Методика преподавания ручного труда в коррекционных школах по программе В.В. Воронковой — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методика преподавания ручного труда в коррекционных школах по программе В.В. Воронковой

2017-11-15 91
Методика преподавания ручного труда в коррекционных школах по программе В.В. Воронковой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА

Класс

(2 ч в неделю)

Первая четверть

вводное занятие

 

Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению уча­щихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и со­блюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требова­ний. Выявление знаний и умений учащихся.

 

PAБОTA С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ

Упражнения в подготовке материала к лепке

Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из предварительно подготовленных папочек и столбиков раз­личной длины и толщины.

Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной ве­личины.

Лепка по образцу овощей и фруктов имеющих; фор­му шара: яблока, помидора, апельсина; составление компот линии из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т. п.).

Лепка по образцу предметов овальной формы: - сливы, огурца, картофеля; составление композиции (овощи на та­релке).

Технические сведения. Пластические свойства глины и пластилина: сухая глина — твердая, размоченная — мягкая; холодный пластилин — твердый, теплый пласти­лин — мягкий и вязкий. Цвета глины: серый, красный, жел­тый. Цвета пластилина; красный, синий, желтый, оранже­вый, зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.

Приемы работы. раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кру­гообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).

 

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТРИАЛАМИ

Практические работы

 

Экскурсия в природу с целью сбора природного матери­ала (листьев, цветов, семян-крылаток ясеня и клена, суч­ков и т. д.).

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушен­ных листьев (лист большой, лист маленький).

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушен­ных цветков с последующий наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.

Для слабых учащихся можно ограничиться наклеивани­ем цветков.

Составление по образцу сюжетной картинки из засушен­ных листьев: «Отлет птиц», «Букет».

Технические сведения. Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабо­чего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требо­ваний.

Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.


 

РАБОТА С БУМАГОЙ

 

Практические работы

 

Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.

Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы о разрезной азбу­кой и цифрами,

Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея.

Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги, Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой.

Изготовление по образцу стаканчика для семян.

Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Выре­зание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямо­угольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов (изготовление ди­дактического материала по математике).

Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в резании по кривым линиям).

Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз (изготовление дидактического материала по математике).

Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементар­ные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газет­ная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточ­ная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила без­опасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических тре­бований при работе с бумагой.

Приемы работы. Складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватки инструмента. Синхрон­ность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая - подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривим линиям, скругление углов квадрата и прямоуголь­ника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью ме­рочки.

 

Умения

 

Умения выслушать и повторить за учителем анализ об­разца изделия, через несколько занятий участвовать в кол­лективном анализе образца изделия по опросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом, чуче­лом, муляжом по вопросам учителя. Пооперационное вы­полнение, работы по словесной инструкции учителя с пока­зом приемов изготовления. Ответы на вопросы учителя пол­ными предложениями, что и из чего сделано. Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т. д.). Пространственная ориентировка при выполнении плоско­стных и объемных изделий с помощью учителя: умение по­казать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги; разделить лист бумаги на равные части на глаз, пра­вильно складывать по разным осям. Правильное расположе­ние листа бумаги, подставки, материалов для работы на рабочей плоскости. Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя: узнавание, показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг), узнавание и называние форм объемных предметов, изготовленных в первой четверти. Пред­ставление о величине предмета.


 

Вторая четверть

 

Умения

 

Ориентировка в задании по вопросам учителя. Сравне­ние образца изделия с натуральным объектом: чучелом, муляжом — по отдельным вопросам учителя, Выполнение первого изделия каждого вида по показу учителя, чередую­щемуся о инструкцией, остальных изделий — с планирова­нием учеником ближайший операции. Контроль е помощью учителя правильности расположения деталей, соблюдения пропорций, размеров. Ответы на вопросы учителя: что и из чего сделано? Оценка своего изделия с указанием недостат­ков и достоинств с помощью учителя.

Пространственная ориентировка при выполнении объем­ных работ с помощью учителя: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Показ и назы­вание с помощью учителя верха, правой, левой стороны листа бумаги и объемного изделия, длинных и коротких, маленьких и больших деталей. Узнавание и называние ос­новных геометрических и пластических форм. Умение с по­мощью учителя называть операции, материалы, инструмен­ты, приспособления.

