятью книгами.

3. В смене работает 56 швей; семеро из них выполняют по две нормы.

4. За последний месяц в молодежные «бригады отличного качества» включилось 243 юношей и девушек.

5. Двое буйволов, кажется, успокоились.

6. Во дворе играли двое мальчишек лет десяти.

7. В качестве теплоносителя и реагирующей смеси в обоих схемах предусматривается смесь газа с урановой пылью.

8. В первом тайме у обоих ворот неоднократно создавались острые моменты.

9. Кабина лифта деревянная с двухстворчатыми распашными дверями.

10. Насыпь возводилась с помощью двоих скреперов.

VI. Из газет выписать по 3 примера с ошибочным сочетанием числитель­
ного и существительного или неправильным выбором формы числительного.

 

Лабораторное занятие № 5 (2 часа)


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.