Раздел 1. Организация и проведение учебной практики — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Раздел 1. Организация и проведение учебной практики

2017-11-17 313
Раздел 1. Организация и проведение учебной практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 1. Организация и проведение учебной практики

Цель учебной практики

Практика предшествует дальнейшему изучению учебной дисциплины «Педагогика» (раздел «Воспитание») в 4-ом семестре, летней педагогической практике после 6-ого семестра. Учебная практика имеет пропедевтическую направленность и исполняет роль базового основания для подготовки студентов к будущей педагогической деятельности во время производственной практики на 5-ом курсе.

Цели учебной (первой педагогической) практики следующие:

  • обеспечение личностного и профессионального развития будущих педагогов;
  • осмысление ими основ педагогической деятельности;
  • формирование первичных педагогических умений и навыков.

Содержание учебной практики

 

Учебная практика на 2 курсе осуществляется без отрыва от учебы в университете в течение 6 недель.Практические занятия проходят один раз в неделю. Деятельность студентов в период практики является учебно-ознакомительной и включает в себя:

· учебную работу на практических занятиях в университете;

· наблюдение и анализ уроков и воспитательных мероприятий в средней школе, а также внешкольном учреждении образования;

· профессиональное самопознание и самообразование.

Учебная практика организуется в соответствии с учебно-тематическим планом программы.

 

1.3 Обязанности студента во время педагогической практики

· Посещает все практические занятия;

· соблюдает правила во время посещения школы, внешкольного учреждения образования, установленные в этих учреждениях;

· регулярно готовится к практическим занятиям и выполняет контрольные задания в соответствии с требованиями.

Студент может:

· обращаться за помощью к своему преподавателю в случае необходимости;

· высказывать замечания и предложения по организации практики своему преподавателю, а также заведующему кафедрой педагогики.

Подведение итогов учебной практики и оценка результатов деятельности

В ходе учебной практики осуществляются различные виды контроля за самостоятельной работой студентов: оперативный контроль (проверка готовности к занятию), текущий (проверка заполнения схем и таблиц наблюдений) и итоговый контроль (проверка выполнения контрольных заданий). По итогам учебной практики выставляется зачет. Критериями оценки практической деятельности студентов 2 курса следует считать сформированные компетенции (см. п. 1.1.)

 

Занятие № 1

Учебная практика как начальный этап профессионального становления будущего учителя

 

Форма занятия: семинар-практикум.

На занятии вы:

· познакомитесь с целями, задачами и программой учебной практики;

· определите роль учителя в учебно-воспитательном взаимодействии;

· рассмотрите профессионально значимые личностные качества учителя и отрефлексируете степень их сформированности у себя;

· определите и проанализируете ваше понимание профессиональной роли педагога;

· ознакомитесь с технологией составления коллажа и спроектируете свою работу в составе микрогруппы по его составлению;

· самостоятельно выполните творческое задание в жанре эссе;

· проведете самодиагностику на выявление пригодности к профессии учителя.

Ход занятия

1. Примите участие в групповой работе. (Состав микрогрупп 5-7человек).

Обсудите вопросы в микрогруппе, на основе анализа сделайте краткие выводы и озвучьте их.

Вопросы для обсуждения:

-Что значит, по-вашему, быть хорошим учителем?

-Какие показатели интереса педагога к своей профессии вы могли бы назвать?

-Как вы понимаете авторитет учителя?

-Какие профессиональные умения педагога вы могли бы назвать?

-Какие личностные качества педагога, по-вашему, обеспечивают успех во взаимодействии с учащимися. Покажите их проявление на примерах из вашего школьного опыта.

2. Ознакомьтесь с технологией составления коллажа и спроектируйте вашу деятельность в микрогруппе по его составлению (Приложение 1).

3. Индивидуальная работа.Самодиагностика.

Выполните диагностический тест «Ваше понимание профессиональной роли учителя» (Приложение 2) и самостоятельно проанализируйте результаты.

4. Ознакомьтесь с жанром эссе как творческой формой контрольного задания (Приложение 3)

Контрольное задание: напишите сочинение-эссе на одну из предложенных тем.