 

 

Третья четверть

 

Работа с глиной и пластилином с применением инструментов.

 

Практические работы

 

Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.

Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.

Технические сведения. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стека). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположе­ние материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюде­ние санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки,

Приемы работы. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки дета­лей фигуры.

 

РАБОТА С НИТКАМИ

Практические работы

 

Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматы­вание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги.

Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узел­ков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.

Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к ша­почке.

Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разре­заются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблю­дение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.

Приемы работы. Связывание ниток и завязывание бан­тиком., петлей- Приемы витья шнурка. Изготовление кис­точки.

 

Умения

Ориентировка в задании частично с помощью учителя.

Сравнение образца деталей с натуральным объектом, чуче­лом, муляжом по вопросам учителя. Выполнение работ с планированием учащимися ближайшей операции (в слож­ных изделиях операция указывается учителем).

Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчет по вопросам учителя о последовательности изго­товления несложного изделия. Краткая оценка своего изде­лия с указанием достоинств и недостатков. Пространствен­ная ориентировка: правильное расположение деталей с со­блюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Показ и называние сто­рон листа бумаги, углов; с помощью учителя показ и назы­вание положений впереди, сзади, прямо. Дифференцирова­ние понятий большой — маленький, широкий - узкий, длинный — короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений.

 

Четвертая четверть

Умения

Ориентировка в задании, сравнение образца с натураль­ным объектом, чучелом, муляжом с частичной помощью учители. Изготовление изделий с планированием учеником ближайшей операции по предметной карте и без нее. Уме­ние по вопросам дать отчет о последовательности изготов­ления изделий. Контроль правильности выполнения изделий с помощью учителя. Самостоятельная краткая оценка свое­го изделия. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров, рациональное расположение материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Более точная ориентировка с помощью учителя на плоскости листа бумаги, подставки: верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы; соответственно этому определять стороны, указывать с частичной помощью учителя положения: сзади, между, сверху, снизу, рядом, справа, слева. Употребление в речи слов, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношения между ними, операций, материалов, инструментов, приспособлений.

 

Межпредметные связи

 

Математика. Счет в пределах 10. Представление о тре­угольнике, квадрате, прямоугольнике, круге.

Изобразительное искусство. Основные и дополни­тельные цвета, Аппликация на белом и цветном фоне, гео­метрический и растительный орнамент.

Развитие устной речи на основе изучения пред­метов и явлений окружающей действительности. Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых нераспространенных предложений при от­ветах на вопросы.

Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года долж­ны усвоить основные приемы работы с различными матери­алами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планирова­нии ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, ле­вую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические формы.

 

Класс

(2 ч в неделю)

Первая четверть

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

 

Практические работы

 

Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией.

Изготовление счетного материала в форме полосок, квад­ратов, треугольников, кругов. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кри­вым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны.

Технические сведения. Применение и назначение картона. Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания. Клеящие составы для работы с картоном и бумагой (клейстер, казеиновый клей). Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических тре­бований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка по шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям.

 

Умения

Ориентировка в задании по вопросам и самостоятельно. Сравнение образца с натуральным объектом, чучелом, му­ляжом по вопросам учителя и самостоятельно. Составление плана работы над изделием по вопросам учителя и самосто­ятельно (для однотипных изделии). Выполнение первого из­делия каждого вида работ по показу учителя, сочетающему­ся с инструкцией, остальных изделий — самостоятельно. Умение придерживаться планирования при изготовлении изделия. Осуществлять текущий самоконтроль с помощью учителя. Употребление в речи технической терминологии. Словесный отчет о проделанной работе по вопросам учите­ля и самостоятельно. Подробный анализ своего изделия по вопросам учителя. Пространственная ориентировка, умение на глаз и с помощью линейки определить высоту, длину и ширину изделия, обозначая размеры в сантиметрах, соблю­дение пропорции и размеров, правильное расположение деталей. Самостоятельная ориентировка на листе бумаги. Уз­навание и называние прямоугольных геометрических тел (кубик, брусок). Умение умазать положение ближе - дальше, а также положения, усвоенные в 1 классе. Самостоятельное употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: высокий — низкий, широкий — узкий, равные, и слов, обозначающих пространственные отноше­ния предметов: впереди— сзади, справа- слева, рядом.

