Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Через интерес к лексике развивается и интерес к русскому языку в целом.

2017-11-16 437
Через интерес к лексике развивается и интерес к русскому языку в целом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В школьном курсе русского языка лексика изучается как особый раздел науки о языке и как лексический аспект (т. е. учет межуровневых связей лексики) изучения грамматики.

В соответствии с этим в школьном курсе русского языка выделяются четыре этапа работы над лексическими явлениями: первый этап (пропедевтический) — начальные классы, второй этап (систематический) — IV—V классы, третий этап (аспектное изучение грамматики) —VI—VIII классы, четвертый этап (функционально-стилистический) — VIII класс. В IV—V классах лексика изучается в самом начале школьного курса русского языка. Это изучение лексики определяется местом слова среди других единиц языка, необходимостью создания условий для обогащения словарного запаса учащихся и для аспектного изучения грамматики. В IV—VI классах показываются связи словообразования и морфологии с лексикой. В VIII классе рассматривается функционально-стилистический аспект работы по лексике в специальном разделе «Общие сведения о языке» (тема — «Стили литературного языка»).

В школе изучается литературный язык, однако учащиеся в художественных произведениях нередко встречают слова из других частей национального языка. Поэтому в школьный курс лексики включены отдельные понятия, характеризующие необщеупотребительные слова — диалектные, профессиональные слова.

МЕТОДИКА

Учитывая специфику лексических явлений, для раскрытия их сущности необходимо опираться на следующие сопоставления: слова и реалии, обозначаемой данным словом; лексического и грамматического значений слова; единиц лексической парадигмы друг с другом; истории жизни слова и жизни народа. Из этих сопоставлений создается совокупность принципов методики лексики.

Как известно, знаменательные слова непосредственно связаны с реальным миром — с предметами, признаками и действиями, являясь их наименованием. Исходя из единства означаемого и означающего, при разъяснении сущности лексических явлений целесообразно опираться на сопоставление слова и реалии, обозначаемой данным словом, т. е. на экстралин гв истический принцип, который применим к словам с конкретным значением.

Опора на экстралингвистический принцип изучения лексических понятий реализована в учебниках русского языка для IV и V классов с помощью рисунков, помогающих организовать наблюдения над лексическими явлениями1. В соответствии с характером изучаемых лексических понятий и целей их изучения в учебниках имеются две группы рисунков: рисунки без подписей (смыслозые пояснения создаются при анализе содержания рисунков), например в параграфах об антонимах, омонимах; вторая группа — рисунки, сопровождаемые подписями, например в параграфах о синонимах, об устаревших словах, о заимствованных словах. Каждая из этих групп рисунков по-разному используется при разъяснении сущности изучаемого лексического понятия. При анализе первой группы рисунков учащиеся подходят от изображения предметов к слову, а при анализе второй группы рисунков — от слова к предмету, изображенному на рисунке.

Сопоставление слова и реалии отражено и в формулировках изучаемых лексических понятий. Эти формулировки закрепляют сущность соответствующего явления и позволяют учащимся легко отличать их друг от друга. Тзкобо, например, определение многозначного слова: «Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными. Многозначное слово называет разные предметы, в чем-либо сходные между собой».

Лексикологические разряды, в которые объединяются изучаемые лексические явления, тесно связаны с грамматикой — с принадлежностью их к той или иной части речи. Так, омонимами являются не всякие слова, имеющие различное значение при единстве произношения и написания, а только те слова, которые принадлежат к одной и той же части речи. Например, лук (овощ) и лук (оружие) являются омонимами, потому что оба они существительные, но слова печь (действие) и печь (предмет) не являются омонимами, поскольку принадлежат к разным частям речи.

Сопоставление лексического и грамматического значений слов имеет большое значение, так как реализация этого принципа позволяет точнее раскрыть сущность изучаемого лексического явления, предупредить ошибки учащихся в разграничении сходных в чем-либо явлений. Лексико-грамматический принцип особенно необходим в работе со словами, имеющими абстрактное значение.

Грамматическая характеристика слова должна входить в определение понятия как его основной структурный элемент. В учебнике грамматическая характеристика включена только в определение омонимов. Целесообразно также в процессе ознакомления с синонимами (и антонимами) указывать на принадлежность их к одной и той же части речи.

Слово, как известно, вступая в разные семантические связи с другими словами, образует лексическую парадигму. Для выяснения языковой сущности того или иного члена этой парадигмы большое значение имеет сопоставление его с другими членами этой парадигмы.

Данный семантический принцип следует использовать при изучении многозначных слов и омонимов, многозначных слов и антонимов, синонимов и антонимов, синонимов и родственных слов.

В учебнике для IV и V—VI классов этот принцип реализован в виде: 1) материалов для наблюдений; 2) дополнительных заданий к текстам упражнений.

Для понимания сущности лексических понятий, связанных с происхождением и развитием словарного состава языка, необходимо опираться на соотношение жизни (истории) слова в языке и истории народа, так как заимствованные слова, устаревшие и новые слова тесно связаны с общественным, экономическим, военным и культурным развитием народа: исторические изменения в жизни народа находят свое отражение в языке, в который либо входят новые слова (неологизмы), либо уходят из употребления устаревшие слова (архаизмы) и т. д. Раскрытие взаимосвязи слова и истории народа (диахронический принцип) позволит сформировать у учащихся материалистический взляд на развитие словаря и языка в целом. Этот принцип методики лексики отражен в учебнике в теоретических сведениях об изучаемых явлениях и в рисунках, позволяющих в обобщенном виде понять связь слова и истории народа.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.