Примерные темы сочинения-эссе:

1.Мы и наши воспитанники. (Когда мне было 14 лет...).

2. Самое радостное (печальное) событие в моей школьной жизни.

3. Мои профессиональные планы: действительность и мечты.

4. Какие они, современные дети? (психологический портрет современного подростка).

5. Что хорошего в них, современных детях?

6. Что тревожит меня сегодня в детях и какими хотелось бы увидеть их через два десятилетия?

7. В чем суть воспитания?

8. Правомерность воспитания детей и взрослых.

9. Стихийное формирование духовного мира ребенка и последствия этого для общества.

10. Школа будущего: как я ее вижу.

11. Мой идеал учителя.

12. Портрет учителя-неудачника.

13. Если бы я был министром образования...

14. Правила, которым должен следовать учитель.

Обязательная литература

 

1. Казимирская, И.И. Общие основы педагогической профессии. Практикум / И.И. Казимирская, А.В. Торхова. – Молодечно: УП «Типография «Победа», 2002. - С. 19-22.

2. Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса: В 3 ч. Ч.1/ С.С.Кашлев.- Минск: Зорны верасень, 2005.- С.5-41.

3. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия / А.М. Кухарчук. – Минск: Современное слово, 2006. – С. 183-275.

4. Ротанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ротанова, Н.Ф. Шляхта. – М.: Моск. Психолого-социаль. ин-т: Флинта, 1998. – С. 189-202, 205-

5. Станкин, М. И. Профессиональные способности педагога / М.И. Станкин. – М.: Моск. Психолого- социаль. ин-т: Флинта, 1998. – 363с.

 

Задание для самообразования (по желанию)

Проведите самодиагностику по выявлению эмоциональной устойчивости, эмпатии, пригодности к профессии учителя. Для этого подберите и выполните тесты из списка обязательной литературы № 3, 4, 5. Сделайте самоанализ полученных результатов

 

Приложение 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛАЖ

 

Коллаж - это способ художественного оформления какой-либо темы, мысли, идеи. Представляет собой рисунок, составленный из фрагментов иллюстраций и текстов.

Средства для составления коллажа: заголовки газет, рекламные материалы, фрагменты буклетов, проспектов, каталогов, календарей, плакатов, афиш, наклеек, и др. печатная продукция; лист ватмана, клей, ножницы, краски, маркеры и т.п.

Содержание работы: при создании коллажа сначала необходимо найти рисунки, иллюстрации, фотоснимки и т.п., соответствующие теме. Вырезать их, а затем по-новому сгруппировать полученный материал. Сделать надписи, используя фрагменты печатного текста, различные обозначения и символы.

Приложение 2

Тест «Ваше понимание профессиональной роли педагога»

 

Каковы, по вашему мнению, главные знания и умения педагога (оцените по 10-ти балльной шкале: 5 - первоочередной важности; 4 - важное; 3 - достаточно важное; 2 - не играет решающей роли; 1 - не играет роли;

иной культуры, культуры поведения и деятельности, качеств и свойств

0 - нейтрально; -1 - скорее отрицательная роль; -2 - видимо, играет отрицатель­ную роль; -3 - явно отрицательная роль; -4 - приносит вред в педагогическом процессе; -5 - приносит сильный вред).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 В любой ситуации помнить, что школьник - это личность, беречь его

достоинство;

2 умение грамотно и правильно говорить, обладать богатым словарным

запасом, быть эрудитом;

3- умение доверительно и открыто общаться, вести диалог;

4- умение превращать учащихся в соавторов учебного процесса;

5- умение ставить на место нарушающих дисциплину, беречь достоинство

учителя;

6- умение слушать ребенка, интересоваться его мнением;

7- знание потребностей и интересов учащихся;

8- оберегать симпатичных вам учащихся от мешающих им учиться,

невоспитанных, дурно влияющих на них учеников;

9 - умение обеспечить активную роль учащихся на уроке;

10 - умение адаптировать любой материал к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

11 - умение держать дистанцию, не выходить за рамки роли учителя, не становиться на один уровень с учениками;