 

 

Вторая четверть

 

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

 

Изготовление закладки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Резание бумаги и карто­на по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации.

Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных, игрушек. Обклеивание их цветной бумагой с одной стороны. Слабые учащиеся ограничиваются изготовлением изделий с неслож­ным контуром (по заделу).

Технические сведения. Сырье, из которого выраба­тывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картона: переплетный и коробочный картон; организация рабочего места. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафа­рету и шаблону, рациональная разметка. Склеивание игруш­ки из согнутых под прямым углом частей изделий. Исполь­зование задела работы. Закрепление нитки-петли.

 

Умения

Ориентировка в задании, сравнение образца с натураль­ным объектом, иллюстрацией частично с помощью учителя и самостоятельно. Составление плана работы над неслож­ным изделием самостоятельно, над сложным — по вопро­сам учителя Самостоятельное изготовление несложных из­делий, сложных (объемные елочные украшения) - частич­но с помощью учителя. Умение придерживаться планирова­ния при выполнении изделия. Умение осуществлять конт­роль действий в ходе работы частично с помощью учителя.

Самостоятельный словесный отчет о проделанной рабо­те по оперениям. Подробный анализ своего изделия и изде­лия товарища по вопросам учителя и самостоятельно. Упо­требление в речи технической терминологии. Самостоятель­ная ориентировка на листе бумаги. Узнавание и называние геометрических тел. Умение указать положения: напротив, один над или под другим. Употребление в речи слов, обозна­чающих пространственные признаки предметов: больше — меньше, выше— ниже, шире— уже, равные, и слов, обознача­ющих пространственные отношения предметов: около, меж­ду, сверху— снизу.


 

Третья четверть

 

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

 

Изготовление закладки из тонкого картона. Разметка бумаги и картона по линейке, резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.

Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с раз­меткой подложки и деталей по линейке.

Изготовление из бумаги и картона с использованием материалоотходов поздравительных открыток, сувениров.

Экскурсия в картонажную Мастерскую.

Технические сведения. Правила склеивания карто­на бумагой с двух сторон. Клеящие составы. Рациональное использование материалоотходов и природных материалов при изготовлении поздравительных открыток. Сочетания цветок. Соблюдение пропорций-

Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчета от нулевого деления. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.


 

Умения

Ориентировка в задании самостоятельно и с частичной помощью учителя. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Составление плана работы нал новым видом изделия по частичным во­просам учителя, для однотипных изделий — самостоятель­но. Выполнение первого изделия нового вида работ с помо­щью учителя, однотипных и ранее выполняемых — самостоятельно. Умение придерживаться планирования при вы­полнении задания, осуществлять необходимые контрольные действия. Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе. Подробный анализ своего изделия и изделия товари­ща по вопросам учителя и самостоятельно. Пространствен­ная ориентировка: закрепление умений, слон и фраз, ука­занных во второй четверти.

 

Четвертая четверть

 

РАБОТА С БУМАГОЙ

Практические работы

 

Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из ко­робочек, картона и бархатной бумаги.

Изготовление по образцу плоской модели трехсекционного светофора.

Изготовление по образцу указателя «переход». Провести игру «Переход улицы», используя изделия учащихся.

Изготовление по образцу подушечки для иголок из кар­тона, бархатной бумаги и ткани.

Технические сведения. Применение различных ма­териалов (ткань, вата) и предметов (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка деталей по линейке и шаб­лону. Склеивание коробок, наклеивание картонных и бумаж­ных деталей.

 

Умения

 

Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятель­ное сравнивание образца изделия с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Самостоятельное составление плана ра­боты над изделием. Выполнение изделий с частичной по­мощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделий. Осуществление текущего контроля с частичной помощью учителя. Самостоятельный словесный отчет о проделанной работе. Подробный анализ своего изделия и изделия товарища по отдельным вопросам учителя и самостоятельно. Употребление в речи технической терминологии. Самостоятельная ориентировка на листе бу­маги и подложке. Пространственная ориентировка при вы­полнении объемных работ, правильное расположение дета­лей, соблюдение пропорций и размеров. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: короткий— короче, длинный— длиннее, выше, ниже и т.д.; слов, обозначающих пространственные отношения предме­тов: вокруг, близко — далеко.

Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года долж­ны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя ориентироваться в зада­нии, составлять план работы нал изделием, выполнять из­делие с помощью учителя, несложные изделия — самостоя­тельно, по вопросам учителя давать словесный отчет и ана­лиз своего изделия и изделия товарища, уметь с помощью учителя ориентироваться на листе бумаги и подложке. Отве­чать полными предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов: большой — маленький, высокий — низкий, широкий - узкий, и слова, обозначающие пространственные отношения пред­метов: впереди, справа — слева; узнавать и называть основные геометрические формы и тела.

 

Межпредметные связи

 

Математика. Счет в пределах 20. Разметка по линейке.

Изобразительное искусство. Расчленение объекта на простые геометрические формы. Понятие о декоративных узорах.

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Полные ответы на вопросы. Умение дополнить ответ товари­ща. Использование в речи вновь усвоенных слов и предложений.

 

Класс

(2 ч в неделю)

Первая четверть

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

 

Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготов­ление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления, плоских природных материалов, для наклеивания различных, вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Технические сведения. Назначение окантовки в из­делиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумаж­ные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.

Приемы работы. Разметка бумаги и картона по ли­нейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных поло­сок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.

 

РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ

Практические работы

 

Экскурсия в слесарную мастерскую.

Выплавление проволоки волочением, сгибание се под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным мате­риалом.

Изготовление по образцу и контурному рисунку стили­зованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изде­лия по показу приемов работы учителем.

Технические сведения. Элементарные сведения о на­значении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свой­ства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: ку­сачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места соблюдение санитарно-гигие­нических требований при работе с проволокой.

Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сги­бание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание прово­локи кусачками.

 

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

Практические работы

 

Экскурсия в столярную мастерскую.

Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть но­жом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под уг­лом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов ri макетов, сделанных в 1 и 2 классах.

Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждач­ной бумагой.

Изготовление по образцу плечиков для одежды из круг­лой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратно­го сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя.

Технические сведения. Элементарные сведения о на­значении и применении древесины. Свойства древесины: ло­мается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Орга­низация рабочего места, правила безопасной работы и со­блюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.

Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Стро­гание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.

 

Умения

Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятель­ное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя. Подбор материалов и инструментов для работы вначале с помощью учителя, а затеи самостоя­тельно. Выполнение изделий с помощью учителя и самосто­ятельно. Умение придерживаться плана при выполнении из­делия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательности изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по во­просам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализ своего изделия и изделия товарища. Простран­ственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение деталей, соблю­дение пропорций. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, закрепление слов и фраз, усвоенных в 1 и 2 классах.

 

Вторая четверть

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

 

Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной кон­фигурации.

Изготовление елочных игрушек.

Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.

Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги кар­навальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырь­ком). Отделка изделия аппликативными украшениями. Рабо­та выполняется по показу учителя.

Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки; тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Органи­зация рабочего места и санитарно-гигиенические требова­ния при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаб­лонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесь­мы и других материалов к деталям из картона.

 

Умения

 

Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятель­ное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой, иллюстрацией. Самостоятельное составле­ние плана работы, текущий контроль выполнения изделия.

Подбор материалов и инструментов для работы частично с помощью учителя и самостоятельно. Выполнение пер­вых изделий с помощью учителя, остальных — самостоятельно. Самостоятельный отчет об этапах изготовления из­делия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изде­лия товарища, Употребление в речи технической термино­логии. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, соблюдение пропорций и размеров, правильное расположение деталей. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отно­шения предметов. Закрепление материала 1—2 классов.

 

Третья четверть

 

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

 

Практические работы

 

Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.

Изготовление обложки для проездного билета.

Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки,

Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапа­нов, с завязками.

