Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Развитие речи как основная часть школьного курса русского языка. Основные направления работы по развитию речи.

2017-11-16 368
Развитие речи как основная часть школьного курса русского языка. Основные направления работы по развитию речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Задачу добиться творческого подъёма в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка я решила с помощью разнообразных письменных и устных работ: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, творческое изложение, творческое сочинение, пересказы образцовых текстов, выборочный пересказ, пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями, составление рассказа по картинкам.

Все виды работ проводятся в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание. Творческое списывание обычно усложняется заданиями, связанными с развитием речи. Например: вставить прилагательные, подобрать синонимы, заменить повторяющиеся существительные местоимениями, выделить корень в однокоренных словах.

Творческий диктант может быть проведён на уроках закрепления и на уроках проверки знаний учащихся.

Другим видом творческого диктанта является составление текста по опорным словам.

Например: название «Поход за город», опорные слова: отряд лыжников, поход, город, снег, мороз, узкая цепочка, резкий ветер, варежки, озябшие руки.

Переходной ступенькой к изложению является свободный диктант. Он способствует развитию умения уловить ход мыслей автора, запомнить их последовательность, связь. Для свободного диктанта берётся сюжетный текст.

Интересным видом творческих работ является работа по пословицам. Пословицы и поговорки - выразительницы народной мудрости - дают богатый материал для развития речи учащихся. Учащиеся в первую очередь выясняли смысл пословицы и передавали его, иллюстрируя примерами из прочитанного или собственными наблюдениями. Например: Москва - всем городам мать. У фашистских генералов длинные ноги, но не нашли к Москве дороги.

Следующий вид работы - это составление рассказов по серии картинок.

Начиная с 1 класса в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказчиков, сочинение постепенно перерастает в серьёзную умственную работу, планируемую учителем. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы.

В 1 классе используются игровые и эмоциональные элементы в развитий речи: шутки, загадки, сценки, импровизация, конкурсы. Например: импровизация сказки «Колобок» «Репка».

В развитии речи учащихся особое место занимает пересказ. С одной стороны, пересказ способствует осознанию взаимосвязи содержания прочитанного текста и его языковых средств, активному усвоению лексического состава произведения и его дальнейшего использования для построения собственных высказываний, выражения чувств и переживаний. С другой, пересказ - эффективное средство запоминания и закрепления нужной информации, развития мышления.

В программе по русскому языку для 1-4 классов усилен аспект развития речи. В 1 классе имеется раздел «Звуковая культура речи», который включает в себя следующее: развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств. Это закон природы. Научиться соблюдать его- задача каждого человека. Работа над звуковой культурой речи осуществляется в основном на уроках чтения и письма, а также во внеурочное время. Например: игра «Скажи о картинке (или о предмете)».

Детям раздаются картинки с изображением предметов, сами предметы, игрушки, в названии которых имеется какой-либо звук, например звук [ж]. Каждый ученик что-нибудь рассказывает о своей картинке, предмете, игрушке. Так, о картинке, на которой нарисован жук, дети говорят: «Жук жужжит». После того, как ученики расскажут о своей картинке, можно предложить им рассказать об этом предмете что-нибудь ещё.

Дальше вводится в урок рифмованные чистоговорки.

Жи- жи- жи- живут в лесу ежи. Жа- жа- жа -я нашёл ежа. Жу -жу- жу –молоко даю ежу.

Многообразные виды творческих работ, позволяющих учителю, разумно сочетая их все, добиться повышения грамотности учащихся, закрепления их знаний, Развития устной и письменной речи. Велика и воспитательная роль таких работ. Правильно подобранные тексты, картины являются хорошим средством воспитания у учащихся любви к природе, способствуют расширению их кругозора.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.