12 - умение добиться того, чтобы все ученики следовали за ходом мысли учителя, слушали его внимательно;

13 - не выделять любимчиков, равно принимая всех учащихся;

14 - умение достигать дисциплины на уровне, добиваться того, чтобы все

учащиеся усвоили материал;

15 - умение при любых обстоятельствах следовать плану урока;

16 - умение выделять в ученике главное - его учебные возможности и работоспособность, отвлекаясь от второстепенных черт личности;

17 - умение оставить все свои чувства в стороне, руководствуясь в общении с учеником только целесообразности;

18 - умение вчувствоваться во внутренний мир учащегося, сопереживать ему.

 

Ключ к оценке ответов.

 

Вопросы разбиты на пары: 1-5; 13-8; 3-11; 9-14; 4-15; 6-12; 7-16; 10-2; 18-17, где первый номер - свидетельство об интересе к личности
учащегося, ориентации на их творческое развитие и сотворчество с ним, желание вжиться в его внутренний мир независимо от того, нравится или не нравится он нам, о стремлении адаптировать учебный материал к ученику.

Второй номер в паре говорит о том, что вы мало интересуетесь личностью учащегося, ориентируетесь в основном на свои действия, независимо от их влияния на детей, не стремитесь к сотрудничеству, склонны к авторитарному поведению, делите детей на любимых и нелюбимых.

В соответствии с этим нормальные ответы: положительное число для суммы баллов вопросов 1, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 13, 18 и отрицательная сумма баллов вопросов 2. 5, 8, 11, 12, 14, 15, 16, 17. Если это не так, задумайтесь над своим пониманием профессиональной роли педагога. В любом случае проанализируй­те свои ответы по парам: на какую чашу весов склоняются ваши установки?

 

Приложение 3

ЭССЕ

Эссе представляет собой сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно. Оно содержит авторскую, иногда довольно парадоксальную точку зрения о каком-либо предмете или явлении, высказанную в произвольной, непринужденной форме.

Еще в 20-е годы ХХ в. эссе находит применение в педагогической теории и практике с целью исследования личностных отношений и ценностей. Так например, известный педагог и психолог Н.А.Рыбников, реализуя биографический метод, предлагал школьникам описать свою жизнь, раскрыв тему «Как я живу теперь». В ходе анализа исследователь прослеживал распределение положительных и отрицательных оценок учащимися своей жизни. На практике эту форму успешно применял в высшей школе П.П. Блонский, который проанализировал 190 собранных им «первых воспоминаний» учителей и студентов.

Ценность данной формы работы на современном этапе видится в том, что в свободной форме можно высказывать самостоятельные суждения о педагогических фактах, событиях личной жизни или источниках, давать личную трактовку, убедительно аргументировать свою позицию по той или иной научной проблеме. Это, в свою очередь, создает определенные предпосылки для перехода на более высокий – исследовательский уровень учебно-познавательной деятельности.

Достоинства свободного эссе состоят и в том, что оно не предполагает использования жестких схем, инструкций или заранее заданного алгоритма деятельности. Это открытая форма сотрудничества педагога и студентов, которая не требует особых усилий со стороны преподавателя или высокой степени подготовленности студентов.

Использование свободного эссе позволяет в значительной степени индивидуализировать процесс обучения. Самые интересные эссе могут быть по предложению преподавателя и согласию студента зачитаны на занятии, научной конференции.

 

Пример эссе

«Мой идеал учителя»

Мой учитель не имеет конкретного имени. В моем сочинении нет указания и на конкретный предмет, который он преподает. Мой учитель может быть и лингвистом, и биологом, и математиком… Он существует вне времени. Такие учителя были в прошлом, есть сегодня, и будут завтра. А какой он, мой идеал учителя, я расскажу с помощью букв этого привычного слова «Учитель».

У – у чит, у важает мнение каждого ученика, у меет дарить радость и тепло, у меет доверять.

Ч – сочетает в себе ч естность, ч есть, ч истоту души, ч еловечность.