Технические сведения. Элементарные понятия о про­фессии картонажника-переплетчика. Технологические осо­бенности изделий из бумаги и картона (детали изделии скле­ивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. По­нятие о группах инструментов и их назначении: для размет­ки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначе­нием переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного про­изводства. Организация рабочего места и санитарно-гигие­нические требования при работе с бумагой и картоном. Пра­вила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка по линейке. Применение уче­нического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесе­мте рицовки по линейке с фальцем.

 

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

 

Практические работы

 

Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.

Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов ку­кольной мебели с применением соединения деталей на гвоз­дях (стол, стул, кресло, кровать).

Самостоятельное изготовление по образцу из полуфаб­рикатов несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов.

Технические сведения. Элементарные понятия о ви­дах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фане­ре. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ши­рины и толщины бруска. Организация рабочего места, сани­тарно-гигиенические требования. Правила безопасной рабо­ты.

Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Ра­боте буравчиком и отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей). Под­бор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древеси­ны акварельными красками и гуашью.

 

Умения

Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятель­ное составление плана работы.

Осуществление контрольных действий самостоятельно на глаз, с помощью мерочки и линейки. Самостоятельный под­бор материалов и инструментов для работы. Выполнение работы с помощью учителя и самостоятельно. Отчет об эта­пах изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия и небольших изделий самостоятельно и по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изделия товарища. Употребление в речи технической термино­логии.

 

Четвертая четверть

 

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

(ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)

Практические работы

Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Раз­метка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеи­вание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.

Технические сведения. Элементарные сведения о на­значении картона как материала для изготовления различ­ной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробоч­ного картона. Способы изготовления коробок. Правила без­опасной работы.

Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на лини­ях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по сты­кам. Оклеивание бумагой объемных изделий.


 

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

Практические работы

 

Самостоятельное изготовление по образцу и по представ­лению вагончика, тележки, машины. Слабые учащиеся выполняют изделия по образцу.

Технические сведения. Повторение сведений, обо­значенных в третьей четверти.

Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.

 

Умения

Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятель­ное составление плена работы, осуществление контрольных действий. Самостоятельный подбор материалов и инструмен­тов для работы. Самостоятельное выполнение изделия. Са­мостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий. Употребление в речи технических терминов.

Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года долж­ны усвоить основные приемы работы с различными матери­алами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, не­сложные изделия — самостоятельно, давать словесный от­чет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи сло­ва, обозначающие пространственные признаки предметов.

 

Межпредметные связи

Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.

Изобразительное искусство. Определение структу­ры узора (повторение или чередование элементов), распо­ложение элементов оформления по всей поверхности из­делия.

Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительнос­ти. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе во­просам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудо­вом процессе. Самостоятельное описание предметов. Ис­пользование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.

 

Класс

(4 ч в неделю)

 

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

АППЛИКАЦИИ

Изделия: 1. Аппликация - орнамент (коврик). 2. Пред­метные аппликации (дом, автомобиль, жилая комната и т. д.).

Круглые косоугольные детали размечаются по шаблонам, прямоугольные — по заданным размерам.

Технические сведения. Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их примене­ние, устройство и назначение. Клей и его свойства. Повторе­ние свойств простейших геометрических фигур. Применяе­мые виды бумаги, их свойства. Основные цвета бумаги. Прави­ла нанесения клея при наклеивании деталей на основание.

Правила безопасности работы ножницами. Возможный брак при разметке деталей.

 

Практические работы

 

Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей ножни­цами. Разметка прямоугольных деталей с помощью измери­тельной линейки и угольника. Предварительное раскладыва­ние и разметка положения деталей на основании. Наклеива­ние деталей. Контроль правильности изделия.

Упражнение 1. Нахождение на линейке длин, заданных в миллиметрах.

Упражнение 2. Вычерчивание отрезков длины, заданных в миллиметрах.

 

Практические работы

Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисова­нием. Складывание разверток. Опробование парашюта и пла­нера в действии.

Изготовление пространственного угла для модели ком­наты. Изготовление деталей: окно, дверь, шкаф, стол, ди­ван, стулья. Склеивание деталей.

 

ПАКЕТЫ И КОНВЕРТЫ

Изделия: 1. Пакеты для семян. 2. Карманы для библио­течных формуляров. 3. Конверты для почтовы


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.233 с.