И – огромный и нтереса к работе, и нициативность и новые и деи.

Т – это т алант, чувство т акта и т ерпение.

Е – е динство всего перечисленного выше.

ЛЬ - безграничная л юбовь к Л юдям.

А теперь пусть прозвучит звонок на урок. Вы слышите приближающиеся шаги? Не сомневайтесь: это идет ваш любимый учитель!

Занятие № 2

Подготовка к занятию

· Самостоятельно повторите тему «Современный урок» (см. приложение № 1 и обязательную литературу).

· Ознакомьтесь со схемой записи наблюдения урока, планом его устного анализа (Приложение 1, 2).

Ход занятия

1. Во время посещения урока внимательно наблюдайте за происходящим в классе и делайте протокольные пометки в соответствии со схемой наблюдения (приложение 1).

2. В схему вносите также наиболее важное, существенное, что вы наблюдали в деятельности учителя.

3. В примечании вы даете свои комментарии с точки зрения эффективного решения учителем дидактической задачи этапа, а также можете фиксировать действия учащихся на отдельных этапах урока.

4. После окончания урока будьте готовы обсудить его, используя материал приложения 2.

 

Контрольное задание

Сделайте письменный дидактический анализ урока (Приложение 3).

Задание для самообразования (по желанию)

Просмотрите видеоурок по выбору и составьте его протокол

(приложение 1).

Видеоуроки

1.В/Ф «Урок географии в 7 классе. Тема: «Египет»

2.В/Ф «Урок русской литературы в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Основная литература

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, (и др); под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – С. 339-366, 385-441.

2. Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса: В 3 ч. Ч.2/ С.С.Кашлев.- Минск: Зорны верасень, 2008. – С. 85-89

3. Педагогика: Учебник. / Л.П. Крившенко [и др.]; Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 246-258, 291-310.

4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед.вузов в 2 кн. / И.П. Подласый – М.: Владос, 2003. – Кн. 1. – С. 439-463.

Приложение 1

Задание на дом

1. Когда было дано задание на дом, на каком этапе урока? Насколько целесообразен выбор времени учителем?

2. Насколько подробно и обстоятельно инструктировал учитель учащихся по домашнему заданию?

3. Были ли попытки дифференцировать задания в зависимости от степени подготовленности учащихся?

 

Окончание урока

1. Как закончился урок? Уложился ли учитель в его временные рамки?

2. Было ли специально оставлено время для вопросов учащихся? Какие
вопросы задали учащиеся? Постарайтесь записать их так, как они заданы
детьми. О чем они свидетельствуют?

3. Были ли подведены итоги урока? В какой форме это сделал учитель?

4. Сделайте общий вывод об особенностях методической системы учителя.

Дайте оценку дидактическому обеспечению с точки зрения эффективности.

Хотели бы вы заниматься в классе у данного учителя? Почему?

Какие предложения можно внести по совершенствованию отдельных этапов урока (видов деятельности учителя и учащихся)? Как бы вы построили этот урок?

 

Приложение 3

Схема письменного анализа урока (при анализе урока используйте письменные материалы наблюдения).

1. Общие сведения об уроке. Дата, класс, фамилия, имя, отчество учителя, предмет преподавания, количество учащихся по списку, количество присутствующих, номер урока по порядку. Готовность классного помещения к уроку. Оборудование урока.

2. Тема урока. Цели урока (дидактическая, воспитательная, развивающая). Цель посещения урока.

3. Тип и структура урока. Выбор учителем типа урока и его обоснование (почему?). Последовательность отдельных этапов урока, их примерная продолжительность. Соответствие структуры урока его типу и целям.

4. Содержание урока. Соответствие содержания урока учебной программе, возрасту учащихся, уровню их обученности по предмету. Научная и идейная направленность содержания, его связь с практикой, местным окружением школы и жизненным опытом учащихся. Воспитывающий характер содержания урока. Установление межпредметных связей.

5. Организация урока. Соблюдение учителем дидактических принципов. Система методов и приемов обучения, их развивающий характер. Методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрация, самостоятельные исследования, работа с книгой и др.). Методы закрепления изученного материала и выработки умений и навыков (беседа, упражнения устные и письменные, работа с учебником и др.). Методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный опрос, письменный контроль, методика проверки письменного домашнего задания и др.). Приемы активизации учебной деятельности школьников на разных этапах урока. Дифференциация и индивидуализация обучения на уроке. Оценка знаний учащихся. Способы организации рефлексии учебной деятельности на уроке. Соответствие методов общей направленности обучения, дидактической цели, возрасту учащихся и специфике учебного предмета. Зависимость методов от материальной оснащенности школы, инициативы и творчества учителя.

6. Работа учащихся на уроке. Подготовка учеников к уроку. Активность на разных этапах урока. Культура учебного труда. Дисциплина. Отношение учащихся к учителю. Проявления организационной и познавательной самостоятельности учащихся.

7. Учитель на уроке. Умение владеть классом, организовать его работу. Личностный и индивидуальный подход к учащимся. Методическое мастерство. Педагогический такт. Культура речи, мимики, жестикуляции.

8. Результаты урока. Достижение целей. Выполнение плана урока. Уровень учебных достижений школьников, их удовлетворенность процессом обучения на уроке. Что ценное из данного урока Вы хотели бы взять для себя как будущего педагога? Хотели бы Вы обучаться у этого учителя? Почему?

 

Занятие 3

Подготовка к практическому занятию

1.Самостоятельно повторите тему «Педагогическое общение» (см. лекцию и обязательную литературу) и изучите содержание Приложения 1 «Основы педагогического общения»

2.Ознакомьтесь с протоколом графической регистрации педагогического общения на уроке, на основании которого вы будете проводить наблюдение видеоурока. (Приложение 2)

 

Ход занятия

1. В процессе наблюдения заполняйте протокол графической регистрации педагогического общения на уроке. (Приложение 2)

2.На основе наблюдения взаимодействия учителя и учащихся будьте готовы устно проанализировать урок с точки зрения того, как учитель обеспечил реализацию коммуникативной, перцептивной, интерактивной функций педагогического общения. При анализе ориентируйтесь на заполненный протокол, схему устного анализа в приложении 3.

Контрольное задание

Письменно проанализируйте педагогическое общение на уроке.

 

Задание: Укажите способы реализации учителем коммуникативной, перцептивной, интерактивной функций педагогического общения и оцените их эффективность с точки зрения обучения, воспитания, развития школьников. Определите стиль общения учителя и выявите наиболее типичные, на ваш взгляд, ошибки в общении, причины их возникновения, их связь с личностными особенностями учителя (используйте материал приложения 1). Предложите свои варианты организации общения на данном уроке. Сделайте вывод о средствах создания благоприятного психологического климата на уроке.

Задание для самообразования (по желанию)

1.Просмотрите видеоурок по выбору и на основе наблюдения определите общий эмоциональный фон урока, оценив (см. методики в приложении 4):

· эмоциональную удовлетворенность учителя взаимодействием с учениками;

· эмоциональную удовлетворенность учеников взаимодействием, организованным учителем на уроке

· свою эмоциональную удовлетворенность взаимодействием, организованным учителем на уроке.

· Сделайте устные выводы об атмосфере, царившей на уроке, о стиле педагогического общения, стиле руководства и стиле взаимоотношений учителя и учащихся.

Видеоматериалы

1. В/Ф Урок географии «Природные ресурсы». Учитель Герасимова С.В.

2. В/Ф Урок английского языка в 5 классе. «Ролевая игра- путешествие». Учитель А.А. Сорока.

 

Основная литература

1. Жук, А.И. Основы педагогики / А.И. Жук [и др.] – Минск: Аверсэв, 2003. – С. 209-218.

2. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – С. 33-38, 122-132, 144-145.

3. Карпович, Т.Е. Основы педагогики / Т.Е. Карпович. – Минск: Тесей, 2007. –С. 118-128.

4. Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса: учеб. пособие. В 3ч. – Ч.2 / С.С. Кашлев. – Минск: Зорны верасень, 2008. – С.42-58.

5. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – C.83-92, 108-112, 138-152.

6. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия / А.М. Кухарчук. – Минск: Современное слово, 2006. – С. 183-275.

7. Ротанова, Т.А., Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ротанова, Н.Ф. Шляхта. – М.: Моск. Психолого- социаль. ин-т: Флинта, 1998. – С. 189-202.

 

Приложение 1

 

Приложение 3

 

Примерный план устного анализа педагогического общения учителя и учащихся на уроке

1. Как учитель вошел в класс, делал ли замечания по поводу доски, дисциплины, внешнего вида учащихся и т.д.

2. Как обращался к ученикам (по имени, фамилии, на "ты" или "вы"?

3. Удалось ли ему создать комфортную обстановку на уроке? Как он решил эту задачу? Приведите примеры.

4. Каким образом учитель стимулировал активность класса?

5. Имели ли место реплики учителя в адрес нерадивых учеников, неправильных ответов и т.д.

6. В какой плоскости строилось общение учителя и учеников (в горизонтальной или вертикальной)?

7. Допускались ли учителем резкие перемещения психологического пространства, порождающие нежелательную напряженность?

8. Как пространственно располагался учитель к школьнику (школьникам) на уроке (сидит, стоит над ним, все время у окна, смотрит на свои руки и т.д.)?

9. Была ли ощутима "дистанция", которую держал учитель? В чем она проявилась?

10. Устанавливался ли личный контакт с каждым ребенком? Каким образом (взгляд, улыбка, жест, приветливое слово, вопрос, реплика, просьба, тактильный контакт и т.д.)?

11. Какие функции выполняли мимика и пантомимика учителя (сопереживание, соучастие, презрение, брезгливость, досада, насмешка, ненависть и т.д.)?

12. Как можно охарактеризовать общение учителя с учащимися? Наблюдалось ли:

- достоинство + уверенность в себе учителя и учащихся;

- умение слушать и внимательно смотреть на партнера;

- естественность и искренность, вежливость по отношению к ученику и взаимно;

- была ли ирония во взаимоотношениях;

- была ли попытка говорить с партнером на его «языке», не опускаясь до жаргона?

 

Занятие № 4

Подготовка к занятию

1. Ознакомьтесь с темой «Педагогическое мастерство» (см. приложение 1 и обязательную литературу).

2. Будьте готовы на занятиях привести примеры деятельности педагогов-мастеров из своего школьного опыта.

3. Ознакомьтесь с методикой проведения «круглого стола».

«Круглый стол» способствует развитию умения коллективной дискуссии, мышления, навыков общения через организацию смыслотворчества.

 

 

Порядок реализации метода

1. «Круглый стол» открывается представлением ведущих, затем определяется функция «круглого стола» - (коллективная дискуссия, обсуждение какой-либо актуальной проблемы). Объявляется тема и цель «круглого стола».

2. Ведущие представляют участников либо участники делают это сами.

3. Ведущие устанавливают законы «круглого стола», которым участники должны следовать в ходе дискуссии. Примерные законы «круглого стола»: «В дискуссии – все равны.»; «В споре рождается истина.»; «Пришел – не молчи.»; «Коротко о многом.»; «Закон поднятой руки.».

4. Ведущие формируют экспертные группы по каждому из обсуждаемых вопросов (2 студента).

5. Объявляется дискуссия по предложенным вопросам: сначала по первому, затем по второму и т.д. При обсуждении каждого вопроса ведущими предлагается каждому участнику поочередно высказать свое мнение. Участники имеют право пропустить ход (не представлять свое мнение). Экспертные группы по каждому из обсуждаемых вопросов фиксируют все неповторяющиеся мнения участников.

6. Поочередно экспертным группам предлагается подвести итоги дискуссии по каждому отдельному вопросу.

7. Организуется рефлексия содержания и хода дискуссии.

8. Ведущие подводят итоги «круглого стола»: делают обобщения выступлений экспертных групп; объявляют благодарность всем участникам.

 

Ход занятия

1. Примите активное участие в работе «круглого стола».

Вопросы для обсуждения:

1. Был ли учитель-мастер в вашей школе? Если да, то какой он?

2. В чем проявляется мастерство учителя на уроке и во внеурочной деятельности?

3.Что нужно для того, чтобы стать учителем-мастером?

4. Надо ли в педагогических вузах учить студентов педагогической технике? Если нет – то почему? Если да, то какими методами?

2. Групповая работа.

1. Составьте коллективный портрет учителя-мастера на основе примеров из своего школьного опыта, используя ассоциации, графические символы, образы, цветовую гамму.

Например, фрукт, ягода, река, животное, погода, дерево, пора года и т.д.

 

Контрольное задание

Педагогическое мастерство

 

Педагогическое мастерство — уровень совершенного владения педагогической деятельностью.

 

Занятие 5

Подготовка к занятию

 

Изучите формы организации воспитательного процесса и технологию подготовки и проведения КТД (см. приложение 1и обязательную литературу).

Ход занятия

Посещение и наблюдение воспитательного мероприятия.

 

Контрольное задание

Педагогического процесса

Конкретных организационных форм, используемых в педагогическом процессе, великое множество. В этой связи есть необходимость их классифицировать. Основаниями такой классификации могут быть разные характеристики или признаки педагогического взаимодействия.

Так, в основу классификации организационных форм может быть положен такой признак как количество участников педагогического взаимодействия: весь класс или несколько классов, группа учащихся или отдельные учащиеся. В этой связи выделяются следующие группы организационных форм педагогического взаимодействия:

Ø фронтальные или массовые (урок, вечер, турнир, классный час, игра-путешествие и т.д.);

Ø групповые или кружковые (факультативы, предметные кружки, кружки художественной самодеятельности, клубы, студии, консультации и т.д.);

Ø индивидуальные (индивидуальная беседа, зачет, экзамен, индивидуальная консультация, выполнение индивидуального творческого задания, общественное поручение и т.д.).

В зависимости от источника передачи и характера восприятия информации, доминирования соответствующих методов в педагогическом взаимодействии, организационные формы могут подразделятся на:

Ø словесные (беседа, лекция, диспут, устный журнал, конференция и т.п.);

Ø практические (экскурсия, поход, конкурс, олимпиада, трудовой десант, спартакиада и т.п.);

Ø наглядные (выставки, школьный музей, школьная картинная галерея и т.п.).

В зависимости от доминирования того или иного вида деятельности учащихся организационные формы могут классифицироваться на:

Ø познавательные (урок, устный журнал, экскурсия, олимпиада, конкурс знатоков и т.п.);

Ø трудовые (трудовые операции, десанты, акции, субботники, стройотряды, дежурство по классу, школе и т.п.);

Ø художественно-эстетические (творческие конкурсы, кружки художественной самодеятельности, школьный театр, посещение театров, музеев, музыкальный ринг и т.п.);

Ø спортивные (уроки физкультуры, спортивные соревнования, спортивные секции и клубы, «Веселые старты», спортивные праздники и т.п.);

Ø экологические (экологическая тропа, школьное лесничество, турнир знатоков природы, трудовая экологическая операция, экскурсия в природу и т.п.).

В соответствии с ведущим видом деятельности («общественно-практической заботы») классифицируются коллективные творческие дела (КТД) как организационные формы на:

Ø трудовые (атака трудовая, десант трудовой, почта трудовая, рейд трудовой, сюрприз трудовой, фабрика трудовая и др.);

Ø познавательные (вечер ( сбор ) веселых задач, вечер ( сбор ) -путешествие, вечер ( сбор ) разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс-конференция, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал ( альманах ) и др.);

Ø художественные (кольцовка песен, концерт-«молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий, эстафета-«ромашка» и др.);

Ø спортивные (веселая спартакиада, сюита туристских игр, «десант-ракеты» и др.);

Ø общественно-политические (звездный марш-поход, город будущего, салют ветеранам, день знаний и др.);

Ø организаторские (сбор-рождение коллектива, журнал-эстафета, газета-«молния», разведка дел и др.).

По основной педагогической функции организационные формы также подразделяются на:

Ø организационные формы обучения (урок, лекция, факультатив, практикум, зачет, экзамен, консультация, олимпиада, предметная неделя и др.);

Ø организационные формы воспитания (классный час, турнир, вечер, конкурс, игра-путешествие и др.).

Приложение 2

КТД

Основные понятия:

Детский коллектив -группа детей, объединенная совместной целеустремленной деятельностью и общей организацией этой деятельности. Создается и укрепляется в процессе решения практических задач.

Современный словарь по педагогике. Мн., 2001. С 316

Самоуправление – форма демократического устройства жизни детского коллектива, предполагающая широкое участие детских организаций и их выборных органов в управлении всеми важнейшими вопросами своей жизнедеятельности с учетом интересов и склонностей.

ТЕХНОЛОГИЯ КТД

К – коллективное (обсуждается всеми членами коллектива)

Т – творческое (поиск нового)

Д – дело (реализация системы практических действий)

Структура КТД

1. Предварительная работа коллектива

2. Коллективное планирование

3. Коллективная подготовка КТД

4. Проведение КТД

5. Коллективное подведение итогов

6. Последействия КТД

общественно-политические
Виды КТД

 

 
 

 


ЭТАПЫ КТД

общее собрание (сбор)

 

 

коллективное планирование

 

 

текущая организаторская работа

 

 

коллективное подведение итогов

 

 

Реализация гласности

Трудовые КТД

– атака

– десант

– подарок друзьям

– трудовая почта

– трудовой рейд

– фабрика

Познавательные КТД

– вечер весёлых задач

– защита фантастических проектов

– пресс бой

Художественные КТД

– кольцовка песен

– концерт-«молния»

– кукольный театр

– литературно-художественный конкурс

– турнир знатоков поэзии

Спортивные КТД

– весёлая спартакиада

– космонавты и метеоры

– тайна

Организаторские КТД

– газета-молния

– живая газета

– журнал-эстафета

– общий сбор коллектива

 

 

Занятие № 6

Подготовка к занятию

1. Вспомните технологию составления педагогического коллажа (см. занятие №1) и выполните задания трех первых этапов.

Коллаж является способом художественного оформления какой-либо темы, мысли, идеи. Представляет собой рисунок, составленный из фрагментов иллюстраций и текстов.

Средства для создания коллажа: заголовки газет, рекламные материалы, фрагменты буклетов, проспектов, каталогов, календарей, плакатов, афиш, наклеек, и др. печатная продукция; лист ватмана, клей, ножницы, краски, маркеры и т.п.

При создании коллажа сначала необходимо найти рисунки, иллюстрации, фотоснимки и т.п., соответствующие теме. Вырезать их, а затем по-новому сгруппировать полученный материал. Сделать надписи, используя фрагменты печатного текста, различные обозначения и символы.

• 1 этап - формирование небольших творческих групп (не более 5 человек);

• 2 этап - определение темы, распределение ролей и заданий между участниками группы, сбор материала;

• 3 этап - работа групп над оформлением коллажа (40-60 мин).

Ход занятия

• 4 этап - презентация и защита проекта творческими группами (5-7 мин.);

• 5 этап - рефлексия, совместное обсуждение коллажей и работы над ними (10-15 мин.).

 

На этапе рефлексии ответьте на следующие вопросы:

1. Почему вы выбрали именно такую тему для своего коллажа?

2. Какую основную идею, мысли, чувства, настроения вы хотели выразить в педагогическом коллаже (ПК)?

3. Удалось ли вам полностью выразить общую идею в окончательном варианте ПК?

4. Какие еще идеи и решения предлагали члены группы, и что помешало их реализовать?

5. Какие формы и стилистические средства могли бы усилить ваш художественный замысел?

6. Наблюдали ли вы за работой других групп? Как это влияло на работу над собственным коллажем?

7. Понравился ли вам данный вид работы? Какие конструктивно-творческие и дидактические задачи позволяет решить метод коллажа?

8. Будете ли вы практиковать изготовление коллажей в процессе преподавани


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.238 с.